Утро В. Цоя. Мама, я узнал свое Утро!

Бармин Виктор
               Утро Виктора Цоя. "Мама, я узнал свое Утро!"
               Откровение "человека ночного" в творчестве Поэта. 

В данном кратком очерке мне предстоит лишь прикоснуться к одной очень загадочной теме и лишь затронуть, слегка касаясь, очень сложную проблему. Тема эта есть "Тайна образа человека сквозь образы его творчества", а проблема есть как проблема творческого самосознания Поэта. В очерке "О религиозной мысли Поэта. Размышления про творческое самосознание Виктора Цоя" (М., 2012) я уже ставил проблему о творческом самосознании В. Цоя, исходя из материалов "Дневника интервью". В данном же очерке я хочу развернуть и поставить эту проблему, исходя уже из самого поэтического творчества Виктора Цоя. Но повторюсь, что это проблема очень глубокая и сложная, и требует очень длительного исследования (к чему я, возможно, уже приступил), потому здесь в очерке мне важно раскрыть и показать Главное проблемы, лишь слегка касаясь. 

Исследуя, разного рода, философскую критику творчества Поэта, я заметил, что мало кто (почти никто) из критиков обращают внимание на образ творчества Поэта, как, например, "Утро". И потому напрашивается вопрос: а что означает этот образ в поэтическом творчестве В. Цоя? И как этот образ творчества взаимосвязан с самосознанием Поэта? Мало кто из критиков (кроме З. Кадикова) обращали внимание на такую малозаметную и по слуху, казалось бы, "серенькую" песенку Виктора Цоя, как "Растопите снег" (почему-то так её именуют редакторы, публикующие Тексты песен Поэта).  Но вот кто из критиков обращал внимание на самый Текст этой песни Виктора Цоя. А ведь, в этой песне сокрыт, возможно, самый ключевой образ творчества Поэта, который раскроет или приоткроет Дверь к глубокому религиозно-философскому постижению творчества Виктора Цоя.

Итак, что это за "Утро" Поэта и какое это "Утро", каков символ этого слова и каково значение его?
Утро, как, впрочем, и вечер, есть пограничное время суток или пограничное состояние времени между ночью и днем. Но если рассматривать символически, то "Утро" есть символ пограничного состояния Поэта, который находится между и на границе разных миров, как, например, иррационального, таинственного мира "Ночи" и рационального, ясного мира "Дня". Утро В. Цоя начинается или ему предшествует Ночь, как тайна мироздания, т.е. "Утро" исходит своими корнями из Бездны Ночи, но "Утро" же предшествует "Дню" или, по-другому, раннее "Утро" предшествует "рождению Дня"... Сразу же вспомнилось, как:

          "В наших глазах рождение Дня
           И смерть Огня..."

"И смерть Огня"... Интересно, что в песне "Я хочу быть с тобой" Виктор Цой как бы напоминает о своем рождении:

                "Я родился на стыке созвездий, но жить не могу..."

Это вопрос для любителей астрологии и нумерологии, но мне важен здесь сам образ Поэта, который, действительно, так загадочно совпал по своему рождению, именно, на 21 июня 1962-го года. Как день самого высокого солнцестояния. Вспомните, что А.С. Пушкина сравнивают символически как "Солнце русской поэзии", а в христианстве образ Иисуса Христа символически сравнивают и именуют как "Логос", "Солнце Разума". И здесь интересен и важен самый Символ. Но не все так просто, как это может показаться, в самом постижении образа творчесвта Поэта. Да, безусловно, что "Солнце" есть один из ключевых символов творчества В.Цоя, который любил Солнце и не только как символ христианства или символ неоязычества, но и любил живое Солнце, как целое, что дает, дарует Жизнь всему живому, а живое Солнце и есть сокровенный образ Иисуса Христа, ибо жизнь живая не только даруется сквозь космичекие тела, как "солнце-звезда", но творится Духом Божьим. Но мы не постигнем самую суть образа творчества Поэта, если только упрямо упремся в постижении этого символа. Ибо нужно понять сокровенное самого Поэта и задаться вопросом: а что ещё любил Виктор Цой, любил так бережно и сокровенно? И ответ мы найдем в самом Тексте Поэта:

              "За окнами солнце,
               За окнами свет - это день.
               Ну а я всегда любил ночь.
               И это мое право - любить ночь.
               И это мое дело - уйти в тень.
               Я люблю ночь за то,
               Что в ней меньше машин..."

И вот еще, как:

             "Так странно проходят часы.
              И так странно не хочется спать.
              И так странно, когда за окном проезжает машина..."

Вот это! удивительный мир образов Виктора Цоя. Ибо это мир Ночи, а Ночь есть совсем иной мир для человека, ибо в Ночи открывается "ночной человек" (по словам же В. Цоя); в Ночи самораскрывается иной человек - иной Виктор Цой; или в Ночи раскрывается иное, сокрытое Человека. Потому-то Поэт любит Ночь, что в этой темной Ночи приоткрываются тайны "Я" человека, приоткрывается сам себе человек, как есть во всей своей глубине экзистенциально-космического Бытия. Из Бездны ночи раскрывается Эпоха Человека в его сокровенном самосознании, которое, однако же, предстоит для других, как тайна, непостижимое. И непостижим для нас вот этот образ, непотаенно предстоящий и глаголящий:

               "Я ждал это время, и вот это Время пришло...
                А тем, кто ложится спать, -
                Спокойного сна...
                Спокойная Ночь..."

Но что предшествовало этому самоосознанию самого себя из глубины Ночи, какая интуиция и какое предчувствие Поэта?..

               "Ты смотришь на Млечный Путь.
                Я - ночь, а Ты утра суть.
                Я - сон, я - миф, а Ты нет.
                Я слеп, но я вижу Свет...
                И снова приходит Ночь..." 

Потому-то можно заключить, что Ночь есть основной образ, не просто "символ", а живой образ Реальности, из глубины которой рождается "новый-вечный человек". Но Ночь перерождается в Утро, а самое Утро так бывает похоже на ночь, потому Утро, может быть, еще таинственней ночи, ибо есть пограничное и промежуточное состояние между иными мирами и миром вот этим, предстоящим пред нами...

              "Наше Утро похоже на Ночь.
               Ну а Ночь - для меня..."

Итак, что это за таинственное Утро Виктора Цоя? 
Утро Виктора Цоя начинается с вопроса, как и Ночь Поэта начинается с вопрошания, с вопрошания самого себя, как "кто я? откуда и куда иду?" Так, например, поэт вопрошает в глубине темной ночи, Поэт вопрошает сквозь Веру потаенного сердца и утверждение сокровенного видения:

             "Я - ночь, а Ты утра суть.
              Я - сон, я - миф, а Ты нет.
              Я слеп, но я вижу Свет..."

Сквозь утверждение Света и "Ты еси" посредством умаления и уничижения самого себя, Поэт вопрошает "кто "я" и для чего творю?"...
Поэт видит Свет Пути, но не только космического "Млечного Пути", но свет пути Того, Кто есть "Солнце Разума", свет Иисуса Христа, Который освещает Путь странникам в Ночи...

             "Где вы теперь и с кем?
              Кто хочет быть судьей?
              Кто помнит все имена?
              Нам не хватает тем.
              Не нарушай покой:
              Эта Ночь слишком темна...
              Хочется спать, но вот стоит чай,
              И горит свет в сто свечей.
              Может быть, завтра с утра будет Солнце
              И тот Ключ в связке ключей..."

Именно, не ожидает ли весь христианский мир уже две тысячи лет Того, Кто должен прийти и в таком вопрошании, как:

             "Может быть, завтра с утра будет Солнце
              И тот Ключ в связке ключей?.."

Где и в ком этот сокровенный Ключ Веры, Веры, что способна приоткрыть Дверь, за пределами которой и из глубины которой просачивается и сквозит Свет совсем иного, еще неведомого нам мира...
 
Загадочна и таинственна песня В. Цоя, как "Мама, я узнал свое Утро"! Но с какой песней она интуитивно ассоциируется? Например, вот как:
 
               "Мама, мы все тяжело больны.
                Мама, я знаю, мы все сошли с ума...
                Зерна упали в землю,
                Зерна просят дождя, им нужен дождь.
                Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь:
                Ты увидишь - там все горит огнем..."

И, вновь, образ "Огня", что в груди, в потаенном сердце Поэта, который вопрошает к воспринимающему и слушающему: "посмотри мне внутрь?", как "посмотри и увидишь огненное сердце мое"... Сравните, "Сердце" Поэта, как "Сердце мое" и "Солнце мое"... "Солнце мое, взгляни на меня?!"... И, сравните, вопрошания поэта к потаенному сердцу человека и к образу Сокрытого, Всевышнего, как: "Посмотри мне внутрь?" и "Солнце мое, взгляни на меня?!"...

Образ текста песни, как "Мама, я узнал свое Утро" и есть откровение человека ночного в творчестве Виктора Цоя, откровение сокровеннаго человека, который открыт и ведом лишь только Богу и сквозь символы открывается людям, ибо все творчество Поэта есть слово откровение Богу, предназначенное для пути исхождения к людям...

Я не буду истолковывать, толковать Текст песни "Мама, я узнал свое Утро", ибо это еще более расширит наш очерк. Мне здесь важно показать образ и сравнить этот образ в разных оттенках и интонациях в творчестве Поэта... Но все же Текст основной песни нашего очерка должно привести, хотя бы первый куплет этого таинственного Текста:

               "Я собираю чемодан, мне нельзя отступать.
                Я заметил свой срок, я заметил свой срок...
                Разминаю папиросу, смотрю в потолок.
                Я заметил свой срок, я заметил свой срок...
                Мама, я узнал свое Утро..." 

Замечательны образы, дающие подсказку к пониманию, что и как "нельзя отступать" и "я заметил свой срок". Наверное, как нельзя отступать от своего Пути, предназначенного свыше... И сравните, "смотрю в потолок" и "я заметил свой срок". "Потолок" чего? Может быть, как "потолок" своего пути, высокого предназначения, а отсюда и понятно тогда, что "я заметил свой срок", как срок своего творческого служения и духовного Поста в этом мире... И в заключение Текста - откровение, как:

                "Мама, я узнал свое Утро"

Но каков этот путь Поэта, легок ли он? И каково Утро поэта, которое похоже на Ночь?.. Например, один из образов Поэта, как:

               "Я из тех, что каждый день уходят прочь из дома около семи утра...
                Я - это тот, кто каждый день уходит прочь из дома около семи утра...
                В это утреннее время там, внизу, все так похоже на кино...
                Да, наверно, в это время там, внизу, все так похоже на кино..."

Каков же этот Путь Поэта и каково же его Утро?..

               "Ночь коротка, цель далека.
                Ночью так часто хочется пить...
                Твоя ноша легка, но немеет рука,
                И ты встречаешь рассвет за игрой в дурака...
                Утром ты стремишься скорее уйти...
                Ты уходишь туда, куда не хочешь идти,
                Ты уходишь туда, но тебя там никто не ждет!..
                Доброе Утро, последний герой!..
                Доброе Утро, тебе и таким, как ты,
                Доброе Утро, последний герой!
                Здравствуй, последний герой!.."

С одной стороны, можно сказать, что Путь Виктора Цоя и Утро Поэта есть трагический и Утро трагическое, Путь этот есть Путь тяжких испытаний духа человека, прохождение через "тьму" внешнюю или "тьму внешнего и чуждого мира", ибо...

               "Завтра в восемь утра начнется игра,
                Завтра солнце встанет в восемь утра.
                Крепкий утренний чай, крепкий утренний лед.
                Два из правил игры, а нарушишь - пропал.
                Завтра утром ты будешь жалеть, что не спал...
                Но сейчас деревья стучат ветьвями в стекла,
                Ты можешь лечь и уснуть, и убить эту ночь.
                Деревья, как звери, царапают темные стекла,
                Пока еще не поздно лечь и уснуть в эту Ночь..."

               "Наши реки бедны водой,
                В наших окнах не видно дня.
                Наше Утро похоже на Ночь,
                Ну, а Ночь - для меня...
                Играй, невеселая песня моя. Играй!.. Играй..."

               "Снова новый начинается день,
                Снова Утро прожектором бьет из окна,
                И молчит телефон: отключен...
                Снова Солнца на небе нет,
                Снова бой, каждый сам за себя,
                И, мне кажется, Солнце -
                Не больше, чем сон...
                На экране окна
                Сказка с несчастливым концом.
                Странная сказка..." 

               "Они сказали: надо пройти!
                Они не верят, что есть другие пути.
                Не бойся, это только кино.
                Я знаю точно - это кино.
                Кончится фильм,
                Зажгут свет и мы поедем домой.
                Те, кто был раньше, вставляли в их ружья цветы,
                В ответ на это свинец затыкал им рты..."

               "Раньше в твоих глазах отражались костры.
                Теперь лишь настольная лампа, рассеяный свет...
                Что-то проходит мимо, тебе становится не по себе.
                Это был новый день - в нем тебя нет...
                Раньше в твоих глазах отражалась ночь.
                Теперь, когда за окнами ночь, - твои глаза спят.
                И вот на рассвете ты не заметил, как начался новый день,
                Ты до сих пор в старом - там нет никаких преград..."

 В черновых вариантах есть такой Текст Виктора Цоя (как мрачный и трагический)... Например, как:

              "Так хочется, чтобы сразу кончилось всё
               Где-то вдали еле мерцает заря
               Руки жадно хватают гибкую сталь,
               И последние несколько слов: "Всё было зря"...
              (Так ничего не нарушит порядок игры,
               Уйти, скрывая под гримом бледность лица.
               Помни, что этот ход не возьмешь назад.
               И надо, надо терпеть и играть до конца.)
               Выбирай! Выбирай! Выбтрай! Делай свой выбор..."

Но трагедия, по слову С.Л. Франка, дана для того, чтобы её преодолеть. И в этом есть глубокий Смысл. Ибо если Путь Поэта есть трагический, то подлинный трагизм пути человека открывается в том и тогда, когда человек преодолевает его, превозмогая себя и с Верой идет в Путь, с Верой в возможное Богу в этом мире невозможного века сего...

И вот Поэт сделал свой Выбор, Виктор Цой отправляется в Путь с Верой в поисках Возможного в мире сем невозможного...

              "Они говорят: им нельзя рисковать,
               Потому что у них есть дом, в доме горит свет.
               И я не знаю точно, кто из нас прав:
               Меня ждет на улице дождь, их ждет дома обед...
               Закрой за мной Дверь. Я ухожу..."

              "В наших глазах крики "Вперед!"
               В наших глазах окрики "Стой!"
               В наших глазах рождение Дня
               И смерть Огня.
               В наших глазах звездная ночь.
               В наших глазах потерянный рай.
               В наших глазах закрыта Дверь.
               Что тебе нужно? Выбирай!"

И вот Выбор Виктора Цоя:

             "Песня без слов, ночь без сна.
              Всё в своё время - зима и весна...
              Если есть тьма, должен быть Свет...
              Хочешь ли ты изменить этот мир?
              Сможешь ли ты принять как есть?..
              Снова за окнами белый день,
              День вызывает меня на бой.
              Я чувствую, закрывая глаза, -
              Весь мир идет на меня войной..." 

             "И мы знаем, что так было всегда:
              Что Судьбою больше любим,
              Кто живет по законам другим
              И кому умирать молодым...
              И упасть, опаленным Звездой
              По имени Солнце..."

             "Но странный стук зовет: "В дорогу!"
              Может, сердца, а может, стук в Дверь.
              И, когда я обернусь на пороге,
              Я скажу одно лишь слово: "Верь!" 

Выбор Виктора Цоя есть Вера и Любовь потаенного и излучающего сердца, ибо как бы ни был трагичен и мрачен Путь, а Поэт видит Свет и с Верой идет навстречу к грядущему Свету и навстречу к человеку, кто ожидает в трудную минуту укрепляющего слова Пророка... Ибо так увидел и поведал Поэт - В. Цой:

             "На теле ран не счесть,
              Нелегки шаги,
              Лишь в груди горит Звезда.
              И умрет Апрель,
              И родится вновь,
              И притет уже навсегда...
              А Он придет и приведет за собой весну,
              И рассеет серых туч войска...
              А когда мы все посмотрим в глаза Его,
              То увидим в тех глазах Солнца свет..."

             "Наше будущее - туман,
              В нашем прошлом - то ад, то рай,
              Наши деньги не лезут в карман,
              Вот и Утро - Вставай!.."

Вставай! ибо вот и наступает Утро нового Дня, когда всходит иное Солнце, Звезда Апреля, сокровенная и долгожданная в потаенном сердце Поэта - Виктора Цоя. Потому-то Утро Поэта есть Утро доброе и светлое, есть Утро радостное, исполненное Радости сквозь слезы и скорбь страданий...

             "Вот и Утро - Вставай!"

               

                22 декабря 2012 г.