11. Честность

Лев Балашов
Нужна ли людям честность —  этот вопрос не подлежит обсуждению. Конечно, нужна. Более того, без нее невозможно представить жизнь человечества.

Честность — способность решать проблемы, не прибегая к обману за исключением тех случаев, когда обман служит добру или является средством борьбы с противником.

Тот, кто решает свои проблемы, прибегая к обману, надувательству, мошенничеству — бесчестный человек.

Иногда можно слышать рассуждения типа "честный — глупый, а умный тот, кто умеет обманывать". Злодей Яго из трагедии Шекспира "Отелло" говорит: "Я предпочту быть умным. Честность — дура. И губит тех, кто с ней" (см. отечественный кинофильм "Отелло"). Почти то же говорит бальзаковский папаша Гобсек: «Этот граф глуп как всякий честный человек». В отечественном фильме «Ой вы, гуси…» мать говорит дочке-подростку: «Будешь жить честно — останешься в дураках».

Действительно, честность имеет ограниченный смысл. Честность глупца может быть вредной, а честность негодяя преступной. Она только тогда оправданна, когда сопрягается с умом и с высшими моральными ценностями, с гуманизмом.

Можно сказать по-другому: честность — низшая моральная добродетель; она необходима, но недостаточна для того, чтобы быть порядочным или, как говорили в старину, добродетельным человеком.

Слово «честность» от слова «честь». Честный — человек, который блюдет свою честь.

Честность не допускает обмана, но не в абсолютном смысле. Мы знаем, что обман иногда морально оправдан, например, ложь во спасение или во имя жизни…

______________________________________________________

См. другие статьи на темы морали в папке "Этика" на моей странице здесь, в Проза.ру.