Вокруг глядя... Про детские дома и новый закон

Елена Старцева
Я не удержалась...:)
Почему? Да просто всё моё детство прошло на станции Машук, Ставропольского края. А там располагались, именно - располагались! - по всему посёлку -  детские дома.
Это был комбинат по окормлению сирот. Сначала - в Дом малютки, затем в детдом, где были дети постарше - и так до окончания школы. Все возрастные группы жили на своей территории.
Моя бабушка была детским врачом и работала в детдоме. Наш участок от территории детского дома отделяла сетка-рабица. Очень часто на ней висели дети и всех подряд звали "мама". Даже меня - 12-летнюю.
Я часто играла с ними.
Дети летом ходили босиком и в одинаковых тёмно-синих трусиках. Они лезли на шею, обнимали, прижимались ко мне детскими горячими от солнца телами. Их кожа пахла пылью и воздухом. Мелькали пятна зелёнки. Их руки как питоны обвивали и сжимали.
Я сама росла без родителей (нет, они были живы - просто воля обстоятельств), была мала и не готова ежедневно отдавать столько любви, но сколько могла - отдавала, не осознавая что к чему.
Помню разговоры старших, про то, что "эти дети"  хуже "тех", эвауированных из Ленинграда, блокадных.
Я знала, что родители "этих" детей сидят в тюрьмах за воровство, грабёж, изнасилование. Знала, что многие - из семей алкоголиков, или подкидыши.
Однажды бабушка решила помогать Исмаилу, довольно взрослому юноше из старшего детдома. Почему? Не знаю... Бабушка была оригинальная особа... училась в Швейцарии и дома имела книги с дарственными надписями Бунина и Куприна - наследство своего отца. Думаю, старость и одиночество толкнули её на этот поступок. Вероятно.. Потому что до этого она свято соблюдала дистанцию с детьми. Не по убеждению, а в силу свойств натуры.
Я уехала учиться, а Исмаил обидел её, оскорбил и ушёл. Впрочем, она никогда не рассказывала об этом, тем более мне. Я узнала позже от своих бабушек, её сестр.
Однако, во мне укоренилось представление о следующем порядке вещей.
Детдомовские дети - не каждому по плечу.
Они  выживающие дети.
Конечно, бывают щадящие, в плане генетики, случаи: автомобильная катострофа, внезапная смерть матери (а родственников нет), тогда ребёнок, знавший семью, легче адаптируется,его охотно берут.
Иначе... боль и обида всегда будут руководить ими. А часто - злоба, злость на Судьбу.Если только эти дети - не жертвы войн и катастроф.
Да. Все они хотят видеть настоящую мать и часто к ней уходят. Кто осудит?
Но - социально реабилитировать таких детей неимоверно трудно! Это отдельная наука. И лучше - создавать искусственные (из специально подготовленных педагогов) семьи, чем брать в обычную семью.
Не надо имитировать. Обделила природа родной семьёй - лучше жить в семье-коллективе.
Получить профессию, потом - создать семью. И - лучше брать пару из такой же социальной прослойки, из своей, детдомовской.
Конечно, бывают исключения. Они подтвержают правило.
А, вот, параллельно надо создавать потихоньку систему, которая сведёт к минимуму появление в социуме детей - сирот при живых родителях.
Это я всё к чему?
Да, к тому, что осуждать американцев не стоит. У них - семья как коллектив: всё обсуждается, распределяется, наказывается. Дети рано становятся самостоятельными.Американцы, так мне чувствуется, не привыкли ничего терпеть. Тем более трудных детей с иной ментальностью. Более тонкой, возможно. Или - психически неуравновешенных.
Наши соотечественники поступают проще. Многие не хотят брать детей с генетическим браком. Только об этом молчат.
Конечно, бывают исключения. Но - они подтверждают правило.