Часть IV. продолжение...

Владимир Лямин 3
Символический  характер
бумажноденежного товара.

Обмен простого товара на бумажноденежный товар есть, прежде всего, опосредованное движение простых товаров в обмене их друг на друга. Но этого не видно со стороны, так как бумажные деньги маскируют это отношение, порождая иллюзию обмена товара на действительные деньги. Если при наличии денежного товара, каковым является золото, обмен товара на золото есть лишь промежуточная товарная форма самого товара, его превращение в золото – во всеобщий товар, то обмен товара на бумажноденежный товар  представляет собой иллюзию обмена товара на золото. Бумажные деньги лишь символ действительных денег, тень золота. Посмотрим внимательно, как Маркс относится к бумажным деньгам: «В процессе Т – Д – Т, поскольку он представляется лишь как протекающее в виде процесса единство или как непосредственное превращение друг в друга обоих метаморфоз, -- а именно таковым он представляется в сфере обращения, в которой функционирует знак стоимости, -- меновая стоимость товаров получает в цене только идеальное, а в деньгах только представляемое, символическое существование. Меновая стоимость только проявляется, таким образом, как воображаемая или представляемая в виде вещи, но она не обладает никакой реальностью, кроме как в товарах, поскольку в них овеществлено определённое количество рабочего времени. Поэтому кажется, будто знак стоимости непосредственно представляет стоимость товаров благодаря тому, что он представляется не как знак золота, а как знак в цене лишь выраженной, но существующей в самом товаре, меновой стоимости. Эта иллюзия, однако, ошибочна. Знак стоимости непосредственно есть только знак цены, следовательно знак золота, и лишь окольным путём он – знак стоимости товара. Золото не продало своей тени, подобно Петру Шлемилю; оно, наоборот, покупает своей тенью. Поэтому знак стоимости действует лишь постольку, поскольку он внутри процесса обращения представляет цену одного товара по отношению к другому товару или поскольку он по отношению к каждому товаровладельцу представляет золото. Определённая, относительно лишённая стоимости вещь, например кусочек кожи, бумажный знак и т. д., первоначально становятся в силу обычая знаком денежного материала, но она утверждается в этой роли только благодаря тому, что существование её как символа гарантируется всеобщей волей товаровладельцев, т. е. она получает обусловленное законом существование и, поэтому, принудительный курс. Государственные бумажные деньги с принудительным курсом, это – законченная форма знака стоимости и единственная форма бумажных денег, которая вырастает непосредственно из металлического обращения или из простого товарного обращения». К критике…, стр. 110 – 111.

Перевожу на простой русский язык. Итак, первое, золото отсутствует, оно лежит в подвалах центрального банка каждого государства. Казначейские билеты единого образца или ассигнации присутствуют, и никакого содержания в них золота нет. Это чисто фетишистское представление, которым страдают как некоторые экономисты, так и простые люди, да и я сам в своё время страдал этой заразной болезнью: бумажные деньги имеют бумажное содержание и гарантию от подделок.  Второе, первоначальный выпуск так называемых бумажных «денег» гарантировал, что каждый частный их владелец всегда может получить взамен золото: известное количество ассигнаций может быть обменено на известное количество золота, по гарантии банка. Казначейские билеты как счётные знаки получили своё деление на доли согласно монете, которая в прошлом была в обращении. В свою очередь и сама монета была счётным названием количества денежного товара – золота, серебра, меди и тому подобное. Но всё это выяснилось гораздо позднее, прежде чем монета сама показала это. Таким образом, субъективное соответствие счётных единиц бумажных денег определённому количеству  золота было своеобразным договором правительства и банка между обществом товаровладельцев. Поэтому в своей товарно-денежной деятельности частные граждане, доверяя правительству и банку, запускали свои товары в оборот. Практическая цель этих граждан была двоякого рода: получение потребительной стоимости продуктов для удовлетворения потребностей, и накопление золота в виде бумажных денег, которые в любой момент можно обменять на золото. Так что бумажноденежный товар – это чисто символический товар и чисто символические деньги, проще говоря, «фантики», которые гарантируют получение действительного денежного товара. Такие ценные билеты, запускаемые в обращение, всегда имеют принудительный курс от имени государства, то есть правительства и центрального банка.

Но в условиях товарного производства и обращения согласно фетишу всё представляется иначе. На первый взгляд кажется, что бумажные деньги, поскольку они представители золота, непосредственно в цене, выраженной в бумажных деньгах, представляют стоимость самих товаров. Но именно это представление, проистекающее из товарного фетиша,  ложно. Как говорит Маркс: «Знак стоимости непосредственно есть только знак цены, следовательно знак золота, и лишь окольным путём он – знак стоимости товара». (Смотрите выше). Этот окольный путь как раз и заключается в том, что товаровладельцы меняют товары на мысленное золото, копят в виде бумажных денег мысленное золото, имеют окольное отношение к золоту, поскольку гарантированно законом возможность в любое время обменять бумажные деньги на золото. Без этой гарантии, без этого закона, проистекающего непосредственно из равноправных и справедливых отношений товаровладельцев друг к другу, бумажные деньги ничто, бумажный мусор. Бумажные деньги, которые всегда можно обменять на золото, обращаются только потому, что правительство своей властью устанавливает принудительный курс в каждом индивидуальном государстве. Но этот принудительный курс согласован с обществом товаровладельцев путём договора и гарантии обмена  бумажных денег на золото. Таким образом, бумажные деньги или знак стоимости успешно действует лишь постольку, поскольку этот знак, эти бумажные деньги внутри процесса обращения представляют цену одного товара по отношению к другому товару или поскольку бумажные деньги по отношению к самим товаровладельцам представляют золото. Поэтому нет ничего удивительного в том, что любая вещь, лишённая стоимости, например, ракушки, кусочки шкурок, кожи, бумажки и так далее, могут становиться в силу обычая знаком стоимости денежного товара, каковым является первоначально любой товар в его отношении к покупателю. Но такое бытие денег, не имеющих стоимости, осуществляется только в том случае, когда главную роль в отношениях обмена играет денежный товар, имеющий стоимость, и этим реальным денежным товаром определяется общая воля всех товаровладельцев. Смешение движения товаров самих по себе без учёта субъективного фактора как раз и порождает фетиш, и экономисты-фетишисты заражаются этой заразной болезнью сами и заражают этой болезнью всё общество, поскольку являются для правительства и общества «академиками», «экспертами» и советниками в области товарно-денежных отношений. То есть являются проповедниками фетиша.

Подготовительный процесс
к производству продукта.

Анализ бумажных денег показал, что у них нет ничего общего с золотом: действительным денежным товаром является золото, а у бумажных денег – бумажная сущность, точь-в-точь как у чиновника. Приходим опять к исходной формуле: Т – Д, но уже на новом витке развития, когда значительную роль для владельцев товаров начинают играть бумажные деньги, не имеющие стоимости.  Главное в этом отношении между владельцем действительного товара и владельцем фиктивного бумажного товара заключается в цели, которую преследует товаровладелец и владелец бумажных денег.  Интерес между ними прямо противоположный. Владелец товара меняет свой товар на бумажные деньги для того, чтобы купить другой товар или сумму товаров; владелец бумажных денег меняет их на другой товар для того, чтобы купить себе снова бумажные деньги. Таким образом, формула: Т – Д  распадается на два кругооборота:
 Т – Д – Т1 и  Д – Т – Д 1.  Вполне узнаваемый кругооборот товаров, у одного из которых стоимость есть, а у другого товара стоимость отсутствует. Вот такой оборот интересов, который протекает, прежде всего, в головах носителей торговых отношений.

Продаёт ли рабочий свою рабочую силу владельцу денег или денежному капиталисту, а владелец денег её покупает, как это было показано Марксом. Или же дело обстоит таким образом, что представитель денежного капитала фигурирует как работодатель, а рабочий проситель работы. – Хотя при такой постановке дела этот самый «работодатель» в действительности является, с одной стороны, «работодавателем», а, с другой стороны, является  «работоотбирателем», поскольку может рабочему сказать: «мы – бумажные души больше в ваших услугах не нуждаемся» и рабочий оказывается за бортом жизни, хотя ему ещё нужно жить. Или же дело обстоит таким образом, что «бумажная душа», мнящая себя капиталистом, покупает будущий труд рабочего, а рабочий продаёт свою волю свободного человека, становясь несвободным. Или же, наконец, рабочий является кредитором капиталиста, а затем и кредитором владельца бумажных денег, а последний должником рабочего. Поскольку рабочий оплачивается после выполненного им труда, то это означает, что рабочий кредитует работодателя своим трудом. Всё это чистейшей воды риторика и юридическая казуистика, в рамках которой юристы проявляют свою казуистическую силу и сноровку в споре и доказательстве правоты той стороны, которую они защищают или обвиняют. Главное заключается в том, что стороны подписывают контракт, договор, в котором всё обговорено: сущность работы, оплата рабочего и так далее.  Одна сторона является владельцем денег, другая сторона является владельцем товара. Поскольку владельцы товаров и владельцы денег знают только один закон товарного производства:  производство и обмен товаров, то в торговом отношении товар обменивается на деньги, а деньги на товар. Таким образом, контракт, договор означает только одно: продано – куплено! А что именно продаёт рабочий – шкуру быка или собственную шкуру – это уже дело лингвистического вкуса и мелочи, достойные пера поэта. Я также риторически могу сказать, что рабочий временно продаёт капиталисту самого себя вместе со своей рабочей силой и буду прав, попробуйте опровергнуть. Так что наёмный труд – это наёмное рабство, которое отличается от прямого рабства только тем, что рабочий вынужден продавать себя сам, а античный раб продаётся его хозяином. Здесь необходимо договориться о терминологии. В наше время капиталисты отсутствуют, они ушли в мир иной, а на их смену пришли их дети, которые заводов не строили, но эстафету своих родителей приняли, только теперь они называют себя «работодателями». С появлением бумажных денег, бумажного товара, не имеющего стоимости,  исчезает и действительный денежный капитал, но остаётся только фиктивный капитал, каковым  становятся ценные бумаги и бумажные деньги в рамках принудительного курса. 

Бумажные деньги как покупательное средство
              и как платёжное средство.

Ещё раз напомню. Стоимость рабочей силы количественно совпадает с необходимым трудом самого рабочего и соответственно является эквивалентом суммы стоимости жизненных средств необходимых рабочему за данный промежуток времени производства. В отношении стоимости рабочей силы к стоимости жизненных средств бумажные деньги выступают показателем цены одного товара к цене другого товара (других товаров). А в производстве прибавочной стоимости главным является соотношение необходимого труда в произведённом продукте и отношение этого труда к стоимости жизненных средств, то есть отношение необходимого труда к необходимому труду. На первый взгляд кажется, что бумажные деньги, поскольку они представители золота, непосредственно в цене представляют стоимость самих товаров. Но именно это представление ложно. Как говорит Маркс: «Знак стоимости непосредственно есть только знак цены, следовательно знак золота, и лишь окольным путём он – знак стоимости товара».  Этот окольный путь как раз и заключается в том, что товаровладельцы меняют товары на мысленное золото, копят в виде бумажных денег золото, имеют отношение к золоту, поскольку обмен бумажных денег на золото гарантированно законом. Без этой гарантии, без этого закона, проистекающего непосредственно из отношений товаровладельцев друг к другу, бумажные «тела» денег ничто, бумажный мусор. Бумажные деньги, которые можно обменять на золото, обращаются только потому, что правительство своей властью устанавливает принудительный курс в каждом индивидуальном государстве. Таким образом, главным моментом в отношениях товаровладельцев выступает мысленное (идеальное) накопление золота и принудительный курс бумажных денег. В принудительном курсе бумажных денег выражается власть банков и правительства.
***

 Согласно договору (контракту) рабочий должен трудиться известное количество часов и получать определённое количество бумажных денег. Это количество бумажных денег соответствует определённому количеству жизненных средств. Поэтому в этом отношении деньги могут быть заменены карточками для приобретения предметов потребления или просто талонами на предметы питания, как это было в трудные времена в СССР. А можно просто по списку местного населения выдавать всё, что требуется для поддержания жизни. Но в производстве товаров и денег главную роль играют стоимость и цена. Деньги в этих условиях выполняют две функции: выступают как платёжное средство и как средство покупательное.
В отношениях между товаровладельцами платёжное средство образуется благодаря двум причинам. Первое, платёжное средство произрастает из денег как покупательного средства, когда оплата стоимости товара состоится позднее и покупатель товара становится должником.  Товар уже продан, а оплата его стоимости отложена на определённое время по договорённости между владельцами товаров. Здесь платёжное средство возникает из отношения стоимости одного товара к стоимости другого товара. Второе, когда производство прибавочной стоимости становится главным законом капиталистического производства и, следовательно,  бумажные деньги могут быть заменены распиской на доверенное лицо, векселем, чеком, талоном и так далее. Платёжное средство, таким образом, проистекает из отношений между товаровладельцами и между классами. Исходя из отношений в производстве прибавочной стоимости между рабочим классом и классом капиталистов,  можно сослаться на Маркса: «Иллюзия, создаваемая денежной формой, тотчас же исчезает, как только мы вместо отдельного капиталиста и отдельного рабочего станем рассматривать класс капиталистов и класс рабочих. В денежной форме класс капиталистов постоянно выдаёт рабочему классу чеки на получение известной части продукта, произведённого рабочими и присвоенного капиталистами. Эти чеки рабочий столь же регулярно отдаёт назад классу капиталистов, получая взамен причитающуюся ему часть своего собственного продукта. Товарная форма продукта и денежная форма товара маскируют истинный характер этого процесса». Капитал, Т. I. Стр. 580. Поскольку в производстве прибавочной стоимости деньги функционируют как чеки, стало быть, выступают как платёжное средство, то эту функцию вполне может выполнять не только знак стоимости, но и знак потребительной стоимости, например, талон на получение хлеба. Поскольку, далее, покупательное средство можно превратить в платёжное средство в виде расписки, векселя, чека и тому подобное, то это означает только одно: платёжному средству нет дела до золота, значение платёжного средства ограничивается отношением одного товара к другому. Количество потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребности всегда можно посчитать, не прибегая к помощи золота, а стоимость товаров всегда можно определить равноправно и справедливо в их меновом отношении, используя при этом покупательное средство. Деньги, которыми оплачивается рабочий, функционируют как платёжное средство. Деньги, посредством которых рабочий покупает жизненные средства, функционируют как покупательное средство. Таким образом, бумажные деньги представляются в виде единства покупательного и платёжного средства.

Форма стоимости рабочей силы, проистекающая исключительно из капиталистического производства, выражает собой распределение духовных и материальных благ между классами. Поэтому форма распределения благ сама по себе проста, просто она хорошо замаскирована в капиталистическом обществе под производство прибавочной стоимости, а потому и является тайной. Но современная тайна заключается не столько в прибавочной стоимости, сколько в вопросе: откуда берутся деньги для её покрытия. Поскольку, далее, стоимость рабочей силы и соответственно необходимый труд рабочего на самого себя не проистекает непосредственно из производства товаров, а является навязанной обществу формой распределения благ господствующим классом, то и так называемый «закон прибавочной стоимости» не является всеобщим законом производства товаров. Товарное производство может существовать само по себе, а вот прибавочная стоимость может существовать только при наличии особого класса – класса капиталистов, которые образовали капиталистическое производство и узурпировали власть государства. Период этой узурпации относится приблизительно к концу XVI – и началу XVII веков.  Так что товарное производство может существовать без капиталистов, и оно со временем будет существовать без капиталистов. Но вот капиталисты не могут существовать без товарного производства. Так что закон прибавочной стоимости не является всеобщим и необходимым законом, а является временным и чрезмерно противоречивым законом, который действительный рабочий класс всегда будет отрицать и бороться за его уничтожение. Более того, становится очевидным, что производство прибавочной стоимости в каждом индивидуальном государстве в количественном отношении не совпадает с тем законом, который действительно является всеобщим, например, эквивалентный обмен товаров. Здесь же, в производстве прибавочной стоимости, всё держится на власти капиталистов и правительства, стоящего на страже капиталистического производства, которые могут прибавить предметов потребления рабочему, а могут убавить. Поэтому в одном государстве «подают» (кормят) меньше, а в другом – больше. Это свидетельство того, что этот закон суть продукт договорённости господствующих классов с государственной властью, которые защищают свои интересы дружно, как коммунисты и ещё большой вопрос: кто из них дружней. Вывод из капиталистического производства можно сделать один: производство прибавочной стоимости есть исторически определённая форма распределения духовных и материальных благ между классами капиталистов и рабочих, замаскированное распределение благ между классами производством стоимости и прибавочной стоимости.

Чтобы понять принцип распределения богатства между классами, достаточно рассмотреть этот принцип на примере любого продукта труда, распределяемого между рабочими и капиталистами. Пусть это будет такой популярный продукт как, например, нефть. Количество нефти, производимой, допустим, за один год, за один месяц или за одни сутки делим на три необходимые части. Одна часть идёт на износ средств производства, она в дальнейшем обменивается с теми производителями, которые производят эти средства производства. Другая часть идёт на необходимый труд, который принадлежит рабочим. Третья часть составляет прибавочный труд, который равняется, допустим, 100% по отношению к необходимому труду и идёт капиталистам, занятым в производстве этой нефти. Далее, часть, принадлежащая рабочим, делится на известные доли между рабочими и из каждой доли вычитается налог, идущий государству. Эти оставшиеся доли рабочие просто обменивают на жизненные средства. Та часть, которая идёт капиталистам, занятым в производстве нефти, делится на доли между капиталистами. Эти самые капиталисты одну часть своей доли обменивают, как и рабочие, на жизненные средства, а другую часть своей доли обменивают на бумажные деньги, которые копят. Так можно распределить каждый производимый продукт и ВВП, выраженный в денежной форме, в том числе. Всё сложное, что творится в капитализированном обществе, можно свести к простому продукту, распределяемому между производителями, а господствующий класс усложняет всё только для того, чтобы запутать простой народ, население, которое этот класс эксплуатирует.

22 декабря 2012 г.