Как это было

Михаил Лазаренко
КАК ЭТО БЫЛО

«ЧТО ТВОРИЛИ – НЕ ВЕДАЛИ САМИ»

Борьба с православием на Брянщине
в эпоху развитого социализма


В одном из последних интервью ныне покойный патриарх Алексий сказал: «Слава Богу, что у нас сейчас не разбрасываются, а собираются камни, которые бездумно были разбросаны в прошлые годы, и храмы воссоздаются из небытия». О том, как и с каким азартом разбрасывали камни и боролись с духовностью светские власти в нашей области в советское время, я и попытаюсь рассказать в этом очерке.

Знаю об этом не понаслышке. Восемь лет, с 1983 по 1991 годы, я отработал заместителем Уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Брянской области. И мне по роду деятельности приходилось принимать активное участие в этой борьбе. По закону я должен был бы защищать права религиозных объединений и верующих, но на деле Совет проводил линию партийного руководства на искоренение религии и победу атеизма. И я, при всей моей веротерпимости и симпатиях к священнослужителям, должен был чётко выполнять возложенные на меня обязанности.

Религия и коммунизм, считали идеологи советского государства, несовместимы. Поэтому с укреплением власти большевиков усиливалось давление на православную церковь. Верующие считались носителями враждебной идеологии, а безбожники – опорой большевиков в борьбе за мировую революцию. Если веру, убеждения у человека нельзя отнять, то можно под разными надуманными предлогами лишить его возможности отправлять религиозные культы. Можно закрыть, а то и разрушить храм, арестовать, а то и расстрелять священнослужителя, сжечь богослужебные книги и иконы.

Давление на церковь с годами переросло в настоящий террор. Первая волна репрессий пришлась на 1919 год. В стране были арестованы тысячи священнослужителей, закрывались храмы, монастыри, духовные учебные заведения, уничтожались древние иконы и предметы культа. Затем 1929-32, 1937 годы. Так, в моём родном Стародубе только в 1937 году запретили богослужение сразу в 14 храмах (Св.-Успенском, Никольском, Старо-Соборном, Покровском, Ново-Соборном, Вознесенском, Семёновском, Иоанно-Предтеченском, Афанасьевском, Михайловском, Елизавет-Захарьевском, Пречистенском, Спасском, Кладбищенском). Храмы закрыли, а 20 октября 1937 года были арестованы и 7 декабря расстреляны священники этих храмов Левицкий, Корницкий, Тютюнов, Никольский, Удилович, причисленные в 2005 году Священным Синодом РПЦ к лику Святых. Расстреляны по обвинению в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации.

В селах только Стародубского района с 1932 по 1940 год закрыли 30 церквей, в том числе в 1932 г. – в Меленске, Мериновке, Осколкове, в 1933 г. –  в Дохновичах, Картушино, Галенске, Литовске, Остроглядове, Печениках, Селище, Ст. Халевичах, в 1934 г. – Пантусове, Дареевичах, 1935 г. – Гарцеве, Колодецках, Ковалёве, в 1936 г. – Алефине... Священников изгнали, колокола и кресты сбросили, а здания передали колхозам: где под склады, где под клубы.

И хотя с мест райкомы КПСС рапортовали об успехах в борьбе с религией, об окончательной победе атеизма, строители социализма продолжали верить в Бога, жить по православным установкам. В области в 1948 году 60% родившихся детей крестили, почти всех умерших хоронили по религиозным обрядам, с размахом отмечали Пасху, Рождество и другие двунадесятые праздники, почти в каждом доме в Красном углу висели иконы. Практически то же наблюдалось и через 40 лет, в 1968 году (из отчётов Уполномоченного Совета по делам религий).

И недействующие храмы, чудесные творения народных умельцев, сокровища русской архитектуры, выполненные из кирпича или дерева, создаваемые на века, ещё оставались в каждом селе и городе. Даже разорённые, осквернённые безбожниками, храмы манили душу человека к себе своей неповторимой красотой, вызывали сострадание, напоминали людям о вечном, о Боге.

И жители сёл и городов, пережившие страшную войну, победившие фашизм, но сохранившие православные традиции и веру в Бога, всё чаще стали обращаться к властям с просьбами вернуть храм верующим для проведения богослужений. Но тяга людей к богу объявлялась вредными пережитками прошлого, с которыми надо беспощадно бороться. Ведь к 1980 году партия обещала народу закончить строительство коммунизма. 

И в 50-е – 60-е годы на Брянщине начинается новая волна борьбы с православной церковью. Но теперь уже не только со служителями церкви, а и с сохранившимися храмами.

В начале 1949 года  по заданию Совета по делам религий в области проведен учёт церковных зданий. Оказалось, что пережили бурные революционные годы, воинствующих атеистов, опустошительную войну и немецкую оккупацию 527 православных церквей. В 93 церквах  области ещё проводились богослужения, остальные 434 храма были закрыты и использовались не по назначению.

В Карачевском районе таких недействующих церквей насчитали 26, в Почепском – 30, в Мглинском – 36, Трубчевском – 26, в Стародубском – 41 и т.д. В 152 храмах размещались склады, в 20 – гаражи, архивы, разные мастерские, в 48 – школы, клубы, детские дома. 163 церкви оставались бесхозными. В некоторых районах «по просьбе трудящихся» были закрыты все действующие церкви. Это Суземский, Навлинский, Рогнединский, Гордеевский, Жуковский районы. В других районах оставили по 1-2 действующих церкви. Пожилым верующим людям приходилось для отправления культа пешком преодолевать по 20-30 километров до ближайшей церкви.

По принятому тогда закону «О свободе совести и религиозных организациях» и действующие, и недействующие церковные здания, предметы культа были изъяты у верующих и объявлены собственностью государства. Проводить их ремонт и спасать от разрушения православным верующим запрещалось.

И чтобы лишить верующих надежды на возобновление в пустующем храме богослужения, из обкома КПСС в районы поступила команда все пустующие церковные здания сносить, а полученную щебёнку и кирпич использовать на хозяйственные нужды.  Нет храма – нет проблем. А чтобы придать этим варварским деяниям «законный вид и толк», рекомендовали каждое культовое здание объявлять аварийным.

И местные власти под давлением парткомов на каждый храм, который они намечали снести, составляли акт о его аварийности. Неважно, что храм стоит как скала, что акт подписали несведущие в архитектуре лица, что народ просит церковь не сносить, а разрешить там молиться. Просто атеисты, райком решили снести этот символ православия, и ничто не могло этому помешать.

Акт вместе с решением райисполкома о сносе направляли в Брянск Уполномоченному Совета.  Этот чиновник «по делам культов» все такие ходатайства о сносе удовлетворял, не выезжая на место. Даже разъяснял, как лучше составить требуемые бумаги. По всей области стали в спешном порядке ломать и сравнивать с землёй храмы, превращая шедевры зодчества в щебёнку. Обком партии зорко следил за этой важной атеистической кампанией, поощряя наиболее ретивых.

Я помню, как в г. Стародубе в 1954-55 годах в центре на рыночной площади  сносили сразу целый комплекс величественных кирпичных соборов. Храмы, построенные трудами и на сбережения наших православных предков-казаков и мастеровых за три века, быстро превратили в щебень, годный разве что для мощения дорог.

Только в г. Стародубе в 50-60-е годы снесли из 14 переживших войну церквей – 11, в Брянске – из 19 – 11. В сёлах Стародубского района таким же образом снесли из 32 попавших в перепись 1949 года 25 храмов, многие из которых были ценными памятниками русской архитектуры и шедеврами деревянного зодчества.

Чудом уцелел Никольский собор в г. Стародубе.  28.11.56 года был подписан акт технического состояния здания, которым собор объявлен аварийным. 22.02.57 года райисполком принимает решение о сносе. 07.05.57 года Уполномоченный Совета пишет заключение, что «здание собора пришло в негодность, никем не используется и угрожает обвалом, что может привести к человеческим жертвам».

Но где-то произошёл сбой: то ли горпотребсоюз, который складировал там соль, не нашёл другого склада, то ли сменили секретаря райкома, то ли кто-то из краеведов доказал историческую ценность этого храма. Храм оставили в покое, а 12 января 1989 года Никольский собор был передан верующим. Мои земляки привели его в порядок. Как и 100 и 200 лет назад, собор снова украшает древний город и служит людям.

Как принимались решения о сносе «ветхой аварийной церкви» в с. Медвёдово Клинцовского района, мы можем проследить по сохранившимся документам.  Здание церкви было построено в начале 19 века по проекту известного петербургского архитектора из местного кирпича. Закрыли храм в июне 1950 года.

Верующие не оставляли попыток возобновить богослужение. Но на каждое обращение получали от властей отказ. В 1958 году местный колхоз им. Жданова решил переоборудовать церковь под клуб. Бутовский сельсовет и Клинцовский райисполком просят облисполком удовлетворить просьбу колхоза. Но из облисполкома за подписью М. Ковалёва 13.06.59 г. направляется в Клинцы такое письмо: «В соответствии с постановлением СНК СССР № 1613-468-с от 1.12.44 года облисполком разрешает разобрать здание бывшей церкви в с. Медведове как угрожающее обвалом. Материал от разборки используйте по своему усмотрению». Уже о клубе нет и речи.

Акт об аварийности на хорошо сохранившееся культовое здание составили уже после вынесения решения и сноса. И прекрасное творение зодчего было уничтожено (см. фото Медвёдовского храма перед сносом: даже непосвященному видно, что это замечательное здание аварийным не являлось). 

Нельзя сказать, чтобы везде жители равнодушно взирали на этот вандализм. Протестовали, пытались найти правду, защиту, доказать своё конституционное право на свободу совести. Иногда храм удавалось отстоять.

Приведу пример. Жители с. Любожичи и соседних деревень Монастырище, Голубча, Новосёлки Трубчевского района, узнав о решении властей снести церковь, дружно воспротивились. Они собрали сотни подписей с просьбой не сносить храм, а вернуть верующим для проведения богослужений. Колхозницы Рубина Н. А. и Елизаренкова А. А. по поручению верующих дважды ездили в Брянск, в Орловскую епархию, дважды – в Москву, в Совет по делам религий, пытаясь спасти храм от разрушения. И только тогда повторная комиссия вынуждена была признать, что кирпичное здание Любожичской церкви не является аварийным.

Храм верующим не передали, но и не снесли. Священника же Бакаева, который пешком приходил из Трубчевска в Любожичи совершать церковные требы на дому по приглашению верующих, в отместку перевели в Севск, а  в Трубчевск прислали батюшку с ранеными ногами, который и по храму-то передвигался с трудом. А спасённая церковь в селе стоит и сегодня. 

В сёлах людей легче припугнуть и заставить смириться. Зато в городах, где жители больше знают о своих правах, не всегда закрытие действующих храмов проходило гладко. Иногда доходило до конфликта с населением. Поэтому в отделе пропаганды обкома КПСС с участием Уполномоченного Совета был разработан сценарий  по обработке населения, чтобы ликвидация «очага невежества» происходило по «просьбе трудящихся». Опробовали его в Почепе в начале 1961 года.

В центре Почепа высится величественный действующий Воскресенский собор, воздвигнутый в конце 18 века по заказу графа Разумовского. В воскресные дни приходили в собор молиться со всего района сотни верующих. «Надо закрыть, негоже рядом с райкомом стоять церкви», – решили почепские власти.

И операция началась. 18.02.61 года в райком были приглашены жители города (Сидоренко, Дмитраков, Плющева, Москаленко), которые под диктовку написали обращение с предложением изъять собор у верующих и открыть там краеведческий музей. Уже назавтра, 19 февраля в районной газете опубликовали это обращение под заголовком: «Почепу нужен музей!» А 20 февраля на пенькозаводе, маслозаводе, 21 – на деревообрабатывающем заводе, 22 – на райпищекомбинате были проведены общие собрания коллективов с обсуждением газетного обращения.

На всех собраниях предприятий было принято рекомендованное райкомом решение: «просить райисполком изъять у церковной общины Воскресенский собор под краеведческий музей».

23 февраля Почепский райисполком, «идя навстречу пожеланиям трудящихся», принимает решение под № 63 об изъятии собора у верующих. Завидная расторопность и оперативность советских чиновников!

Надо сказать, этому собору повезло: его не разрушили. Там действительно разместили краеведческий музей, а 15 мая 1990 года Воскресенский собор был возвращён русской православной церкви, и там возобновили богослужение. Даже частично сохранился  знаменитый иконостас.

Обобщили опыт почепских богоборцев в обкоме КПСС, похвалили. В Клинцах уже действовали по проверенному сценарию, но с большим размахом.

28 мая 1961 года клинцовская газета «Труд» публикует пространное открытое письмо «Кому нужен этот рассадник тьмы и невежества?» Письмо подписали 20 известных людей города: учителя, врачи, инженеры, рабочие. В письме подписанты потребовали закрыть Петропавловскую церковь и отдать под Дом пионеров. Якобы «церковь народу не нужна, а нужна только древним старухам и старикам» и «не по праву торчит в самом центре города, рядом с кинотеатром». Священника, 32-летнего Жамойтина Андрея Ивановича обвиняли в том, что он одним из первых в Клинцах купил телевизор, любим верующими.

И так же, как и в Почепе, в пожарном порядке горком КПСС организовал проведение на всех предприятиях города общих собраний рабочих, ИТР и служащих по обсуждению этого письма.

В один день, 29 мая прошли такие собрания на Клинцовской фабрике модельной обуви (присутствовало 470 человек), на фабрике имени Коминтерна (1200 человек), на механическом заводе (320 человек), в техникуме лёгкой промышленности (150 человек), на заводе им. Калинина (450 человек), на кожзаводе «Красный гигант» (522 человека), на швейной фабрике (1200 человек), на фабрике имени Октябрьской революции (527 человек), на Клинцовской ТЭЦ (167 человек), п/я 58 (250 человек) и др.

За один день практически всё работающее население крупного города  вечер провели на собраниях, где их убеждали проголосовать за закрытие церкви. Непостижимо. Но это был 1961 год, начиналась так называемая хрущёвская оттепель, когда прошлые репрессии были объявлены результатом культа личности Сталина. Теперь торжествовала «демократия», всё делалось «по воле трудящихся».

И тщетно некоторые рабочие на собраниях пытались доказать, что церковь не мешает жить, что она нужна верующим, что Конституция гарантирует свободу совести (Жидков, Володина, Гридин и др.).  Их не услышали.

На всех собраниях принято постановление одного содержания: «Закрыть Петропавловскую церковь, рассадник тьмы и невежества». И опять поражает оперативность уже клинцовских богоборцев: за два дня надо было написать и собрать протоколы собраний, доставить в Брянск, чтобы уже 1 июня 1961 года было принято решение облисполкома «Об изъятии у религиозной общины здания Петропавловской церкви в г. Клинцы». Ну и, конечно, решение начиналось словами: «Идя навстречу пожеланиям трудящихся г. Клинцы…».

Как проходило изъятие храма, старожилы-клинчане помнят до сих пор. Сотни верующих возле храма устроили пикет и несколько дней к храму никого не подпускали. Пришлось властям вызывать воинское подразделение. И только с помощью солдат были выполнены «пожелания трудящихся», и верующих изгнали из церкви.  С церкви сбросили колокола, крест, убрали купол. Долго думали, как здание использовать: то ли под дом пионеров, то ли под дом учителя, то ли под аэроклуб. Наконец, превратили в спортзал.

Прошло 40 лет. После празднования 1000-летия Крещения Руси в стране чудом сохранившиеся храмы стали возвращать верующим. Священник Жамойтин, о. Андрей, который так никуда и не уехал из Клинцов, а был все эти годы настоятелем маленькой Троицкой церкви и с усердием служил пастве, стал добиваться возвращения  отобранного Петропавловского собора верующим.

В 1993 году его хождения по кабинетам завершились успехом: о. Андрей получил ключи от обезображенного здания, бывшего собора. На пожертвования верующих  и стараниями о. Андрея храму вернули первозданный вид, и клинчане и в будни, и в воскресные дни,  как и их деды и прадеды сто лет назад, спешат в возрождённый храм на богослужение.

В 1986 году в области составили опись переживших хрущёвскую оттепель и брежневский застой церковных зданий. Кроме 41 действующей церкви по области насчитали ещё только 72 здания в полуразрушенном состоянии (а помните, в 1949 году их было 527, их них действующих – 93). Но время «бездумного разбрасывания камней» закончилось.

Шла перестройка. Эпоха социализма доживала последние дни. Вчерашние коммунисты-богоборцы с энтузиазмом стали рушить социализм и строить новое-старое светлое будущее – капитализм.

Русская православная церковь, весь народ широко отпраздновали 1000-летие  Крещения Руси. Верующим начали возвращать и разрешили восстанавливать пережившие время богоборчества бывшие церковные здания, даже ветхие и аварийные. Разрешили строить новые храмы и там, где  церковных зданий не сохранилось: в Дятькове, Дубровке, Жуковке, Навле.

Только с 1988 по 1992 год в нашей области православным верующим  возвращено 42 закрытых ранее церковных зданий, начато строительство 14 новых церквей.

Я горжусь тем, что принимал активное участие в возвращении всех 42 церквей верующим, помогал священникам и прихожанам в оформлении документов, в их реставрации и восстановлении, в строительстве новых. Настоящий подвиг совершили священники Шматов Александр (г. Дятьково), Гелеван Василий (р.п. Дубровка), Богатырёв Рустик (г. Жуковка), стараниями и трудами которых были построены храмы на голом месте, с нуля. Первые в области, без всякой поддержки государства, порой вопреки воле местных властей.

В последнее время государство стало принимать активное участие в финансировании ремонта старых и строительства новых храмов. Как народная стройка воздвигается в Брянске Кафедральный собор.

Для правящей элиты от провинциального Почепа до Кремля, вчерашним богоборцам, сейчас считается хорошим тоном показать себя рьяными верующими: перекреститься, освятить иномарку, офис и дачу, получить благословение святого отца на свои далеко не всегда богоугодные дела.

В служебном кабинете чиновников рядом с портретом очередного президента нередко можно увидеть икону. Руководители государства и олигархи стараются демонстративно появиться в храме на пасхальном богослужении, приложиться к ручке пастыря, отпевают знатных покойников, вчерашних богоборцев, только по религиозным канонам.

Как быстро меняются в нашей стране времена и нравы! Разве это не то чудо, о котором говорил покойный патриарх?   

                Очерк публиковался в «Учительской газете» в июне 2010 г.