О происшествии с царевной Тира

Вольфганг Акунов
ABRAXAS

В Тире /1/ некогда царевна
Проживала, ежедневно
Выходившая гулять
И цветочки собирать
На лугу у брега моря,
Красотой с самою споря
Афродитой /2/, говорят,
И пленяя всех подряд
Её видевших тирийцев,
Да и прочих финикийцев /3/ -
Право, знали люди те
Толк в девичьей красоте.
Знали, но отнюдь не смели
Знанье применить на деле,
Ибо девушки отец
Живо положить конец
Повелеть мог жизни бренной
Этой братии презренной -
Самовластно правил он
Тиром, да и град Сидон /4/
Агенору/5/ подчинялся
И покорно преклонялся
Пред могуществом царя -
Тирского богатыря.
Дочка царская, Европа,
Окроплённая иссопом,
С насурмлёнными бровями,
С шелковистыми кудрями,
В одеяньи драгоценном,
С на главе венцом бесценным,
Легконогая тирянка,
Побежала спозаранку
За цветами, как обычно -
Это было ей привычно.
Набрала цветов корзину.
Солнце жгло нещадно спину,
И царевна отдохнуть
Прилегла, часок соснуть
Под тенистой смоковницей.
Но едва глаза девица
Вновь открыла, как возник
Белый перед нею бык
С серебристыми рогами,
С мускулистыми ногами,
С золотым пятном на лбу.
Если б знала, что судьбу
Круто бык её изменит,
То Европа - кто ж не ценит,
Что имеет, боже мой? -
Убежала бы домой...
Но - увы! - она не знала,
Что явленье означало
Круторогого быка -
Жизнь её была легка
До сих пор и беззаботна.
И она, любя животных,
Принялась ласкать быка.
Девы нежная рука
Его гладила (а шкура
У быка нежней велюра
Или бархата была) -
Вот такие, брат, дела!
На царевну глядя кротко,
Бык лизнул под подбородком
В шею Агенора дочь.
Очи, чёрные, как ночь,
Дева широко раскрыла,
И неведомая сила
Повлекла её к быку.
Вмиг развесив на суку
Свои пышные одежды,
Дева опустила вежды,
И, оставшись лишь в хитоне
Из тончайшего виссона,
В солнечных лучах сверкавшем,
Тело девы облегавшем,
Прикрывая грудь и спину,
Доходя до половины
Только бёдер девы стройных -
В дней разгар отрада знойных -
И, вслепую охватив
Бычью шею, ощутив
Жаркое быка дыханье,
Потеряв на миг сознанье,
Очутилась, как во сне,
На быка крутой спине.
Бык тотчАс переменился
И как будто бы взбесился.
Он помчался во всю прыть
К морю, и едва схватить
За рога она успела
Похитителя. День целый
Бык по морю плыл с царевной
На спине. Боясь, что гневный
Посейдон /6/ их утопить
Может, девушка молить
Бога вод не уставала
О пощаде, и взывала
К олимпийцам, чтоб спасли
И добраться до земли
Помогли ей. Наконец
Плаванью настал конец.
Бык приплыл на остров дальний
Крит (иль КЕфтиу). Печально
Дева на берег сошла
И тотчас же вознесла,
Опустившись на колени,
За своё от вод спасенье
Небожителям хвалу,
Отогнавшим смертну мглу
В этот раз от девы милой,
Что главу свою склонила
До земли. А дивный бык
Сзади к ней тотчас приник,
На главу хитон накинув
Деве, ноги ей раздвинув -
Наяву, а не во сне -
Гелиос/7/ свидетель мне!
Сжав передними ногами
Ей бока - клянусь богами
Вам! -, а задними ногами -
Я опять клянусь богами! -
Вмиг раздвинув деве ноги,
И вонзив ей - видят боги! -
Выгнувшей от муки спину,
Разом в нежную вагину,
Что напрасно поджимала
Губки узкого канала,
Мощный фаллос, как струна,
Напряжённый! Пронзена
До кишок, до самой матки,
В одури любовной схватки,
Бычьим Удом, как копьём,
Как на вертеле, живьём,
Толщиной с мужскую руку,
Лютую не в силах муку
Вытерпеть, она кричать
Стала и на помощь звать
Всех богов своих - сирийских,
Хананейских, финикийских,
Арамейских, митаннийских,
Ассирийских, олимпийских,
И фракийских, и фригийских,
И палайских, и лувийских,
И карийских, и лидийских,
Митаннийских, киликийских,
Хеттских и каппадокийских,
Шумерийских и индийских,
Берберийских, иберийских,
Аморейских и ликийских,
Ликаонских, киммерийских,
Эфиопских и ливийских
(Те, однако, не пришли
К ней на помощь!), из земли
ТрАву целыми пучками
Вырывая, и зубами
Стиснутыми скрежеща,
И всем телом трепеща,
Охватив быка ногами
Ноги задние, рогами
Трясшего, и зад подняв.
Как на кролика удав,
Глядя, бык, на тириянку,
Сверху, будто наизнанку
Выворачивал царевну,
И мычал свирепо, гневно,
Словно тяжким млатом сваи
В недра девы забивая,
Всё мощнее, всё сильнее,
И чем глубже, тем больнее,
Колотя, как в барабан,
В вульву ей, как бьёт таран,
Сделавший в стене пролом,
Расширяя брешь потом,
Пробивая все преграды
И снося их без пощады.
Слёзы брызгали из глаз
У Европы всякий раз,
Как ей в лоно, грозным рыком
Тириянки вторя крикам,
Словно ей вспороть живот
Тщась, стенанья, кровь и пот,
Всхлипы, жалобные вопли,
Слюни и из носа сопли,
А потом - и кал, и слизь
(Вот как в древности дрались
На любовном брани поле,
Не страшась ни ран, ни боли!)
Исторгая у сомлевшей,
То стонавшей, то хрипевшей,
Кулаками колотившей
По земле и закусившей
Свой в неистовстве язык,
Заглушить пытаясь крик
Тщетно, рот свой разевавшей,
Жадно воздух им хватавшей,
И рыдавшей, и визжавшей,
Кудри слипшиеся рвавшей,
И пронзительно кричавшей,
Гулко звуки испускавшей
(Ибо верх брала природа
В ней) из заднего прохода,
И в отчаянии вывшей,
И совсем с ума сходившей,
И истошно голосившей,
Пощадить её молившей
И свои кусавшей руки,
Вынести не в силах муки,
И под тушей егозившей
Бычьей, в её лоно бившей,
Словно дикая коза,
Закатив под лоб глаза,
И уже не проклинавшей,
А всё больше обожавшей
К ней в утробу проникавший,
До кишок её пронзавший,
Всё нутро её терзавший,
Тело девы сотрясавший,
Мерно в матку ударявший
И до сердца достававший
Бычий уд, в неё вселявший
Страсть к соитию, желавшей
Вновь и вновь быть прободённой,
Им всё глубже быть пронзённой,
Плачущей, во вкус входящей,
Ягодицами крутящей,
Мощно задом поддающей
И ликующе поющей,
И восторженные вскрики
Издающей, и на пике
Наслаждения оравшей
Благим матом, трепетавшей,
Исходя кровавой пеной,
Испытав попеременно
Боль от полового спазма
И блаженство от оргазма,
Потным телом сотрясаясь
Всем, под небом отдаваясь
Крита зверю круторогу,
Как приносят жертву богу,
И в экстазе верещавшей,
И безумно хохотавшей,
И стенавшей, и вопившей,
И ногтями землю рывшей
Тириянки с двух сторон -
В лоно и чрез афедрон
(Он ей дыры раздирает,
А она, что умирает
И в безумие впадает,
Громким воплем уверяет!),
Исступлённый бык вонзался,
В девы чрево погружался
Глубже всё своим копьём...   
Долго так они вдвоём
Буйству плоти предавались,
Много раз совокуплялись
Целовались, миловались
И друг другом наслаждались,
Наконец, в изнеможенье
Повалившись без движенья
На любовного сраженья
Поле - это выраженье
Очень точно подходило,
Чтобы описать, чем было
Тириянки похищенья
Круторогим завершенье,
В окровавленный песок
Со следами бычьих ног,
Рук и ног тирийской девы,
Что своей лишилась плЕвы,
Или, может быть, плевЫ /8/
(Сами уж решите вы).
А потом они проснулись,
Вновь друг к другу потянулись...
Но об этом мой рассказ
Я в другой продолжу раз.


ПРИМЕЧАНИЯ

/1/ Тир (от финикийского слова Цор, что означает буквально "скалистый остров") — знаменитый финикийский город, один из древнейших крупных торговых центров. Находился на территории современного Ливана, провинция Аль-Джануб ("Южный Ливан"). Современное арабское название Тира-Цора — Сур.

Основание Тира возводилось к древним финикийским богам. По легенде, первый в мире мореплаватель Усоос приплыл на бревне к скалистому острову, водрузил два менгира (ритуальных фаллических каменных столпа) и оросил их кровью жертвенных животных. По другому преданию, остров Тир плавал по волнам; на нём были две скалы и между ними маслина, на которой сидел орёл; он должен был остановиться, когда кто-либо приплывёт к нему и принесет в жертву орла. Это и сделал первый мореплаватель Усоос, и остров был прикреплён ко дну. Древнегреческому историку Геродоту ("отцу истории") местные жрецы рассказывали, что город их основан двадцать три века тому назад, то есть в первой половине XXVIII века до н. э.

Древнейшее упоминание Тира содержится в Амарнском архиве древнеегипетского фараона Эхнатона (Аменхотепа IV) - религиозного реформатора, пмытавшегося ввести в своих владениях монотеистический культ солнечного диска - Атона. Князь Тира Адимильку в униженных выражениях просил у своего сюзерена помощи против другого финикийского города-государства - Сидона - и западносемитского амореев (амурру; из амореев проиходил, между прочим, вавилонский царь-законодатель Хаммурапи); враги заперли Адимильку на острове, у него не было ни воды, ни дров. В папирусе Anastasi I (XIV века) Тир упоминается как большой "город в море, к которому подвозят воду на кораблях и который богат рыбой более, чем песком".

Древнейшее поселение находилось действительно на острове; на материке были расположены только предместья и кладбища; имя материкового Палетира ("древний Тир") основано на недоразумении. Именно на территории материкового Палетира располагался царский дворец, в котором царевна Европа проводила жаркие весенние и летние дни и из которого она отправлялась в свои прогулки на берег моря. Воды на острове не было; она была проведена из Рас-эль-Аин к берегу, откуда её доставляли на кораблях в город (остатки водопровода сохранились до сих пор между Телль-Машуком и Рас-эль-Аин); во время осады приходилось собирать дождевую воду в цистерны.

Остров Тир имел две гавани — Сидонскую на севере и Египетскую на юго-востоке; последняя теперь засыпана песком, и часть острова размыта морем. На первое место среди финикийских городов Тир выдвинулся в XII веке до н. э. после разрушения Сидона одним из "морских народов" - филистимлянами-пеласгами; в торговле он стал играть главную роль. Почти все колонии финикийцев в западной половине Средиземного моря (Кадис, Утика, Карфаген и многие другие) были основаны выходцами из Тира: они признавали его гегемонию, считали его бога Мелькарта своим и посылали ежегодную дань в его храм. Утика, пытавшаяся восстать против Тира, была усмирена царём Хирамом I (969—936), известным как мудрый политик, украсивший Тир многим величественными постройками. Именно благодаря дружбе Хирама Тирского с царём объединенного Иудейско-Израильского государства Соломоном, сыном Давида, тирийцы помогали древним израильтянам построить Храм Соломона в Иерусалиме.

После Хирама Тир долгое время сотрясали смуты, пока не вступил на престол узурпатор Иттобал I, брат Иезавели, шурин нечестивого царя Ахава Израильского, уклонившегося, под влиянием своей жены-идолопоклонницы, от веры в Единого Бога в язычество. При нём царь Ассурназирпал Ассирийский дошёл в своём походе до Нар-эль-Кельба (876); Тир откупился от него дарами. Иттобал основал Ботрис для защиты от ассириян и основал колонию в Ливийской Авзе. При его внуке Маттоне I ассирийский царь Салманассар II получил дары (842) от Тира, а при следующем царе Тира, Пигмалионе, поход на Тир совершил ассирийский царь Рамман-Нирари (804 и 801), которому Тир также подносил дары. ассирийскому царю Тиглатпалассару III Тир уплатил дань в сто пятьдесят талантов; в его анналах упоминаются цари Тира Хирам II и Маттон II (738, 734). После них Тиром правил Элулай, или Пий (728—692), подчинивший пытавшихся освободиться из-под власти Тира киттийцев (киприотов) и выдержавший победоносно пятилетнюю осаду города войсками Салманассара IV.

Ассирийский царь Саргон (Шаруккин) похвалялся тем, что подчинил Тир, но преемнику Саргона Синахерибу (библейскому Сеннекериму) не удалось справиться с правителем Тира Элулаем, который примкнул к антиассирийской коалиции эфиопского фараона Египта Тахарки и иудейского царя Езекии (Хизкии). При царе Ассирии Ассаргаддоне царь Тира Ваал сначала подчинился Ассирии, потом примкнул к Египту, был осаждён, но, по-видимому, не покорён, хотя на зенджирлийском барельефе Ассаргаддон и изобразил Ваала вместе с Тахаркой на веревке у ног своих (барельеф хранится в Берлинском музее). Царю Ассирии Ассурбанипалу (Ашшурбанипалу) Ваал должен был подчиниться и отдать ему в гарем свою дочь и в заложники — сына. Постоянные осады и войны ослабили город. Этим воспользовались содержавшиеся в Тире многочисленные рабы, поднявшие бунт, жертвой которого пала тирская знать; царём был выбран Абдастарт (греч. Стратон). При нововавилонском царе Навуходоносоре, разрушителе Иерусалима, Тир воевал с Вавилоном на стороне Египта и Иудеи. Вавилонский царь безуспешно осаждал Тир тринадцать лет (с 587 г.) при царе Иттобале II. Однако изнемогшие граждане решили заключить мир. Царь переселился в Вавилон; на его место посажен был Ваал II (до 564), после которого в Тире опять произошел государственный переворот: царская власть была заменена "судьями" (шофетами), как в колонии Тира - североафриканском городе Картхадаште (Карфагене). Вскоре, однако, противная партия выпросила из Вавилона царя Хирама III (552—532), при котором вавилонское владычество заменилось персидским.

Это владычество Тир сносил спокойно и поставлял царям большой флот. Отказ пустить в город царя Македонии и предводителя объединенного греческого войска Александра Великого для принесения жертвы Мелькарту (именуемому греками Гераклом) повлёк за собою семимесячную осаду с насыпкой перешейка от берега к острову. Тирийцы защищались отчаянно и не без успеха; плотина едва ли много помогла бы Александру, если бы ему не удалось составить большой флот из враждебных Тиру финикийских городов. 8000 граждан погибло; царь Азимильк и вельможи, спасшиеся в храме, были пощажены, тридцать тысяч человек продано в рабство. Все строения города Александр приказал поджечь. Очевидно, город быстро восстановили, так что уже семнадцать лет спустя он держался пятнадцать месяцев против одного из бывших полководцев Александра Великого - Антигона Одноглазого, будучи под властью Птолемеев, царей эллинистического Египта и потомков другого полководца Александра Великого - Птолемея Лага. Во время эллинизма Тир был одним из центров образованности (оттуда были родом историки Менандр, Дий, философы-неоплатоники Порфирий и Максим Тирский). В Иудейскую войну Тир выступил на стороне Римской империи против восставших иудеев. В 43 г. до н. э. известен тиран Тира Марий, ставленник римлян. Христианство появилось в Тире рано; здесь жил неделю Апостол Павел (Деяния XXI, 3); город скоро стал епископией (святой Дорофей и др.). В период гонений некоторые из тирских христиан потерпели мученическую кончину; при одном Диоклетиане пострадало здесь сто пятьдесят шесть мучеников. В Тире умер один из отцов церкви Ориген; гробницу его показывали ещё в VI в.

Согласно старинному греческому мифу, дочь царя Тира Агенора, по имени Европа ("Широкоглазая"), гулявшая на берегу моря, была похищена чудесным быком (согласно большинству версий мифа - верховным богом олимпийского пантеона Зевсом Громовержцем, принявшим образ быка) и увезена им на остров Крит. Там Зевс овладел Европой, и с тех пор она жила на Крите. От Зевса Европа родила троих сыновей: Миноса, Радаманфа и Сарпедона. По всему миру шла слава об этих могучих и мудрых сыновьях Зевса Громовержца.

/2/ Афродита (в древности ее имя истолковывалось как производное от слова "афрос" — "пена") — в греческой мифологии богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов, а также богиня плодородия, вечной весны и жизни. Афродита — богиня браков и даже родов, а также "детопитательница". Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди. Неподвластны ей были только Афина (у римлян: Минерва), Артемида (у римлян: Диана) и Гестия (у римлян: Веста). Была безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Жена Гефеста, а позднее - Ареса.

Афродите, как богине любви, были посвящены мирты, розы, мак и яблоко - простое, гранатовое (гранат) и квитовое (айва) -, а также анемоны, фиалки, нарциссы и лилии; как богине плодородия — воробьи и голубки, составлявшие её свиты; как морской богине — дельфин. Атрибуты Афродиты — пояс и золотая чаша, наполненная вином, испив из которой, человек получает вечную молодость.

Спутники Афродиты — Эрот, хариты, оры, нимфы. Она напоминает вавилонскую Иштар (ханаанскую Ашеру, финикийскую Астарту, карфагенскую Раббет-Ваалет-Танит-Тиннит, армянскую Асхик-Астлик, древнеиранскую Анахиту и армянскую Анаит-Анаиду), чьими спутницами были Красота и Страсть. Её (как и фригийскую Великую Богиню Рею-Кибелу) часто могли сопровождать также дикие звери — львы, волки, медведи, усмиренные вселенным в них богиней любовным желанием.

Легендарным местом рождения Афродиты считался Пафос на острове Кипр (отсюда прозвище Афродиты - Киприда, то есть "Кипрская").

Согласно "Теогонии" (поэме о происхождении богов) древнегреческого эпического поэта Гесиода, Афродита родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана (бога Неба), которые попала в море и образовали белоснежную пену (отсюда прозвище "пенорожденная" - Афродита "Анадиомена"). Ветерок принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры. До сих пор в Пафосе на Кипре показывают Бухту Афродиты.

Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной морской раковины вблизи Кипра и на раковине добралась до берега. Оры в золотых диадемах увенчали её золотым венцом, украсили золотым ожерельем и серьгами, а боги дивились её прелести и возгорались желанием взять её в жены.

Согласно Эпимениду, Афродита была дочерью Кроноса. Она была вскормлена морским старцем Нереем, отцом морских нимф - нереид.

С Афродитой было связано множество мифов.

Супруга Зевса (у римлян: Юпитера) Громовержца Гера (у римлян: Юнона) устроила так, что Афродита вышла замуж за Гефеста (у римлян: Вулкана) — самого искусного мастера среди богов и самого некрасивого из них. Хромоногий Гефест трудился в своей кузнице, а Афродита, нежась в опочивальне, расчёсывала золотым гребнем кудри и принимала гостей — Геру и Афину. Любви Афродиты домогались бог моря Посейдон, бог войны Арес (Арей), бог купцов и воров Гермес и другие боги.

Огромное горе принесла Афродите смерть её возлюбленного Адониса, страстного охотника. Он погиб от клыков кабана, посланного ревнивым Аресом (или от клыков самого Ареса, превратившегося в кабана - посвященное ему священное животное). Согласно Птолемею Гефестиону, Афродита первой бросилась с Левкадской скалы, чтобы излечиться от любви к Адонису.

Афродита с наслаждением внушала любовные чувства богам и людям и влюблялась сама, изменяя хромоногому супругу. Непременным атрибутом одеяния богини являлся её знаменитый пояс, в котором были заключены любовь, желание, слова обольщения; он делал любого влюбленным в его хозяйку. Этот пояс порой заимствовала у Афродиты супругу Зевса - Гера, когда хотела разжечь в Зевсе страсть и тем самым ослабить волю своего могущественного супруга (об этом Гомер повествует в XIV песни "Илиады").

Рассказ VIII песни другой поэмы Гомера - "Одиссеи" - описывает реакцию бога-кузнеца Гефеста, законного мужа Афродиты, узнавшего от Гермеса (у римлян: Меркурия) о её связи с Аресом (у римлян Аресу соответствовал Маворс-Марс). Разгневанный Гефест выковал тонкую, как паутина, но удивительно прочную золотую сеть, которую незаметно прикрепил к подножию кровати, опустив с потолка, а затем объявил жене, что отправляется немного отдохнуть на свой любимый остров Лемнос. Стоило только мужу скрыться из виду, как Афродита послала за Аресом, который не заставил себя долго ждать. Наутро божественные любовники обнаружили, что лежат опутанные сетью — голые и беспомощные. Появился Гефест и приглашенные им поглазеть и посмеяться остальные боги (богини из стыдливости остались дома). Арес получил свободу только благодаря Посейдону, пообещавшему Гефесту устроить так, что Арес заплатит выкуп, — в конце концов Арес отказался платить и Гефест так и остался без выкупа. Афродита вернулась на Кипр, где вернула себе девственность, искупавшись в море.

Хотя верховный бог древних греков и глава олимпийского пантеона Зевс Громовержец никогда не делил ложе с Афродитой, под влиянием её волшебного пояса испытывал такой соблазн даже он. Поэтому однажды он решил унизить Афродиту, возбудив в ней безоглядную любовь к смертному. Им стал прекрасный Анхиз из царского рода дарданов. За то, что он этим хвастался, Афродита (либо Зевс) наслал на него расстройство членов. Сын Афродиты (у римлян - Венеры) и Анхиза — Эней, переселившийся после взятия Трои греками-ахейцами, в Авзонию (Италию) считался предком римского полководца и диктатора Гая Юлия Цезаря, возводившего свой род к сыну Энея - Илу (Иулу или Юлу).

Возлюбленным Афродиты был также спасенный ею от сирен аргонавт Бут; некоторые утверждают, что богиня провела несколько ночей с Бутом единственно для того, чтобы пробудить ревность в Адонисе.

Афродита превратила женщин Коса в коров, когда от острова отплыл отряд Геракла.

Во время вызванного богиней раздора Эридой спора о том, какая из трех богинь — Гера, Афина или Афродита — самая красивая, траянский царевич Парис (Александр) принял решение в пользу Афродиты и отдал ей золотое яблоко. За это она пообещала Парису любовь Елены Прекрасной, дочери царицы Спарты Леды и Зевса (совокупившегося с Ледой в образе лебедя), помогла ему похитить её и следила за прочностью их союза, хотя Елена и бранила её. Во вспыхнувшей по этой причине Троянской войне Афродита защищала троянцев. Согласно "Илиаде", Афродита спасла от гибели Париса во время его поединка с мужем Елены - Менелаем, а также своего сына, троянского героя Энея, на которого напал ахейский герой Диомед; последний, подбадриваемый Афиной, не побоялся напасть на Киприду, ранил её копьем в руку и заставил покинуть поле боя.

Богини судьбы - Великие Мойры (у римлян - Парки) наделили Афродиту лишь одной божественной обязанностью — творить любовь, но однажды Афина застала её тайком сидевшей за прялкой. Посчитав это вмешательством в свои дела, Афина пригрозила вообще бросить свои обязанности. Афродита извинилась и с тех пор больше никогда не прикасалась ни к какой работе. Есть также рассказ, как она состязалась в ткачестве с Афиной.

Помогая любящим, Афродита преследовала тех, кто пренебрегал её культом и отвергал любовь. Она была причиной смерти афинского царевича Ипполита (отвергшего любовь своей мачехи Федры) и самовлюбленного Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае (к быку)_ и Мирре (к собственному отцу) и наделила отвратительным запахом женщин с острова Лемнос. Афродита жестоко наказала Аталанту, пожелавшую остаться девственницей, а Главк был, по воле Афродиты, разорван своими конями за то, что запретил им покрывать своих кобылиц. Мотив мести Афродиты развивался также в древнегреческой любовной поэзии, особенно эллинистического периода.

Если верить "Истории" Геродота (а почему бы нам ей не верить?), то каждая вавилонянка однажды в жизни должна была садиться в святилище Афродиты (Иштар или Милитты) и отдаваться за деньги чужестранцу. Многие женщины, гордясь своим богатством, считали недостойным смешиваться с толпой остальных женщин. Они приезжали к святилищу в закрытых повозках в сопровождении множества слуг и останавливались около святилища. Большинство же женщин поступало иначе: в священном участке Афродиты сидело множество женщин с повязками из веревочных жгутов на голове. Одни из них приходили, другие уходили. Прямые проходы разделяли по всем направлениям толпу ожидающих женщин. По этим проходам ходили чужеземцы и выбирали себе женщин. Сидящая там женщина не могла возвратиться домой, пока какой-нибудь чужестранец не бросал ей в подол деньги и не совокуплялся с ней за пределами священного участка. Бросив женщине деньги, он должен был только сказать: "Призываю тебя на служение богине Милитте!". Милиттой же ассирийцы и вавилоняне называли Афродиту. Плата могла быть сколь угодно малой. Отказываться брать деньги женщине не дозволялось, так как деньги эти считались священными. Всякая девушка должна была идти без отказа за первым же человеком, кто бросил ей деньги. После соития, исполнив священный долг богине, она уходила домой и затем уже ни за какие деньги не возможно было овладеть ею вторично. Красавицы и статные девушки скоро уходили домой, а дурнушкам приходилось долго ждать, пока они смогут выполнить обычай. И действительно, иные должны были оставаться в святилище даже по три-четыре года. Подобный этому обычай существовал также в некоторых местах на Кипре.

/3/ Финикийцы (так их называли греки, сами они именовали себя хананеями, сидонянанми или "сынами Анат") были одним из самых знаменитых народов древности. С точки зрения генетики, финикийцы (которых древние римляне именовали "пунами") являлись носителями гаплогруппы J2, что указывает на их автохтонное происхождение и родство с древним мезолитическим населением Ближнего Востока и Кавказа. Однако в лингвистическом отношении финикийцы говорили на семитском языке, родственном древнееврейскому и современному ивриту. Геродот сообщает в своей "Истории", что финикийцы пришли в Финикию ("Страну красного пурпура") из северо-западной Аравии, с побережья Красного моря. Итальянский историк Сабатино Москати подчеркивал, что в этногенезе финикийцев принимали участие и индоевропейские "народы моря" ("морские народы"), в том числе филистимляне-пеласги, ахейцы и данайцы, обучившие местных аборигенов и пришлых семитов искусству мореходства.

Финикийцы относились к средиземноморской расе, отличаясь внушительным внешним видом,  высоким ростом, узким лицом, прямым носом и темными, часто курчавыми, волосами.

Финикийцы одевались в длинную тунику, которую подпоясывали, и сандалии. Финикийские женщины носили на голове покрывало, кольца, браслеты, серьги и ожерелья. Среди украшений особое место занимал лунный серп — символ Астарты (Танит), эквивалента греческой Селены-Артемиды-Гекаты и в то же время - Афродиты. Финикийцы отдавали предпочтение красным и жёлтым цветам в одежде, которая изготавливалась обычно из льна или шерсти. Именно финикиянки первыми начали носить красные платья (багряница), окрашенные соком улитки-багрянки, составлявшие одну из главных статей финикийского экспорта. Головным убором простых людей служила шапка в виде чепца, головным убором вельмож и знати - тиара он цилиндрической формы с золотыми полосами.

Финикийцы неоднократно упоминаются в Библии. Так сирофиникиянка (Мк.7:26) или ханаанеянка (Мф.15:22) просила Иисуса Христа исцелить её дочь. Другие жители "приморских мест Тирских и Сидонских" слушали Нагорную проповедь (Лк.6:17).

Согласно историческим документам, финикийцы были опытными торговцами и отважными мореплавателями, впервые обогнувшими Африку (по поручению египетского фараона) и основали многочисленные колонии (наиболее известной из которых стал Картхадашт, или, по-гречески, Карфаген), а также, возможно, открывшими Канарские острова ("страну Канар") и даже Америку. Финикийские цари, например Хирам I Тирский, имели тесные дружественные, торговые, и даже династические связи с древней Иудеей и древним Израилем. В частности, известна библейская Иезавель — дочь Итобаала, тирского царя, жена израильского царя Ахава и мать иудейской царицы Гофолии (Аталии). Также известно, что при посредничестве тирских царей, древние израильтяне и иудеи вели торговлю с Таршишем (Тарсисом, Фарсисом, по-гречески: Тартессом) в Иберии (Испании; некоторые исследователи идентифицируют Тартесс как Южную Индию или остров Шри Ланку) и страной Офир (предположительно: Сомали).

Финикийцы издавна славились как искусные ремесленники, известность которых выходила далеко за пределы их мест расселения. Так, древнеизраильский царь Соломон, задумав строительство дворца и храма в Иерусалиме, просил правителя Тира Хирама направить к нему специалистов-финикийцев. Финикийцы переняли искусство производства стекла у египтян и усовершенствовали его технологию, придавая стеклянной массе различные цвета при сохранении прозрачности, делали также непрозрачное стекло. В I веке н. э. финикийцы стали изготовлять выдувное стекло.

Одной из важнейших заслуг финикийцев перед человечеством стало создание ими первого в истории алфавита.

Финикийцы, не имевшие собственной письменности, в деловой и дипломатической переписке использовали аккадский язык, что создавало определённые затруднения. Аккадская клинопись требовала немало времени на изучение — она насчитывала около шестисот знаков, каждый из которых имел несколько значений. Чтобы вести переписку на чужом языке, необходимо было содержать штат специально обученных писцов. Неудобства использования аккадского языка привели финикийцев к созданию своего собственного линейного письма, на основании которого было создано алфавитное письмо всех европейских и большей части неевропейских народов.

Немало знаменитых финикийцев золотыми буквами вписали свои имена в скрижали всемирной истории. Так, финикийцами были: царь Тира (или Сидона) Агенор, его дочь Европа, ее брат Кадм - автор греческого алфавита (созданного на основе финикийского) и основатель города Фивы в Беотии, мореплаватель Ганнон, основоположник науки агрономии Магон, знаменитые карфагенские полководцы Гамилькар, Ганнибал, Гасдрубал и Магон из рода Баркидов (Молниеносных), основоположник атомистики Мохос из Сидона, римская императорская династия Северов, римский юрист Ульпиан, римский писатель Публий Теренций Афр, отцы церкви Тертуллиан и Ориген и многие другие деятели Древнего Востока и античного мира.

Финикийцы поклонялись различным богам — Астарте (Раббет, Ваалет, Танит), Баалу (Ваалу), Мелькарту, Анат и т. д.

Финикийцы практиковали человеческие жертвоприношения — "молох" (долгое время слово "молох" ошибочно считалось именем некоего кровожадного бога). Принесение в жертву детей воспринималось как наиболее угодная богам жертва. Народы, соседствовавшие с финикийцами, считали этот обычай доказательством особой жестокости последних. Данный вид жертвоприношения практиковался в особо важных случаях, известны жертвоприношения одновременно нескольких сотен детей. Урны с прахом жертв хоронили на священном участке, называвшемся "тофет". Эту практику заимствовали у финикийцев древние израильтяне после завоевания ими Южного Ханаана. В Библии упоминается о "проведении через огонь" детей в долине Гинномской (Геенна) около Иерусалима, в честь Молоха, при еврейских царях. Местом отправления культа был, согласно Библии, Тофет в долине Хинном, или Геенна-Тофет (Иер. 32:35).

В иудейской традиции человеческие жертвоприношения были запрещены; иудейский царь Иосия уничтожил Тофет (4-я Цар.23:10).

Вопрос о детских жертвоприношениях и о том, насколько регулярно они совершались в Карфагене и Финикии, давно является предметом споров среди библеистов и археологов. Профессор антропологии и истории Джеффри Шварц и его коллеги предложили более мягкую истолкование; "Детей кремировали, независимо от причины смерти". Для изучения были взяты останки трехсот сорока восьми погребальных урн, обнаруженных при раскопках карфагенского "тофета". Экспертиза показала, что большинство захоронений содержат останки детей, погибших в возрасте от пяти месяцев внутриутробной жизни или умерших на первом году жизни. Установлено, что много младенцев умерло в возрасте двух-пяти месяцев, и, по крайней мере, двадцать процентов от общего числа, составляли мертворожденные. Таким образом, ученные сделали вывод, что "тофет" был местом погребения мертворожденных детей и умерших, вскоре после рождения - дети такого возраста вряд ли могли быть принесены в жертву. Ни в одной из погребальных урн не содержалось достаточно скелетного материала, который указывал бы на двойное захоронение. Таким образом, в свете данных современной археологии, нельзя говорить о массовых жертвоприношениях детей у финикийцев.

/4/ Сидон - древний финикийский город-государство, центр мореплавания, торговли и ремесел. Cовременное (арабское) название Сидона - Сайда (буквально: "рыбный промысле"). Нынешний Сидон -третий по величине город Ливана - расположен на побережье Средиземного моря, в двадцати пяти километрах севернее от Тира (Сура) и в тридцати километрах южнее ливанской столицы Бейрута (древнего финикийского Берита, или Ваал-Верита).

Сидон был основан на Ливанском побережье в третьем тысячелетии до н. э. Этот город за довольно непродолжительный срок стал крупным торговым и рыбодобывающим центром, превратившись на некоторое время в гегемона Финикии (по названию Сидона все финикийцы стали именоваться "сидонянами"). На второе тысячелетии до н. э. приходится расцвет Сидона. Быстрое развитие города было связанно с активной продажей дорого пурпура и стекла высокого качества. В X — IX веках до н. э. Сдон был крупнейший торговым центром всего Средиземноморья. В Библии Сидон упомянут как "первенец Ханаана" (Быт.10:15), брат аморея и хетта.

За свою долгую историю Сидон принадлежал различным государствам (Ассирии, Вавилону, древнеперсидскому царству Ахменидов, державе Александра Македонского, эллинистическому Сирийскому царству Селевкидов и др.). Из Сидона были родом многие известные деятели Древнего мира - например, астролог и поэт Дорофей Сидонский — астролог и поэт, а также философ Боэт Сидонский. По одной из версий древнегреческого мифа о похищении Европы, ее отец Агенор был царем не Тира, а Сидона.

/5/ Агенор (др.-греч. «мужественный») — в древнегреческой мифологии царь Тира в Финикии, сын Посейдона и Ливии, брат-близнец Бела (по другой версии - сын Бела), его жена Телефасса, дети - Кадм, Феникс (Фойникс, Финик), Европа и Килик (по другой версии - Кадм, Фасос, Кефей, Килик, Феникс, Европа, Финей).

Согласно некоторым мифам, Агенор сновал стовратные (египетские) Фивы (Уасет), после чего удалился в Финикию. Дворец Агенора в Тире упоминает Нонн Панаполитанский (Хмимский), греческий поэт, автор последнего и самого крупного эпического произведения Античности - поэмы "Деяния Диониса" (в сорока двух книгах). Карфаген называют "городом Агенора" (хотя по другой, более распространенной, версии, Карфаген основала финикиянка Дидона). В некоторых источниках Агенор иногда именуется царем Фракии (как отец Финея).

/6/ Посейдон, Посидон или Посидаон (др.-греч.: Посейдонос, др.-микен.: po-se-da-o, беотийская форма: Потидаон, от чего происходит название города Потидея) — в древнегреческой мифологии - бог морей. Второй сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Геры, Деметры, Гестии и Аида (Гадеса). У древних римлян ему соответствовал бог моря Нептун. Посейдон считался одним из трех главных богов олимпийского панетеона, наряду с Зевсом и Аидом. При разделении между божественными братьями мира Посейдону досталось море. Постепенно Посейдон оттеснил древних богов моря, принадлежавших к предыдущему, доолимпийскому поколению небожителей (Кронидов или Титанов): Нерея, Океана, Протея и других. Посейдон со своей супругой Амфитритой и сыном Тритоном обитал в роскошном дворце на дне моря в окружении морских нимф (океанид и нереид), гиппокампов (морских коней - не путать с морскими коньками!) и других обитателей морских глубин, мчался по морю на колеснице, запряженной длинногривыми конями, с трезубцем, которым вызывал бури, дробил скалы, выбивал из земли источники и т. д.

Когда супругу Кроноса, Рея, родила Посейдона, то положила младенца у источника Арна в Аркадии, чтобы он воспитывался вместе с овцами, Кроносу же сказала, что родила жеребенка, и дала ему проглотить его. По одной из версий мифа о трождении Посейдона, Кронос (обычно пожиравший своих детей сразу же после их рождения, чтобы они не поступили с ним так же, как он поступил с собственным отцом - богом неба Ураном, которого сверг с престола и оскопил) бросил его в море. Посейдон был Воспитан на острове Родос тельхинами - вулканическими морскими божествами, сыновьями Тартара ("Преисподней") и Немезиды ("Возмездия"), а согласно другим мифам — сыновьями Геи ("Земли") и Понта ("Моря"). По Евстафию, бешеные собаки охотника Актеона, растерзавшие своего хозяина за то, что он осмелился подглядывать за купанием богини-охотницы Артемиды, девственной сестры сребролукого бога Аполлона, стали тельхинами.

По Диодору, тельхины были первые обитатели Родоса, сыновья богини Моря (Талассы), воспитавшими Посейдона, которого вверила их попечению Рея. Тельхины были изобретателями различных искусств и изделий, между прочим — искусства изготовления статуй богов. Были волшебниками и кузнецами, выковавшими Посейдону его грозный трезубец. Тельхины признавались также за чародеев; их могуществу приписывались перемены погоды, очевидно — в связи с вулканическим характером острова Родос. Тельхины обладали свойством изменять свой вид; ни с кем не делились своими знаниями и искусством. Поэтому им приписывалось изготовление таких предметов искусства, которые приносили вред и гибель, например серпа, которым Крон оскопил своего отца Урана (а Персей - обезглавил Медузу Горгону), трезубца Посейдона и т.д.

По местному родосскому преданию, Посейдон полюбил сестру тельхинов Галию (морскую богиню), родившую от него шестерых свирепых сыновей (2восточных демонов", также именовавшихся тельхинами, вследствие чего возникла большая путаница) и дочери Роды, именем которой был назван остров Родос. Как злые и завистливые демоны, тельхины, по преданию, окропили поля острова водой подземной реки Стикса, к большому вреду для растительности и животных. С другой стороны, одному из Тельхинов - Миласу или Милу (буквально: "Мельнику") - приписывалось изобретение мельницы.

Посейдони сам научился у кузнецов-тельхинов многому, и изготовил медную дверь, замыкавшую вход в Тартар (преисподнюю, в которую Зевс заточил побежденных им Титанов). По словам критян, именно Посейдон впервые занялся мореплаванием и построил первый корабль.

Существует несколько преданий о споре Посейдона с другими богами за право владеть (то есть, считаться покровителем, которому строились храмы и приносились щедрые жертвы) многими греческими городами. Наиболее известен его спор за Аттику с Афиной. Споря с Афиной Палладой за Аттику, Посейдон ударил трезубцем в берег и произвел коня. Проиграв спор, он хотел затопить Аттику, но Гермес, по приказу Зевса запретил ему это. Кроме того, Посейдон судился с Афиной за Трезен, с Герой за Арголиду, с Зевсом за Эгину, с Дионисом за Наксос, со сребролуким богом Аполлоном за Дельфы, с Гелиосом за Родос и Коринф (согласно Евмелу). Все эти тяжбы морской бог проиграл, кроме тяжбы за Коринф.

Посейдон был вынужден признать главенство Зевса, но, считая себя равным ему, выступил против брата вместе с Герой и Афродитой (по другой версии мифа, в заговоре против Зевса участвовали Гера, Посейдон и Афина), но потерпел поражение и был спасён морской богиней Фетидой, укрывшей его от молний разгневанного брата на дне морском.

В наказание за заговор против Зевса, Посейдон, вместе с Аполлоном, был приговорен служить царю Трои Лаомедонту. Посейдон вместе с Аполлоном воздвиг стены города Трои, когда же царь Лаомедонт не отдал богам-строителям обещанной платы, наслал на город морское чудовище, пожиравшее людей и убитове впоследствии Гераклом, пришедшим на помощь троянскому царю. Согласно Филохору, на острове Тенос почитался врач Посейдон, ибо его храм был воздвигнут там по оракулу Аполлона.

В Троянской войне Посейдон был на стороне греков-ахейцев (затаив обиду на троянцев со времен обманувшего его Лаомедонта; любопытно, что, хотя Аполлон был, на пару с Посейдоном, обманут Лаомедонтом, это не помещало сребролукому богу помогать троянцам). Ударом трезубца Посейдон разбил скалу и погубил младшего из Аяксов - Оилида, когда корабль того возвращался из-под Трои. Затем Посейдон преследовал ахейского героя Одиссея за то, что тот, возвращаясь из-под Трои, ослепил его сына киклопа (одноглазого великана-людоеда) Полифема. Из ненависти к Одиссею Посейдон Превратил в скалу корабль феакийцев, доставивший Одиссея на родину.

Посейдон считался покровителем коневодства и имел прозвище Гиппий (Конный). В его честь устраивали Истмийские игры с конными ристалищами. Культ Посейдона был широко распространён во всей Греции, особенно в прибрежной части и на островах. Его храмы стояли на высоких мысах и перешейках.

Священными животными Посейдона были конь, дельфин, бык; священным деревом — сосна. Считалось, что Посейдон вызывает землетрясения (поэтому его именовали "Колебателем земли"). Изображали его могучим мужчиной, как правило, с трезубцем в руке. У римлян отождествлялся с Нептуном, у филистимлян-пеласгов с Дагоном.

Детьми Посейдона, по верованиям древних греков, считались:

Абант (от наяды Аретузы).
Абдер (от Фронии).
Авгий и Актор (от Элиды).
Агел и Мелан (от хиосской нимфы).
Агенор - царь Тира и отец Европы (от Ливии).
Алоады От и Эфиальт, пытавшиеся, поставив гору Пелион на гору Оссу, взобраться на Олимп, но уничтоженные молниями Зевса (от Ифимедеи).
Алоей, Гоплей, Нирей, Триоп и Эпопей (от Канаки).
Алфеп (от Леиды).
Амик и Мигдон (от Мелии).
Амфимар (неизвестно, от кого).
Анкей - виртуозно владвевший секирой аргонавт и участник охоты на Калидонского вепря (от Астипалеи или Алфеи).
Антей - гигант, задушенный Гераклом, поднявшим его в воздух, чтобы не дать ему касаться земли, из которой он черпал все новые силы (от богини Земли - Геи).
Аон (неизвестно, от кого).
Арет (неизвестно, от кого).
Арион (от Деметры).
Арприт (неясно, от кого).
Асоп Флиасийский (от Перо или от наяды, то есть, речной нимфы, Келусы).
Аспледон (от Мидеи - не путать с колхидской колдуньей Медеей).
Афина (от Тритониды, по версии ливийцев).
Ахей, Пеласг и Фтий (от Ларисы).
Бел - брат Агенора (от Ливии).
Беллерофонт (от Евримеды или Евриномы).
Беот и Эллин (от Антиопы).
Беот и Эол (то Арны, или Меланиппы, или Антиопы).
Бриарей, пятидесятииглавый и сторукий великан-гекатонхейр (неясно, от кого).
Бусирис, царь Египта, приносивший в жертву всех чужеземцев и убитый за это на том же самом жертвеннике Гераклом (от Лисианассы или Ливии).
Бут из Афин (неясно, от кого).
Визант, основатель Византия - будущего Константинополя, или Царьграда, нынешнего Стамбула (от Кероессы).
Галес из Италии (неясно, от кого).
Галиррофий (от Бафиклеи).
Гиперет и Анфас (от Алкионы).
Гирией, Гиперенор и Эфуса (от плеяды Алкионы - дочери титана Атланта и океаниды Плейоны; по одной из версий, Посейдон породил с Алкионой также Эфокея).
Главк Морской (от Наиды).
Деркин и Иалебион из Лигурии.
Деспойна (от бони плодородия Деметры).
Диктис (от Агамеды).
Диррах (от дочери Эпидамна).
Евадна (дочь от Питаны).
Евмолп (от Хионы или музы Терпсихоры).
Еврипил с Коса (от Астипалеи, Местры или Келено).
Еврипил из Ливии (неясно, от кого).
Еврит и Ктеат из Элиды (от Молионы).
Евсир (неясно, от кого).
Евфем (Ефим - от Мекионики или Европы, дочери Тития).
Идас (от Арены).
Ирина (от Меланфии).
Ифимедея (неясно, от кого).
Кавкон (от Астидамии).
Калавр(неясно, от кого).
Келен (от данаиды Келено).
Кенхрей и Лехей (от Пирены).
Керкион (от дочери Амфиктиона).
Кикн из Троады (от Гарпалы, или Калики, или Скамандродики).
Кимополея (неясно, от кого).
Крий (баран! - от Феофаны).
Кром (неясно, от кого).
Ламия (неясно, от кого).
Левкон (от Фемисто).
Лелег (от Ливии).
Лик, Никтей и Трикон (от плеяды Келено).
Мегарей (от Энопы).
Миний. От Еврианассы.
Навплий (от Амимоны).
Навсифой (от Перибои).
Нелей и Пелий (от Тиро).
Огиг (неясно, от кого)
Онхест (неясно, от кого)
Орион, знаменитый охотник, убитый стрелой Аполлона (от Евриалы).
Парал (неясно, от кого).
Парнас (от Клеодоры).
Пегас и Хрисаор - крылатые кони (от Медузы Горгоны).
Пелей, отец героя Ахилла (неясно, от кого).
Пеон и Эдон (от Геллы).
Перат (от Калхинии).
Периклимен (от Хлориды).
Перифет (неизвестно, от кого).
Полифем одноглазый вкликан-киклоп, ослепленный Одиссеем (от Фоосы).
Полифем (лапиф, неизвестно от кого).
Полтис и Сарпедон из Фракии (неизвестно от кого).
Прокруст (неизвестно от кого).
Протей, морское божество, способное менять обличья (неизвестно от кого).
Рода и ее шесть братьев -"восточных демонов" (от Галии).
Сикел (неизвестно, от кого).
Скельмис - тельхин (неясно, от кого).
Скилла (от Геи).
Скирон (неясно, от кого).
Скифий (конь, неизвестно от кого).
Страх (от Мелиты).
Тарент (от Сатирии или от местной нимфы).
Тафий (от Гиппофои).
Теламон (неясно, от кого).
Тесей (от Эфры)
Тритон, Рода и Бентесикима (от Амфитриты).
Урея (неясно, от кого).
Урсула (неясно, от кого).
Фавн (от Кирки, или Цирцеи - колдуньи, возлюбленной Одиссея, превратившей его спугников в свиней).
Фасос (неясно, от кого).
Феак (от Керкиры).
Финей (неясно, от кого).
Фок (неясно, от кого).
Хиос (от Хионы).
Хрис (от Хрисогении).
Хтоний (от Симы).
Элей (от Еврикиды).
Эокл  (от Аскры).
Эргин из Милета (неизвестно, от кого).
Эрик (от Афродиты).
Цари Атлантиды (числом десять, все - от Клито, или Клейто).
Тельхины (данная версия представляется нам довольно сомнительной, в свете того, что именно Тельхины были воспитателями юного Посейдона на острове Родос).
   
Итого получается, что Посейдон породил на свет около ста тридцати детей.

Среди супруг Посейдона чаще всего называют: Амфитриту, Берою и Ливию.

Любовь Посейдона отвергли: Астерия (версия), Гестия, Коронида (обращенная им за это в ворону).

От спасшей его Фетиды Посейдон сам отказался, ибо ей было предсказано, что рожденный ею сын превзойдет силой отца (поэтому Фетиду отдали в жены герою Пелею, сын которого от Фетиды - знаменитый воитель Ахилл, или Ахиллес, главный герой Троянской войны, действительно превзошел отца в силе и доблести).

Возлюбленными Посейдона были:

Диопатра (офрийская нимфа).
   
Евбея (мать куретов и корибантов).
   
Кенида (дочь Элата), которую Посейдон впоследствии превратил (за неверность) в мужчину.
   
Скилла (превращенная впоследствии Посейдоном за неверность в страшное многоголовое морское чудовище, упомянутое Гомером в "Одиссее" и Овидием в "Метаморфозах"; при этом среди дочерей Посейдона тоже упоминается некая Скилла).
   
Возлюбленным Посейдона (пожалуй, единственным, ибо повелитель морей был близок к гомофобии) считается Пелоп.

Подобно своему державному брату Зевсу, Посейдон любил совокупляться с богинями, полубогинями и смертными женщинами, принимая самые разные образы. Так, "Колебатель Земли"
принял:

облик быка, когда возлег с Арной

облик коня — с Деметрой

облик речного бога Энипея — с Ифимедеей

барана — с Феофаной

птицы — с Медузой Горгоной

дельфина — с Меланфией

Наиболее распространенными эпитетами Посейдона были:

Амебей.
Амфибей.
Асфалий. Общераспространенный эпитет Посейдона. Его святилище родосцы воздвигли на новом острове, возникшем из моря.
Геликоний. Эпитет Посейдона у ионийцев. Храм в Гелике и жертвенник в Милете.
Генетлий. (Генефлий).
Гиппий. ("Конный). Эпитет Посейдона, объясняющийся тем, что именно он впервые укротил коня и был изобретателем верховой езды. По другой версии, Посейдон получили этот эпитет потому, что превратился в коня, чтобы овладеть Деметрой. Жертвенник в Афинах[31]. Микен. i-qo ("конь"). en:Hippeis.
Кианохет ("Черновласый"). Постоянный эпитет Посейдона у Гомера, буквально "с волосами цвета морской волны", в переводе Жуковского "лазурнокудрявый".
Литей. "Разрешитель". Прозвище Посейдона в Фессалии.
Меланф.
Патер ("Отец"). Эпитет Посейдона в Элевсине, где стоял его храм.
Патрогений.
Пелагий ("Морской"). Общераспространенный эпитет Посейдона.
Профант. Эпитет Посейдона в Фурии.
Самийский.
Таврий.
Тараксипп.
Фемий.
Фиталмий. ("Раститель" - а не "Растлитель", как иногда неправильно думают и пишут!). Под эти эпитетом Посейдона почитали в его храме в Трезене.
Эгей (Эгеон).
Энносигей. (у поэта Стесихора - Энносид). В микенскую эпоху: e-ne-si-da-o-ne (Энесидаон).
Эносихтон ("Земли колебатель", "Колебатель земли").
Эрехфей. Эпитет Посейдона.
С Посейдоном отождествлялся Фагимасад.

В гневе Посейдон погубил следующих греческих героев:
Амаранфа с Евбеи (погибшего от волны, насланной Посейдоном);
Ипполита, сына афинского царя Тезея (по некоторым версиям, Тезей был сыном, а Ипполит, соответственно, внуком Посейдона). Бог моря, по просьбе мачехи Ипполита Федры, любовь которую целомудренный пасынок отверг, послал "морского быка" или другое морское чудовище, который испугал коней, запряженных в колесницу Ипполита, герой упал с колесницы и был растоптан собственными конями;
Эрехтея, царь Афин;
Аянта (Аякса) Оилида,
а также
гигантов Полибота и Эгеона и, кроме того,
целый народ флегиев.

/7/ Гелиос (Гелий, Ээлиос, Элиос, Элий, Илиос, Илий - "солнце") — в древнегреческой мифологии солнечное божество, сын титана Гипериона (откуда пошло его прозвище "Гиперионид") и Тейи (либо сын Гипериона и Ирифессы), брат Селены (богини Луны) и Эос (богини утренней зари).

Со времен древнегреческого трагика Еврипида Гелиоса, как всевидящего бога Солнца, стали отождествлять с Аполлоном (Фебом), всезнающим богом-прорицателем; отсюда другое имя Гелиоса — Феб. У Ферекида Сирского Гелиос отождествляется с самим Зевсом, у Феагена — с Гефестом, Аполлоном и огнём. Согласно Дионисию Скитобрахиону, сам Гелиос — мальчик, утопленный в Эридане[по другой версии мифа, это трагическое происшествие случилось со своенравным сыном Гелиоса - Фаэтоном, упросившим отца позволить ему проехаться разок по небу в солнечной колеснице, но оказавшимся не в состоянии справиться с конями бога Солнца].

Согласно речи римского оратора Авла Котты, было целых пять Гелиосов:

Сын Зевса, внук Эфира.
Сын Гипериона.
Сын Гефеста, внук Нила, из Гелиополя.
Гелиос, рожденный нимфой Аканфо на Родосе, предок родосских героев.
Отец Ээта и Кирки, родом из Колхиды.

Всевидящий бог Солнца Гелиос рассказал Гефесту (то ли сам, то ли через свою дочь Пасифаю, что Афродита возлежит с Аресом, за это Афродита была враждебна потомству Гелиоса (вселив из мести в дочь Гелиоса и супругу царя Крита Миноса, сына Европы от Зевса, нечестивую страсть к быку, и т.д.).

Гелиос рассказал богине плодородия Деметре (у римлян: Церере), что бог подземного царства Аид (у римлян: Плутон) похитил её дочь Персефону (у римлян: Прозерпину).

Согласно Гомеру, Гелиос был владельцем семи стад коров и семи стад овец. Коровы Гелиоса жили у Артемисия на острове Тринакрии (Сицилии), где их пасли нимфы Фаэтиса и Ламптия. Каждое утро, поднимаясь в небо, и каждый вечер, опускаясь в Океан, Гелиос любовался на своих вечно юных коров и быков. Однажды древнегреческий герой Одиссей, возвращаясь из-под Трои, высадился на острове, и его спутники убили несколько быков солнечного бога. В наказание за это Зевс по просьбе Гелиоса разбил их корабль молнией, и все они утонули. Выжил только Одиссей.

Культ Гелиоса был особенно распространён в Коринфе, в Аргосе, в Элиде и на острове Родос, где при входе в гавань стояло его колоссальное изображение (Колосс Родосский). Из животных ему были посвящены петух и белые кони. Изображался Гелиос почти так же, как и Аполлон, с которым сближался по солнечным функциям.

В римской мифологии Гелиосу соответствовал бог Солнца Соль (лат.: Sol).

У Гелиоса было немало возлюбленных и потомков:

Персеида, океанида и жена Гелиоса, родила ему дочерей Кирку (Цирцею) и Пасифаю, а также сыновей Ээта (царя Колхиды, хранителя Золотого Руна и отца Медеи), Перса и Алоэя.

Согласно другим версиям, матерью Кирки была Рода (дочь Посейдона); матерью Ээта — Антиопа; матерью Пасифаи — Крита; матерью Алоея — Антиопа (по Евмелу).

Рода, дочь Посейдона и Амфитриты, считалась женой Гелиоса, наряду с Персеидой. Согласно Диодору, Рода родила Гелиосу семь сыновей: Охима, Керкафа, Макарея, Актия (Актина), Тенага, Триопа и Кандала, и дочь Электриону. По Гесиоду, именно Рода родила Гелиосу дочь Кирку (Цирцею).

Климена, океанида, также считалась женой Гелиоса (отождествляемого с Аполлоном). КлименарРодила ему Фаэтона, Астриду[25] и семь сестер Гелиад.

Женой Гелиоса и матерью Астриды также считали океаниду Кето.

Возлюбленными Гелиоса были также Клития и Левкофея, дочь Орхама. Клития влюбилась в Гелиоса, но он, быстро пресытившись ею, предпочел Левкофею. Гелиос лишил Лефкофею невинности, приняв облик ее матери. Ревнивая Клития рассказала обо всем отцу обесчещенной Левкофеи, Охраму, и тот закопал дочь живой в землю. Клития же вскоре умерла от голода. После смерти Левкофея превратилась в ветвь, содержащую фимиам, а Клития — в цветок гелиотроп. По Гигину, Лефкофея родила от Гелиоса Терсанонта с Андроса (одного из участников похода аргонавтов в Колхиду за Золотым Руном).

Авгий, один из аргонавтов, согласно некоторым источникам считается сыном Гелиоса от Гирмины либо Навсидамы, дочери Амфидаманта.

Оры, по одной из версий, были дочерьми Гелиоса и Селены.

По Птолемею Гефестиону, Елена Прекрасная была дочерью Гелиоса (отождествляемого с Аполлоном) и Леды.

Гемера — богиня, олицетворявшая день, считалась спутницей и возлюбленной Гелиоса.

Согласно Антимаху, Хариты (у римлян: Грации) были дочерьмии Эглы и Гелиоса.

Демоны-Корибанты считались детьми Гелиоса и дети Афины (вообще-то слывшей девственницей, как и Артемида).

Арга — дочь Зевса и Геры, также была возлюбленной Гелиоса. Однако однажды, охотясь на оленя, она громко закричала: "Даже если олень побежит быстрее солнца (Гелиоса), я всё равно настигну его!". Этим она рассердила Гелиоса, и он превратил ее в собаку.

Иногда сыном Гелиоса считался бог-кузнец Гефест, супруг Афродиты.

Дирка — жена царя Фив Лика, по одной из версий, была дочерью Гелиоса.

Статуя Гелиоса на острове Родос (Колосс Родосский) считалась одним из чудес света. Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове — по легенде, он был его создателем: не имея места, ему посвящённого, солнечный бог вынес остров на своих руках из морской глубины.

Ежегодно 20 июля в греческих городах проводился праздник, одновременно посвященный Гелиосу и Зевсу.

Гелиосу посвящены XXXI гимн Гомера и VIII орфический гимн.

/8/ Девственная плева (синоним — гимен; от этого древнегреческого слова, означающего девственную плеву, происходит имя бога брачующихся - Гименея, собственно говоря, бога разрыва девственной плевы в ходе первого полового контакта; у древних римлян греческому Гименею соответствовал Купидон - бог совокупления) - складка слизистой оболочки у девственниц, расположенная у входа во влагалище между внутренними и наружными женскими половыми органами. Имеет соединительно-тканную основу, содержащую мышечные волокна, нервы и кровеносные сосуды. Между листками слизистой оболочки заложены пучки эластичной и мышечной ткани. От их количества зависит плотность и растяжимость плевы. В девственной плеве имеется одно или несколько отверстий различной величины и формы, через которые у девушек при менструации выделяется кровь.

При первом половом (сексуальном) контакте у девушек происходит разрыв девственной плевы (дефлорация), обычно с выделением небольшого количества крови, часто с ощущением боли. Это принято называть "потерей девственности". В зависимости от эластичности девственной плевы разрывы могут быть глубокими, с обильным кровотечением, или поверхностными, с незначительными кровянистыми выделениями. Разрывы заживают обычно на седьмой — десятый день, образуя плотные белесоватые рубцы. После родов девственная плева разрушается полностью, остаются лишь отдельные её лоскуты. Но иногда при слишком эластичной девственной плеве разрывов не происходит и она сохраняется до родов.

Патология девственной плевы включает врождённое её отсутствие (аплазию), врождённое отсутствие отверстия (неперфорированная девственная плева) или вторичное его заращение (атрезия) в результате рубцовых или спаечных процессов. Наличию или отсутствию девственной плевы современные молодые люди в большинстве случаев не придают значения того решающего подтверждения целомудрия девушки, как это было принято в прежние времена (например, в эпоху Европы). Однако в ряде случаев отсутствие у девушки крови при дефлорации в первую брачную ночь может вызвать ревность у молодого супруга и конфликты на фоне неосведомлённости его об особенностях строения женских половых органов и возможных их индивидуальных особенностях.

Есть некоторые данные, позволяющие предполагать, что некогда ритуальная дефлорация производилась как особый обряд во время посвящения девушек. (В. Я. Пропп, "Исторические корни волшебной сказки", 1946 г.).

В античную эпоху и в Средние века крововыделения в первую брачную ночь у молодоженов являлись показателем целомудренности и чистоты невесты. В настоящее время наличие или отсутствие девственной плевы ничего не значит: известен старый анекдот:

Молодой человек женился на девственнице. В первую брачную ночь попугай невесты под громкие стоны новобрачной прокричал: "Чур в жопу, мне ещё замуж выходить".