Д. К. За холмами

Игорь Семянников
   Другое Кино

         «За холмами»(2012)  реж. Кристиан Мунджиу.

                И говорил им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать?
                Евангелие от Матфея. 

  Фильм «За холмами», снятый румынским режиссером Кристианом Мунджиу («4 месяца, 3 недели и 2 дня»), сейчас, когда на постсоветских территориях возрождается и крепнет православная вера, куда как более актуален.  Сценарий (Золотая пальмовая ветвь нынешнего Каннского фестиваля), основой которому послужила документальная книга румынской журналистки Татьяны Никулеску Брэн, был написан самим Кристианом Мунджиу.
 
  На Новом Холме строится женский православный монастырь. Дюжина послушниц во главе с мрачным настоятелем работают днем и ночью. Среди послушниц есть молодая доверчивая девушка Войкица. Войкица воспитывалась в детском приюте. После детского приюта она избрала «дорогу к Богу». Это произошло, скорее всего, не от большой веры, а от безысходности. Здесь вскрывается одна из серьезных проблем стран «второго мира», касающаяся детских домов: куда идти человеку после того, как ему исполнилось 16? Как и в ««4 месяца, 3 недели и 2 дня», так и в «За холмами» режиссер затрагивает социальные темы, которые понятней скорее тем, кто жил в социалистической стране.

  К Войкице приезжает Алина, ее подруга по приюту, самый близкий человек. После приюта, пока Войкица пряталась в монастыре, Алина, девушка смелая и пробивная, строила жизнь в Германии, так сказать, нагревала место. Она старалась не только для себя, но и для своей подруги.  Когда-то они дали друг другу клятву, что никогда не расстанутся и всегда будут вместе.
 
  И вот, в тихий и уютный мир с молитвами, свечами и иконами, врывается, подобно урагану, «живая» жизнь. И все смешалось в монастыре. Настоятель напуган и недоволен новым человеком. Он всячески старается направить Алину, на «путь истинный».  А все, что нужно Алине, это только Войкица. Она хочет, чтобы та ехала с ней в Германию, чтобы, как когда-то, их дружба и любовь были нераздельны. Но Войкица уже совсем не та, что раньше. Она похожа на овцу с низко опущенной затуманенной головой. Она годна только на заклание, но ни как не для жизни.
 
  Девушек, кроме дружбы и любви, связывает общая тайна, что-то темное, о чем они не хотят ни вспоминать, ни говорить. Пройдя первую исповедь, Алина, утаивает от священника эту самую тайну. И вот тут начинается самое страшное.

  Стоить отметить двух молодых актрис, которые справились со своими ролями на все сто. Тихая, покорная Войкица (Космина Стратан), мятущаяся Алина (Кристина Флутур). Девушки играют изнутри, и не верить им тяжело.
 
  Алина, которую гнетет атмосфера монастыря на холме и всех ее обитателей, впадает в помешательство. Больница отказывается от нее, а настоятель, по уговорам Войкицы, оставляет связанную Алину в холодной колокольне. Несчастной девушке вскоре придется пройти процедуру изгнания бесов.
 
  Не раз режиссеры брались показать экзорцизм на большом экране. Начиная с классического «Изгоняющий дьявола» сх Максом фон Сюдовым в главной роли и заканчивая откровенно неудачным блокбастером «Время ведьм» с Николасом Кейджем в роли крестоносца-спасителя, сцена экзорцизма  выходила  как-то неправдоподобно и неубедительно, а другой раз -  откровенно смешно. И вот за дело взялся Кристьян Мунджиу. Но режиссер и не собирался показывает процедуру изгнания бесов в подробностях.  Дорисовать эту ужасную картину Мунджиу предоставляет нам, зрителям. И это не составит большого труда. Цель фильма была не в том, чтобы показать экзорцизм, а намного глубже. Фильм показывает личную драму человека, который всеми силами пытается вырваться за рамки будь каких правил. Система пытается его поломать, но оставить в живых, для своих целей, а в итоге это приводит к смерти. Еще это фильм о равнодушии, который окружает человека.
 
  Мунджиу не порицает настоятеля и его помощниц,а в их лице и все православие. Он,так же не отрицает существование Бога. Скорее он отрицает Его существование в сердцах тех, кто, якобы, «служит» Ему за холмами.