Филарет Милостивый

Елена Пименова 2
    От автора. Данная пьеса - произведение  сугубо прикладное,текст   аудиоспектакля "Сказ о святом праведном Филарете Милостивом". В основе - житие праведного Филарета, жившего в 8-м веке в Пафлагонии (Малая Азия), являвшейся частью Византийской империи. Этот удивительный человек не совершал подвигов,  поражающих нас в житиях других древних святых; подвигом его жизни было беззаветное служение ближним во исполнение евангельской заповеди ("Возлюби ближнего, как самого себя"). Его поведение с членами собственной семьи  порой  представляется жестоким, однако не стоит забывать, что в реалиях того времени глава семьи безусловно принимал решения за всех, за кого был в ответе; он не мыслил себя в отрыве от них - это было его право, его долг. Из жития мы узнаем, что Филарет робеет перед женой, порой даже наивно пытается  ее обмануть; его упрекают, над ним смеются даже собственные дети... он, вроде бы,  обычный человек - во всем, кроме превосходящего всякое вероятие  сострадания к чужой нужде, беде. Самоотверженность праведника получила вознаграждение еще в земной жизни: его внучка стала супругой императора Константина Багрянородного - поворот, встречающийся разве что в сказках!  Итак...

                Пьеса  для чтения


                Сцена первая

Ведущий          Избранник Божий Филарет.
                Имеет он стада и села,
                Детей здоровых  и веселых,
                В хозяйстве недостатков нет.
                Ему прилежно слуги служат,
                Все закрома полны зерном,
                Семейные сердечно дружат,
                Красиво убран светлый дом.
                Но, уж поверьте, не за это
                В округе любят Филарета.
                Заходят нищие во двор…
                Послушаем их разговор.

                (Входит Слепец с палкой.)
               
Слепец              Жара такая каждый год—
                Во время сбора винограда…
 
                (ощупывает дорогу палкой )

                Вот дерево…вот и ограда…
                Вот дом, где Филарет живет.
                Дождусь его, стучать не буду. 

                (Задумывается.)

                Шаги… Неужто господин?

                (Входит Вдова, грустно вздыхает.)

                Нет, это гость еще один.
                Привет, любезный, ты откуда?

Вдова                Я бедная вдова, пришла
                Сюда из дальнего села.
                Три долгих дня была в дороге…
                Лицо в пыли, устали ноги…
                Мой муж каменотесом был,
                Дома и храмы возводил,
                Трудился, рук не покладая…
                Но горе посетило нас,
                Погиб на стройке он. Сейчас
                Как нам с детьми прожить—не знаю,
                Ведь нету в доме ни гроша…
                Я слышала, тут помогают
                Больным и бедным… Вся душа
                Измучилась…
Слепец               
                Не отпускают
                Здесь никого без подаянья,
                Дают и кров, и пропитанье.
                Я сам уже восьмое лето
                Живу дарами Филарета
                И милосердием его.
                Я слеп, не вижу ничего,
                Но знаю: всех он принимает,
                Всех кормит, лечит, одевает
                И путников к себе зовет,
                За это чтит его народ.
Вдова               
                Ну, слава Богу, есть надежда,
                Что будут пища и одежда.

               (Входит Филарет, все кланяются ему, а он – им. )

Филарет          Привет вам, гости дорогие!
                Скорее проходите в дом.         
                Накрыты там столы большие,
                Кувшины налиты вином.
                Оставьте робость и смущенье,
                Мне в радость ваше посещенье.
                Коль гость за трапезой сидит,
                Господь весь дом благословит.

                (Все уходят.)


                Сцена вторая
 
Ведущий        Так милосердный Филарет
                В достатке прожил много лет,
                Творя усердно подаянье;
                Но вдруг напали агаряне
                На византийскую страну.               
                Не удавалось никому
                В те дни спастись от разоренья.
                Сгорели многие селенья,
                Травою заросли поля
                И обезлюдела земля.
                Как миновало время злое,
                До края обнищал с семьею
                Благочестивый господин.
                Теперь возделывать один
                Он стал заброшенную ниву,
                Запряг волов неторопливо
                И вышел ранним утром  в поле.               
                Навстречу, проклиная долю,         
                Едва бредет бедняк-сосед.

 Филарет        День добрый…


Сосед                Здравствуй, Филарет…

Филарет         Что грустен ты? Беда случилась?

Сосед             Лишь на твою надеюсь милость.
                Мой вол поел плохой травы,
                Болел всю ночь, и вот—увы—
                Наутро помер. Как мне быть,
                Как деток малых прокормить,
                Коль не вспашу сегодня поле…
                ( плачет)
Филарет          Вот вол – возьми его себе;
                Ступай, и не печалься боле.

Сосед             Господь! Ты внял моей мольбе!..
                Но, если разделить упряжку,
                Тебе, боюсь я, будет тяжко
                Пахать…
               
Филарет
                Уж  то моя забота;
                Иди, ведь ждет тебя работа.
                И не тревожься  –  у меня
                Вол сильный, будто два коня.

                ( Сосед с волом уходит.)

Ведущий          Супруга Филарета ждет,
                Он с поля за волом бредет,
                С ярмом тяжелым на плечах,
                С пустою упряжью в руках.
Жена
                О господин мой, это что же,
                Где вол второй?
Филарет
                Пропал, похоже.
                Уж я искал вола, искал…
                Наверно, волк его задрал.

Жена                Виновны волки в том едва ли,
                Давненько здесь их не видали!
                Смотрел ты за скотиной плохо,
                И где-нибудь в чертополохе
                Вол до сих пор стоит, бедняга…
                ( Сыну )   
                Сынок, пройди-ка вдоль оврага
                И приведи его домой.
                Беги скорее, Бог с тобой!   
Ведущий
                Бродил парнишка без дороги,
                Царапал о колючки ноги,
                Проголодался, и устал,
                И вскоре к дому зашагал.
                Вдруг перед ним – чужая нива,
                Где тащит плуг знакомый вол;
                За плугом – человек счастливый…
                С ним отрок разговор завел:

Сын                Достойный господин! Послушай;
                Меня сюда послала мать,
                Чтоб поскорее отыскать
                Вола пропавшего. Ты душу
                Обманом не губи – скажи,
                Твой это вол иль нет?

Сосед                Во лжи
                Меня никто не упрекал…
                Знай: этот вол сегодня стал
                Моим!

Сын                Нашел его ты, видно,
                В овраге иль в кустах?

Сосед                Обидно,
                Что ты меня считаешь вором,
                Клеймишь поспешным приговором!
                Найдя потерянной корзину
                Пустую – я спешил отдать
                Ее хозяину. Скотину
                Чужую вдруг своей назвать
                Не смог бы никогда. Ты, верно,
                Сын Филарета?
                (Сын кивает.)               
                Очень скверно,
                Что не открыл тебе отец,
                Как пожалел меня в печали
                И подарил вола. Вначале
                Смущался я, но, наконец,
                Подарок щедрый принял. Может,
                Вол прокормиться мне поможет
                С большой семьей?.. Прощай,  малец.

                Сцена третья      
 
Ведущий        Супруги Филарета нрав
                Весьма был крут. Едва узнав,
                Куда девался вол злосчастный,
                Она в волнении ужасном
                Пустилась мужа укорять:

Жена               Безумец! Как ты мог отдать
                Вола – весной, в разгар работ!
                Любой хозяин, нам знакомый,
                Все тащит в дом, а не из дома;
                Ты ж делаешь наоборот!
                Постой, вот голод как загложет –
                Увидишь, что никто не сможет
                Прийти на помощь нам в беде…
                Как тяжко жить в такой нужде!

Филарет         Прости, супруга дорогая,
                Что обмануть посмел тебя я –
                Боялся слез твоих и горя…
                Не плачь! Виновен я, не спорю;
                Но вол второй остался нам…

Жена              Его-то я уж не отдам!
 
Ведущий       Утихла буря, все спокойно…
                Но вскоре тот сосед достойный
                Явился к Филарету вновь.

Сосед             Я согрешил! Твоих волов
                Нельзя мне было разлучать!
                Несчастье в дом пришло опять:
                Едва полоску я вспахал,
                Твой бедный вол внезапно пал…
                Прости меня, о Филарет!

Филарет        Могу ль сердиться я, сосед,
                Ведь сам невольно согрешил –
                Волов столь дружных разлучил!
                Возьми второго поскорее
                И возмести свою потерю!

Сосед            Для благодарности нет слов!
                Я всем служить тебе готов!

                ( уходит)

 Жена             Ну что? Опять пустое место
                В сарае?.. Лучше я невестой
                Скончалась бы от лихорадки,
                Чем видеть эти беспорядки!
                Не стала б я женой сварливой,
                Нелепой, нищей, несчастливой,
                О детях сердце б не болело…
                Как жизнь мне эта надоела!

Филарет       О, вспомни, как мы раньше жили ---
                Известны  и богаты были,
                В избытке блага все имели…
                Неужто мы, на самом деле,
                Не можем потерпеть немного
                Нужду, смиренно славя Бога?
                Верны коль будем в испытаньях,
                Пошлет Господь нам воздаянье.

Жена              Ты хочешь верным Богу быть?
                Зачем же нищим скот дарить?
                Корми жену, детей, трудись,
                А в праздник – в церкви помолись;
                Живи как все, ведь в этом – счастье!

Филарет        Поверь, что не в моей то власти –
                Терпеть спокойно боль чужую,
                И  быть счастливым не могу я,
                Когда страдает рядом брат.
                Будь беден я или богат,
                Но если есть хоть корка хлеба –
                Я должен под Господним небом
                Ее с голодным разделить,
                Чтоб с совестью в согласье жить…

   Жена          Забрался если б ночью вор,
                Мне не было бы так обидно…

Филарет       Ступай-ка ты на кухню! Видно,
                Пора закончить разговор.


                Сцена четвертая

Ведущий     Немало времени прошло;
                Все в доме трудятся усердно…
                Но как-то раз пришел в село
                Мужчина, от волненья бледный.
                Он Филарета разыскал,
                На землю ниц пред ним упал
                И начал, поборов страданье,
                Нехитрое повествованье. 
      
Воин            Я – царский воин, господин.
                Прости, что вдруг тебя тревожу;
                Помочь мне можешь ты один…
                Начальник мой прикажет кожу
                Без жалости спустить с меня,
                Коль в полк не приведу коня…
                Скакун, товарищ боевой,
                Всегда и всюду был со мной.
                Делили поровну в походах
                Мы с ним усталость, хлеб и воду,
                И уж не вспомню, сколько раз
                Меня мой конь от смерти спас.
                Но умер он – знать, вышел срок;
                Другого я купить не смог,
                За это должен быть наказан…
                Так больно! Два несчастья сразу!   
                Солдаты – подневольный люд;
                Пускай нас генералы шлют
                В разведку или бой опасный,
                Но горько мне страдать напрасно!

Филарет (выводит коня)
                Мой конь послушен под седлом,
                Пригоден для военной службы.
                Возьми его – не ради дружбы,
                Не потому, что тяжело               
                Мне знать, что казнь твоя свершилась,
                Но чтоб узрел ты  Божью милость,
                В которой Истина и Свет!

Воин                О, добрый, щедрый Филарет!
                Отныне средь жестокой сечи
                Я буду помнить – жив далече
                Ты, мой отец и благодетель!
                В тебе святая добродетель
                Цветет, как пышный сад весной…

Филарет                Да будет век Господь с тобой!
                Зачем меня, худого, хвалишь,
                И почему Того не славишь,
                Кто дал тебе дыханье жизни,
                Любовь к родителям, отчизне,
                Окутал зеленью поля,
                Чьей благостью полна земля?
                Лишь Тот Един хвалы достоин,
                Кто ради нашего спасенья
                Прошел и смерть, и воскресенье --
                Хвали Его всем сердцем, воин!
                Пребудут средь трудов и битвы               
                С тобою и мои молитвы.

                ( Воин с конем уходит. Появляется Сын.)

Сын                Отец! Ты подарил коня!..
                А я-то думал, для меня
                Так долго бережешь его!
                Пусть не осталось ничего
                Из прежнего добра у нас,
                Но ты коня когда-то спас;
                Зачем же было отдавать?
                Теперь такого не достать
                Нам дорогого скакуна…

Филарет                Спокойной совести цена,
                Сынок, бывает высока;
                Но Божьей милостью рука
                Дающего не истощится,
                Ведь мудро говорит народ:
                Что спрячешь ты – то пропадет,
                Что ты отдашь – то сохранится.

Сын                Я слов твоих не понимаю!
                Что отдал ты – того уж нет,
                И даже через много лет
                Нам ничего не возвращают!

Филарет                Чтоб ты  утешился, мой сын,
                Один секрет тебе открою:
                Я много лет назад кувшин
                Зарыл под северной стеною,
                Предвидя наше разоренье.
                Там столько денег, что именье
                Свое мы сможем возродить,
                Так что не стоит и тужить
                О небольшой такой потере…
                Богатство к нам вернется – верь мне!



                Сцена пятая


Жена                Ступай, ступай! У нас тут нет
                Ни угощенья, ни работы!

  Афанасий                Мне нужен только Филарет!

Филарет                Привет тебе; скажи мне – кто ты?

Жена                Уж я-то знаю, как зовут
                Оглоблю эту – попрошайка!

Афанасий                С ней говорить – напрасный труд!

Филарет                Супруга, ты нам не мешай-ка…

Жена                Нет, буду я мешать, конечно,
                Тебе раздаривать беспечно
                Добро своих детей и внуков;
                Ведь простаку не впрок  наука:
                Уж столько ты всего раздал,
                Что бедняка беднее стал!

Филарет                Прости, о добрый человек,
                Мою жену; она в достатке
                Доселе коротала век –
                Вот с нервами и не в порядке
                С тех пор, как скудно стали жить.

                (Жена возмущенно фыркает и демонстративно уходит.)

Афанасий                Как жаль… а я хотел спросить…
                Но нет, не буду…

Филарет                Не смущайся!
                Зачем пришел ты – признавайся!

Афанасий                Я – Афанасий, скотовод,
                Живу я далеко отсюда.
                В делах давно мне не везет,
                Хоть плачь. Теперь одно лишь чудо,
                Пожалуй, сможет мне помочь.
                Я весь в долгах; погибло стадо
                От язвы; за три года надо
                Мне расплатиться, или дочь
                Отдать придется кредитору.
                В селе я слышал разговоры
                ( Считая их вначале басней),
                Мол, есть на свете муж прекрасный,
                Премудрый, щедрый Филарет.
                Кому он совершит даренье,
                Тому Господь благословенье
                Пошлет на много-много лет,
                Приумножая полной чашей
                Достаток… С горя я решился,
                Все бросил, в путь сюда пустился…
                Теперь беду ты знаешь нашу.
                Молю тебя – дай мне теленка,
                Чтоб стадо мог я возродить,
                Чтоб не пришлось долги платить
                Свободой своего ребенка!

Филарет                Задумал ты благое дело.
                Могу теленка я отдать,
                Коль хочешь с верой продолжать
                Трудиться. Возвращайся смело;
                Пусть Бог твой дом благословит –
                В три года стадо возвратит!

(Филарет выводит теленка, корова идет за ним и мычит. Появляется Жена.)

Жена                Ах, бедная моя Буренка!
                Уводят твоего теленка…
                ( Филарету )               
                Как можешь ты так поступать!
                Смотри, как бы от горя мать
                Не потеряла молоко;
                Да и теленка нелегко
                Вскормить, когда коровы нет!
                Опомнись, муж мой Филарет!

Филарет                Супруга дело говорит;
                Поступим по ее же слову –
                Бери с собою и корову!

Афанасий                Господь тебя да сохранит!
                А мы с женою вечно будем
                Молиться за твою семью…

                ( уходит с коровой и теленком )

Жена                Как смел Буренушку мою
                Отдать ты посторонним людям!..
                Не в силах я понять тебя!
                Как можно, всех вокруг любя,
                Своих домашних обижать!
                Ты весь наш скот сумел раздать,
                Дотла хозяйство разорил!
                Бороться нету больше сил…
                Зачем тружусь я – тку, пряду,
                Копаюсь в грядках и в саду,
                За внуками, детьми смотрю,
                Стираю, чищу, глажу, тру,
                Вязаньем утомляю очи –
                Бьюсь над работой дни и ночи,
                Как бьется рыбка о песок –
                Чтоб  нищим угождать ты мог?!
                А как одета я, взгляни –
                Лохмотья треплются одни!
                Зачем я молодость сгубила,
                Растратила здоровье, силы,
                Состарилась во цвете лет?
                Скажи, скажи мне, Филарет!..

                ( плачет )

Филарет (проникновенно)
                Люблю тебя, моя отрада,
                Не в блеске пышного наряда,
                А в этой будничной одежде.
                Поверь, ты хороша, как прежде!
                Богато убраны царицы,
                Но им с тобою не сравниться;
                Мозоли на руках твоих
                Каменьев краше дорогих,
                А капли пота на челе
                Блестят, как искры в хрустале;
                Морщинки – яшмовый узор;
                И видит мой сердечный взор
                Тебя такой, как в двадцать лет –
                Жены прекрасней в мире нет!
                Прости меня за огорченья…
                Сегодня терпим мы лишенья,
                Но знай: воздаст нам во сто крат
                Тот, Кто воистину богат –
                Великий, милосердный Бог!
                Да примет нас Он в Свой чертог,
                Как мы убогих принимаем…
                Не плачь, утешься, дорогая!

Жена                Да сбудутся твои слова…
                Покуда я еще жива!



                Сцена шестая
         
               
Жена ( одна )                Ну, вот и опустело стойло!..
                Зачем же так стараться стоило
                Коровкам сено запасать?
                Вот если б этот корм жевать
                Могли мы сами за обедом…
                Зайду к богатому соседу
                Да попрошу зерна немного –
                Не нам, так детям – ради Бога…

                ( Уходит. Входят Филарет и Сын )

.      
 Филарет                Взгляни, сынок, кто плачет жалко
                Там, у ворот?

Сын                Да нищий с палкой.
                Пришел вчера еще в село,
                Стучался в каждое окошко,
                Просил съестного  хоть немножко …
                Но, вижу я, не повезло
                Бедняге: еле тащит ноги.
                Что делать? Нынче нищих много.

Филарет                Зови его скорее в дом.
                Осталась с вечера краюшка
                Хлебца, коровьих сливок кружка
                Да горстка ячменя.  С трудом,
                Но можно голод утолить.
Входит Слепец.   

Слепец                Хозяин! Мне воды испить
                Всего лишь дай, да сесть у двери…

Филарет                Игнатий! Я глазам не верю!
                Куда пропал ты год назад?
                Уехал, люди говорят,
                С соседом на телеге в город
                И не вернулся!

Слепец                Был ведь голод
                В деревне нашей, господин;
                Вот и подался я к родным.
                Там приняла меня сестра.
                Она приветлива, добра,
                Но нынче тоже голодает –
                У богачей белье стирает,
                Я ж – побираюсь по домам…
                Вот, завернул сегодня к вам,
                Хоть вы теперь помочь не в силах…
                Ох, поскорей бы лечь в могилу!..

Филарет                Не унывай, мой бедный друг!
                Припомни день, когда недуг
                Застлал твои глаза туманом;
                Тогда ты плакал непрестанно
                И смерть с тоскою призывал…
                И что же? Ты мудрее стал, 
                Терпеньем душу укрепляя.
                Ведь Божья благодать святая
                Нисходит щедро к нам в сердца,
                Когда без ропота страдаем
                И всю надежду возлагаем
                Лишь на Небесного Отца.

Слепец                О господин! Твоих речей
                Живой, целительный ручей
                Как прежде, очищает душу!.

Филарет                Ну что  ж, садись скорее, кушай.
               
                (Входит Жена с большим мешком, ставит его.)

Жена                Тяжел мешок, зато легко
                На сердце…Кто здесь молоко
                Допил? Я кружку отлила
                На утро детям!...
                ( замечает Слепца )
                Как дела
                Твои, любезнейший знакомый  --
                Не помню, как зовут… Ведь дома
                Десятки нищих мы кормили,
                Когда зажиточными были!
                Теперь --  не то… Вот у соседа
                Мешок зерна взяла на лето,
                И тот нам отдавать придется.

Филарет                Взгляни, родная, не найдется
                Там для Игнатия пшеницы –
                Хоть решето иль два?

Жена ( сдерживаясь )                Делиться
                Ты хочешь?.. Что ж, давай, дели;
                Но прежде честно отдели
                Всем из мешка по равной доле:
                Тебе – за то, что пашешь поле;
                Мне, детям – всем по доле дай;
                Свое, коль хочешь, раздавай
                Несчастным нищим да убогим,
                А нашего зерна не трогай!

Филарет                Пожалуй, это справедливо.
                ( Слепцу)
                Возьми,   мой друг, пшеницы часть –               
                За счет моей.

Жена                Что за напасть –
                Супруг такой нищелюбивый!..      
               
      
Ведущий                За чистый, выскобленный стол
                Семья трапезничать садится,
                В горшке вареная пшеница
                Так вкусно пахнет! Не пришел
                К обеду только Филарет.

Жена                Садитесь все; причины нет
                Нам больше ждать. Скорей прочтем
                Молитву и начнем обедать.

Сын                Но, мама, надо бы проведать
                Отца, ведь мы всегда при нем
                За стол садились…

Жена                Мы отныне
                Отдельно будем есть! В помине
                Еще такого не бывало,
                Чтоб я за стол не приглашала
                Хозяина… Но как мне быть,
                Ведь сам решил он разделить
                Средь нищих все свое зерно!
                Ему, как видно, все равно –
                Быть сытым или  же голодным…

                (Появляется Филарет.)

Филарет                Хозяйка! Место здесь свободно?
                Дозволь мне у стола присесть…

Жена                Садись, коли не просишь есть;
                Ты ангел ведь – не человек,
                Тебе не надобно вовек
                Вкушать земную нашу пищу!

Филарет                Представь, что я – последний нищий,
                Молю смиренно и усердно:
                Хозяюшка, будь милосердна
                К убогому!
Жена                Ах ты, хитрец!

 Сын                Здесь хватит всем – поешь, отец!

Жена                Сперва скажи, супруг мой милый,
                Где клад, который много лет
                Лежит в земле? Иль свой секрет
                Решил ты унести в могилу?
                Настало время нам открыть
                Кувшин  заветный. Хуже жить,
                Чем нынче, я уже не в силах!

Филарет                Да разве плохо мы живем?
                Ведь есть одежда, кров, еда…
                Пусть сыты мы и не всегда,
                Но все же лучше подождем.
                Сокровище в семью вернется,
                Когда трудней всего придется.


                Сцена седьмая

Ведущий               
                Так сохранял хозяин тайну…
                Год выдался неурожайный;
                Не стало хлеба у семьи.
                Держали крепко все свои
                Запасы – Филарет, как прежде,
                Их раздавал. Свои одежды,
                И те он беднякам дарил,
                Трудился, что хватало сил.
                Он пасеку держал в саду,
                И вместе с медом лебеду
                Домашние его вкушали
                И с голоду не умирали.
                Не раз пытались упросить
                Его заветный клад открыть,
                Но Филарет неумолимо
                Отказывал… Однажды мимо
                Села скакал большой отряд:
                Наездников суровых ряд
                И в колеснице два посла.
                Их византийский царь прислал
                С одним серьезным порученьем.
                Пришлось им завернуть в селенье…

Воин                Хозяин! Лошади устали,
                Едва переставляют ноги.
                Пора подумать о привале!

1-й вельможа                Зачем свернули мы с дороги,
                Что прямо к городу вела?
                Дошли до бедного села…
                Едва ли сыщем тут девицу,
                Что стать царицею годится!

2-й вельможа                Да, долгий одолели путь…
                Пора поесть и отдохнуть!

1-й                Взгляни: какая-то ограда,
                За ней – густые ветки сада,
                А в глубине – высокий дом…
                Уж там-то мы приют найдем!

2-й                Богач, как видно, здесь живет…
                Вкусим же от его щедрот!

1-й                Коль тут невесту не отыщем,
                Так подкрепимся сном и пищей!

Воин                Хоть дом прекрасен, господа,
                Ходить не следует туда;
                Там терпят горькую нужду –
                Едят не хлеб, а лебеду.
                Хозяин знатный нищ и гол –
                Не сможет вам накрыть на стол.

1-й                Твоим словам поверить трудно;
                Средь роскоши – так бедно жить?!
                Каким транжирой надо быть,
                Чтоб обнищать столь безрассудно!

2-й                От любопытства я сгораю…
                Зайдем, все сами разузнаем.

                (Подходят к дому, Филарет встречает их.)
               
Филарет                Господь Всевышний вас привел,
                Друзья, к убогому порогу!
                Зайдите отдохнуть с дороги!
                Супруга, собирай на стол.

Жена  (тихо)                Ты, верно, шутишь, Филарет;
                Зазвать гостей к столу пустому!
                Что приготовлю им? Солому?
                У нас крупинки в доме нет!

Филарет                Не сетуй! Разведи огонь,
                Согрей воды да стол накрой –
                Старинный, из слоновой кости…
                Зашли к нам не случайно гости:
                Вело их  Божье повеленье.               
                Храни же веру и терпенье!

Ведущий                Хоть редко именитый гость
                Являлся в бедную деревню,
                Сельчанам вспомнить удалось
                Обычай хлебосольный, древний.
                В дом Филарета стар и млад
                Несли еду – кто чем богат:
                И сыр, и масло, и вино,
                Не виданные здесь давно.
                Хозяин сам, прославив Бога,
                Всех сытно накормил с дороги,
                И после вкусного обеда
                Спокойно потекла беседа.
               
1-й вельможа                Приятно встретить здесь, в глуши,
                Такой прием и обхожденье!
                Богат хозяин – не именьем,
                Но совершенствами души!

2-й вельможа                А госпожа – вот это диво:
                В свои года стройна, красива…
                Скажи, хозяин добрый, что же,
                И дочки на нее похожи?

Филарет                Живет здесь вся моя семья:
                И дочери, и сыновья,
                И внучки  -- юные девицы…

1-й                Вели же им сюда явиться!
                По высочайшему веленью
                Осматриваем мы селенья,
                Чтоб выбрать девушку одну –
                Для сына царского жену!

Филарет                Хоть недостоин этой чести,
                Послам я отказать не смею;
                Но девы при чужих робеют –
                Пройдемте к ним со мною вместе.

                (Декорация меняется: появляются Внучки.)

1-й                О, чудо дивной красоты!
                На их глазах смущенья слезы…
                Они прекрасны, будто розы,
                И, словно лилии, чисты!

2-й                Мы можем странствовать по весям
                Еще и год, и десять лет,
                Но не найти девиц чудесней…

Оба                Благословен будь, Филарет!



                Сцена восьмая


Ведущий                Вот так  из глубины смиренья
                Был добрый старец вознесен.
                Семьи закончились лишенья,
                И внучка старшая на трон
                Взошла царицей кроткой, умной,
                Супругою благоразумной.
                Был Филарет царем обласкан,
                Осыпан золотом, как в сказке,
                Почетом, славой окружен…
                Неужто возгордился он?
                Чтобы услышать продолженье,
                Зайдем в знакомое именье.
   
                (Филарет, Жена, Сын, Внучка.)

Филарет                Хочу, родные, вам поведать
                Одну волнующую весть:
                К нам скоро Царь придет обедать
                И с ним вельмож – не перечесть.

Жена                Должны мы план работ составить,
                Чтоб не ударить в грязь лицом!
                В саду столы и лавки ставить…
                Ковры стелить перед крыльцом…

Сын                Видал я, как вельможи ели
                Индюшек жареных, цыплят…

Внучка                Чудесно, что уже созрели
                И персики, и виноград!..

Жена                Мы напечем румяной сдобы –
                И пирогов, и калачей…
                Еще хочу, мой милый, чтобы
                Мы пригласили скрипачей,
                Флейтистов: говорили люди,
                Их любят слушать при дворе!

Внучка                Я дыню разложу на блюде –
                Как золото на серебре!

Жена                А ты царю сама соткешь
                Нарядный пояс с позолотой;
                Такой изысканной работы
                В столице даже не найдешь!

Филарет                Что ж, времени у нас немного…
                Возьмемся за работу – с Богом!

Ведущий                И вот под вечер в воскресенье
                В саду готово угощенье;
                От вкусных яств ломится стол…
                Все только ждут,  чтоб царь пришел.

Внучка                Ну что же, скоро гости будут?

Сын                Отец давно пошел встречать.

Жена                Ах, как же страшно принимать
                Царя! Боюсь, что все забуду –
                Как поклониться, что сказать…
   
Внучка                Я плохо вижу в отдаленье,
                Но, кажется, уже идут!
                Скажите слугам, пусть несут
                На стол жаркое из оленя!

Жена                Ты приглядись – неужто эта
                Толпа похожа на придворных?
                Где всадники? И где кареты?
                Все в одеяньях серых, черных…
                То бедный люд идет с полей.

Сын                Но, мама, посмотри скорей,
                Там, впереди толпы – отец!

Жена                Ты прав! А рядом с ним – слепец,
                А вот и старая вдовица…
                Знакомые я вижу лица;
                Он бедняков ведет сюда!
                Я все пойму, но вот беда –
                Кого из нищих ни возьмешь,
                С царем никто из них не схож! 

Филарет                Ну вот, родные, принимайте
                Гостей… Пусть неказист их вид,
                Но сам Господь – вы это знайте -
                Средь них невидимо стоит.
                Как самых близких чад своих,
                Он любит и лелеет их,
                И мы Владыку Всех почтим,
                Коль их на славу угостим.

Жена                Супруг мой дорогой, мы ждали
                Царя со свитой; ведь едва ли
                Мы пир сей сможем повторить,
                А как нам отблагодарить
                Царя – за то, что он всех нас
                От нищеты кромешной спас?

Сын                Послушай, мама: прав отец!
                Теперь я понял, наконец,
                Что клад таинственный доныне
                Хранился вовсе не в кувшине,
                А в том собранье добрых дел,
                Что наш отец скопить сумел;
                И милости царя земного
                Пришли к нам волею другого
                Царя – Небесного Отца!

Филарет                Господь стучится к нам в сердца,
                Так поспешим Его впустить!

Жена                Мой милый! Сможешь ли простить
                Меня за глупые сомненья,
                Неверие и нетерпенье,
                Упреки дерзкие, укоры,
                Докучливые разговоры?..
                Выходит так, что был ты прав,
                Мой   добрый здравый смысл поправ
                Для исполненья воли Божьей!..

Внучка                Пусть сядут за столы вельможи,
                А мы их будем угощать…

Филарет                …И вместе Бога прославлять,
                Исполнив с верой и усердьем
                Долг христианский –

Все                МИЛОСЕРДЬЕ! 
 
   
          
       
               
                Елена Пименова

                2006