Возвращаясь к себе, 2

Эксклюзив
    
     ВОЗВРАЩАЯСЬ К СЕБЕ

   
     II – ДУША И ВЕРА: ХАРАКТЕР ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ
    
     Возвращаясь к себе, мне хочется разузнать о диалектике души, поговорить и о характере взаимосвязи веры и души. Уместно отметить, что говоря о диалектике, я исхожу из состояния вечного внутреннего движения и противоречия, присущего всем предметам и явлениям природы, утверждая при этом, что всё имеет свою отрицательную и положительную сторону, своё отживающее и развивающее и что борьба между ними составляет внутреннее содержание процесса развития, превращения количественных изменений в изменения качественные – борьба противоположностей ведёт вперёд.
    
     Кстати о значении и толковании термина «диалектика души» написано немало. Но почему-то исследователи, изучающие диалектику души, ограничиваются освещением этого понятия преимущественно с литературоведческой позиции. Приведу конкретный и довольно показательный пример. В “Словаре литературоведческих терминов С.П. Белокурова, 2005 г.” читаем:
    
     “Диалектика души – понятие, которым обозначается детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм (перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии и т. п.). Например, в романе Л.Н. Толстого "Война и мир": Т. II, ч. II, гл. 1 (внутренний монолог Пьера); Т. III, ч. III, гл. XXXI (внутренний монолог князя Андрея); Т. IV, ч. I, гл. 7 (внутренний монолог Николая Ростова). Д. д. – одна из форм психологического анализа (см. психологизм) в художественном произведении. Термин Н.Г. Чернышевского (впервые появился в литературоведении в рецензии на повести Л.Н. Толстого "Детство" и "Отрочество" и "Военные рассказы"): “...Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого - влияние общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего – связь чувств с действиями; четвертого – анализ страстей; графа Толстого всего более – сам психологический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определенным термином... Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других... как чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний...” [1]
    
     Мне же хочется говорить о взаимосвязи души и веры, показывая характер этой взаимосвязи. В моём представлении эта взаимосвязь должна иметь диалектический характер и раскрываться исключительно путём раскрытия феномена духовности, выступающей атрибутом человеческой личности. Говоря об этом, нельзя забывать, что личность олицетворяет единство души и тела человека. Фундаментальное изучение человеческой души уходит корнями в Средневековье. Из всех многочисленных и разнообразных философских концепций Средневековья, в которых разрабатывались и проблемы души человека, особый интерес представляет концепция Фомы Аквинского, или Аквината (Thomas Aquinas, 1225 – 1274). Учение Фомы основано на необходимости взаимосвязи конкретного человеческого тела и души как формы и как возможности истинного познания, и эту необходимую взаимосвязь он называет личностью. Личность – это неразлучное единство души и тела в едином акте существования.
    
     Справедливости ради, следует отметить, в хронологическом плане выдвижение этой идеи – заслуга Аристотеля. По словам этого древнегреческого мудреца: “Даже если душа может существовать самостоятельно, это не означает, что её связь с телом несущественна: во-первых, потому, что существование души является и существованием тела, то есть это единое существование в целостности; во-вторых, потому что душа, хотя и может существовать самостоятельно, всё же не обладает видовой полнотой; тело дополняет душу для появления вида”. [2]
    
     В развитии этой мысли стоит вспомнить христианскую версию личности:
    
     Если структура личности диалогична, то, в той же мере, она и троична. Отсюда становится понятно, почему личность – это общепризнанное открытие христианства. Христианский Бог – это Святая Троица, в которой Бог Святой Дух выступает посредником между Богом Отцом и Богом Сыном. Человек же создан по Образу Божию, то есть, структура личности человеческой также диалогична, а, следовательно, и троична.
    
     Что же в человеке может считаться Образом Божиим? Тело есть и у животных. Душа (сфера эмоций, аффектов и страстей) – это также общее для человека и высокоразвитого животного. Не тело, и не душа, а именно дух (свобода, любовь, совесть, нравственность, стыд, воля, самосознание, идеальное, жажда Бога), который в снятом виде содержит и то, и другое. По естественному своему назначению человек должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать всё душевное, а, тем более, телесное, – а за ними – и всё своё внешнее, то есть жизнь семейную и общественную. Это – норма. Именно Дух есть Образ Божий в человеке. Поэтому диалектика единичного, особенного и всеобщего, с одной стороны, соответствует диалектике Троицы, а, с другой – отражает диалектику человеческого духа. (nbuv.gov.ua›portal/Soc_Gum/Phd/2012_16/9_der.pdf)

     Ещё Аристотель говорил: "Душа есть энтелехия тела" [3]. Понятие "энтелехия" в этом контексте означает действительность, осуществлённость. То есть, живого тела, жизни. В то время, как "учение о понятии" соответствует духу. Дух есть энтелехия души. Или, как утверждал св. Феофан Затворник, "дух есть душа души" [4]. А Гегель писал об этом так: "Понятие есть не только душа, но и свободное субъективное понятие, которое есть для себя, и потому обладает личностью" [5].
    
     В целом, однако, при изложении своего видения проблемы я исхожу из следующей методологической посылки:
    
     Для начала я должен выяснить что такое вера, и как она переживается?
    
     К тому же я должен стараться сделать это не умом, интеллектом, а всей душой. Пожалуй, только этим путём можно раскрыть суть диалектики взаимосвязи веры и души.
    
     Итак, возникает вопрос: что такое вера? Каково её значение для души?
    
     – Согласно одной версии, вера – это способность Души.
    
     В своё время, вернувшись “к себе, к малейшим вещам”, при изложении «Красной книги» знаменитому психоаналитику, Карлу Густаву Юнгу удалось раскрыть суть своей души “как малое, презренно малое”. И выводы, сделанные им из этого при общении с душой, звучат куда более потрясающе: «Ты заставляешь меня смотреть на все как на большое, делаешь все большим. В этом твоя цель? Я следую за тобой, но это меня пугает. Услышь мои сомнения, иначе я не смогу за тобой последовать, ведь твой смысл – это высший смысл, а твои шаги как шаги Бога». [6]
    
     Автор из ПРОЗА.РУ, Юлия Ли-Тутолмина свою работу “Пять сущностей” (http://www.proza.ru/2011/05/30/417) представляет весьма скромно: «Это эпиграфы к книгам романа "Пять ран Христовых"… Вопреки своему обещанию я воздерживаюсь проанализировать её произведение. Причина скорее всего кроется в отсутствии тематической связи. Она особо не углубляется раскрытием сущности души.
    
     На портале ПРОЗА.РУ я встретил ещё несколько работ других авторов, которые в той или иной степени затрагивают эту тему. Вот, к примеру, в дневнике Олеси Катковой (http://www.proza.ru/avtor/dobrodeya) от 30.11.2012. встречается запись – Пожелание. В ней Олеся Каткова, обращаясь к тем, кто уважает идею духовного роста, сообщает “нехитрые правила”, которые “необходимы для эффективного “взросления” души, разума и духа”. Моё внимание привлекло высказывание о взрослении души, разума и духа. Другими словами, она заговорила о взрослении души, и мысль эта сама по себе новая.
    
     Также заслуживает внимания произведение “Путь Души” (http://www.proza.ru/2012/11/06/1957), где его автор, Наталья Лопухова, излагает собственное видение кружения души на Земле.
    
     А напоследок хотелось бы высказать следующее:
    
     Возвращаясь к себе, мы оберегаемся от прогрессирующего вырождения, отталкивая процесса потери врождённых ценностей. Это – функция инстинкта самосохранения.
    
     (Продолжение следует)
    
     ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
     ________________________________________

     [1]. "Современник". 1856, № 12.
    
     [2]. Аристотель. “О душе”, I, 1.
    
     [3]. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. – М.: Мысль, 1975. – Т.1. – C. 394.
    
     [4]. Епископ Феофан. Что есть духовная жизнь / Феофан, епископ. – СПб.: Мір, 1991. – с 49.
    
     [5]. Гегель Г. В. Ф. Наука логики: в 3 т. / Г. В. Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1972. – Т.3. – C. 288.
    
     [6]. См.: Карл Юнг, Liber Novus. КРАСНАЯ КНИГА. Глава 3. На службе души. С. 16. (электронная версия)

     +
    
     Хотелось бы выразить огромную благодарность всем посетителям моей страницы. Автор в большом долгу перед теми читателями, кто не остался равнодушным к его позиции.
    
     EXCLUSIF
     21.12.12