Христианизация Руси

Сергей Малыгин
Крещение Руси принято относить к 988 году. 

Что же предшествовало этому знаменательному событию?
Начнём, как говорится, «от печки», то есть, от Рюрика.

Следует иметь в виду, что множество исторических фактов скрыто от нас во тьме веков, и по многим вопросам имеется целый ряд версий; все их я не берусь рассматривать.

Рюрик – первый русский князь, основатель древнерусского государства, в 862 году призванный от варягов славянами, кривичами, чудью и весью. Рюрик правил в Новгороде вплоть до своей смерти в 879 году.

 У Рюрика  было «два мужа»  - Аскольд и Дир, которые пошли на Царьград и обосновались в Киеве, захватив власть над полянами и освободив их от выплаты дани хазарам.

Помимо Киевской Руси, существовало ещё два центра восточнославянских племен —  Славия и Арсания (Артания).

Славия — объединение северной части восточнославянских и некоторых неславянских племен с центром в Ладоге — будущая Новгородская Русь.

Большинство ученых считают, что Артания находилась на юго-востоке нашей страны — в области Приазовья, Восточного Крыма и Северного Кавказа. Это так называемая Азовская, или Черноморская (Тмутараканская), Русь.

Согласно другой версии, Артания не что иное, как Пермь Великая, которая располагалась на северо-востоке относительно Киева.

Ближайшими соседями Киевской Руси были Хазария и Болгария. Но интересы первых русских каганов распространялись и далеко на юг – на Византию, Грузию, Армению, Албанию (Азербайджан) и даже отдаленный Багдад. С ними Киев поддерживал активные торговые и политические контакты.

В 866 году (по византийским источникам – в  860 году)  под предводительством Дира и Аскольда был совершён первый поход Руси на Царьград. Поход имел не только сугубо меркантильную цель – захват добычи и получение откупа – но и чисто политическую – заявить о Киевской Руси, как о могущественном государстве средневековой Европы.

С этой же целью Аскольд и Дир предпринимают ещё несколько военных набегов на Византию.

В 852—853 годах русское войско по просьбе населения Кахетии (Восточной Грузии) участвовало в отражении арабского наступления в Закавказье.

Результатом внешнеполитической деятельности киевских каганов стало признание Византией Киевского государства в качестве равноправного партнёра и обращение в христианство элитной верхушки киевлян (самих князей, их дружины и зажиточных горожан). Произошло это событие в 60-х годах IX века.

Русь стала вровень с Хазарией и Византией — самыми сильными государствами того времени.

Христианизация Руси протекала медленно и мучительно.
Аскольда и Дира сменил на киевском престоле князь (каган) Олег (по некоторым данным - родственник Рюрика), который за 25 лет правления расширил государство за счёт присоединения к княжеству ряда славянских племён.

В княжение Олега началась продолжительная полоса антихристианской, языческой реакции.

После смерти Олега в 912 году (дата условная) правителем Киевской Руси стал Игорь, сын Рюрика.

Как и его предшественник, князь Игорь организует поход на Царьград  (944 год), результатом которого становится заключение нового военно-торгового договора с Византией.

После гибели Игоря (945 год) на Руси начала княжить его вдова Ольга, которая проявила себя мудрой правительницей.

Во внешней политике Ольга проводила курс на сближение с Византией. Военные отряды русов участвовали практически во всех войнах Византии того времени. Однако княгиня Ольга стремилась соблюдать независимость своего государства от Византийской империи.

В середине 50-х годов X века Ольга с большим посольством отправилась в Византию. Там она крестилась в христианскую веру, получив в крещении имя Елены.

Но, если Ольга стала христианкой, то ее сын Святослав оставался язычником, и всю жизнь провёл в завоевательных походах

Сын Святослава Ярослав, если и не продолжал проводить христианизацию Руси, то, во всяком случае, не преследовал христиан.

Однако сменивший его на Киевском престоле Владимир Святославович вновь обратил население Руси к языческим богам – Перуну, Хорсу,  Даждьбогу, Стрибогу, Симарглу,  Мокоши.

Казалось бы, язычество вернулось на Русь окончательно, и волхвам можно было бы только радоваться смене прохристианского князя Ярослава на «клятого» язычника Владимира.

Но, совершенно неожиданно,  в 988 году Владимир обращается в христианство и … крестит Киев.

Что же такое произошло с князем: сформировавшийся мужчина  с устоявшимся мировоззрением (в возрасте около 30 лет), довольно опытный уже политик, резко меняет свои убеждения?

Если не относиться всерьёз к байке о внезапной глазной болезни князя и его чудодейственном исцелении в процессе обряда крещения, можно сделать вывод: крещение Киевской Руси было востребовано временем и вызывалось как внутригосударственными, так и внешними причинами.

Также не верится и в легенду о том, как Владимир выбирал для Руси подходящую веру.  Ведь его бабушка, княгиня Ольга, являясь крещённой христианкой, наверняка брала с собой в христианский храм внуков – Ярослава, Олега и Владимира.

Её муж, Игорь, давно был убит, сын Святослав увлекался больше войнами.  Так с кем было и ходить в Церковь Ольге, как не со своими внуками?!

Далее. Киев, столица европейского государства, конечно же, имел послов и представителей всех существующих на то время религиозных конфессий, для которых были выстроены христианские храмы, исламские мечети и иудейские синагоги.  И будущий князь Владимир, конечно же, имел полное представление о всех этих верованиях.

Почему Владимир выбрал для Руси именно христианскую веру?  По традиции, скорее всего. Ну, ещё и потому, что практически все европейские государства являлись в то время христианскими.

Вхождение христианства на Русь, растянувшееся более чем на век, закончилось принятием Киевом христианства в качестве государственной религии.

Язычество же со всеми его атрибутами подверглось остракизму.
Сжигались деревянные истуканы древних богов, уничтожались древнейшие памятники архитектуры и письменности, на кострах сжигались волхвы.

Прежняя, тысячелетняя вера и культура подверглись осмеянию:

- деревянный кумир становится «идолищем поганым»;

- Баба-Яга (Ягишна, древнейшее божество смерти), и Кащей Бессмертный (имя произошло от слова «кость», то есть, «скелет»), хранитель Царства мёртвых, со временем превратились в комических персонажей;

- сакральные слова, с которыми волхвы обращались к богам с целью защиты Рода, стали считаться матерными, оскорбительными.

Неудивительно то, что совсем ещё недавно русские люди, памятуя о своём, не столь уж давнем, язычестве, и сами не употребляли матерные выражения, и другим не позволяли этого делать.

Произносить матерные слова – это значит поносить наше древнее прошлое и оскорблять память предков, для которых эти слова были святыми, сакральными.

Далеко не всякому человеку это даётся легко, и не каждому это позволено: вполне уместно выразиться вслух взрослому человеку при чрезвычайных обстоятельствах  (допустим, на войне), но совершенно недопустимо произносить эти слова - походя и легкомысленно - малолетним мальчикам и девочкам.

… Но, как бы то ни было, Русь становится одной из митрополий Константинопольского патриархата.

Принятие христианства поставило Русь в ряд крупнейших европейских государств; христианство единой верой сплачивало враждующие между собой племена древнерусского государства и  способствовало широкому распространению грамотности, книжности, искусства.

Далёкие от Европы Китай и Япония и до сего дня остаются, по сути, языческими странами. Но Русь, имея соседями сильные христианские государства, не могла позволить себе оставаться белой вороной и выбрать для себя место на обочине политической жизни Европы.

Конечно же, христианизация народов будущей Российской империи была длительным процессом, продолжавшимся в течение девяти последующих веков.