Потерянный путь

Елена Чалая
История. Не без географии.

В конце 2001 года я ушла из бизнеса. Гонка. Головные боли. Устала. Уехала в Самарскую Луку восстанавливать душу и тело. Шамбала. Спокойствие, природа, Волга....

Прошло месяца два и мышка-орушка, которая живет у меня в голове и которая бесцеремонным образом взяла ответственность по питанию мозгов, начала орать истошным, тоненьким голосом: "Жрать давай, жрать давай!"  Хм... Куда пойти мозги питать? В очередной институт не хочется, хочется чего-то, а чего....

Вспомнила о заветной мысли узнать - что такое время и поучиться на часовщика.
Приехала в город, нашла в адресной книге координаты профессионального училища и понеслась туда. С удивлением пятилетнего ребенка, у которого забрали леденец, услышала, что училище уже давно перепрофилировано: маникюр, педикюр, наращивание волос и других частей тела..  И в городе больше никаких таких учебных заведений нет. Вот это да!  А орушке-то уже пообещала интересную, вкусную еду...

После пролаза в сетях и прозвона некоторых училищ обнаружила и нашла подтверждение, что в стране нет ни одного училища, где обучают часовому мастерству. Тут уже и "мума" внутри взбунтовалась. Бред наяву.

Начала мысленно вспоминать, что все-таки в городе иногда заметны будочки и закуточки "Ремонт часов". Что же это, последние мастера России или время остановилось?
Ладно, один призрачный вариант есть. Когда в училище общалась с преподавателями, одна из них догнала уже на выходе и порекомендовала обратиться к лучшему в городе мастеру. Хорошо!  Прибыв по означенному адресу - мастера не обнаружила. Переехал работать в другое место. Мышка орет, мума мычит!!!

Добралась до мастера. Олег. Стильный, спокойный (даже замедленный какой-то), красивый. Выслушал меня, как такую: "круглая у тебя, сынок, голова, круглая"... Потом  оттаял, понял, что я не шучу. Признался, что, по лени душевной, учить не будет. Подарил книгу "Ремонт часов", 1964 года издания, и дал инструменты, которые нужны для ремонта.
Думала ли я, дочь крестьянина, что это маленькое желание учиться вырастет в одну из незабываемых историй!

Беру паузу - уезжаю в Луку. А в голове постоянно: "Позвольте? Как же так? Такая таинственная, камерная, свободная, точная профессия вычеркнута из всего государства?!" Нет, нет, понятно, что пластмассовые ногти и волосы - это, конечно, самый необходимый атрибут, но все же....  Клиника какая-то...
Звонит сестра и, зная о моем заскоке, сообщает, что в местной газетке видела малюсенькое объявление какого-то учебного комбината о наборе учеников-часовщиков. Буквально ору в трубку, чтобы в газету рыбу не заворачивали, и ничего ей не подтирали! Все!! Сворачиваюсь и лечу в город!

На скаку приобретши мало-мальский городской вид,  иду (принципиально пешком, а то не ровен час от таких эмоций и про руль забудешь) в означенное место. Там тетька сидит строгая. Генеральша.  Громовым голосом трубит: "Заполняй анкету!"  Заполняю анкету, отдаю. Тетька читает. Медленно поднимает глаза, которые становятся, как у той собаки из "Огнива" и спрашивает: "Ты чо, ненормальная? Куда тебе еще учиться?" Я, похоже, глупо улыбаюсь и отвечаю: "Хочу". А внутри мышка орет и ржет: "Хочу жениха! Хочу приданое! Хочу! Хочу! Хочу!".

Из учеников случились я, моя приятельница, которую я уболтала и заразила этим делом и пожилая женщина, которая училась за свою дочь (записывала, крутила, чтобы потом объяснить девочке, которая была в Чечне....).
Преподавательница, довольно молодая леди, сначала смутилась от таких "матерых" учеников, но мы быстро ее успокоили и сказали, что хотим по-правде, по-настоящему..
И все бы просто, но преподавательница Ольга оказалась родом из Кировской губернии (скока я зарезал, скока перерезал - на ту пору я в Кирове пять лет отработала)))))), вот тут у нас и понеслись беседы про Киров, про мастеров, стали прямо родными. Эти отступления делались в то время, когда мы, пыхтя, ломали очередное колесико или анкерную вилочку. Ольга нас ругала - все, как полагается. А теоретическую часть мы кропотливо записывали.
Занятия проходили три раза в неделю. В ходе обучения выяснилось, что инструменты для этого дела найти невозможно. Тут я прямо "крутышкой" себя почувствовала, у меня-то и книжка есть и кое-какой инструмент.

Как-то уже под конец занятия - звонок. Звонит партнер по бизнесу и просит сопроводить международный контракт. Я в двух словах объясняю, что сейчас занята. Как же! В бизнесе же всегда "из колена выломи"!  Меня встречают после занятий, поют дифирамбы про часовое дело, и вводят в курс юридических событий. Я никогда не даю ответ сразу. Дня через два, все обдумав, приняла предложение.

А на носу экзамен по часовому искусству! Я же все по-честному! Ольга (преподавательница) немного покипела, что меня не будет на последних занятиях, потом, узнав, что в командировку я еду в Киров(!) (обожаю этот город), написала записку своим подругам-коллегам на случай, если у меня получится с ними встретиться.  Получится, еще как получится!!!

В Киров захватила с собой книгу "Ремонт часов", чтобы готовиться к экзамену. В командировке, обычно, много свободного времени. 

В один из вечеров читаю, учу теорию и дохожу до абзаца, который  за меня читает голос  Оле-Лукойе (мышка, наверное шутила): "Когда... зуб ...ходового....колеса....соскочит...с входной...палеты............" У меня волна прохладная по голове пробежала.  Перечитала. Весь абзац из специальных терминов, но... если перевести, то получается вот что: в механических часах есть ми...ми....ми....мелкоскопический момент времени, когда ни одна деталь механизма не соприкасается ни с какой другой.  Именно этот момент называется потерянный путь. Я встала, клянусь. Перечитываю вновь и иду дальше. Дальше нахожу, что потерянный путь регулирует и обеспечивает 90% точности работы часового механизма!!! 
Более философского выражения, чем потерянный путь я не встречала никогда в жизни!!!

Пролетели в голове и Шопенгауэр, и Ницше и Бердяев... Нет!!! Шопенгауэр потряс, но не зацепил корыстью, Ницше бесподобен, зол......   А здесь вся философия в двух словах!
Утром было совещание совета директоров и производственников. Кабинет огромный, народу куча - все что-то доказывают....  Вхожу и говорю, что вся хрень, которой мы здесь занимаемся - это потерянный путь. Тишина, потом шквал вопросов: что, зачем, почему.... Объясняю суть. В результате, все все побросали, побежали отыскивать старые часы, разбирать.....

С тех пор внутри закрепилось это удивительное определение. Потерянный путь. Каждого из нас. И во время этого пути мы  создаем и ломаем,  любим и ненавидим, грустим и смеемся...
Хочется, чтобы этот путь у всех нас был светлым, солнечным, добрым и ласковым, понимающим и сильным, а если встретятся ухабы, то увидеть их издалека - обойти, перескочить, разрыхлить и разровнять.....

Что конец света?   В конце концов, конец - это чье-то начало.