В интересах любви

Матвей Корнев
ЖИВОПИСЬ – 34


Который день морозы стояли под двадцать, а на ветру казалось больше. Снега давно не было, пыль, пропитанная реагентом и солью, незримо поднималась и смешивалась с выхлопными газами – дышалось тяжело. Клюев руководил разгрузкой новогодних подарков.
- Липатов, аккуратнее! Или ты, не видишь что это?..
- Вижу – виски, и шампань…
- А зачем бросаешь?! На бой рассчитываешь?! Даже если она разобьётся, тебе всё равно ничего не достанется… или будешь тряпкой собирать и выжимать себе в рот…
- Страшные картины рисуешь, бригадир…
- Вася, это он так выражает свой протест… если бы и нам такие подарки дарили, то и отношение было бы совсем другое…
- Вам такие подарки нельзя…
- Почему это?
- Пользоваться не умеете…
- А чо тут уметь – наливай да пей…
Все – га-га-га…
- А совесть не надо иметь?!
- Извини, Вася, но совесть не булькает…
- Потому, что она у вас уже утонула…
- В чём, Вася?
- Всё, хорош болтать! Вам только палец дай – вместе с туловищем отгрызёте…

Подошёл Брагин.
- Василий надо поговорить…
- Говори.
- Отойдём…
Отошли.
- Звони Ивушкину… он наверное про нас уже забыл… время идёт – дело стоит… деньги нужны…
- Разгрузим, позвоню… Я в каптёрке нашёл привет от Глеба…
- Да ты что?..
- Разбирался в стеллажах, смотрю пакет… подписано: «Ивушкину, лично в руки»…
- Ну вот, видишь, и повод есть… Погоди, выходит он знал?..
- Похоже на то…

Ивушкин немедля пришёл в каптёрку.
- Где?!
- Вот… - Клюев протянул пакет.
- Когда учёный совет, Андреич?.. – Брагин решил не тянуть, он уже натерпелся. – Назрело, Слава… того и гляди прорвётся…
- Сегодня не могу, ребята – дел по горло… давайте завтра…
- Ловлю на слове… - лаборант с горячей надеждой смотрел на руководителя.
Ивушкин улыбнулся…
- Поймал, Боря, поймал – завтра… готовьтесь…

Пакет горел в его руках. Он влетел в кабинет, запер дверь на ключ, развернул пакет: книга и блокнот. Раскрыл блокнот… раздался звонок телефона…
- Ивушкин, слушаю…
- Вячеслав Андреевич, зайди ко мне…
Одну фразу он всё же успел ухватить: «Читая святых отцов, поражаюсь глубине проникновения и точности определений…»
Весь день он думал о записках Сторонина, но дел было много: с главным инженером обошли все склады, все хозяйственные помещения, посетили несколько посторонних объектов – везде столкнулись с проблемами, которые нужно срочно решать… Войдя в кабинет после всего, посмотрел на часы – 18:24, читать и вникать в тексты сил уже не было.
Приехав домой, наскоро поужинал и лёг. Сима подошла, села на край дивана, положила руку на лоб:
- Что-нибудь случилось?
- Нет – просто устал… целый день мотался, даже пообедать некогда было…
- Хочешь, массаж тебе сделаю?.. как ты любишь…
- Спасибо… боюсь, усну, и твой труд пропадёт…
- Ну хорошо, спи… потом поговорим…
- Что-нибудь с Лидочкой?..
- Нет… спи… потом…

Ему снились только цветные сны. Он всегда удивлялся, когда люди говорили о чёрно-белых… В этот раз он оказался вовлечён в события яркие, значительные… Кто может вспомнить начало сна?.. Ивушкин не смог. Запечатлелось вот с этого момента: он выбегает из автобуса, в котором привезли группу на космодром… бежит к ракете, на ходу надевая скафандр… вот уже поднялся, входит в корабль, вдруг слышит, снизу кричат: «Шлем забыл!» Пришлось спускаться – неприятно… «Плохая примета…» - сказал главный конструктор. – «Ничего, Бог даст, прорвёмся…» - ответил астронавт… старт, традиционное – «поехали!»… он астробиохимик – перед ним поставлена ответственная задача облететь вселенную и везде, в каждой галактике, посеять ростки земной жизни… посмотрел в иллюминатор – Земли уже не было видно… немного взгрустнул… подумал: «Надо работать…» Открыл холодильник – склянки с различными формами живых организмов… выбрал самую простую и стал готовиться к высадке на первую, по плану, планету, со странным названием – Залибастра…


Открыл глаза, сквозь шторы пробивался свет ночной иллюминации. Судя по шумам, за полночь ещё не перевалило… У соседей сверху застучала стиральная машина, начавшая отжим… По мусоропроводу пролетели бутылки… Встал, вышел из комнаты… Сима сидела на кухне, смотрела телевизор… Умылся, заглянул к ней…
- Что смотришь?
- Последняя серия… потерпи, скоро закончится, и я тебе разогрею…
- Ничего, ничего – смотри спокойно – я не голоден… Лидочка спит?
- Да, только уложила…
- Кстати, ты, случайно, не знаешь, есть такая планета – Залибастра?
- Не знаю… в Интернете посмотри…
Он пошёл опять в большую комнату, сел за письменный стол, включил настольную лампу и стал вчитываться в записи Сторонина – теперь силы для этого были.
 
«Я знаю, что это случится сегодня, – писал Сторонин, – но в котором часу точно, где и как – мне неизвестно… Слава, прошу тебя, и передай ребятам – не надо меня жалеть – я достиг всего, чего хотел… и вам того желаю… Специально ради тебя я не стал уничтожать эти записи – уверен, ты разберёшься… Просмотри внимательно, там всё есть: и про машину времени, и про сотворение мира, и про музыку, и прочее… Клюев и Брагин сильно тормозят – у них большие проблемы в семьях… Твои слова тогда глубоко врезались в моё сознание… Ну, помнишь, ты сказал, что всё надо делать вовремя, и что мечтал о монашестве… Так вот, Слава, я очень много нагрешил в жизни, страшно нагрешил, но последнее время я жил, как монах – во всём раскаялся, и Бог меня простил… Я мог бы жениться, но это было бы уже не вовремя – человеку, познавшему Бога, никакие другие браки не нужны – созерцателю Божьего Промысла мирские попечения в тягость…
Дорогой Вячеслав Андреевич, Слава, завещаю тебе эту книгу – чудное писание, чудное… Читая святых отцов, поражаюсь глубине проникновения и точности определений… Я пришёл к выводу, что человеку преуспевшему в чтении светской литературы, и навыкшему глубоко проникать в слова, непременно надо читать святых отцов – в этом развитие… если, конечно, человек уже набаловался в светских развлечениях и начал искать духовной глубины…
На литературном сайте есть моя страничка, где я публиковал свои произведения и общался с братьями и сёстрами по перу, точнее сказать, по курсору… если тебя заинтересует, можешь воспользоваться – удобно – не надо сочинять псевдоним, регистрироваться и прочее…»

Она подошла тихо, запустила руку ему в волосы, другую положила на плечо... он вздрогнул, мурашки пробежали по телу…
- Что читаешь?
- Записки покойника…
- Я серьёзно…
- Сотрудник ведёт дневник… дал почитать…
- Понятно… Пойдём, я разогрела тебе ужин…
Он почувствовал, что тратить силы на сопротивление ему не хочется, поднялся, поцеловал её, и они пошли в кухню.
Ел, не прекращая чтения, и, видимо, не замечая, что ест. Она сидела напротив, не сводя с него глаз.
- Интересно?
- Очень… вот послушай: «Не тот любитель добродетели, кто с борением делает добро, но тот, кто с радостью приемлет последующие за тем бедствия. Не великое дело терпеть человеку скорби за добродетель, как и не колебаться умом в избрании доброго своего изволения при обольстительном щекотании чувств.»… А, каково?..
- Если честно, я ничего не поняла…
- А я всё понимаю… влечёт чрезвычайно… Видишь ли, несколько лет назад, ещё мы не были знакомы, я принимался уже за эту книгу, но тщетно – ничего не мог разобрать – слишком витиеватым казался мне слог… а теперь вот пожалуйста – Божья милость… Эх, Симочка, до чего же мне близко всё это – оно целиком моё – всей тканью словесной, всей глубиной сокровенных значений… Один афонский монах, в последствии именитый старец, эту книгу читал шесть лет… представляешь – шесть лет одну книгу?..
- Нет – не представляю… у меня другие трудности…
- Все наши трудности обусловлены удалением от Бога и несовершенством миропонимания…
- Мне любви не хватает…
- Что?..
- Ты совсем забыл меня… наверное я подурнела после родов…
- Что ты такое говоришь… я люблю тебя… мы же, как одно целое… а Лидочка?..
- Ну, скажи, когда у нас последний раз было?..
- Ты же знаешь, в пост нельзя…
- Знаю, поэтому не настаиваю… жду Рождества… но не уверена, дождусь ли ласки…
Он задумался: «Вот он первый звоночек… вот оно жало змеи… всё надо делать во время – по возрасту, она мне дочь – по существу, у меня на руках дочь и внучка… между нами пропасть… Господи, как это объяснить… теперь пойдут противоречия во всём, истерики, скандалы…» Он внимательно посмотрел на неё…
- Детородные органы, милая, предназначены для рождения детей… ты ещё хочешь рожать?..
- Нет, я рожать не хочу – по крайней мере, в ближайшие три года… я хочу удовольствия… радости хочу… я так устала…
- Значит, мы не интересно живём… бедно живём… красок не хватает, музыки мало, глубокого творческого интереса мало… Может, поедем куда-нибудь – развеемся… в Турцию, например, как все…
- Да не хочу я в Турцию! Мне тебя не хватает, Слава… твоего тепла, ласки… как ты не понимаешь… правильно мама говорит, мужики нас никогда не поймут…
- Это всё сериалы… они оглупляют… я знал, что этим кончится…
«Вот оно начало деградации… в пещеру к австралопитекам… в джунгли к обезьянам…»
- Как шимпанзе что ли?.. – он улыбнулся, но улыбка получилась кривая.
- Ну, какое шимпанзе… о чём ты говоришь… - она поднялась и пошла, всхлипывая…
Он сидел, рассеянно глядя в блокнот – слова не различались… вдруг, поднялся, чтобы пойти следом за ней, но передумал: «Ну, не хочу я этого, не хочу… что делать?.. что делать?.. развестись – пока она ещё молода и сможет найти своё счастье?.. нет – венчаны – причины нет для развенчания… да и как теперь разодрать две слитые галактики?.. это надо сильно зажмуриться, чтобы не видеть слияния… и куда, в таком случае, деть понимание… Господи помилуй… ладно, утро вечера мудренее…»
Исполнил вечернее правило, и продолжил чтение…
 

Была пятница, 21-е декабря, тот самый день – день, которым заканчивается печально известный календарь… Клюев занервничал с самого утра – контейнер не вывезли, он стоял полный, в окружении куч мусора… Главный инженер, увидев это, дал бригадиру взбучку…
- Но я заказывал, Константин Львович! Я не знаю, почему не вывезли…
- Узнайте и доложите мне!
Пришлось звонить и ругаться, там оправдывались, мол, посылали, но контейнер перегружен, машина не справилась…
- Да вы понимаете, что говорите?! Значит так, если этой ночью…
- Можете не продолжать – сделаем…
Потом опять весь день: подарки, подарки, подарки, мусор, пререкания, эмоциональные стычки в рабочем порядке…
В обеденный перерыв Клюева вызвали в отдел кадров. Оттуда он принёс листок и зачитал перед лицом коллектива. В обращении говорилось, что моляру Гринькову срочно требуется операция, которая стоит больших денег, и администрация компании просит сотрудников проявить сострадание и милосердие – кто сколько может… Народ возмутился:
- Да они что, совсем уже ополоумели!
- Всё на нас повесили, всё на нас свалили!
- Главное, платить, как следует, не хотят, а милосердие им вынь да положь!
- У меня долгов, как шелков и кредит на машину – каждый рубль на щету!
- А по сколько хоть сдавать-то?
- Ну ты чо, не слыхал – кто сколько может!
- Знаешь, «кто сколько может» - понятие растяжимое! Ты мне назови минимальную сумму, а я подумаю, смогу я к ней прибавить, или даже эта мне будет не по силам…
- Не, послушайте, а медицинская страховка какого хрена тогда?
- Я вообще ничего не понимаю – голова кругом идёт! Давай до понедельника!
- Эх, жаль, что конца света не будет! А то бы накрыть их всех одной кометой, и дело с концом!
- Не каркай! Я думаю, по тыщи многовато, а пятьсот нормально – пусть они тоже раскошелятся!
- Я согласен! На, запиши…
- На, и меня запиши…
- А я всё равно – до понедельника…


- Наконец-то этот кошмар закончился… - Выдохнул Клюев когда «учёные» собрались на совет. – Я думал, с ума сойду…
- А у меня весь день желудок крутило… - признался Брагин. – Представляете, я ночью в Интернете сидел, о развитии человечества информацию скачивал… Ужас! Они говорят, что дело идёт к тому, будто скоро человек, точнее информационно-энергетическая его составляющая перестанет нуждаться в физическом теле и будет существовать самостоятельно, в компьютере… а тело превратится в робота, который будет управляться этим компьютером…
- И кому он будет нужен такой робот? – Клюев искренне удивился.
- По логике вещей – компьютеру… 
- А зачем?
- Как зачем? – осваивать космическое пространство…
- Для чего?..
- Чтобы там разводить примитивные формы жизни, и развивать – от простого к сложному… так человечество никогда не умрёт… будет кочевать с одной планеты на другую…
- Это значит – тут нагадили, полетели туда – там нагадили… там нагадили, там нагадили… И какой в этом смысл?..
- Ты у меня спрашиваешь?..
- А они-то что говорят?..
- Они говорят, вселенная расширяется…
Ивушкин пристально посмотрел на обоих.
- А вы знаете, друзья, что существет такой вид шимпанзе, называется бонобо… это самые близкие к человеку приматы… и они близки нам не только набором генов, но и поведением… в частности сексуальным поведением – они совокупляются по несколько раз на дню, причём, в самых разнообразных позах… лицом к лицу, в том числе, чего не могут делать другие животные… и с лицами одного пола, и группами, и так, и сяк, и наперекосяк – то есть абсолютно, как люди… они даже агрессию выражают половым актом…
- К чему это ты, Слав? – Брагин напряжённо смотрел на Ивушкина.
- Мне кажется, я нащупал точку, из которой деградация ведёт человека к двум, внешне различным, формам одичания: одна форма – животное, другая – робот…
- Хочешь сказать, что путь развития лежит совершенно в иной координации?..
- Вот ты Боря ответь, про Васю я знаю, каково твоё семейное положение?
- Ужасное… варюсь меж двух огней… меж трёх огней… один огонь – мать, другой – жена… они никак между собой не договорятся – вечная война, причём, из-за таких мелочей – уму непостижимо… и третий огонь – сыночек Санечка, со своей Милочкой…
Клюев улыбнулся:
- Так вот для чего тебе машина времени – убежать хочешь...
- Да. – совершенно серьёзно ответил тот.
- Назад, или вперёд?..
- Всё равно – только бы подальше…
- Не получится… - Ивушкин тоже улыбнулся.
- Почему?
- В интересах любви…
- А конкретнее?
- Ты себя повезёшь повсюду… и, куда бы ты не приехал, всё твоё будет с тобой… к тому же, в далёком прошлом, равно как и в далёком будущем, тебе будет очень трудно адаптироваться – ты продукт настоящего времени… Короче, или погибнешь, или обратно сбежишь…
- Может тогда чуть-чуть в шимпанзе уйти, чтобы и в роботов не превратиться, и человеческий облик не потерять? – Клюев улыбнулся так, словно он испытал озарение, а они нет.
- К сожалению, Вася, мы этого не умеем: чуть-чуть – это очень высокий уровень развития… И потом, как ни крути, шимпанзе – это, всё-таки, обезьяна, а человек по сотворению Божию – ни робот, ни обезьяна – он человек – образ и подобие Христа… поэтому умирать надо по любви – жертвенно…
- А как это сделать, с нашими «лучезарными дамами»? – в один голос удивились «учёные».
- В этом весь интерес… видимо, что-то мы упустили… будем искать… Бог в помощь…
Брагин развёл руками:
- Так я не понял, дашь денег на машину времени, или нет?..


Возвращаясь домой, Ивушкин испытывал блаженство – в душе звучала музыка, было легко и радостно… всё остальное, как бы, отдалилось: и этот город, освещённый и украшенный разноцветными огнями, и машины, сгрудившиеся в пробках, и люди, не знающие границ и пределов, и, даже, Сима с Лидочкой – самые близкие, самые любимые… он шёл к ним, с ощущением новой жизни, нового счастья…


21.12.12
1:04