Крещение Руси принято относить к 988 году.
Что же предшествовало этому знаменательному событию?
Начнём, как говорится, «от печки», то есть, от Рюрика.
Следует иметь в виду, что множество исторических фактов скрыто от нас во тьме веков, и по многим вопросам имеется целый ряд версий; все их я не берусь рассматривать.
Рюрик – первый русский князь, основатель древнерусского государства, в 862 году призванный от варягов славянами, кривичами, чудью и весью. Рюрик правил в Новгороде вплоть до своей смерти в 879 году.
У Рюрика было «два мужа» - Аскольд и Дир, которые пошли на Царьград и обосновались в Киеве, захватив власть над полянами и освободив их от выплаты дани хазарам.
Помимо Киевской Руси, существовало ещё два центра восточнославянских племен — Славия и Арсания (Артания).
Славия — объединение северной части восточнославянских и некоторых неславянских племен с центром в Ладоге — будущая Новгородская Русь.
Большинство ученых считают, что Артания находилась на юго-востоке нашей страны — в области Приазовья, Восточного Крыма и Северного Кавказа. Это так называемая Азовская, или Черноморская (Тмутараканская), Русь.
Согласно другой версии, Артания не что иное, как Пермь Великая, которая располагалась на северо-востоке относительно Киева.
Ближайшими соседями Киевской Руси были Хазария и Болгария. Но интересы первых русских каганов распространялись и далеко на юг – на Византию, Грузию, Армению, Албанию (Азербайджан) и даже отдаленный Багдад. С ними Киев поддерживал активные торговые и политические контакты.
В 866 году (по византийским источникам – в 860 году) под предводительством Дира и Аскольда был совершён первый поход Руси на Царьград. Поход имел не только сугубо меркантильную цель – захват добычи и получение откупа – но и чисто политическую – заявить о Киевской Руси, как о могущественном государстве средневековой Европы.
С этой же целью Аскольд и Дир предпринимают ещё несколько военных набегов на Византию.
В 852—853 годах русское войско по просьбе населения Кахетии (Восточной Грузии) участвовало в отражении арабского наступления в Закавказье.
Результатом внешнеполитической деятельности киевских каганов стало признание Византией Киевского государства в качестве равноправного партнёра и обращение в христианство элитной верхушки киевлян (самих князей, их дружины и зажиточных горожан). Произошло это событие в 60-х годах IX века.
Русь стала вровень с Хазарией и Византией — самыми сильными государствами того времени.
Христианизация Руси протекала медленно и мучительно.
Аскольда и Дира сменил на киевском престоле князь (каган) Олег (по некоторым данным - родственник Рюрика), который за 25 лет правления расширил государство за счёт присоединения к княжеству ряда славянских племён.
В княжение Олега началась продолжительная полоса антихристианской, языческой реакции.
После смерти Олега в 912 году (дата условная) правителем Киевской Руси стал Игорь, сын Рюрика.
Как и его предшественник, князь Игорь организует поход на Царьград (944 год), результатом которого становится заключение нового военно-торгового договора с Византией.
После гибели Игоря (945 год) на Руси начала княжить его вдова Ольга, которая проявила себя мудрой правительницей.
Во внешней политике Ольга проводила курс на сближение с Византией. Военные отряды русов участвовали практически во всех войнах Византии того времени. Однако княгиня Ольга стремилась соблюдать независимость своего государства от Византийской империи.
В середине 50-х годов X века Ольга с большим посольством отправилась в Византию. Там она крестилась в христианскую веру, получив в крещении имя Елены.
Но, если Ольга стала христианкой, то ее сын Святослав оставался язычником, и всю жизнь провёл в завоевательных походах
Сын Святослава Ярослав, если и не продолжал проводить христианизацию Руси, то, во всяком случае, не преследовал христиан.
Однако сменивший его на Киевском престоле Владимир Святославович вновь обратил население Руси к языческим богам – Перуну, Хорсу, Даждьбогу, Стрибогу, Симарглу, Мокоши.
Казалось бы, язычество вернулось на Русь окончательно, и волхвам можно было бы только радоваться смене прохристианского князя Ярослава на «клятого» язычника Владимира.
Но, совершенно неожиданно, в 988 году Владимир обращается в христианство и … крестит Киев.
Что же такое произошло с князем: сформировавшийся мужчина с устоявшимся мировоззрением (в возрасте около 30 лет), довольно опытный уже политик, резко меняет свои убеждения?
Если не относиться всерьёз к байке о внезапной глазной болезни князя и его чудодейственном исцелении в процессе обряда крещения, можно сделать вывод: крещение Киевской Руси было востребовано временем и вызывалось как внутригосударственными, так и внешними причинами.
Также не верится и в легенду о том, как Владимир выбирал для Руси подходящую веру. Ведь его бабушка, княгиня Ольга, являясь крещённой христианкой, наверняка брала с собой в христианский храм внуков – Ярослава, Олега и Владимира.
Её муж, Игорь, давно был убит, сын Святослав увлекался больше войнами. Так с кем было и ходить в Церковь Ольге, как не со своими внуками?!
Далее. Киев, столица европейского государства, конечно же, имел послов и представителей всех существующих на то время религиозных конфессий, для которых были выстроены христианские храмы, исламские мечети и иудейские синагоги. И будущий князь Владимир, конечно же, имел полное представление о всех этих верованиях.
Почему Владимир выбрал для Руси именно христианскую веру? По традиции, скорее всего. Ну, ещё и потому, что практически все европейские государства являлись в то время христианскими.
Вхождение христианства на Русь, растянувшееся более чем на век, закончилось принятием Киевом христианства в качестве государственной религии.
Язычество же со всеми его атрибутами подверглось остракизму.
Сжигались деревянные истуканы древних богов, уничтожались древнейшие памятники архитектуры и письменности, на кострах сжигались волхвы.
Прежняя, тысячелетняя вера и культура подверглись осмеянию:
- деревянный кумир становится «идолищем поганым»;
- Баба-Яга (Ягишна, древнейшее божество смерти), и Кащей Бессмертный (имя произошло от слова «кость», то есть, «скелет»), хранитель Царства мёртвых, со временем превратились в комических персонажей;
- сакральные слова, с которыми волхвы обращались к богам с целью защиты Рода, стали считаться матерными, оскорбительными.
Неудивительно то, что совсем ещё недавно русские люди, памятуя о своём, не столь уж давнем, язычестве, и сами не употребляли матерные выражения, и другим не позволяли этого делать.
Произносить матерные слова – это значит поносить наше древнее прошлое и оскорблять память предков, для которых эти слова были святыми, сакральными.
Далеко не всякому человеку это даётся легко, и не каждому это позволено: вполне уместно выразиться вслух взрослому человеку при чрезвычайных обстоятельствах (допустим, на войне), но совершенно недопустимо произносить эти слова - походя и легкомысленно - малолетним мальчикам и девочкам.
… Но, как бы то ни было, Русь становится одной из митрополий Константинопольского патриархата.
Принятие христианства поставило Русь в ряд крупнейших европейских государств; христианство единой верой сплачивало враждующие между собой племена древнерусского государства и способствовало широкому распространению грамотности, книжности, искусства.
Далёкие от Европы Китай и Япония и до сего дня остаются, по сути, языческими странами. Но Русь, имея соседями сильные христианские государства, не могла позволить себе оставаться белой вороной и выбрать для себя место на обочине политической жизни Европы.
Конечно же, христианизация народов будущей Российской империи была длительным процессом, продолжавшимся в течение девяти последующих веков.