Дед Мороз и новогодняя ёлка

Николай Тернавский
                Дед Мороз и
                новогодняя ёлка

Откуда, из каких глубин, к нам пришел Дед Мороз? Всегда ли он был таким добрым, по крайней мере, к детям, приносил им подарки, одаривал гостинцами за таланты?
Точных исторических данных о нем, по вполне понятным причинам, не сохранилось, но существует множество фольклорных и этнографических сведений. Отметим сразу, Дед Мороз не калька Санта Клауса, он наш славянский бог.
Этимологический разбор его имени не внушает теплых к нему чувств. В основе его «мор», то есть повальная смерть и сближает его с древнеславянской богиней Морой-Марой. Приходу этой богини в славянское селение были, мягко говоря, не  рады; богиню, приносившую смерть и несчастья, старались задобрить и отвадить подальше от села. Судя по всему и Мороз был божеством, отнюдь не добрым и не желаемым славянами. По мнению некоторых, он бог зимы  бог зимы, стужи и одно из воплощений Велеса. У восточных славян существовал обычай «кормления кутьей» Мороза. В канун Рождества (Святок) Мороза закликали: «Мороз, Мороз, иди с нами кутью есть. Не идешь, так не ходи и на рожь ».  На Украине стелили в углу солому, ставили блюда и говорили: «Мороз, Мороз, иди к нам углу есть! А если не придешь, то и в Петров не приходи, потому будем тебя плетьми бить! »  Позже, вероятно, под влиянием Христианства Мороз из сурового языческого бога стал сказочным и фольлклорным Дедом, Дедом Морозом. Он подобрел, стал мехоношей, одиривающим детей за учебу и старания. У него появилась спутница –внучка Снегурочка.
О том, кто учредил обычай устанавливать в доме и украшать новогоднюю ель, сохранились исторические предания. Шел восьмой век, и некий набожный немец Винфрид, приняв монашество, стал Святым Бонифацием, и с благословения папы римского Григорий II проповедовал Евангелье среди германских язычников. Как-то в порыве спора, он схватил топор и стал рубить священный дуб бога Тора, пытаясь убедить, что бог бессилен наказать его за кощунство. Когда же дуб упал на землю, то сломал много других деревьев священной рощи, но каким-то чудом уцелела небольшая ель. Святой Бонифаций, указав на нее перстом, воскликнул: «Вот дерево Господне, избежавшее гибели. Впредь называйте его Древом младенца Исуса».
С того времени, когда наступал новый год, сначала немцы, а затем и прочие европейские народы стали украшать ель бумажными цветами, яблоками, золотыми хлебцами и конфетами, чтобы отметить рождение Исуса. Эта традиция стала так популярна, что в 1560 году Эльзасский эдикт запрещал жителям немецких городов иметь в своих домах более одного дерева. Свечи появились на новогодних елях позже, зажигать их стали в ознаменование душ умерших родственников.