Северный Пуск или Путешествие из Санкт-Петербурга

Эраст Сухановский
Рассказ «Северный Пуск» или «Путешествие из Санкт-Петербурга на Марс»

Грустный роман в 2-х частях о безответной любви человечества к космосу написанный в эпоху технологического застоя.


Как-то летом в библиотеке пионерского лагеря мне попалась занимательная книженция. Несмотря на то, что к тому времени уже я «вырос из» подобной литературы, все в ней показалось мне занимательным. А главный герой просто был мне откуда-то уже знаком. Сейчас бы про него сказали «распиаренная звезда». Звали его просто: Алеша-почемучка. Вот и Вы, читатель, возможно, сразу его узнали. Сюжет книги сводится к тому, что по просторам России (СССР) путешествует мать с ребенком - мальчиком лет шести. Они едут поездом, самолетом, автомобилем, пароходом, гуляют пешком и т.п. В ожидании, так и не наступающих кульминаций и пунктирных катарсисов увлекательно проводит время за книгой читатель. В книге, при том, не присутствует ни капли идеологии, как и положено в мировой добротной детской литературе. Однако, при всем при этом над книгой как Дамоклов Меч висит архетип царя Иосифа Кровавого  с фразой «Жить стало лучше, жить стало веселей». Но как же вкусно в ней описаны всевозможные детали еще только начавшего развитие транспорта того времени! Ощущаешь себя, прямо, деревенским ЛИКБЕЗовским грамотеем, ни когда не видевшим благ цивилизации, но благодаря книге познающего современный ему мир.    

Как интересно перечитывать сейчас Лемов, Кларков и Хайнланов! Увлекательное приключение превращается в какую-то чехарду технологий, некоторые их них «ой как еще нескоро» будут осуществлены, а некоторые уже умерли и живут в музее по причине: «до чего  техника дошла?» Это вызывает снисходительную усмешку существа обремененного более глубокими познаниями, даже без настойчивого стремления к оным. Прошли времена, когда люди с высшим образованием  думали, что для того, чтобы получить невесомость достаточно откачать воздух из помещения, а чтобы попасть в космос надо лететь вверх. Порой даже интереснее перечитать первых фантастов Уэлса, Дойла, Шагинян, Чапека. А то и вообще Жюля Верна. Технологический калейдоскоп, у которых, еще мощнее и интереснее, при всей неизбежной наивности. На заре развития современных технологий самое невероятное казалось достижимым.

Ну, уж я-то, конечно, полагаю, что избегу всех их недостатков, напишу прямо супернаучно-супертехническую и гиперреалистическую программу действий человечества на пару десятков лет вперед. Все будет близко и реально и технологически достоверно – этим и прославлюсь. Креативные специалисты реальных производств «оближут» мою «фантастику» в поисках свежих идей. Впрочем, у специалистов «оборонки»   в корзинах  порой встречались проекты похлеще любой фантастики и здорово, что их содержимое сегодня попадает в Интернет спустя лет 30.
 
Вот только – я больше чем уверен – читающий эти строки нынешний младенец через те же 30 лет также не раз поднимет брови и ухмыльнется над моей наивной футурологией. Воистину: «Нам не дано предугадать…»! 
 
Я бы назвал этот вид занимательной футурологии новым именем: ««проксимальная»» или ««проксимационная»». Или жанр мог бы называется так: «реалистический футуризм» или, если хотите, «футуристический реализм» - кому что больше нравится. Я вообще горазд на различные терминологические нововведения и если бы в России начала 21 века (также как и когда-либо вообще) они пользовались спросом, был бы сказочно богат. Сюда можно отнести новую науку положения, которой я желал бы разработать.   Это новое интегративное направление на грани компетенций -  дизайна, маркетинга, информатики и многого другого.  ««Квалиномика»», ««квалитилогия»», ««капазитатография»» - не важно как её назвать.  Наука об объективном качестве она нужна всем – я мечтал о ней еще 4 года назад, но на дворе 21 век, а её всё нет, хотя весь мир этим давно и хаотично занимается, производя товары. Эта наука нужна человечеству, что бы вырваться из потребительских тисков продажи воздуха упаковки и мифов о впариваемом товаре. Тисков, в которые оно само себя загнало.  Студентов этому ни кто, ни где не учит и программистам экспертных систем не заказывает. Здесь вы встретите абсолютно новый вид транспорта.  Железнодорожного - по сути и авиационного - по скоростям. А также: новый (всего 40 лет) вид  личного транспорта - альтернатива всеми любимым «тачкам» –  «гламурным грузовикам» для ежедневной перевозки 4-х местного воздуха щедро обогащенного понтами по закольцованному маршруту . И, в конце концов: мои  идеи по космонавтике и авионике - отраслям которые, мне кажется, всё еще пока находятся в начале развития.

«Почему? Почему!…» - спросит читатель. «Зачем писать про полет на Луну, если американцы туда слетали еще в 1969-м …»? Отвечу вопросом-бриллиантом великого русского драматурга в моей оправе, предварительно соскоблив с него ненужную риторику: А, «Отчего люди не летают?» на Луну?  Я Вас спрашиваю. Да-да! Но, не  трудитесь отвечать, а прочитайте.



Глава первая 
Европейский Центр Подготовки
Почем туры?

Солнце уже почти село за горизонт над Майном в дымке – остатках декабрьского тумана, освещая сквозь стеклянный суперплоский купол, группу из десяти  космических туристов, одиноко сгрудившуюся в середине палубы на высотном корпусе франкфуртского космопорта.

В их позах напряженного ожидания угадываются новички. Отчего благодаря одинаковой  форме Германского Космического Центра филиала ЕКА они скорее походят: то ли группу дублеров астронавтов, то ли проигравшую команду пилотов Формулы 1 в зале ожидания аэропорта перед возвращением домой с Гран При где-нибудь на краю света, например в Новой Зеландии. Грустные позы и лица с приклеенными реликтовыми улыбками – как у любовников одновременно не дождавшихся своих дам, освещает мерцающий отсвет живого пламени пяти биокаминов и двадцати факелов на отполированных колоннах, весьма художественно закопченных для натуральности. 

А что вы хотите? Попробуйте сами за свои, причем, не малые деньги пройти все это издевательство под взорами летающе-ползающих шаров телекамер. Можно было отдохнуть с туром «Землетрясение на Аляске» (их сейчас предсказывают за 2.5 недели). Развлечься ожидаемым лунным затмением в «Зимней обсерватории» вращающейся на Северном полюсе. Насладиться видами в сердце Гималаев на электро-велотуре из Лхасы  до базового лагеря возле Эвереста. Принять участие ежегодной в реконструкторской феерии «Побег из Шаолиня» с 2х недельным мастер классом кунг-фу.  Посетить фантастически авантюрные поиски клада в Египетских пирамидах. Отправиться в недельное путешествие «Капитан Немо» в прозрачных глубинах Байкала или Саргассового моря. Нет же. Угораздило же поддаться на допотопную романтику прошлого века под лозунгом «Эпоха Открытия Космоса».

Внизу на тротуаре по соседству со зданием ЕКА с обычным для этих людей энтузиазмом тусуются безработные, перед тем как они пойдут за пивом или на ночную работу.

– Ахмет, это что там в этом стеклянном пузыре в форме тарелки для суши…
– Там, майн либер Курт, богатеньких отправляют на Марс …
– А, правда, что они платят сумасшедшие деньги, что бы их заковали в кандалы из музея, и отвезли в сибирские тюремные лагеря, а затем только на Марс?
– Правда? Вот извращенцы! Этих богатых не поймёшь …

Наши космо-астронавты и эти, как бы сказали 150 лет назад, деклассированные элементы представляют собой просто разительный контраст. Дыша паром, безработные заходят и выходят из павильона социального центра. Одетые в яркую как неоновая реклама одежду, они бурно общаются и жестикулируют.  Попивая бесплатные кофе и доедая бесплатные фрюштуки из нереализованных продуктов ЕКА, которые по времени суток уже являются амабендами.

Социальные центры – последнее достижение западной цивилизации. Их можно встретить в Гренландии и на Мадагаскаре.  Перехватить любую фрилэнсерскую работу можно  в любом универсальном терминале, но здесь показывают аналитику спроса, новые способы заработка, новые услуги, новые задачи и проблемы общества. И естественно – здесь  пичкают рекламой, но не тупой потребительской, как в предыдущие десятилетия, а довольно интеллектуальной. Причем 3х типов: социальная, коммерческая и политическая в пропорции 33%+33%+33% по закону для этого типа институтов. Есть браслет с личным чипом? Подходи каждый день за сытным завтраком и можешь забрать его с собой. Но только один раз в день и с утра. Ужин получишь, только если принесешь квиточек с прошлой ночной работы. Бесплатные ужины и обеды – это удел благотворительных организаций, церквей и сект, ночлежек – которым уже более 300 лет. Современной статистикой доказано, что они как раз плохо понижают уровень социального напряжения в обществе и весьма полезны только самим богодельням, даже немного социально вредны, так как вызывают привычку зависимости, ослабляют желание бороться за жизнь. Для получения здорового и мощного табуна полу-вольных лошадей их лучше кормить утром, а для зарешеченного как тюрьма стойла с набирающим биомассу быдлом – лучше вечером. Еще и пастыря приплели – зачем им пастырь – они  и так в теплом стойле. Потому именно бесплатные завтраки действуют социально оптимизирующе на рабочий слой населения. Здесь же человека можно снабдить любыми подъёмными, монетизироваными или нет пособиями или социальными скидками. А в пищу можно подмешать любые ингибиторы, ГПтранквилизаторы, биохимические стимуляторы счастья или новый наиболее безвредный и профилактический класс социально стабилизирующих натуральных веществ, – амортизаторы  на 100% из природных ингредиентов.

Но в прочем про добавки, это всё слухи, на уровне бульварной прессы. Работа там разная. Есть грязная и очень высоко оплачиваемая. Есть непыльная, типа: пройти пешком 3 км, прочитать рекламный щит, заполнить анкету  и получить символические суточные на следующий день, минус  завтрак – он же бесплатный. 

В самых крупных культурно-промышленных центрах Европы и США эти пункты работают круглосуточно, так как достаточно большой процент безработных предпочитает ночную работу – бомбить, как в прошлом веке. А самое лучшее свойство социальных центров это давать людям возможность найти постоянную работу. Но ни что не бывает таким постоянным как всё временное. Например, крест фриленсера (слово безработный почти ушло из обихода вытесненное нежными американизмами).   Так было всегда - одни хотят находить, а другие бесконечно искать…   
            
Итак – полные жизненных сил радостные фриленсеры лопаются от энтузиазма, а усталые богатенькие астронавты грустят. Лишь у младшего из «ролевиков-астронавтов» в глазах светятся странные огоньки счастья, несмотря на скептическое выражение лица. С детства он преследовал эту цель и вот он в нескольких минутах от неё. И не важно что «полет в космос» это всего лишь обычная, но очень дорогая «турпутевка». 

С двухнедельных курсов подготовки, за которые каждый заплатил как за год обучения в дорогом университете, три человека ушли из команды: двое из них по здоровью, а один снялся сам из-за непредвиденных финансовых трудностей. Но это только в этот раз. Часто финансовая причина является самой распространенной. Богатые люди всегда знают: сколько чего и куда. А главное – зачем. Жадность – это порок  прививаемый быстрыми и частыми колебаниями содержимого кэша в кармане, читай –   за душой. А вот  люди, которые, не прошли семь кругов ада для своего благосостояния, а лишь потратили много лет естественно взращивая свой простой и понятный бизнес к туристическим затратам относятся полегче. «На прошлой неделе не купил океанскую микрояхту? Куплю через год! Не полетел в космос? Ну, время еще будет». Вклады в космос, а точнее: в будущие вероятные космо-туры, банки, инвестиционные фонды сделали самыми надежными, но с низкой доходностью,  а для потенциальных  туристов назначили хороший процент скидок в зависимости от того, как близко к стартовому комплексу приблизился претендент на имя космонавта, тэйконавта или астронавта. Последние энтузиасты космоса окружили нежной заботой жалкие остатки захиревших космических программ сегодняшнего дня. Знания о космосе и космические навыки столь специфичны для простого обывателя, что в агентствах не устают повторять туристам: «теперь у Вас есть (будет, имеется) новая профессия. И если Вы пожелаете всегда будете трудоустроены».  «Желающих у нас работать много, но очень дорогая подготовка, а самая дорогая часть подготовки - это реальный полет…» «Подготовка ко второму туристическому полету проводится бесплатно…»

Рынок предложений космотуров уже перенасыщен. Есть риск его падения с вытекающим кризисом. Международный альянс организаций по космосу борется с этим как может. Например: комиссия по демпингу. Демпинг - это разрушительно, плохо, бессмысленно – как ядерная война, поскольку от него проиграют все. А вот всякие игры вроде скидок, бонусов, выигрышей и мн др.; лотереи, акции, даже пирамиды, если они разумные, все это очень хорошо влияет на бизнес и обстановку вокруг него. Для рекламы же полезны всякие конкурсы, викторины, спортивные состязания и телешоу. Вот и на этот раз из этого полета устроили такое.

Взяв большие деньги, значительно выше той реальной ответственности можно  их потихоньку возвращать продавать вклад в общее дело, премировать вкладчиков за правильное и активное использование общих средств, за резонанс в рекламе. В момент приобретения тура все это предлагается клиенту на добровольных началах. На этот раз все без исключения согласились участвовать. Вот только публичными личностями оказались трое. Темный властелин соц.сетей юноша Олаф, телеведущая с ТВЕ Галина, и Бупка как родственник спортивной династии прошлых лет.  Над имиджем всех остальных предстояло поработать. Вся программа подготовки была превращена в балаган. Это была не ложь, а обычное на телевидении художественное допущение – иначе ни кто смотреть не будет. Все тренинги были превращены в конкурсы. Казалось до полета не дойдет ни кто из участников.
И вот теперь всё это реалити-шоу, позади. С ежедневными тренировками и глупыми соревнованиями, где приз - билет в космос. Так, по крайней мере, кажется зрителю. Зато экономия по программе подготовки для каждого составила почти половину. Смотреть по интерактивному каналу интересно, а рассказывать скучно. Даже охранник за пультом потерял к ним всякий интерес и в спешке давится остатками теплого борща из  популярной в этом году украинской кухни. А билет и так у каждого буквально и формально в кармане. В зале ожидания нет ни кого кроме них. Хотя 5 минут назад еще все бурлило и горело, переливаясь световыми мультиспектральными сверхчувствительными системами стерео-камер и самонаводящимися микрофонами с подсветкой. Один дедуля приковылял с допотопной, ослепившей всех фотовспышкой. Этот полет необычный – он  во многом первый и к нему в обществе есть естественный интерес.

Но вот все стихло. Лишь парочка электронных уборщиков полирующих каменный пол напоминают о закончившейся 5 минут назад бурной пресс-конференции.

Самый старший, из будущих космонавтов, пожилой нордического типа  джентльмен, напоминающий: не-то председателя совета директоров крупной транснациональной корпорации, не-то западного гуру восточной религиозной организации. Он обычно всё шутит, чаще  не смешно. Иногда  смешно – потому что невпопад. Голубоглазый и почти рыжеволосый с проседью рыбак из Норвегии вырос до владельца международной сети рыболовецких флотилий продающего деликатесы моря с доставкой в любую точку. В команде он  самый состоятельный, намного опережая остальных. Увлекается авиацией и йогой… Однако сертификаты на скидки стал копить очень давно и потратит на полет едва ли не меньше всех в группе.     Сейчас он походит на отставного американского астронавта через 10 лет после последнего полета.   Впрочем, не столь уж он богат. На заре эры космического туризма активов всего его состояния хватило бы лишь на 10-ю часть стоимости полёта на МКС начала 21 века. Но время идет. С ростом предложения и развитием технологий цены на космотуры всё же прилично упали.

Для обывателей тех, что сидят, уставившись в DITV с попкорном из домашнего инфрагриля, полеты в космос приобрели ощущение обыденности еще в конце прошлого века. А с тех пор, когда закончилась шумиха вокруг полетов «Первого десятка космических туристов» прошло довольно много времени. Число туристов в истории космонавтики давно перевалило за 1000… В прошлом это были довольно разные люди: от клоунов до клерков. Но всех их объединяло свойство – внутри-кошельковое давление. Так кто-то пошутил, из известных людей на эту тему, но вклад  первых туристов в освоение космоса тогда был ничтожным. Во времена первых коммерческих полетов их доля была каплей в море военно-государственных космических бюджетов.   Сегодня в космос легко может слетать до 1% землян если не найдут своим деньгам более срочного и достойного применения. Вклад пробивших дорогу на орбиту размерами своих, уже не таких огромных кошельков, в наши дни оказался нешуточным. Если первая сотня сплошь состояла из тщательно отобранных землян, то сейчас берут всех желающих. Кроме денег еще требуется здоровье. Но, все не так страшно, как на заре космонавтики: достаточно отсутствия заболеваний несовместимых с космическим полетом из определенного списка. 

К тому времени, когда стоимость полноценного космического полета приобрела размер минимального ипотечного  кредита для простых граждан, максимально возможной спонсорской помощи или размера приличных сбережений – скромно называемого «состояние» на планете уже работали пять полных агентств по космическому туризму. Три из них дочерние космических агентства, и два других объединенное азиатское агентство и некое подобие Конторы Кука. Имеет ли эта компания какое-то отношение к вышеупомянутой известной организации прошлого века -- неизвестно, но как рекламный ход эта связь всячески поддерживается. Конечно, космических агентств  с начала века было множество, но это были компании без собственной базы или фирмы-одиночки предлагавшие недорогой аттракцион «В космос по-быстрому» 30 минут в невесомости с космическим обедом, шампанское в тюбиках и вид из иллюминатора на грешную землю из термопаузы земной атмосферы. Когда-то давно в первые годы существования этой услуги за весь аттракцион брали годовую зарплату среднего служащего. Но теперь эта услуга не превышает стоимость обычного дозвукового трансконтинентального перелета. «Нормальный» же полет в космос всё еще считается роскошью, хотя и доступной многим.  На продаже «билетов» кормится часть человечества, избравшая продажу туров своей профессией. Причем каждый тур продаётся теперь дважды: первый раз вживую и второй многократно тиражируется для остальной части человечества как суперувлекательный репортаж Интерактивных Массмедиа. За деньги можно «совершить полет вместе с выбранным туристом» относительно недорого заплатив за прямую трансляцию полета от первого лица. Для этого существует правило: каждый раз, пусть в шутку, но все должно быть по-новому и посвежее – поэтому рутину не показывают.

Самый молодой в группе Олаф из Австрии тратит больше всех. Но он оказывается в космосе практически «на халяву». Деньги удается добыть, выиграв золотой сертификат, взамен обычного, купленного  еще бабушкой. Немного денег добавили родители.  Также приходится написать пару грантов. До сих пор в космос возили сынков очень богатых родителей, а вот простой парень из среднего класса. Медийные сообщества заинтересовались - для этого пришлось попотеть за мониторами  и вот денег в результате хватило аж до  Луны, да еще что-то там осталось на какой-нибудь самый дорогой экзотический земной тур с проживанием в 5-х звездах. Если продажи просмотров пойдут хорошо и посещаемость сайта будет отличной за счет рекламы, потом можно будет еще куда-нибудь слетать или раздать долги за этот полет. В этом лунном туре появилась новая и довольно дорогая опция, которую взяли почти все участники игры: «Рудокоп». Найденные камни в пределах объема разрешенного для доставки на Землю становятся твоей собственностью. А это 25 килограмм! Например: золота! А ведь есть и минералы дороже золота. Но об этом сейчас почти ни кто не думает. Главное - романтика космоса.  Если все члены туристической команды приняли решение о полёте недавно, максимум год назад, то наш герой сделал это уже в 17 лет – конкурсы, разыгрывающие билет в космос, пробиваются в поисковиках уже почти пол века.

Зачем человеку космос?
«Может лучше на Гаити? Чем займетесь на орбите?»

Реальность такова, что космос, в том виде как его рисует жизнь, а не фантасты, человечеству - не нужен.  Если Вы живете в 100 километрах от моря, то Вам понадобится старенький пикап и меньше часа чтобы со своим нехитрым набором для пикника вдыхать свежий морской воздух с запахом морепродуктов. И раз в год, а то и реже Вы, возможно, выберетесь к морю.

Теперь представьте, что вы решили провести отпуск, но не на таинственном острове капитана Немо, а на самом северном острове земли Франца-Иосифа и еще зимой когда единственным шоу будет возможное, но маловероятное полярное сияние оно там обычно бывает 3 раза  за зиму, а добраться туда можно только маленьким атомным ледоколом с  дополнительным гусеничным ходом, который на … Ау! Не засыпайте! Я кому рассказываю? Нужно-то всего 10 человек, чтобы киснуть за термической оболочкой среди ледяной пустыни… Да! Это - дорого, но вы увидите то, что ни кто до Вас не видел, и побываете там, где ни кто не бывает. Господа, где вы!  Там еще будет сауна со стрипбаром!!! … и каждый день бесплатный фуршет, все включено и проживание в  сертифицированной ***** гостинице-землянке с видом на Северный Полюс нашей планеты …   Первым десяти тур бесплатно!!! … Тишина… 

«Кому нужна Ваша заполярная снежная пустыня полярной ночью? Сегодня бригаду метеорологов нанять – головная боль – везде обходятся правонарушителями отбывающими наказание».

Так и космос нужен человеку, пока  там витает мифический престиж. Мы все живем в 100 километрах от опорной орбиты, от границы, за которой заканчивается воздушное пространство государств, и начинается ничейная Вселенная. А давайте, махнем туда на выходные! В чем же проблема? Ах, в осях. Космос расположен от нас по координате Зет. По ней же и действует гравитация всеми своими 9.8 же. Это только в компьютере третья координата не отличается от первых двух в физической реальности еще как отличается.

Есть на планете страны, чьё государственное  пространство напоминает столбик  воздуха высотой ровно 100 км. А что бы не упасть немедленно с такой высоты надо, что бы вы находились на орбите – т.е. двигались с невероятно высокой скоростью 8.2 км в секунду. Но что бы преодолеть это расстояние и разогнаться, как минимум, надо построить ракету. Многотонную металлическую башню, до краев наполненную топливом,  которое необходимо сжечь меньше чем за 10 минут в суверенном воздушном пространстве.

Но, техника движется вперед. Когда-то первые компьютеры занимали довольно просторную комнату и при этом стоили миллионы.  Первый космический бортовой орбитальный калькулятор с аналогичными возможностями (назвать это компьютером нельзя уж как лет пятьдесят) уже помещался в тесном  отсеке лунного корабля,  оставляя довольно много места для людей и другого оборудования. Теперь же в изящном браслете на левой руке Олафа сейчас помещается мозг, во много раз превышающий всю суммарную вычислительную мощь планеты Земля времен программы Аполлон. Вот только с ракетами с тех пор ни чего не изменилось. Ракеты меньше не стали и «аппетит» их не уменьшился. А ведь это самый быстрый и дешевый способ достижения орбиты. И считается: чем больше ракета, тем дешевле килограмм груза на орбите. Вот тут-то и начинается самое интересное.  А дешевле ли большие ракеты? Конечно автобусы рентабельней микроавтобусов, но для автобусов сложнее найти наполненные пассажирами маршруты, чем для микроавтобусов. Притом что деталь для  того и другого переносится одни и тем же роботом и сборочный винт крутится одним и тем же человеком. А чтобы состыковать одну готовую деталь ракеты к другой нужен гигантский кран или гигантский трактор. Либо отрезок железнодорожного полотна со сложностью транспортного сортировочного узла на 1000 вагонов в сутки.

Здесь есть два пути. Собрать на очень дорогой высоко-технологичной «коленке»  огромную ракету, сделать тем самым килограмм выводимого груза «максимально дешевым», а если точнее: произнести это утверждение в камеру не моргнув от вранья. Назвать ту ракету «Сатурн» или  «NOVA». Либо другой: построить фабрику по производству дешевых массовых, стало быть - дешевых ракет (ракеток), выводящих эти грузы не сотнями тонн, а сотнями кг (масштаб человеческого тела). Человечество прошло оба эти пути. Сатурн закрылся, доставив экономику США на новую орбиту национального долга, а самоуважение  американцев до лунных кратеров. А вот Союзы с Прогрессами на базе легендарной Р7 закончили старты только вчера превысив коммерческий тоннаж Сатурнов в десятки, сотни, тысячи раз. До луны они не добрались из-за проигрыша американской программе. Ошибкой Королева было делать Н-1 когда надо было модернизировать Союз и сделать двойное рандеву. Русские и так уже тогда обогнали американцев по пилотируемым станциям.   

Тем не менее, Союз тоже не маленькая ракетка и стоит она не 1 сотню тысяч евро. Гигантские корабли – это одно – гигантские объекты для плоской двумерной глади моря уравновешенные силой Архимеда, затраты на их размеры возрастают в квадрате. Затраты на увеличение ракет летающих в третье измерение возрастают в кубе. Чтобы установить на старт маленькую ракету - нужна огромная машина. А чтобы установить огромную ракету? При этом ракета это не простая башня, построенная монтажниками, а золотая построенная ювелирами из драгоценных материалов инкрустированная  не дешевыми стразами, а уникально дорогими микрочипами из силиконовых долин с применением недоступных ювелирам за ненадобностью классов точности. Вообще там во всем нужны предельные  классы, всего того, о чем обычный человек, не имеет ни какого представления. Тренируйтесь работать с такими суммами не поднимая бровей.

И все это ради одного единственного-разъединственного пуска, что бы на землю вернулась маленькая обгорелая оболочка на 5 человек, место которой не в музее, а, увы, на свалке, поскольку в разных музеях уже стоят 5 таких обгорелых кусков железа и ни кто кроме детишек не желает залезать внутрь.

Выход один для снижения затрат надо строить многоразовые системы. Беда в том, что для космоса человечество до сих пор - технолог в пеленках. На средства потраченные на ремонт и обслуживание такого «многоразового челнока» за 20 лет службы можно построить еще пяток таких аппаратов.

А почему не построить такой самолет, который свозил бы нас на орбиту. Хорошо, давайте построим. Какова скорость современного гиперсоника?  В два раза больше чем 40 лет назад, благодаря…  А не важно, благодаря чему. Что-то там такое, наконец, открыли, синтезировали, изобрели и усовершенствовали и т.п.  Так вот: эта скорость стала сегодня чуть больше 6000 км/час.  В Махах это 5,5. А как вы думаете в Махах орбитальная скорость это сколько? 10? Может 15? Кто больше? А 25 не хотите!!? 25 по Маху - это всего лишь первая космическая скорость, которая нужна, что бы аппарат оставался на орбите много витков. Допустим, построили мы суперсамолет, умеющий разгоняться так высоко, что он достигнет минимальной орбитальной высоты: около 100 км над уровнем мирового океана.

Весь такой,  прямо, точно прямоточный и гиперзвуковой.
Ну, долетел он до полтинника километров высоты.
А там уже и атмосферы-то нету.
Значит должен быть мощным как муравей,
Чтобы  взять с собой наверх на горбе огромную ракету.  (Ой, что это я в стихах заговорил?)


Извечный вопрос: «Что, во что только должно быть встроено?…».

Все это более чем 50 лет назад уже было. Был огромный самолет, залетавший под двадцатку в экваториальную зону по ходу вращения Земли и на форсаже выбрасывавший в космос аппарат с огромным баком и ракетным движком. Было и наоборот. Назвалось это Спейс Шаттл или Энергия Буран - орбитальные самолеты, прицепленные к ракете. А что бы, орбитальный самолет не смотрелся огромным пассивным куском железа, американцы даже стартовый двигатель на него поставили. Однако, Челленджер это от катастрофы не спасло не успел он отлететь в сторонку от загорающейся ракеты. У русских на тот момент катастрофа постигла всю государственную систему и, банально, не стало средств.   
      
Да, это еще одна проблема. Где взять сразу много готовых для применения денег. Такие деньги водятся только в одном месте. В бухгалтериях силовых структур. Поэтому романтики звезд всегда шли рука об руку с прагматичными господами в военной форме. Силовики могли: потребовать много денег для обороны отдельно взятого государства   или спасения всего человечества и им сразу дадут. Силовички могли спросить ученых: «…а на этой штуке бомбу в Австралию забросить можно? А лазерную пушку не орбиту? Отлично! Ну что ж взамен мы дадим вам немного поосваивать космическое пространство. Только о Марсе не мечтайте – денег нету…» - скажут они потирая руки - «По нашим разведданным там вероятного противника обнаружено не было» и   перейдут к мечтам о роскошном отпуске спасителя человечества. И вот уже как 10 лет покончено с военными, опустившими до нуля все мировые космические программы. Теперь в космосе одни туристы. Ах, да! Еще ученые и строители научных объектов. Человечество встало с колен и, оттолкнув от себя назойливого  человека в военной форме, взвалило на спину тяжелый туристический рюкзак.

А место орбитального самолета и ракет в туристической космической программе, наконец, только сейчас, через З дня, впервые в мире займет  аппарат горизонтального старта. И будет им  обыкновенная крылатая ракета. Вся интегральная, до невозможности напичканная электроникой, увешанная разгонными модулями. И мир пока не знает, как назвать это чудо техники. Может настоящим челноком, а может просто СпейсШипом – универсальным космическим кораблем.



Ох уж эти технологии.

Мать самого молодого космонавта в группе воспитала его в духе этетической математики. Он понимает, что находится в уникальном интерьере, куда вложены, не столько гигантские деньги, сколько куча уникальных креативных концепций. Но написать об этом он решил позднее в спокойной обстановке. Олаф непременно бы стал фотографировать,  декоративное убранство, решения и детали этого весьма нарядного и модного интерьера в стиле постфанкгиперминимализм,  если бы он не стоял в этом зале уже в третий раз. В первый - на приеме, другой - на проводах троих не прошедших в этот рейс членов экипажа и встрече высоких, накачаных и потянутых «дублеров» которые параллельно готовились в другой специальной дублерской спортивной группе с жестоким отбором и на иных финансовых условиях.   

Вернувшись в реальность после суеты пресс-конференции, Олаф, для убийства времени занялся огромным сенсорным экраном, стоявшим у стены зала. Что означает современный и сенсорный – об этом позднее. Оказалось, что через него даже можно написать друзьям или позвонить, но привычка не выходить на связь «без пряников» заставила его поискать интересующую информацию, что оказалось довольно трудным. Он устал, заскучал и желал развлечься. В привычку вошло: так же на отдыхе делать что-то по работе. Такова ты тяжелая жизнь хозяина информационного канала реалтайм-видеоблогера накануне второй половины 21 века.   Опять, же,  когда еще представится возможность потрогать такую экранную нано-молекулярную матрицу с интеллектуальной подсветкой?
 
– Отлично! Для 3D эффекта не требуются очки. Её визионные датчики определяют положение ваших глаз. Ну-ка! Сконцентрируем взгляд! Есть работает! Можно даже не прикасаться к ней руками. Уж ты! Еще и голосовой интерфейс. 

При этом она размером с двери европейского средневекового замка к тому же дюраблизированая(* см далее). В 20-м веке сказали бы гаражные ворота, вот только гаражные ворота уже применяются только для грузовиков – нормальные тачки входят в обычную дверь.

Качество экранов растет, разрешение повышается, технические характеристики впечатляют, а вот цены на этот товар падать не спешат. Явно этот экран поставили сюда для работы гидов с группами. Пролистав бесконтактными  жестами десяток постеров с разрешением ниже, чем у  матрицы он замер от восторга.  Космический  вид на, уже раритетную ныне, первую МКС! Изображение оказалось подвижным и стереоскопическим и увеличенное во весь экран не теряло поразительной резкости. На изображении отчетливо улавливался кусок Европы. Пристыкованный к станции легендарный «Индевор» с открытым грузовым отсеком, в котором виднелся астронавт размеренно накручивающий какой-то крепеж поглядывая, время от времени, в сторону камеры… Выключив стереоскопию и включив динамику, он с разочарованием обнаружил, что фрагмент достаточно короткий, но не удержался, что бы посмотреть его еще пару раз обратив внимание, как качественно закольцевали фрагмент в момент пролета на облачностью. Очень тихо, но мощно всей своей упругой поверхностью матрица качала звуковой прицеп к этой картинке: переговоры, почему-то на русском, помехи и технические шумы.   Взгляд упал еще на пару значков в углу окна «турбо» и «гироскоп». Оказывается гироскоп позволял прокручивать изображение 3 плоскостях на 360!.  С оборотной стороны объект выглядел не так красиво, так как это изображение было додумано компьютером. Но когда Олаф нажал на кнопку «фастзоун» изображение стало практически таким, как с лицевой, хотя ощущение виртуальности обратной стороны окончательно не пропало.  Подобные штуки были разработаны ой-как-давно. Но промышленные и таких размеров!!!

По-быстрому «обсмаковав» всё это в своем реалтайм-блоге за 30 сек.  увлекся статьей о космическом туризме.



Лучшие предложения лучших агентств.

Из статьи следовало, что самыми популярными были следующие туры: «А» орбитальная гостиница-сигара с романтическим названием «Ла Хабанера де Канавераль» «припаркованная» на пониженной опорной орбите или повышенной суборбитальной траектории(с какой точки зрения взглянуть) с этой высоты Земля как на ладони и звезды хорошо разглядеть можно,  конечно, - «В» Луна со всеми вариантами, ну и «С» «Возвращение со звезд» - имитация полета по эллиптической орбите, как можно дальше и на бешенной скорости падать на Землю, опять же недалеко от луны.

Ну-ка? А что ожидает нас в ближайшем будущем? Представьте: вы живете в отеле на космической станции.  Выглянув в окно, вы видите Луну, знакомую до боли, такую же   как на Земле, только гораздо четче плюс: отличный телескоп  на каждом иллюминаторе. А вот в другом иллюминаторе или в этом же, всего на 2 часа, вы видите матушку Землю на таком же расстоянии как Луна и, естественно, она гораздо крупнее – того же размера как если бы наблюдали её с Лунной поверхности. Такие виды вам дарят четвертая и пятая точки Лагранжа. Добраться до четвертой и пятой точек Лагранжа легче, чем до Луны и дешевле «стоять». Практически не нужно горючего для корректировки параметров орбиты для удержания станции «на месте».   К сожалению, эти отели с именами, как водится,  «греков» и «троянцев» еще пока в проекте. 

 Работы же по первой точке Лагранжа только начались и грозят продлиться не один десяток лет. К тому же, в первую очередь, там должны появиться серьезные научные объекты. Но представьте! Вы выглядываете в иллюминатор и видите землю как на ладони. Не такую как с орбиты, а все полушарие, развернутое к Вам. Вы видите её не как младенец «на ручках» - для этого надо идти далеко в горы или лететь на высотном самолете. И даже не как малыш, шагающий рядом «за ручку» - т.е. астронавт с Земной орбиты. Вы видите Родную Мать как «чужую тетю» со стороны, как если бы вы подлетели к ней близко из далекого космоса. А от зрелища крупной Луны вас: «просто порвет»  - невооруженным глазом разглядеть кратеры и отдельные детали Лунной поверхности. Опять же телескоп на каждом свободном иллюминаторе. А прямо в номер или салон можно вывести стерео изображение во всю стену. Так вот - расслабьтесь. Всего  этого в космосе для туристов еще пока нет. Но будет уже через 5 лет! 
 
Вообще туры были самые разные, фантазия агентств не имела границ. Был даже «полет на Марс» вот только спрос был весьма ограничен: последний полет был 2 года назад  - цена билета была просто заоблачная где-то около 400 миллионов,  причем без высадки на поверхность, но с возможностью порулить марсолётом и марсоходом в реальном времени. Впрочем, одна высадка оценивалась еще примерно в такую же сумму. Больше половины стоимости уходило на то, что бы занять миллиардера-романтика в процессе путешествия на теснейшей территории корабля чем-то вроде научно-пилотажной работы в течении каких то полутора лет. Времена героических морских полярных экспедиций первооткрывателей полюсов Земли остались в далеком прошлом. Хотите роскошной и глупой смерти? Поменяйте состояние на, столь редкую сегодня, бумажную наличность (желательно мелкими купюрами –  для эффекта) и выкиньтесь с телебашни в окружении облака  зеленых бумажек – зачем лететь на Марс. Современные технологии гарантируют возвращение вас живыми и невредимыми – а неизрасходованные средства вам вернут. Более того, «приземлившееся» человечество категорически не желает клевать на экстрим космоса, разуверившись в своих потребностях и технологических возможностях, использование темы космоса в рекламе стало дурным тоном. И не смотря на грандиозное поступательное продвижение с огромными расходами, профессии космоса вызывают у землян восторг даже меньший, чем в двадцатом веке профессия моряка и портового служащего. Поэтому и развернули энтузиасты  космоса фонды, банки да грандиозную дисконтную программу для туристов с лотереями и долгосрочными инвестициями, вовлекая в космические технологии всех, кто когда-либо больше 1-ой минуты смотрел на естественный спутник земли.


Глава вторая.

Поехали.
   
Здравствуйте, господа туристы, я ваш гид и фраукомандор.
               
Все что, еще, успевает сделать наш «молодой повеса», как называла его увлеченная старинной русской литературой, отчасти, русская бабушка, это подойти к похожему на ковбойскую шляпу иллюминаторному телескопу. В Торжественном Зале он установлен возле гигантского, наклонного, самоочищающегося от копоти мегаполиса, стекла. В донышко вмонтирован набор объективов, а там, куда ковбои вставляют свою отчаянную голову - 15-ти дюймовый круглый экран. Подобные штуки с экранами стоят на всех смотровых площадках  старинных европейских городов, но такую конструкцию Олаф видит впервые. Хотя знает что там, куда они полетят – такие будут стоять на каждом иллюминаторе. 

Он успевает найти  и отфильтровать от шума гигантский параллелепипед одинокой четырехосной фуры в потоке изящных сигарообразных индивидуальных транспортных средств где-то на дальней штрассе…  Ещё: щелкнул аналогичный кадр двухэтажного архаичного автобуса в форме  гигантского батона и чудака любителя старины на раритетном 4-х местном угловатом автомобиле. Сейчас таких на улицах не встретишь – дорого платить за площадь и выхлоп. Кинув все это на свой аккаунт, наконец, заметил, что скучающе-отдыхающая после вчерашних тренировок команда сверлит его раздраженными взглядами. Ну, что за люди!? Когда им надо отправить фотографию близким или сослуживцам они пристраиваются к Олафу для  группового снимка. На его страничке, которая весьма доступна и раскручена, всегда все выложено, много видео фрагментов, автоматически все документируется… 

Вдруг, зал наполняется объемными мощными звуками. Отчего пол слегка вибрирует. Зазвучит новомодный ремейк старинной композиции в стиле ретро «Take it to the Moon». По швам мозаичного пола, и инкрустированным орнаментам в плитках, бегут лучи заигравшие в клубах, непонятно откуда появившегося, слегка ароматизированного дыма, заклубившегося как облака, андроиды-уборщики бесшумно убрались в специальные ниши, в полу образовались ступеньки с шипением и жужжанием поплывшие вниз. Так закончились эти 10 бесконечных минут с момента окончания брифинга. «Добро пожаловать в Лунную программу» на нескольких языках проговорил модуль звукового интерфейса операционки космопорта.
 
Все члены команды знали, что по программе когда-то к ним придет гид, он будет последним и главным  в их экипаже естественно после пилота. Штурманов на всех кораблях, как и впрочем, вторых пилотов и прочих бортинженеров и должностей почетной  свиты пилотов давно на всех кораблях даже в гражданской авиации заменили бортовые вычислительные системы. Их пилот, т.н.  летчик-космонавт он давно находится на космодроме и они встретятся с ним там. Весь этот шум-дым, салют, лазерное шоу предназначены для телекамер, которые давно включены и снимают. Хрупкая женская фигурка энергично и даже, слишком  гламурно восходящая к ним «на борт» по ступеням с нижнего лифтового этажа. На улице стемнело, свет притушен, а с нижнего этажа буквально бьют лучи делающие не читаемыми черты лица. Каждый из команды готов поручиться, что где-то он это уже видел.    Какой-то до боли знакомый низкий грудной женский голос.

– Здравствуйте, я ваш гид-сержант на все время миссии!». – на чистом немецком произносит изящная фигурка в невидимый микрофон.

Все эти спецэффекты на самом деле весьма скромны и смотрятся частью интерьера настолько грамотно, тонко  и ненавязчиво они используются. Не то, что на  астронавт-шоу в США?  Вас бы охватил ужас. Там Вам показалось бы, что Вы на ковровой дорожке одного их трех самых престижных кинофестивалей вперемешку со стрип-баром и канадским цирком в интерьере казино Лас-Вегаса... Но это и понятно: «космос по-быстрому» требует более долгих и роскошных прелюдий. Да и ожиревшую фантазию клиента надо растормошить. В старину карусель тоже красили яркими красками, билеты проверял весёлый клоун, а стульчики делали в форме лошадок и лебедей.  В глобальных  и солидных космических программах не экономят на мелочах, но и избыточная роскошь считается плохим тоном.

Впервые Олаф увидел ее, когда она в черном рабочем комбинезоне работника центра с, освещавшим её лицо, планшетом принимала какой-то груз, состоявший из каких-то тюков, канистр и металлических контейнеров. Это было настолько всё артистично, как властно она командовала здоровыми парнями грузчиками. Один здоровяк пошатнулся, и она ловко прекратила его падение, что показало, что на ней был экзоскелет а в симпатичной голове с короткой стрижкой есть мозги и отличная реакция. «А какова она без него?» – шепнул тогда ему в ухо витающий над Германией дух доктора Зигмунда Фрейда. Когда, через пару дней, оказалось, что она их физиоинструктор, наоборот был поражен: насколько её тело натренировано. Экзоскелет такая хитрая штука, что он делает сильнее только натренированный опорно-двигательный аппарат.

– Кандидат Грюнберг! возьмите мой кейс, – «первая команда» – как гром среди ясного неба. Произносится как маленькая просьба.

Метнувшись, Олаф огляделся, ища хотя бы тень сочувствия в глазах других кандидатов. Похоже, всех новоиспеченных космических волков устраивало, что «сучку нейтрализовал щенок».

– Кандидат Бупка, на Вас кейс команды, – двух метровый лунолицый и усатый славянин подхватил второй контейнер – да, с таким ростом полеты в космос в прошлом веке были заказаны.  (Откуда они здесь - эти два пластиковых серебристых чемодана?) «Мы выступаем. Поехали». На этом месте лестница, по которой только, что госпожа-Катарина восходила к команде, поворотом ступеней на небольшой угол, превратилась в пологий пандус, опускающийся по мере того, как по нему движется группа людей.  Поэтому замешкавшийся с кейсом Олаф спрыгнул с высоты сантиметров 40, за что словил испепеляющий взгляд сержанта. Травмы, и поломки оборудования сейчас были бы  «ой, как не кстати». «То, что ты стабильно делаешь двойной бэкфлип на скейте – об этом ни кто не знает. А вот краснеть, слушая, что наговорили комментаторы интерактивных программ по поводу этого прыжка с контейнером, придется. При том: о его первом шаге по Луне – не скажут почти ни чего». 

На следующем этаже под торжественным залом - декпаузе (так называли в космоцентре все низкие и широкие промежуточные этажи между двух перекрытий). На декпаузе, под полом тожественного зала изображавшей кусок нафантазированного внеземного ландшафта, куда как бы «приземлился» оставшийся выше зал «растянутая за 1 угол тарелка-для-суши» между двух колонн стилизованно изображающих стволы фантастических растений из пластика уютно расположилась остекленная кабинка лифтовой шахты, куда все направляются.   
          
Вот они садятся в капсулу еще не привычного для жителей крупных городов трехмерного лифта. ЗД лифт - это очень удобно: можно заходить в любой самый дальний подъезд своего многоквартирного дома или комплекса, каким бы длинным он не был. Не нужно брести пол километра вдоль длинных рядов электрических инд-и-мобилов или водородных авто. Лифт подвезет как можно ближе. Это очень удобно при переезде на новый адрес.  Этот же лифт в отличие от обычных глухих предоставлял пассажирам прекрасный обзор на все достопримечательности космопорта. Космопорт сам по себе является интересным туристическим объектом он выполняет функции постоянно действующего, высокотехнологического экспо-центра, по многим другим технологиям. Данный лифт имеет скоростной режим и обычные туристы этой кабиной   не пользуются.

 Прежде чем тронуть кабину, Катарина на английском читает свою «Краткую должностную инструкцию» и «Смежные права и обязанности членов команды» под её руководством. Вся остальная куча формального мусора, включая мат. часть и технику безопасности давно была рассована по полочкам памяти членов команды в процессе подготовки, один курс как раз она сама  и вела.

– Теперь последняя формальность. Кто неуверен и хочет остаться на Земле –подайте мне форму 6 в течении 15 минут, она уже, на всякий случай заполнена, 10 минут на раздумья вы только что получили. Ответ: негодование возмущенной тишины в бесшумной перегрузке капсулы.
 
С довольно ощутимой  перегрузкой для простого лифта,  кабина выдвигается в  павильон закрытого вокзала примыкающего к космопорту. Все, уже знакомые, медийщики, «по-уши» упакованные новейшей репортерской аппаратурой и провожающие  уже здесь, но за огромным панорамным стеклом витража, журналисты снимали группу, провожающие махали  и подпрыгивали. Чей-то  толстый мальчик, скучая, прижимается лицом к стеклу, изображает улитку в аквариуме, веселит дядей космотуристов.         
Группа подходит к странному вагончику с колесами на крыше(с) и логотипом международного космического агентства во весь борт, где среди разных мелких логотипов: сосисочников, операторов коммуникаций, медийщиков и банков, красуется возвращающая в реальность  эмблема российских железных дорог, намекающая на то,  что до старта на Луну им, так говорят русские «как пешком до Луны».  Предстоит однозначно далекий путь к космодрому, где-то в малонаселенных северных районах России, но, возможно, не долгий, ведь всем известно: старты там начнутся через 2 дня.  Уляф всё еще надеется, что их отвезут в аэропорт. Ему еще не приходилось летать на гиперзвуковом SSJ-jet.

Открыв большой чемодан, они разбирают  свои кейсы с личными вещами. Открыв их, они приятно удивились что, почти всё взято ими дома, оказалось там. Один Бупка остался без личных вещей у него перебор с весом. Кроме того,   ему за время подготовки пришлось сбросить несколько килограмм. В другом кейсе кроме маленького кейса с личными вещами сержанта, лежит стопка допотопных 17“ сенсорных планшетов прошедших дюраблизацию. Родившись лет 40 назад, напоминая о планшетах для карт первых старинных летчиков, сегодня они элемент этикета и служебный аксессуар корпоративных и государственных служащих. Международная программа дюраблизации не могла не коснуться этого изделия. 

Дюраблизация или планшетам вторую жизнь.

В начале века человечество столкнулось с тяжелейшими эколого-гуманитарными проблемами, тщательно скрывавшимися от населения. Производство новых вещей  превысило потребности человечества. Вещи делались дешевыми и ни кто, почти, не думал об их утилизации. Утилизация стала дорогой, а необходимость её не вызывала ни у кого сомнения. Одно дело старый чайник на свалке – совсем другое дело огромный пятиместно-личный легковой автомобиль. А в то время других не делали. Делали, только, еще большеместные и, особенно любимые, гигантские внедорожники. Вторые и третьи страны мира стали превращаться в свалку отходов. Трижды постиндустриальное человечество, наконец осознало, что платит не за качественный товар, а за упаковку и рекламу. Некоторые химические соединения в упаковке при сжигании образовывали токсичные вещества  во много раз превышающие  ядовитость самых известных мгновенных ядов. Если группка детей или бездомных решит пожечь костерок из пластиковых бутылок на стихийной свалке или небольшой пожар на складе – могут закончится экологической катастрофой. Производство дешевых стройматериалов могло привести в результате легкого обгорания куска потолка или стены к неминуемой смерти  всех случайных посетителей или проходивших рядом.

Тогда, даже традиционно роскошные марки авто, ранее славившиеся своей долговечностью, начали рассыпаться по графику. В копировальных аппаратах устанавливался счетчик листов, якобы для контроля за качеством. А авто-производители стали соревноваться с конкурентами по секундной точности выхода запчастей из строя. Стали даже делать такие детали, которые выходили из строя, даже если автомобиль стоял в гараже. От вещей не определенно долгого срока службы все перешли к вещам запрограммированного разрушения.  Такое явление индустрии  стало повсеместным. Естественно: эта сторона реальности в рекламе товаров лицемерно не отражалась.
 
Но с другой стороны – всё это можно понять с точки зрения прогресса. Как быть: если товары морально устаревают быстрее, чем недоедают своим хозяевам, выросшим в эпоху рассвета безудержных потребительских устоев и технологического бума? Потребительская сущность цивилизации вошла в противоречие сама с собой. Возникла идея:  уравновесить процессы вынужденной утилизации добровольной дюраблизацией. Производитель должен заплатить за утилизацию произведенного им товара заранее.

 Представьте вы покупаете чайник, который еще не спроектирован. Как такое возможно? Если продумать и прорекламировать, то эта схема будет иметь преимущество перед демпинговой – губительной для природы планеты. Вы покупаете разборное изделие части которого, могут заменяться на более совершенные и, следовательно, более долговечные. Все части могут подвергаться переработке. Ваш чайник стал вечным, но попал не в музей, а еще послужил вашим внукам. Просто об этом кто-то еще в дизайне должен был подумать и позаботиться. Дело в том, что старинный медный чайник, русский самовар, или Даймлер бенц 38 года были от природы дюраблизованы – такая уж была эпоха. Промышленники того времени были чистосердечны и наивны. Возможно, по этому и  помогали фашистам в войне или большевикам в революции. Чем же  товары, выпущенные после появления дюраблизации, отличались от товаров выпущенных 100 лет назад. А немногим. Модульным компьютеризированным дизайном, встроенным чипом изделия – позволявшим ему считывать информацию в компьютер и «разговаривать» со своим хозяином, суммарной ценой гордо возвышающейся над азиатским хламом начала 21 века и рассрочкой – признаком внимания одного человека к изделию рук другого человека.    Если суть обычного товарного производства таковы: либо выкачав из вас деньги утилизироваться (еще хуже: лечь на свалку), либо  постепенно в ходе срока службы пережить ряд апгрейдов и снова на свалку. То теперь каждая вещь начала стремиться в музей или к долгой жизни – пройти процедуру дюраблизации. Миллионы рабочих мест для высокотехнологичных мастерских по всему свету. Эти мастерские грейдят тучу вещей. Замечено, что с вводом программы дюраблизации в течении 10 лет, почему-то, продолжительность жизни людей вдруг выросла  на 5 лет  в среднем по миру. Возможно, это было совпадение. 
Как получилась, что программы дюраблизации не были приняты раньше? Это ни кому не известно. Причина в человеческой жадности.

Допустим, вы - архитектор и купили электронную чертежную доску. Вы  привыкнете вы к её интерфейсу и начнёте использовать со 100% отдачей только тогда, когда при нынешних темпах производства она уже 3 раза устареет. Дешёвый для производства планшет, для  Вас все рано будет дорогим – ему нужны программы стало быть корпус будет непрочным. Вы разобьете его на стройках за год. Как быть  Только программы дюраблизации позволили выйти из этой дилеммы.. В прошлом веке Америке одна крупная фирма пыталась реализовать эту схему, но так и не смогла – её изделия были самыми дорогими. А завистники считали, что благодаря «покусанному яблоку» - удачно найденной эмблеме. Эмблема была покусанной, а фирма со своими подходами весьма свежей и успешной. После смерти один из создателей фирмы стал называться гуру бизнеса из Силиконовой Долины.

Вещественность рынков и гипермаркетов с рядами товаров до горизонта сменилась на доверие к Интернет-валидизированной информации сайтов-магазинов.   Выбирайте! Тонна пластиковых пакетов на свалке или один много-разовый небьющийся кувшин  из керамики с вкраплениями серебра у Вас в холодильнике. Холодильники, как и все остальное, стали встраиваться интерьер, потому что встроенная техника реально стала дешевле корпусной, для её доставки перестала быть нужна коробка. Все это стало возможным не благодаря вакханалии свободного рынка, а благодаря разумной воле миллионов людей заставивших свои правительства принять решительные меры.

В начале века на мировую промышленность влияли: нежелание искать новые  экологически-приемлемые технологии и нацеленность на огромные, как им казалось тогда, прибыли, на загаживание планеты одноразовыми продуктами. Девственная природа последних чистых уголков планеты превратилась в ходовой товар.         
 
«Замусорим планету за ваши деньги!» «Мусор делают не потребители, а еще технологи в конструкторском бюро». «Стоит ли платить за мусор, если мы его не покупаем» - эти демотивирующие фразы стали революционными лозунгами, изменившими мир в лучшую сторону.

Олаф нечаянно роняяет планшет, на него ни кто не обращает внимания.  Ни царапины после падения! Он стоит, поглаживая почти алмазную грань экрана в золотисто-серебряной оправе, лежащую на его руке в синтетическом, на вид почти крокодиловом чехле, поменявшую не один десяток владельцев. Вещь ни чего не имеющую общего с пластиковой дешевкой с серебристым яблочком из музея за астрономические 1000 долларов по курсу времен, когда еще создатель компании был жив. 


Паровоз на старт

–  Мы будем продолжать ваш инструктаж до самого старта завтра в дороге, -- сказала Кэт постучав ноготком по одному из звонких планшетов. 

Олаф засмотрелся и не слушал, о чем она говорила. Его сознание вернулось на фразе:  «В дороге будет тренинг по лунному тяготению». Подумалось: «…а как же такое возможно? Все-таки полетим? Это снова будет парабола невесомости  на самолете?» Чуть позже неофициально добавляет. 

– И вообще это ваши информационные порталы, завязанные на наш закрытый, самый упакованный и заточенный на космос сервер в мире. Не забывайте:  вы все-таки туристы. Пожалуйста, интересуйтесь чем угодно. На здоровье. Приятного вояжа за лунными камешками». – И в последний раз разворачивается в сторону провожающих и сквозь зубы цедит откуда-то знакомую Уляфу с детства фразу: – Улыбаемся, машем… 

Тотчас же выходить в информационную базу Роскосмоса и ЕКА ни кто не стал, поскольку дальше события развиваются уже с космическими скоростями: лазерное шоу и цифровой  голографический фейерверк под высоченными сводами павильона вокзала в непонятно откуда взявшемся облаке самого настоящего натурального пара. Пока все заняты собой,  к  платформе подгоняют старинный паровоз – в топке газ вместо угля. Оказывается,  что в космическом центре такая традиция: отправлять людей в космос,  провезя их около 100 метров на энергии водяного пара, которая затем и выведет их на орбиту и будет постоянно служить и топливом и источником жизни.

С Новым Годом !
конец второй главы продолжение следует...
оно  давно написано и опубликуется через неделю