Оксана 110

Виктор Шель
110.
Рива послала сына узнать о здоровье Лёни. Андрей пришёл к Шпильманам как раз тогда, когда Оксана вернулась из больницы. Она сказала, что положение серьёзное. Во время операции Лёне стало плохо. Сердце остановилось и пришлось принимать экстренные меры по спасению. Еле спасли. Теперь всё зависит от того, как пройдёт первая ночь. Она пришла перекусить и отдохнуть часок. Через час она планирует вернуться в больницу. Никому доверять нельзя. Она должна сама ухаживать за своим мужем. Хорошо ещё, что она как доктор может пройти в больницу и подежурить около мужа. В больницах очень строго, и родственников даже к таким тяжелобольным людям не пускают.
Мария Ароновна принесла Оксане ужин. Андрей сказал, что он проводит Оксану до больницы. Пока Оксана отдыхала, Андрей с Роланом разложили шахматы.  Они играли в быстрые шахматы, по пять минут на игру. Как Андрей не старался, он у Ролана выиграть не мог. Ролан отвечал на каждый его ход молниеносно и всегда точно. Андрей с уважением посмотрел на Ролана. Ролан незаметно для Андрея вырос и возмужал. В свои пятнадцать лет Ролан вытянулся, и теперь был такого же роста как Андрей. Только нежные, нетронутые бритвой щёки с лёгким румянцем выдавали юный возраст Ролана.
Оксана вышла одетая в пальто. Жестом пригласила Андрея. Они пошли в сторону Молдаванки. Шли быстро. Оксана спешила к любимому. Её мучила совесть, что она оставила мужа в таком беспомощном положении на целый час. Ролан увязался за ними, успокоив бабушку, что он вернётся не один, а с Андреем. Он тоже волновался за отца. Его мучили тревожные мысли, дурные предчувствия. В жизни Ролана отец был героем, достойным подражания. Это внушали Ролану и мама и бабушка. Папа всегда говорил Ролану, что у него замечательная мама. Ролан знал, что его мама хороший хирург. Но всё же, в доме был культ отца. Женщины внушали, что отца надо беречь – он пострадал на войне.
Втроём они дошли до ворот больницы. У ворот Оксана остановилась и пообещала, что в неотложном случае позвонит Ступиным, чтобы Андрей сообщил Ролану и Марии Ароновне, что они должны делать. Попрощавшись с ребятами, Оксана скрылась за воротами больницы. Ребята вернулись домой. Шли пешком через весь город. Шли молча. Андрей подумал, что перед лицом истиной трагедии, какой, несомненно, является тяжёлая болезнь, все его развлечения, мимолётные романы, всё это такая мелочь, о которой и вспомнить стыдно. Его приключение с Мариной Желуденко уже было забыто. Не только он не захотел встречаться с Мариной, но и сама Марина пожелала сменить партнёра. Коля Шевчук объяснил Андрею, что Марина редко встречается с одним и тем же несколько раз. Коля при этом намекнул, что он знает десятки парней, прошедших через руки Марины, и брошенных ею. Коля сам встречался с Мариной короткое время, но не смог вынести её алкогольного режима.  Андрей не мог сравнивать развратную Марину с идеалом девушки, с которой ему хотелось бы связать свою жизнь. Он и мысли не допускал, чтобы его девушка отдалась бы парню при первой же встрече.
Мысли Ролана были в совсем другом направлении. Он волновался за отца и чувствовал себя глубоко несчастным, что не может ничем помочь в такой ситуации. Он бы хотел быть около постели отца, подавать ему воду, лекарства. Но в больницу не пускают, и мама велела вернуться к бабушке.
Рано утром Ролан пошёл в больницу встречать маму. Мама вышла уставшая, но довольная. Лёня был в тяжёлом положении, но опасность миновала. Оксана успокоила сына и поспешила на работу. Болен муж или здоров, а работать нужно. Оксану волновало, как она будет работать после бессонной ночи. Ни о какой операции речи быть не могло. Придётся попросить, чтобы отменили назначенную на этот день операцию.
Вечером в дом Шпильманов пришли Галя и Гриша Рашевские с дочкой. Гриша только прилетел из Москвы. Они хотели узнать состояние здоровья Лёни. Ролан, как умел, рассказал им о болезни папы. Увидеть Оксану им не удалось. Как и в предыдущую ночь, Оксана дежурила у постели мужа. Мария Ароновна угостила гостей чаем, предложив подождать, когда на ужин придёт Оксана. Оксана действительно пришла около девяти часов вечера. Она собиралась покушать, немного отдохнуть и вернуться в больницу. Оксана сказала, что состояние Лёни продолжает оставаться тяжёлым, и она не хочет оставлять его в больнице без присмотра. Галя спросила, чем она может помочь. Оксана сначала сказала, что никакой помощи не нужно, потом подумала и попросила Галю помочь достать необходимое импортное лекарство, которого не было ни в Еврейской больнице, ни в её областной. Лекарство, может быть, есть в обкомовской больнице. Туда нужны связи. Галя обещала помочь. У неё была пациентка, которая имела связи с обкомом партии.
В Советском Союзе все были равны, но кое-кто был более равным, чем другие. Обкомовская больница, в которой лечились представители местной элиты, снабжалась лекарствами лучше, чем все остальные больницы города. Высшему эшелону обеспечивалось лучшее лечение. Для них закупались за границей лекарства, которые простому люду были недоступны. Галя сдержала обещание. Она смогла достать необходимое лекарство в аптеке обкомовской больницы. Прямо из этой аптеки Галя поехала в Еврейскую больницу, и торжественно вручила Оксане лекарство. Оксана спросила, сколько она должна за лекарство? Галя не стала ей говорить, что за лекарство пришлось заплатить сто рублей сверх стоимости лекарства. Сто рублей новыми деньгами. Месячную зарплату начинающего инженера. Но разве можно считаться с деньгами, если речь идёт о здоровье близкого человека?
Советская система, где всё, что не назовёшь, находится в дефиците, порождает чёрный рынок. Бороться с этим явлением невозможно. Можно посадить в тюрьму одного заведующего магазином, но пришедший ему на смену будет делать то же самое. Может быть немного осторожнее, но то же самое. Борьба с чёрным рынком только повышает цены на товары. Беда Советской власти была в том, что самая эффективная борьба с чёрным рынком – изобилие товаров, советской системе была недоступна.
Лёню выписали из больницы через месяц. Оксана и Ролан привезли его домой на такси. Радости в доме не было предела. Поздравить с выздоровлением пришли друзья и родные. Оксана продолжала волноваться. Она, как врач, знала, что удаление камня хирургическим путём не избавляет от образования камней в почках. Рано или поздно болезнь вернётся.