Сомы на Волге

Лев Ефремов
        В феврале, закончив погрузку, с грузом металла и пиломатериала, т/х «Сормовский – 109» вышел в рейс из порта Астрахань в порт Энзели /Иран/. Льда на реке уже не было, но навигационную плавучую обстановку еще не установили. Согласно Правилам порта, в это время года, суда проходят  Волго-Каспийский канал под проводкой лоцмана. На борт  прибыл опытный лоцман, уже в годах, и, как в последствии оказалось, заядлый рыбак. Всю свою жизнь он прожил в Астрахани и на Волге знал не только судоходный фарватер, но и все рыбные места. На борту теплохода был еще один заядлый рыбак, тоже местный житель- третий помощник капитана. Отошли от причала во второй половине дня. За светлое время суток канал не пройти, в темное время – проход запрещен. Лоцман предложил вечером встать на якоря, в ожидании рассвета в определенном, хорошо ему известном месте. Кроме того, что там безопасная стоянка, там еще находятся рыбные ямы, в которых сомы зимой залегают в спячку.
- Подойдем туда еще засветло, встанем на носовой и кормовой якоря, и до темноты наловим сомов – на весь экипаж хватит.
Так и решили. Подошли к месту намеченной стоянки, сделали оборот и встали против течения реки на носовой и кормовой якоря. Постарались встать поближе к левому берегу. Лоцман, третий помощник и, еще нашлись, любители – рыболовы, встали вдоль борта с удочками. Около каждого из рыбаков – ведро для сомов. Стоят рыбаки, но сомы почему-то не ловятся. Энтузиазм рыбаков медленно угасает. Особо нетерпеливые начинают потихоньку покидать место рыбалки. Остались на палубе только лоцман и третий помощник. Стемнело. Лоцман наловил почти ведро разной рыбной мелочи. Третий помощник – с десяток. Сомов не было.
- Конец февраля, вода потеплела и, наверное, сомы ушли из ямы, -  оправдывался лоцман.
       Утром, с рассветом, начали выбирать якоря, чтобы следовать дальше. Сильный ветер дул прямо в левый борт. Потравили носовую якорную цепь, выбираем кормовой якорь и корму ветром прижимает к берегу. Если работать машинами, то не выбрать носовой якорь. Выбираем носовой якорь и судно ветром прижимает к берегу. Попали в бухточку: прямо по корме до берега, до кустов ивы, около трех метров, от правого борта до берега – метров пять. По курсу, метров в десяти, видна песчанная отмель, воды над ней метр-полтора. Как отсюда выбраться? Вызывать из порта буксир? Так потом замучишься объяснения писать. К тому - же граница у судна закрыта. Выбираться своим ходом – так ни по курсу судна, ни по корме, нет места для маневра. А по корме –начнешь работать машинами, можно повредить поворотные насадки винтов.
      Обсудив все возможные варианты, решили попробовать выйти из бухты своими силами. На теплоходе два главных двигателя, над каждым гребным винтом поворотная насадка. Решили использовать эту маневровую особенность. Расчитывали, что, если руль положить «лево на борт» и машинами  работнуть полным ходом «в раздрай», т.е. правая «полный вперед», а левая «полный назад», то судно получит поворотный момент и нос судна уйдет влево, встанет под углом к  течению и течение реки развернет судно  перпендикулярно берегу. В этом случае, работая машинами малыми ходами, можно выйти из бухты. Начало маневра – ответственный момент. Несмотря на раннее утро, на борту скопился почти весь экипаж. На мостике капитан, вахтенный помощник и лоцман. Капитан дает команду:
- Руль лево на борт, правая машина - полный вперед, левая - полный назад.
Машины заработали, вода за кормой забурлила и, к общему удивлению и восторгу экипажа, на берег водой было выброшено с десяток сомов. И вся вода под кормой кишела сомами. Судно получило движение, нос судна встал под углом к течению и течением судно начало разворачивать. Малыми ходами вышли на судовой ход. На борту оживление – жалко уходить от такого «добра». Но шлюпку не спустить – пограничная зона, граница у судна закрыта. Нанесли эту «яму с сомами» на карту и решили, что на обратном пути в Астрахань, остановятся на этой яме порыбачить.
        На рейде порта Энзели простояли почти две недели, выгрузка – погрузка, еще около недели. Проходили Волго  – Каспийский канал уже в марте.  Вечером подошли к месту, где находилась «яма с сомами». Ветер дул с берега, подошли, как можно ближе к берегу в районе «ямы» и встали на якоря до рассвета. Почти весь экипаж встал вдоль борта на рыбалку. Все запаслись не только рыболовными принадлежностями, но и мешками под рыбу. Простояв без результата пару часов, огорченные, разошлись по каютам. Рыбы не было, только третий помощник поймал парочку рыбешек. Вероятно, сомы, разбуженные на нашей предыдущей стоянке, покинули место своей спячки.   
          Раньше, слушая рассказы рыбаков об удивительных уловах и приключениях, происходящих на рыбалке, только удивлялся буйной фантазии рассказчиков, но после увиденного такого скопления сомов в одном месте, начинаешь им верить.