О ДУШЕ

Николай Нефёдов
УДК 74.25
Жизнь есть сожительство существ
Душа есть правила его
В ней мы храним наследье предков
И цель потомства своего. /1/

Вопрос о душе ставился человечеством, наверное, с момента появления человека как разумного существа. Но до сих пор по этому вопросу нет удовлетворительной определённости. Возможно, это связано с тем, что не существует универсального и всеми приемлемого ответа, и задача о душе имеет решение лишь в частных случаях своей постановки. Здесь попробуем обсудить представления о душе, пытаясь ответить на простые вопросы, с точек зрения общественного сознания организованного в науки и религии и со стороны обыденного индивидуального сознания.

Что относится к проявлениям души?

Если человечество с момента возникновения обсуждает тему души, то надо просто выделить те явления, которые человечество относит к проявлениям души. Это, прежде всего, всё живое, всё обладающее целенаправленным самодвижением. У всего живого есть тело и нечто, что делает тело живым. Именно это нечто и принято называть душой. Тогда проявления души нужно искать в том, что отличает свежий труп от ещё живого тела. С точки зрения обыденного сознания живое отличается от неживого активным самосохранением, т.е. способностью к самодвижению (самоизменению) с целью сохранения себя и своего потомства. С точки зрения науки живое тело от мёртвого отличается самоподдерживающейся направленностью как внутренних, так и внешних  процессов без потери сложности и без роста энтропии. С мифической и религиозной точек зрения живое тело отличается от неживого обязательным присутствием в нём духовной сущности. И мифическое и религиозное сознание допускают телесное и бестелесное существование духовных сущностей, а также возможность их нахождения в неживых телах. Сами же духовные сущности определяются через отличие от телесных сущностей. Телесная сущность пассивна, инертна, неподвижна, управляема, а духовная активна, изменчива, управляющая, являющаяся причиной движения себя и всего телесного.
А все ли явления самосохранения и самодвижения живых существ относят к проявлениям души? Как будто не все. Чёткого общепринятого разграничения в живом душевного от недушевного не достигнуто, но принято не относить к душевным такие явления как обмен веществ в живых организмах и простые физиологические процессы, в том числе, и размножение простейших. В обыденном сознании взаимоотношения между людьми могут быть душевными и бездушными, человек может что-то делать с душой, а что-то без души. Получается, и не все целенаправленные действия можно отнести к проявлениям души, а только те, которые улучшают согласование сожительства в целом. Все явления сознания, мышления, познания относят, безусловно, к душевным явлениям. Душевные явления делят на простые и сложные, на грубые и тонкие, на возвышенные и низменные. Существуют научные и религиозные дисциплины, изучающие душевные явления. Все виды искусства нацелены на душевное воздействие.
Аристотель /2/ к проявлениям души относил рост, питание, дыхание, чувственность, движение, ум, познание, сознание и дух, и соответственно с этим подразделял души на растительные, животные, человеческие и божественные. Как видим, и научное, и религиозное, и обыденное сознание не отрицают существования души, но смотрят на её проявления с разных точек зрения. Можно ли выработать некую обобщающую точку зрения? Если к проявлениям души, в расширительном смысле, отнести все явления самообособленного упорядочивания, согласования и преобразования простого в сложное, то проявления души можно расширить до всех явлений упорядочивания и согласования. И к аристотелевским душам можно добавить элементарно-атомные,  минерально-кристаллические, стихийные и сверхбожественные космогонические души.  И вопрос о существовании  или несуществовании души переходит в вопрос об истинности или ложности тех или иных представлений о ней.

Душа есть существо, или сущность?

Следует признать, что мифическо-религиозное сознание признаёт всеобщую пронизанность мироздания духовными сущностями, а, следовательно, весь Мир живым. В мифах и религиях  живое от неживого отличается лишь степенью проявленности одной духовной сущности в другой духовной сущности. И если быть до конца последовательным, то мифическо-религиозные представления о Мире предполагают, что мёртвого нет, есть лишь относительно непроявленное живое. Но тогда получается, что в рамках религиозного мировоззрения душу нельзя определить, как отличие живого от неживого, о ней можно рассуждать только как об обособленном единении бесконечного множества духовных сущностей, понимая под духовными сущностями всевозможные причины движения. Религиозное, мифическое и мистическое  мировоззрение полагает все причины движения (духовные сущности) разумными и способными к общению на неких магических языках. Соответственно и душа человека видится ими как самостоятельное существо использующее тело лишь как управляемую среду обитания. При таком взгляде движение получается отделённым от того что движется, изменение - от того, что меняется, свойство рассматривается вне всякой связи с носителем, причина - со следствием. Любое желание человека и любую его мысль должно будет рассматривать как самостоятельный дух и самостоятельное существо. Если к современному естествознанию подойти с мифическо-религиозной точки зрения, то к самостоятельным духовным сущностям и существам нужно будет отнести все виды и причины движения от сил, энергий и их источников до явлений сознания и мышления. И саму жизнь придётся отнести к живому существу. Итак получается, что либо мы рассматриваем и изучаем живое существо, как неразрывное единство души и тела, а душу как несамостоятельную сущность живого существа, либо мы отделяем душу от тела и рассматриваем их как самостоятельные живые существа и вместо реального изучения вопросов получаем бесконечное словоблудие.

Объективность и субъективность души

Мы все живые небездушные мыслящие люди. И всё, что мы делаем, это поддерживаем (продолжаем) жизнь и изменяем её качество. С момента вхождения в самосознание для отдельного человека весь Мир делится на внутренний и внешний. Внутренний мир, это мир нашего сознания, нашего «я». Внешний мир, это всё то, что вне нашего сознания. Принято считать, что человек хозяин своего внутреннего мира, а хозяйничать во внешнем мире ему удаётся лишь путём согласования внешних процессов со своими целями через знание закономерных взаимосвязей внешних процессов. С научной и обыденной точек зрения, знания о внешнем мире добываются через 5 органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Эти органы чувств - телесные связи внутреннего мира с внешним. А как добываются знания о внутреннем мире? Кроме органов чувств для внешнего мира, человек располагает органами чувств и для внутреннего телесного и духовного мира, но о них в «учёной среде» почему-то принято стыдливо замалчивать. Каждый из нас чувствует в сознании он или нет, чувствует тонус мышц и мышления, чувствует положение тела и движение его частей, чувствует рождение и развитие каждой мысли, чувствует душевную и телесную боль, и т.д. С каждым телесным органом чувств можно сопоставить какие-то части тела. А с органами чувств внутреннего мира не удаётся сопоставить ни одну часть тела, разве что мозг и другие скопления нервных клеток. Но ведь мозг, по умолчанию, входит и во все органы чувств внешнего мира. А есть и такие чувства как стыд, совесть, чувство собственного достоинства, самоуважения, дружба, любовь, чувство истины, …, и эти чувства уже есть датчики душевно-душевных взаимодействий разных внутренних миров. Наши внутренние миры, также как и внешний мир, даны нам в ощущениях органов чувств внутреннего мира, объективность которых ничуть не меньше, чем объективность 5-ти телесных органов чувств. Думается, никто из здравомыслящих людей не будет отрицать, что его внутренний мир  есть объективное проявление его души. Причём, этот мир не только продукт, но и действующая часть души. Ощущая свой внутренний мир, мы чувствуем его устройство, взаимосвязи частей, динамику изменений, опираясь на эти внутренние ощущения, мы можем познавать внутренний мир также как и внешний. Можно сказать, что внутренний мир, это мир ощущений элементарных и сложенных в образы. Причём, ощущения и образы могут иметь как внутренние причины, так и внешние. В своём внутреннем мире мы имеем и строим образы внешнего мира, самого внутреннего мира и образы самого себя. Внутренний мир, как то, что строится человеком и зависит от его существования – субъективен. Но внутренние миры есть части Мира в целом и строятся, и существуют по законам Мира, а не только по законам игры воображения своих носителей, и с этой точки зрения внутренний мир любого живого существа объективен и также не зависит от прихоти познающего субъекта, как и любой объект познания. Внутренний мир человека есть часть и продукт его души, стало быть и душа, также, как и внутренний мир и субъективна и объективна.
 
Вещественное и духовное существование

Нет возможности определённо ответить на вопрос, где находятся наши «я», и сами, так называемые, «внутренние миры» в, так называемом, физическом трёхмерном телесном пространстве. Мы видим, что понятие физического пространства, применяемое в естественных науках не применимо для исследования душевных явлений. Точно также, в изучении душевных явлений не  могут быть адекватно применены и физические понятия движения (перемещения), физической силы, работы, и энергии. Видимо, не применимы и существующие измерительные технологии фундаментальных наук. Для исследования телесных явлений научная понятийная база достаточно хорошо разработана, а для исследования душевных явлений, несмотря на длительное существование таких наук как психология, её ещё предстоит разработать. Естественнонаучное понятие физического пространства едино и единично и соответствует изучению единого и единичного вещественного мира, общего для множества познающих его внутренних миров. Оригинал один, а его отображений во внутренние миры множество. Кроме физических форм взаимодействия существуют и информационные (душевные) взаимодействия. Думается, только с появлением компьютеров человечество получило инструмент для прямых исследований духовных явлений. До этого их можно было изучать лишь путём самоанализа собственного мышления без возможности внешнего моделирования. Сейчас появилась возможность количественного сравнения однокачественных явлений мышления путём их компьютерного моделирования.
Итак, со всех точек зрения, включая научную, видно различие телесного и духовного существования. Дело в том, что всё существующее, существует само через себя и через иное. Телесное существование, это существование, преимущественно, через себя. Духовное существование, это существование, преимущественно, через иное. Поясним на примерах.
Возьмём конкретный теннисный мяч, он существует как вещественное тело сам по себе, может быть изолирован от окружающего мира, может непосредственно воздействовать на разные вещи и на разных людей, мяч, как вещественное тело, можно проткнуть, разрезать на куски, сжечь и прочими прямыми способами преобразовать в другие тела и вещества. Возьмём понятие о теннисном мяче - оно не может существовать само по себе, не может быть изолировано от других понятий, не может непосредственно воздействовать на понятия, вещества и людей. Понятие о теннисном мяче и сам теннисный мяч различны, различны и способы их существования. Понятие включает в себя знания о телесно-вещественных стандартах и технологиях изготовления мячей, знания о самой игре в теннис. Изменение понятия о теннисном мяче сопряжено с изменениями, как самой игры так и технологий изготовления мячей. Понятие о теннисном мяче отдельного человека едино и одно, а теннисных мячей как вещественных тел множество. Игра в теннис была сотворена человеческим обществом. Понятие о теннисе и теннисном мяче может сохраняться и после того, как человечество перестанет играть в теннис и изготавливать теннисные мячи. До тех пор пока будет жить человечество и сохранять память о своём существовании оно может воскресить теннис и начать производство теннисных мячей. И даже, если человечество утратит память о теннисе, оно может вновь его изобрести и, вновь в вещном мире будут существовать вещественные телесные мячи.
Можно сказать, что понятие существует в нетелесном духовном мире, а тело в телесном физическом мире и их существование различно и взаимосвязано.

Духовный мир, взаимосвязь телесного и духовного

Человек действует в вещном телесном мире, что-то в нём меняет через свою вещественную телесную составляющую, и внешний мир влияет на него. Каждое взаимодействие формирует впечатление, как отображение Мира во внутреннем мире человека. Через деятельность он сличает свои картины мира с окружающей его действительностью. Действительность - оригинал, а картины мира - копии. В причинно-следственной связи оригинал первичен, а копия вторична. Оригинал как причина самодостаточен, а копия в своём существовании причинно нуждается в существовании оригинала. Первичные копии могут быть оригиналами для вторичных копий и т.д. до бесконечности. Каждая копия чем-то своим отличается от всех остальных, и эта её "оригинальность" также будет скопирована во всех поколениях её копий и т.д. Вот мир не копий, а мир их отличий друг от друга я и называю субъективным или духовным миром. Итак, ещё раз, не сами копии и оригиналы, а только их отличия друг от друга, только то, что делает их уникальными в мире копий, неповторимости копирования, так сказать. Где и как существуют эти отличия-неповторимости? Только на всём множестве копий и в каждой копии как нечто, что в ней самой, но неопределимое только через неё, а обязательно через всё множество копий. Вот где-то так я себе представляю бестелесное вещество духовного мира. Копии и оригиналы вещественны, а их отличия друг от друга и, да и нет, как дырки в бубликах.
Когда в духовном "веществе" отличия отличий выделяются сходства, возникают ощущения, восприятия, впечатления, образы, понятия, слова. Каждый субъект рождает свой субъективный мир вместе с рождением себя и является его носителем. Субъективные миры согласуются с внешней и внутренней действительностью и через деятельность субъектов соотносятся между собой. По большому счёту, слова (знаки) есть сходства субъективных миров, и каждым субъектом могут восприниматься как "объективизация" их субъективных миров. Но это не настоящее действительное овеществление слова, а лишь сохранение схожести в сличениях субъективных миров с единым действительным миром и между собой.
Существование чего-либо проявляется через взаимоизменение с чем-то иным. Изменение всегда количественно-качественное. Всё существующее существует само через себя и через иное. Рассмотрим взаимовлияние телесного и бестелесного на примере. Возьмём человека, он задумал построить дом. Сначала у него этот дом только в мечтах и образах и окружающий мир почти никак не замечает существования задуманного дома. Затем он начинает рисовать и чертить, здесь уже другие люди могут воспользоваться частично овеществлённой мечтой, т.е. существование дома уже заметно для понимающих рисунки и чертежи. Потом человек свозит стройматериалы, строит дом и заселяется в нём. Мечта овеществилась, стала действительностью. Что изменилось для вещества из которого построен дом? Только порядок взаимодействия. Кирпич остался кирпичом, балка балкой, черепица черепицей и т.д. Человек умирает, но построенный им дом служит другим людям. Служит как дом благодаря созданному человеком порядку взаимодействия вещества. Человек использует вещество и вещественное взаимодействие и устанавливает лишь нужный ему порядок взаимодействия веществ для достижения цели. Цель эта - создание нового качества. Именно по наличию упорядоченности и нацеленности мы судим о естественном или искусственном происхождении предметов. Духовное действует на вещественное изменением порядка вещественного взаимодействия. Создание новых веществ также укладывается в изменение порядка взаимодействия. Так духовное бестелесное влияет на вещественное телесное – изменяет порядок взаимодействия вещественного.
Теперь как влияет вещественное на духовное. Например, выпил водки и хочешь, не хочешь, а духовное состояние меняется особенно при изрядном её количестве. Что меняется? Правила сочетания образов и система ценностей. Т.е. вещество может действовать на душу изменяя в ней порядок  взаимодействия образов. В случае употребления смертельной дозы может наступить смерть - тело перестаёт поддерживать уровень порядка, необходимый для наличия образов и духовного взаимодействия. Так вещественное влияет на духовное – изменяет порядок взаимодействия духовного.
Кроме телесно-телесного (вещественного), телесно-духовного и духовно-телесного взаимодействия существует и духовно-духовное взаимодействие. Слово, образ, понятие, восприятие, ощущение - различные проявления духовного существования чего-либо. Внушением можно запретить использование какого-либо слова и человек старательно будет его избегать в своих высказываниях, заменяя его каким-то другим словом или высказыванием-определением. Человек будет пользоваться стаканом по назначению, но не называть стакан стаканом, а как-то по-другому. Внушением человеку можно запретить и пользоваться стаканами, тогда он будет пользоваться кружками, рюмками и пр. Поведение человека с такими внушёнными установками в психиатрии подходит под диагноз - паранойя (адекватен во всём, кроме запретной области). Можно ли осуществить поголовный гипноз и запретить всему человечеству пользоваться совестью, например, или огнём, или стаканами? Думается, что нет. Духовное взаимодействие, как и вещественное, в общественном сознании, может быть объективным, и не зависящим от отличий между индивидуальными сознаниями. Дело в том, что любое сознание развивается (выживает) по пути соотражения внутреннего мира с Миром, общим для всех сознаний, в целом, не зависящим от изменений своих отражений при переходе от одного сознания к другому.
Содержанием сознания являются знания о Мире добываемые через практическую деятельность. И можно говорить, что приближение к абсолютному знанию сопряжено с одухотворением вещества (создание теорий из практического опыта) и овеществлением духа (проверка теорий на практике, создание технологий и производств). Как видим, крайности дополняют и повторяют развитие друг друга. Вещественная составляющая Мира развиваясь и усложняясь приводит к появлению и развитию духовной надстройки, которая развиваясь и усложняясь объективируется в вещественной надстройке уже иного уровня и т.д. Иерархиям телесной организации соответствуют иерархии духовной организации. Так, тело каждого из нас состоит из органов и клеток, развившихся из одной оплодотворённой яйцеклетки и наше «Я» есть духовная иерархия «я» органов и клеток. Наши тела формируют тело общества, в виде производств, предприятий обслуживания и органов государственного управления. Наши сознания организованы в общественное сознание, в виде наук, технологий, искусств и пр. И так до биоценозов и их духовных составляющих – богов, душ и духов соответствующих уровней. Каждому уровню телесной организации соответствует уровень духовной организации и наоборот. На каждом иерархическом уровне есть своё множественное обособление телесного и духовного.

Этапы появления и развития души

Каждый человек начинает своё развитие со стадии одноклеточного организма – оплодотворённой яйцеклетки. Есть ли душа у яйцеклетки? Есть у неё какой-то свой внутренний мир? Наверное, какие-то признаки души имеются и у одноклеточных. Яйцеклетка самостоятельно проделывает свой путь от яичника до матки, сперматозоиды самостоятельно добираются до яйцеклетки, оплодотворение происходит тоже самостоятельно и, кстати, напоминает механизм вирусного заражения. Деление оплодотворённой яйцеклетки ничем не отличается от бесполого размножения одноклеточных. Формирование тела зародыша есть продукт симбиотического сожительства колоний одноклеточных общего происхождения. Зародыш развивается упорядоченно, по определённым правилам. Глупо полагать, что вся информация о развитии зародыша содержится в ДНК оплодотворённой яйцеклетки. Разумнее предполагать, что саморазвитие зародыша происходит по правилам, хранимым как в ДНК, так и во внешней среде. Более того, каждое деление яйцеклетки вносит изменения в эти правила /3/ (см. Приложение к ОТС в http://www.proza.ru/2010/01/10/1498). Каждый этап развития готовит информационные и вещественные ресурсы для следующего этапа, и информация и вещество берутся не только внутри, но и снаружи. Новорожденный уже имеет врождённые знания о мире, в котором ему предстоит жить, уже имеет врождённые навыки выживания и сожительства. Только что вылупившиеся червячки, паучки, мошки и пр. уже знают, что им можно есть, как спасаться, уже как-то ориентируются в окружающей среде. Новорожденные копытных травоядных уже в первые часы жизни встают на ноги и могут самостоятельно следовать за матерью, видят и распознают объекты окружающего мира, самостоятельно находят вымя и самостоятельно пьют молоко, если они не смогут этого делать в первые часы жизни, то не выживут, не сдадут экзамен на право жить. Более того, каждая клеточка, каждого органа уже готова выполнять свои функции для поддержания жизни всего организма и организм в целом готов к необходимым взаимосогласованным целостным движениям. Внутриутробное развитие зародыша не просто развитие тела, но и согласованное с ним развитие органов чувств, души и её качеств. Новорожденный человек уже имеет не только способное жить во внеутробной среде тело, но и душу, способную управлять жизнью и сожительством. Человек рождается уже со способными чувствовать органами чувств, с развитым структурированным мозгом, с врождёнными познавательными навыками, с врождёнными душевными качествами. После рождения развитие тела продолжается, продолжается органогенез, продолжается душевное развитие и врождённое и приобретённое. С достижением половой зрелости «вспоминаются» или «самооткрываются» врождённые знания о половом поведении и всём, что связано с продолжением рода. Правильное половое поведение результат не только телесного, но и душевного развития. Неадекватное половое поведение половозрелого существа есть признак рассогласованности душевного и телесного развития и, как правило, душевного заболевания, т.к. душевное развитие, не нацеленное на развитие и продолжение жизни, болезненно, ошибочно и вредоносно.
Итак, можно утверждать, что телесной целостности и упорядоченности соответствует душевная целостность и упорядоченность, телесной наследственности соответствует душевная наследственность. Телесные и духовные взаимодействия качественно различны, но неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены, физические и духовные миры-пространства-среды  инобытийны, но их взаимодействие и есть бытие единого Мира и бытие каждого живого существа.
Если под духовным взаимодействием понимать согласование взаимодействий, то можно выделить иерархичность строения не только тела, но и души живого существа, отражающую как процесс, так и уровень развития живого существа. Есть уровень внутрителесного согласования, управляющий молекулярно-клеточными взаимодействиями и взаимодействиями органов. Этому уровню соответствует растительная душа, она поддерживает жизнь тела, как такового. У животных этот уровень ещё называют Живой /2; 5/. Согласованию взаимодействия жизни тела с внешней средой соответствует чувственный уровень. Согласованию взаимодействий чувств соответствует уровень восприятий. Согласованию восприятий соответствует уровень действий. Согласованию действий соответствует уровень образов и целей. Согласованию образов и целей соответствует познавательный уровень. Согласованию познавательной деятельности соответствует уровень сознания, он характеризуется способностью живого существа к игровому поведению и конкретно-действенному моделированию. Именно на этом уровне рождается внутренний мир живого существа, как нечто самостоятельное, появляется осознаваемый личный опыт. Согласованию и сознательной передаче личных опытов различных живых существ соответствует уровень самосознания, на нём рождается общественное сознание, появляется осознаваемый общий опыт, абстрактное мышление, развитая речь. Согласованию взаимодействий самосознаний с общественным сознанием и смыслом жизни соответствует уровень разума. На этом уровне появляются науки и религии, появляются государства, как искусственные живые существа надорганизменного уровня. Наверно, иерархию можно продолжить и дальше. Как видим, уровню развития человеческой души соответствует способность к осознанному сожительству в осознанно созданном надорганизменном живом существе. Это искусственное, т.е. созданное по плану, живое существо уже обладает надчеловеческими признаками и телесными и духовными. Государство, - коллективное творение человека, как сила согласования, начинает самостоятельно воздействовать на человека в соответствии со своей надчеловеческой природой. В этом смысле, государство можно рассматривать как самостоятельное существо, необходимо вступающее в договорные отношения с людьми. Оно порождено необходимостью договорных отношений, его сутью являются договорные отношения, и будучи рожденным, оно уже навязывает договорные отношения людям, через самих же людей, но в своих интересах, используя их как средство, а не как цель своего существования. Вот так, казалось бы из чисто духовных человеческих стремлений идёт воплощение уже нечеловеческого духа. Видимо, именно этот, порождённый человеком дух государственности, в монотеистических религиях (иудаизм, христианство, ислам) сначала объявляется богом, а потом Господом и богом-творцом.

Возможно ли бестелесное существование души или её части?

Религиозное и мифологическое мировоззрение допускают бестелесное существование душ. Но существует ли дырка от бублика без бублика? Существует, но только в воображении. Что останется от слова отделённого от своего смысла?
Телесное и духовное неразрывны в своём едином существовании через себя и через иное. Внутреннее продолжается во внешнем и наоборот. Дух проявляется в Природе, Природа в Духе. Человеческая душа проявляется через действия человека, человек живёт через то, во что вкладывает свою душу. В телесном духовное проявляется в упорядоченности и согласованности, но и телесное проявляется в духовном тоже через упорядоченность и согласованность (через возможность овеществления). И там и там сохраняется лишь то, что достигло стадии завершённости, самоподдерживающегося согласования внутреннего с внешним. Воплощение – завершённость духовного, одухотворённость – завершённость телесного. Как нет чисто телесного бездуховного существования, так нет и чисто духовного бестелесного существования. Но относительная самостоятельность чисто телесного и чисто духовного существования есть. Так, читая произведения давно умерших людей, мы испытываем их воздействие на нас, и это воздействие не на тело, а на душу. Мы можем проводить мысленные эксперименты и на их результатах совершать открытия, подтверждаемые действительными экспериментами. Мы можем делиться своими мыслями друг с другом. Можем понимать, а можем не понимать, но душевные изменения, явно не сопряжённые с телесными изменениями, мы ощущаем. Более того, мы можем делиться несбыточными мечтами, явными небылицами, выдумками. Бестелесно ли существование небылиц и заблуждений? Бестелесно ли число 5, например? На первый взгляд бестелесно, но мы забываем, что необходимым условием существования небылиц и числа 5, является существование человека с его телом и его сознанием, а при более глубоком рассмотрении, придём к выводу о необходимости существования человеческого общества и всего Мира в его телесной и духовной ипостасях.
Прямое бестелесное общение душ (телепатия) также возможно, как возможна телепортация тел. Если невозможно мгновенное перемещение тел, то невозможно и мгновенное понимание и наоборот. Если возможна прямая передача какой-то мысли, то возможна и прямая передача всего сознания. Если возможна передача сознания от одного носителя к другому (переселение душ), то возможно и его бесконечное тиражирование. Но эти копии будут как-то отличаться от оригинала и друг друга? Зависят ли качества сознания от качеств его носителя? Каким должен быть носитель для вечного сохранения оригинала сознания? И что есть сохранение сознания (души)?
Всё существующее проявляет своё существование лишь через изменение и взаимодействие с чем-то иным. Абсолютное сохранение есть абсолютное неизменение, а неизменение есть отсутствие существования, т.е. ничто. Возможно, ли существование двух абсолютно тождественных объектов? Предположим, что возможно, но тогда возможно существование бесконечного множества абсолютно тождественных объектов. Если предположить, что существует бесконечное множество ничем не отличающихся объектов, то позволит ли отсутствие различий между ними как-то отличать их друг от друга? Нет, а значит, всё бесконечное множество тождественных объектов для любого познающего должно схлопнуться в один объект  и не может существовать двух тождественных объектов, более того, не может существовать и одного тождественного самому себе объекта. Всё существующее меняется и потому не тождественно самому себе, определено, но не полностью, принципиально многопричинно и многоследственно. Это справедливо и для телесного и для духовного существования.
Как видим, когда говорят о бестелесном существовании душ, по умолчанию, полагают их хранение без изменений, но с возможностью поселения, или подселения в какое-то тело, и уже в этом теле, продолжения развития и жизни. Но тогда, правильнее было бы говорить не о подселении, а о воскрешении и возрождении душ. В самом деле, когда мы читаем и понимаем Аристотеля, например, то мы возрождаем частицу его души в своей душе, но это происходит как изменение нашей души, а не души самого Аристотеля. Наши души как бы оплодотворяются или прививаются, частично сохраняемой в книгах, душой Аристотеля. То, как прорастут семена-мысли Аристотеля в наших душах, зависит уже от нас, а не от умершего Аристотеля. Он со своей смертью утратил возможность самостоятельного изменения своей души и её жизни в душах живущих. Для того чтобы возродить в себе часть души Аристотеля, хранимую в книгах, человек должен уметь читать на каком-то языке, а до этого кто-то другой, владеющий этим языком, должен был взять на себя труд изучения древнегреческого языка, чтения и понимания Аристотеля на древнегреческом, с последующим переводом его произведений на язык читателя. Понимание переводчика отлично от понимания автора и понимания читателя. На передачу мыслей влияет не только передающий, но и язык передачи, и принимающие. И в конечном итоге, возрождая в себе часть души Аристотеля, человек возрождает часть души переводчика и возрождает себя. Обратим внимание, что даже такое качество души как память, есть не простое хранение и считывание, а возрождение и воскрешение образов событий с большими или меньшими отличиями от первичных. Чем чётче и неискажённей воспоминание, тем детальней и подробней модель прошлого, создаваемого сознанием. Но ведь, то, же самое происходит и при восприятии текущего настоящего – чем чётче и неискажённее восприятие, тем вернее и подробнее Мир отображается в своей модели во внутреннем мире воспринимающего, тем явственней в этой модели проступает не только настоящее, но прошлое и будущее Мира. Чем чётче восприятие настоящего, тем яснее и осознаннее вспоминание прошлого и понимание будущего, тем большее соответствие образа Мира самому Миру, и тем меньше мгновение отлично от вечности.
Когда живые общаются, происходит обмен мыслями, мысли прорастают и этим каждый «сеятель» может управлять, отлаживая обратную связь с собеседником. При общении живого с умершим, реальной обратной связи нет, она подменяется виртуальной связью с образом умершего собеседника. Точно также мы общаемся с образами литературных, театральных, кинематографических и прочих виртуальных героев. Самое интересное, что наше общение самих с собой тоже может быть виртуально, без обратной связи, когда при сличении воображаемого с действительным отдаётся предпочтение воображаемому. В своём внутреннем мире, человек может вообразить себя кем угодно, отождествить себя с придуманным образом и построить для этого образа виртуальную жизнь в виртуальном мире. Возникает вопрос о телесности и автономии воображаемых образов в воображаемом мире.
Если присмотреться, то любая мысль, любой образ наделены рождением, самостоятельностью и саморазвитием, как любое живое существо. Так называемые, духи и есть образы внутреннего мира, обретшие самостоятельность и воспринимаемые отчуждённо. Как такое возможно? Дело в том, что образы, порождённые внешним миром и образы, порождённые внутренним миром, имеют единую природу внутреннего мира и сосуществуют во внутреннем мире по его законам, которые порождены правилами сличения внутреннего с внешним. Эти правила врождённые и изменённые опытом жизни внутреннего мира во внешнем мире и в себе. И получается так, что чем больше органов чувств возбуждает образ, при своём возникновении, тем более достоверным и объективным он признаётся нашим сознанием, тем больше признаков рождения внешним миром ему присваивается. Кстати, все обманщики используют это свойство сознания – «Если хочешь, чтоб обман сошёл за правду задействуй как можно больше органов чувств у обманываемого». Если рождение образа сопровождается случайным или преднамеренным наложением возбуждения телесных органов чувств, то этот образ может восприниматься как действительное порождение внешнего телесного мира.
Есть такой способ познания как мысленное погружение в объект исследования, растворение в нём. Йоги и мистики медитируют. Пророки получают откровения, учёные озарения. Колдуны и гипнотизёры тоже как бы погружаются в объект манипулирования. Происходит ли при этом действительное погружение души, или её чувствующего и действующего органа во что-то или в кого-то? Можно спорить о причинах и механизмах, но подтверждаемые результаты имеются. Как их объяснить? Думается, самым первым органом чувств, из которого развились все остальные, является чувство резонанса (созвучия, соизменения, сочувствия,…), чувство согласования внутренних повторяющихся изменений с внешними повторяющимися изменениями. Весь мир един и у всех объектов и субъектов есть совпадающие интервалы собственных частот и их изменений, весь мир вибрирует, излучает и поглощает. Прислушиваясь и подстраиваясь к этим вибрациям, мы получаем и воспринимаем голографические интерференционные картинки-образы себя, внешней среды и исследуемого объекта. Получается, что этот орган чувств типа эхолота по всему спектру излучения нашей жизнедеятельности. Но эхолотом можно не только воспринимать, но и воздействовать. Наличие голографических интерференционных картин вокруг и внутри живых и неживых тел давно обнаружено (эффект Кирлиан), а экспериментами В.П.Казначеева доказана способность тканевых культур к информационному взаимодействию через них, в ультрафиолетовом диапазоне электромагнитного излучения живых клеток. Восточной медициной обнаружена система биологически активных точек на теле человека и животных, разработаны методики управления здоровьем путём воздействия на эти точки. В йоге активные точки (чакры) используются в медитативных практиках не только с целью лечения, но и познания. Некоторые экстрасенсы утверждают, что видят души как светящиеся разноцветные тонкоматериальные образования вокруг тел (ауры, биополя), которые могут сжиматься, вытягиваться, разрываться, срастаться, быть тёплыми или холодными, рыхлыми или упругими,…
Как видим, человеческий опыт свидетельствует, что у души в живом теле имеются некие свои телесные признаки, отличные от свойств самого тела, но неразрывно связанные с ним.

Есть ли физические свойства у телесных признаков души?

Видимо, душа имеет свое тело, которое имеет свои части-органы. У тела есть телесные органы: сердце, желудок, зубы, глаза и пр., а у души к органами можно отнести органы чувств и производные от них  память, сознание, ум, разум и т.д.. Органы чувств и их взаимосвязи, это как бы тело души, которое формируется и развивается совместно с физическим телом, в теле души тоже происходит органогенез. Органов чувств значительно больше пяти, как принято считать (см. выше). Одним из органов взаимосвязи с внешним миром является СОЧУВСТВИЕ, как способ растворения в ином, способ почувствовать себя иным и иное в себе. Возможно, сочувствие есть основной душевный орган, из которого дифференцировались и развились все остальные чувства. Также как оплодотворённая яйцеклетка присутствует во всех клеточках развившегося организма, так и сочувствие присутствует во всех ощущениях и восприятиях души. Душевная телесность также отлична от физической, как зрение от глаза. Наличие глаза необходимое, но не достаточное условие для наличия зрения. Наличие тела необходимое, но не достаточное условие наличия души.
Все различают телесную и душевную боль, болезнь тела и болезнь души. Т.о. душа дана нам в ощущениях и обладает такой же независимостью от наших представлений о ней, как и электрон, например.
Итак, у души есть тело и оно отлично от физического тела. Можно ли как-то измерить душу физическими приборами, например, взвесить? С конца 18 века и по сей день, предпринимались и предпринимаются попытки обнаружения изменения веса у умирающих, но чётких подтверждений отличия веса умирающего и умершего нет до сих пор.
Зададимся вопросом – Как мы отличаем живое от неживого? Признаком живого является упорядоченная целеустремлённость. Можно ли взвесить цель и порядок на физических весах? Одно и то же количество песка, взвешиваемое кучей, россыпью, или песчаным замком весить будет одинаково, но потенциальная энергия равномерной россыпи будет минимальной. Есть статическая, и есть динамическая упорядоченность. В физике элементарных частиц есть понятие дефекта масс – частица, состоящая из элементарных частиц, имеет массу покоя меньше суммарной массы покоя отдельных составляющих. При взаимодействии частицы и античастицы масса покоя вообще исчезает, и вся энергия превращается в энергию возбуждения электромагнитного поля, в излучение. Спрашивается где больше порядка и нацеленности? Разобщённые позитрон и электрон нацелены на слияние друг с другом, а в физическом вакууме они уже слиты и не нацелены. Если предположить, что в физическом вакууме позитрон с электроном более согласованы, чем позитрон и электрон по отдельности, то получается, что в микромире порядок (согласие) имеет отрицательный вес, а цель и движение к ней – положительный. Дефект масс есть результат достижения согласованности электрона с позитроном, выразившемся, с одной стороны, в сжатии электрона и позитрона в физический вакуум, в неопределимое нечто, а с другой стороны, в расширении, путём излучения света с нулевым совокупным импульсом и нулевой массой покоя. Получается, что сжатию, обособлению сущего соответствует вещественная составляющая в виде массы покоя, а расширению, обобществлению, соответствует энергия излучения, с нулевой массой покоя.
Вернувшись к попыткам взвесить душу, мы приходим к выводу, что они напоминают попытки взвесить в покое то, что не имеет массы покоя. Это сравнимо с попыткой измерить разницу в весе разогретого докрасна бруска металла и остывшего, светящегося и несветящегося светодиода, одного и того же количества воды в жидком и твёрдом состоянии. Не все изменения измеряются в килограммах, градусах, люменах, джоулях, …. Целесообразно ли информацию измерять в килограммах и весами? Думается и бит является лишь частично соответствующей информации единицей измерения.
Чем отличается идиот от не идиота, сумасшедший от не сумасшедшего, глупый от умного, знающий от незнающего? Только степенью согласованности поведения с целью выживания, и продолжения жизни. И получается, что жизнь есть ни что иное, как увеличение согласованности. Как обнаружить и измерить согласованность и порядок? Только путём сравнения поведения множества объектов. Наблюдение только за одним единственным объектом не приведёт к обнаружению упорядоченности. Так и душа, как причина жизни, как согласованность обособленности со всеобщим, принципиально множественное явление, не сводимое к единичному. Поэтому, жизнь есть всегда сожительство, а душа обнаруживается как управление сожительством, как согласование выживания особей. Атрибутом управления является цель и согласование целей.
В душе можно выделить части и органы (память, ум, сознание, разум,…), наследуемую и приобретённую вновь части, сознательную и бессознательную, коллективную и индивидуальную, но выделение частей происходит не в физическом пространстве и исследование тела души отлично от исследования физического тела. Итак, тело у души есть, но оно иное по отношению к физическому. Попытки взвесить душу сравнимы с взвешиванием лазерного диска до записи и после записи на него программ, фильмов и прочей информации, или включённого и не включённого  компьютера.

Тело, душа, наследственность

Живое тело отличается от такого же мёртвого значительно более быстрым обменом веществ. Непрерывной сменой входящих в его состав атомов живое тело скорее напоминает тело фонтана, реки или тело пламени, нежели чем тело пруда или камня. Но и токи вещества в живой материи отличны от токов вещества в неживой, в той же реке или пламени. Прежде всего, они отличны самоподдерживающейся упорядоченностью. В живой клетке обмен веществ присущ не только самой клетке в целом, но и всем, входящим в неё молекулам. Не только молекулы ДНК и РНК заменяются как частями, так и целиком в процессе жизнедеятельности, но и атомы мигрируют, входя в состав то одной, то другой молекулы, вводятся и выводятся из клетки. Можно определённо утверждать, что одни и те же молекулы и атомы внутри и вне живой клетки ведут себя по-разному. Медики различают по усвояемости кальций и другие элементы биологического и минерального происхождения. Живые существа, через пищевые цепочки, обмениваются веществами, как строительными материалами своих тел, и в пищу, как стройматериалы, идут не только вещества, но и живые существа. Поэтому можно сказать, что любое живое существо осуществляет обмен не только веществ, но и существ.
Если взять живое человеческое тело и каким-то образом разделить его на отдельные живые клетки, то они уже не смогут самостоятельно срастись в то же самое тело, того же человека с тем же сознанием, знаниями, мыслями, намерениями и пр. Тело живого человека не просто симбиоз живых органов и клеток, но и ещё что-то несводимое к органам и клеткам, но сводящее вещество в живые клетки, а клетки в единое  живое тело. Видимо, это что-то, проявляющееся как самоподдерживающаяся обособленная упорядоченность движения материи и есть душа.
Любая сила проявляет себя через единообразное изменение движения вещества, т.е. как упорядочивающее воздействие. Все виды физических взаимодействий можно разделить на механические и полевые (гравитационное взаимодействие, электромагнитное, сильное и слабое). Но есть ещё силы жизни, назовём их душевными, или информационными взаимодействиями, они ещё не изучены наукой, как таковые, сами по себе, и косвенно изучаются в биологии, психологии, социологии и пр. во многом через искажающую призму физических взаимодействий. Если следовать методам физики, то для описания информационных взаимодействий придётся определять информационные поля, заряды, спины, кванты, энергии и пр. и пр., и для «научного» описания простого процесса размножения придётся вводить половые заряды и поля, причём, у каждого вида живых существ будут свои заряды и поля обеспечивающие зачатие и развитие плода до следующего цикла размножения. Такой подход наукообразен, но напоминает не поиск живой истины, а роение мыслей над трупом истины. Силы жизни также естественны и объективны, как гравитационные и электромагнитные, но для их научного изучения придётся разрабатывать свой понятийный аппарат и открывать свои законы сохранения, а не тупо перетаскивать их из физики, без учёта отличий физического мира от духовного.
Некие намёки на близость открытия законов сохранения Жизни наблюдаются на стыке генетики и биоэволюции с кибернетикой и техноэволюцией /4/. При непредвзятом рассмотрении биоэволюции бросается в глаза, как её естественность, так и целесообразность наследуемых видовых изменений живых существ. Достаточно рассмотреть в лупу строение птичьего пера, чтобы убедиться в его неслучайности. Естественный отбор не случаен и хаотичен, а закономерен  и целесообразен. Наследуется не только строение тела, но и поведение, образ жизни в сожительстве живых существ. Наследуются маршруты миграций, причём, у некоторых видов за полный миграционный цикл происходит смена нескольких поколений и получается, что каждое популяционное поколение помнит только свой участок полного миграционного маршрута. И в человеческом организме есть оседлые и мигрирующие клетки. Эритроциты движутся не только током крови, но и самостоятельно протискиваются в узких капиллярах и межклеточной жидкости, самостоятельно находят путь к нужным клеткам и от артерий к венам. Стволовые клетки мигрируют чуть ли не через всё тело к месту поражения и по пути делятся и перерождаются  именно в те клетки, которые нужно заменить. Клетки иммунитета проходят своё обучение в разных органах тела и целенаправленно движутся и атакуют болезнетворные микроорганизмы. Яйцеклетка после вызревания самостоятельно движется по брюшной полости от яичника к фаллопиевым трубам и далее в матку. Сперматозоиды тоже самостоятельно передвигаются, находят яйцеклетку и проникают в неё.
Очевидно, что вместе с обменом веществ между клетками организма происходит и обмен информацией и, видимо, существует некий механизм закрепления личного опыта особи на молекулярном уровне, а при образовании и развитии половых клеток - на генном уровне. Думается, и питание есть не просто снабжение организма строительными материалами и энергией, но и механизм считывания информации о внешней среде и учёта её в геноме. Потребность в том, или ином виде пищи возникает на молекулярном и клеточном уровнях, обрабатывается и передаётся на уровень организма в целом, где преобразуется в конкретные действия по удовлетворению потребностей, уже на уровне взаимодействия организма с внешней средой. Результаты целостных действий организма закрепляются в памяти на всех уровнях целостности от молекулярно-клеточного до сознания, как телесные и духовные изменения.

Смертность и бессмертие души, реинкарнация

Сам по себе человек внутри себя безграничен, момент его рождения и момент его смерти вне внутреннего мира человека. Жизнь отдельного человека ограничена датами рождения и смерти только для других людей. Поэтому, говорить о личном бессмертии это всё равно, что говорить о существовании действия без противодействия, причины без следствия. Естественная смерть не отрицание жизни как таковой, а лишь один из её актов, смена качества, смена целостности, механизм совершенствования жизни.
Каждое явление единично и множественно, обособленно и растворено, оригинально (неповторимо) и повторимо. Каждое явление, это процесс преобразования чего-то во что-то иное. Поэтому, говорить о личностном бессмертии души всё равно, что пытаться обособить необособляемое, отделить какую-то часть мироздания от всего остального. Сие возможно лишь в воображении и то на мгновение.
Каждая частица Мира есть подобие и образ всего Мира. С религиозной точки зрения, каждая душа есть подобие и образ Бога. И если каждая частица Мира конечна и бесконечна в Мире, то каждая душа смертна и бессмертна в Боге. Можно ли о Мире в целом говорить как о каком-то отдельном теле? - Нет. Точно также нельзя говорить о Боге как об отдельной личности. Как Мир в целом телесен лишь через отдельные тела, так и Бог (Дух) личностен лишь через отдельные личности. Телесный Мир есть инобытие Духа, а Дух есть инобытие телесного Мира. Каждое телесное обособление сопряжено с духовным обособлением и наоборот. Получается, что обособление есть элементарный самотворческий и сотворческий акт существования чего-либо. Поэтому можно говорить, что Мир творится и сохраняется Духом, а Дух творится и сохраняется Миром.
Жизнь вечна и смерть отдельных существ есть механизм её совершенствования. Жизнь принципиально множественное явление и всегда есть сожительство, а не совокупность несвязанных существ. Весь Мир жив и разумен, но не целостен и не обособлен как бесконечное единственное существо.
Если под душой понимать безличностную причину и следствие жизни, то она вечна, но и смерть надо понимать не как отрицание жизни, а как её переход от особийного качества к внеособийному всеобщему. Всё, что существует меняется не только количественно, но и качественно и каждое изменение имеет неповторимую неуничтожимую составляющую, неповторимые качественные изменения накапливаются и приводят к изменению качества в целом.
Если под душой понимать некое единичное сознание, то она смертна как центр кристаллизации постоянно одного и того же существа, но бессмертна как центр кристаллизации разных существ. Когда существо живёт, оно воздействует своей неповторимостью не только на себя, но и на всё окружение. Точно также и память о прежде живших существах передаётся ещё живущим не только через их индивидуальную приобретённую память, но и через окружение.
Вот такой, казалось бы простой, вопрос: - Память, это часть индивидуального сознания и продукт только его жизнедеятельности, или она коллективна и продукт коллективной жизнедеятельности? Так и сознание, и разум, и душа, они существуют не только в себе и через себя, но и в окружении и через окружение. Жизнь отдельного существа, как единство тела и души, после смерти возможна только в ином и через иное, с утратой обособленности.
Память, скорее воссоздание, чем восстановление. Но это не отменяет того, что в состоянии гипноза человек может лучше вспоминать, чем в состоянии обычного бодрствования - тому есть много подтверждений, в том числе и криминалистических. Гипнозом можно помочь вспомнить, но можно и заставить забыть. Что есть гипнотическая установка? Не похожи ли они на подселение неких психических сущностей? А привычки и автоматизмы мышления? А сама отдельная мысль? Не является ли гипноз захватом контроля над чужим сознанием?
«Переселение душ, реинкарнация (греч. ;;-, «снова» + греч. ;;;;;;;;;, «воплощение»), метемпсихоз (греч. ;;;;;;;;;;;;, «переселение душ») — религиозно-философская доктрина, согласно которой бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях — только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое. Эту бессмертную сущность часто называют духом или душой, «божественной искрой», «высшим» или «истинным Я». Согласно подобным верованиям, в каждой жизни развивается новая личность индивидуума в физическом мире, но одновременно определённая часть «Я» индивидуума остаётся неизменной, переходя из тела в тело в череде перевоплощений. Также существуют представления о том, что цепь перевоплощений имеет некоторую цель и душа в ней претерпевает эволюцию. Представление о переселении душ присуще ряду религиозных систем, а также встречается в отрыве от какой-то религиозной системы (в личном мировоззрении)» /6/. Такое понимание реинкарнации не противоречит практики жизни, достаточно присмотреться к развитию чего-либо в чём-то. Например, развитие самолётостроения можно представить как реинкарнации духа самолёта, а можно представить как совершенствование духа (идеи) самолёта. Отличие в том, что реинкарнация утверждает неотделимость духа (души) от тела и его (её) соразмерность телу, а совершенствование "чистого духа" (идеи) предполагает возможность его отдельного от тел существования. Возьмём простой пример попытки передачи мысли от одного человека другому. Мы этот процесс наблюдаем в каждом акте общения, причём, не в каждом акте общения мысль передаётся. Но если мысль передаётся, то она передаётся своим перерождением в воспринимающем человеке и хоть чуть-чуть, но отличается от этой же мысли в передающем человеке, сохраняя неизменным ядро собственного "я". По сути своей процесс передачи мысли схож с процессом оплодотворения и развития зародыша до зрелого плода. Вместе с мыслью мы передаём другим людям и частицу своей души. Т.о. общаясь мы реинкарнируем друг в друге. Не напоминает ли реинкарнацию игра талантливого актёра? И возьмём другой пример - телепатию. Тут всё в тумане, а ведь казалось бы - просто передать проще, чем оплодотворить.  Итак, всевозможные проявления реинкарнаций мы наблюдаем каждое мгновение, что нельзя сказать о телепатии и передаче святого духа.
Можно сказать, что откровение есть знание добытое растворением (вселением) собственного "я" в предмете познания. Кроме обычного рассудочного познания есть и целостное восприятие истины. И так ли уж совсем бесшабашно заявление, что человеческая душа (индивидуальность) может быть в животном и растении, а души растений и животных в человеке? - Что касается меня, то я не понимаю себя пока не почувствую себя в себе; не понимаю человека, пока не почувствую себя в этом человеке и этого человека в себе; не понимаю животное, пока не почувствую себя этим животным; не понимаю растения, пока не почувствую себя этим растением; не воспринимаю камня, пока не почувствую себя камнем; и т.д. и т.п. Вот и получается, что сочувствие и сопереживание, лежащие в основе познания и понимания, уже содержат в себе элементы обратимого перевоплощения,  реинкарнации.  Итак, частичное мысленное перевоплощение есть необходимый процесс мышления, а вот полное перевоплощение также невозможно, как и существование без изменения.

Понимание и выживание, как совпадение внутреннего и внешнего

Понять, для меня означает уметь прогнозировать, предвидеть развитие событий. Не всегда удаётся описать и объяснить понимаемое, чаще не удаётся. Но когда удаётся, считаю своим долгом поделиться добытым с другими. Не всегда удаётся достичь желаемого уровня понимания, но ощущение достигнутого уровня присутствует всегда. Бывает не хочется доверять себе и тогда случаются самообманы. Мы рождаемся уже с каким-то врождённым душевным и духовным опытом, по мере развития строим свой внутренний мир, а в нём образ внешнего Мира - модель, на которой проигрываем варианты развития Мира, сличаем воображаемые варианты с действительными изменениями и нащупываем пути прогнозирования развития действительности. Чем адекватней и развитей образ Мира, тем точней и долгосрочней прогноз - тем ближе наше понимание к Истине. Без резонанса (взаимодействия) внутреннего с внешним невозможно не только понимание, но и существование. Мировосприятие включает в себя восприятие внутреннего, восприятие внешнего и способы соответствия внутреннего с внешним. Соответственно, кроме общепризнанных органов чувств (осязание, обоняние, вкус, слух, зрение) у нас есть множество других телесных органов чувств (ощущение внутренних органов, ощущение положения и движения частей тела и прочее телесное самочувствие), но у нас есть и множество душевных органов чувств на которые наука стыдливо закрывает глаза (чувство сознания и осознания, ощущение каждой мысли, душевной боли и прочее душевное самочувствие). К чему это я всё так долго и нудно? К тому, что наука в основном занимается тем, что мы получаем от телесных органов чувств, а религия тем, что мы получаем от душевных, так сказать, нетелесных органов чувств. Внутренний мир и внешний Мир едины и согласованы, но между ними нет полного взаимооднозначного соответствия.
Во внутреннем мире мы не найдём ничего мёртвого, там всё живое, любое ощущение и любая мысль есть проявление нашей жизни. Во внешнем Мире, в рамках существующей мировой парадигмы, мы находим и то и другое. Принято считать, что каждый человек творец и хозяин собственного внутреннего мира. Религиозные мыслители, ограничиваясь только душевными органами чувств, стараются заниматься только внутренним миром, но невольно проецируют объекты внутреннего мира на внешний. Вот и получается представление о самом себе, как единоличном творце внутреннего мира, перенесённым на представление о Боге, как единоличном Творце всего Мира. Ум и разум - инструменты выживания человека, прежде всего, во внешнем Мире, их задача так перестроить внутренний мир, чтобы с его помощью можно было перестраивать внешний Мир с обустройством места для себя. В собственном внутреннем мире нам не надо выживать, адаптационной задачи не стоит, она уже решена нашим рождением. Поэтому, рано или поздно, религиозный мыслитель приходит к выводу о ненужности ума и разума во внутреннем мире, что надо просто концентрироваться только на душевных органах чувств, максимально очистив самоощущение от всего телесного и ощущение Истины придёт само собой. Истина - это совпадение воображаемого с действительным. Но если концентрироваться только на воображаемом, то соответствие воображаемого с воображаемым будет достигнуто только освобождением от внешнего. Достигается резонанс с самим собой именно он и переживается как религиозный экстаз, блаженство, нирвана, освобождение от страданий, обретение Самого Бога, растворение в Боге и пр. и т.п.
Всё бы хорошо, но верно ли утверждение, что нам не надо решать задачи выживания в собственном внутреннем мире? Такие ли уж мы единоличные творцы своих внутренних миров и хозяева в них? Не может ли случиться такого, что внутренний мир останется жить без нас? Может, - и в этом легко убедиться посетив психбольницы. Получается, можно стать рабом плоти, отдав безусловное предпочтение телесным чувствам, но можно стать пленником духа, отдав безусловное предпочтение душевным внутренним чувствам. Выходит, что хозяином себе можно остаться только обуславливая телесное духовным, а духовное телесным.

Мышление, духовное пространство, как пространство событий

Каждая мысль уникальна, но это не значит, что она есть чистое качество и не может быть ни с чем сравнимой. Само мышление в своей основе есть сравнение.  Мы понимаем смысл чужой мысли лишь когда войдём с ней в сомыслие, т.е. повторим её рождение и развитие в себе. Но повторяем и воскрешаем её мы по-своему, пользуясь тем строительным материалом и теми орудиями, которыми располагаем, т.е. самим собой. Получается так, что любая мысль содержит в себе зерно-точку-образ-смысл, которое прорастает по определённым законам, точно также как из семени дерева определённого вида вырастает дерево того же вида, а не другого. Но дерево-потомок не есть дерево-родитель, хотя потомок и повторяет родителя. Т.о. получается, что в мышлении мы как бы повторяем жизнь и развитие биосферы.
Мышление многопараллельно и многоядерно. Каждая мысль состоит из множества одновременных мыслей. Так и каждое событие жизни состоит из множества событий. Ткань жизни непрерывна и локально детерминирована. Каждое событие является следствием набора предшествующих событий и причиной набора последующих. Не бывает событий, имеющих только одно следствие и только одну причину (а детям свойственно воспринимать просто события без причин и следствий). Если мы чего-то недоделываем, то ткань жизни получается дырявой и непрочной в этом месте. Если мы что-то делаем не так, то в последующем, будем за это наказаны утратой возможностей. События можно делить на внутренние и внешние. Так вызревание и жизнь половых клеток родителей это внешние события, как для родителей, так и для будущих детей, а акт оплодотворения (начало симбиоза половых клеток) это уже внутреннее событие, как для зародившейся новой жизни, так и для родителей. На этом примере мы видим, что внешние события могут порождать внутренние. Интересно, что для самосознания, акты собственного рождения и смерти не являются внутренними событиями – они пограничные. Для самосознания внешними будут все не вошедшие (навь) в него события, а внутренними все вошедшие (явь). Количественной характеристикой события может быть мощность множеств его причин и следствий. Наше сознание это как бы ткацкий станок, а наше самосознание как бы ткач. Человек нуждается в событиях как ткач в нитках - не будет событий - не будет ткани жизни, не будет жизни. Причем, на ткани жизни можно плести разные узоры из разных по цвету и составу нитей. Может быть, поэтому у кого-то получается жизнь серой, а у кого-то цветной и радостной?
Мышление – это процесс согласования изменений внутреннего мира с изменениями внешнего мира, взаимосуществование мыслей и действий. Мышление может быть конкретно-действенным, неотделимым от действий живого существа во внешнем мире, и абстрактным, отвлечённым от действий во внешнем мире. Абстрактное мышление протекает в духовном пространстве внутреннего мира – среде, отличной от телесной среды телесного физического мира. В физическом пространстве мы описываем и ощущаем движение физических тел. В духовном пространстве мы описываем и ощущаем движение духовных тел. Эти духовные тела абстрактного мышления Платон называл идеями, - образами, в буквальном переводе на русский язык. Но не всякие образы, а доведённые до совершенства, т.е. истинные. Истинно то, что непосредственно соприкасается с истоком бытия, и поэтому, обязательно, содержит в себе элемент саморазвития. Истина – это не просто утверждение, сводимое цепочкой рассуждений к  какой-либо очевидности, а образ, порождающий очевидности – непосредственные совпадения (резонансы) ощущений внутреннего мира с ощущениями внешнего мира. Поэтому идея – это не просто новое знание, а источник новых знаний.
В самом простом обыденном смысле источником знания является любое событие, и было бы последовательным назвать духовное пространство событийным (со-бытийным), или пространством событий. В пространстве событий связь не физическая, а смысловая. При работе в этом пространстве идёт поиск смысловых взаимосвязей событий, как поиск взаимосвязи истин, и возникает ощущение вневременного характера, как духовного поиска, так и духовного пространства.

Сверхсознание

При достижении определённого уровня сосредоточенности мышления, духовное пространство событий человека обретает целостную структуру, в которой каждое событие взаимосвязано со всеми остальными и обеспечивает всеобщую целостность, как необходимость. Мышление протекает на надсловесном, категориальном уровне. В этом состоянии каждая мысль (событие) осознаётся в своей особой всеобщей взаимосвязи с остальными. Возникает ощущение мышления, как оперирования с абсолютными истинами, рождение вопроса мгновенно и непосредственно переходит в рождение ответа. Человек одновременно ощущает и собственную растворённость во всём бесконечном мироздании и сосредоточенность в бесконечно малой точке ощущения собственного «я». Бесконечно малое распахивается в бесконечно большое, а бесконечно большое сжимается в бесконечно малое. Возникает ощущение соприкосновения с бесконечностью, подключённости собственного сознания к базе абсолютных знаний, нахождения вне времени. Это состояние вдохновения и откровения, состояние блаженства. Оно может длиться несколько минут, а ощущаться как мгновение или вечность. При выходе из этого состояния остаётся ощущение постижения истин, которые, чаще всего, помнятся образно-фрагментально на бессловесном уровне, как догадки или преддогадки решаемых задач и уже потом, работой мышления в обычном состоянии, эти догадки доводятся до решений и  обретают словесную форму. Отличие состояний сверхсознания от медитативного чувственного аутизма в их творческой продуктивности.

Выводы

1.Жизнь есть принципиально множественное явление и всегда проявляется, как сожительство живых существ.
2.Живое существо есть саморазвивающееся неразрывное единство души и тела.
3.Душа есть приобретаемые и передаваемые по наследству правила сожительства.
4.Телесное и духовное существование иерархичны, каждому уровню телесной организации соответствует свой уровень духовной организации.
5.Телесному органогенезу соответствует душевный органогенез.
6.Телесное есть инобытие духовного, духовное – инобытие телесного.
7.Кроме 5 общепризнанных телесных органов чувств внешнего мира существует множество органов чувств внутреннего мира.
8.Информационное (душевное) взаимодействие есть проявление сил жизни.
9.Изучение информационных (душевных) взаимодействий требует разработки своего понятийного аппарата и измерительных технологий отличных от физических.
10.Смерть такой же атрибут жизни, как и рождение.
11.Введено понятие духовного пространства, как пространства событий.
12.Истина – это не просто утверждение, сводимое цепочкой рассуждений к  какой-либо очевидности, а образ, порождающий очевидности.
13. Дано описание состояния сверхсознания.


Литература:

1.Нефёдов Н.А. Мы ставим памятники телу. Зелёная гостиная, с. 199, М.: «Алев-В», 2011 http://www.stihi.ru/2009/07/12/3353
2.Аристотель. О душе.  Соч. в 4-х томах. Т.1, с.371-448, М.: "Мысль", 1976
3.Нефёдов Н.А. К философскому аспекту системологии.  http://www.proza.ru/2010/01/10/1498
4.Лем С. Сумма технологии. М.: АСТ, 2006.-668 с.
5.Андреев А. Мир Тропы. Очерки русской этнопсихологии. С.-П.: «Тропа Троянова», 2000.  Андреев А. Магия и культура в науке управления. СПб.: Тропа Троянова, 2000. — 590 с.  Шевцов (А.Андреев, Саныч, Скоморох) Александр Александрович "ОСНОВЫ НАУКИ ДУМАТЬ"  прочие книги Шевцова А.А.
6.Википедия. Интернет ресурс,  http://ru.wikipedia.org.
7. Нефёдов Н.А. О душе. Вестник научно-промышленного общества. Выпуск 19, с.82-104, М.: «Алев-В», 2012.