Катя

Альжбэта Палачанка
Катя

Катя умерла.

Я узнала об этом, когда, подходя к дому, издалека увидела, что из подъезда вынесли гроб, и на плечах, с пением, понесли мимо скоплений машин к дороге. И тут у меня в голове молниеносно выстроились и прояснились непонятные события последних дней, которые меня удивили, но на которые я тогда не обратила особого внимания.

Позавчера, возвращаясь с  работы, я столкнулась внизу с соседкой Машкой, которая с тревожным лицом стояла у выхода из подъезда и не давала захлопнуться двери. Тогда я подумала, что она дочку ждёт, у которой, наверное, нет ключа от домофона. Машка мне ничего не сказала, я у неё ничего не спросила… Вообще, мы с ней как-то поругались по мелочи, и теперь не разговариваем.

Вчера, тоже возвращаясь с работы, я обнаружила в нашем коридоре группу молодых людей, которые тихо между собой разговаривали. Дверь в Катину квартиру была открыта. «Гости,» - подумала. «Празднуют что-то. Может, у них юбилей какой-нибудь…». Когда я вошла, они вдруг перестали разговаривать, и все, как один, молча уставились на меня. И в этот момент мне показалось, что все они похожи между собой, как клоны. В одинаковых куртках, зелёных с чёрными пятнами, чёрных шапочках… Это так меня испугало, что я побыстрее, молча, юркнула в свою квартиру.

Когда я сегодня выходила в гастроном, они по-прежнему тусовались в коридоре. Возле нашего подъезда несколько дворничих как-то уж быстро-лихорадочно убирали снег. «Что за честь,» - подумала я. – «Они, что, английскую королеву в гости ждут?»
…И вот теперь, эти клонированные молодые люди с церковным песнопением пронесли гроб. И только теперь стукнуло в голове: «Катя». Я подошла к знакомой дворничихе и спросила:
- Кто умер?
- Женщина с третьего этажа… - ответила она.
- Катя? – спросила я.
- Не знаю, как её зовут, может и Катя…
***
Катя и Володя никогда не ходили рядом. Володя всегда шёл впереди, а Катя за ним, слегка прихрамывая. Со мной Володя никогда не здоровался, не замечал. И я здоровалась только с Катей…
…Когда мы вселялись вместе в девяностом году, Катя была одна. А спустя некоторое время я встретила её в коридоре, и за ней шёл мужчина, среднего роста, плотный, лысый, серенький, как разведчик, совсем неприметный. Завидовать нечему, но я неожиданно для себя позавидовала. «Вот, и у Кати кто-то есть.» - подумала. – «А я одна должна свою лямку тащить…» Поймала себя на зависти и ужаснулась.
***
Мой маленький Саша был очень самостоятельным ребёнком. Как уходил гулять, я потом не знала, где его искать. И вот, как-то вечером, оббегав всё в округе, заглянув попутно во все открытые колодцы, я сидела дома, сходила с ума, и ждала, когда мой ребёнок вернётся домой…Раздался звонок в дверь. «Сашка…» - подумала я, и бросилась открывать. На пороге, стоял сосед, весёлый и пьяный.
 - Катя в больнице, - радостно сказал он. – Пойдём ко мне. У меня шампанское есть…
В этом была моя вина, что он пришёл. Если бы я тогда не позавидовала, вряд ли у него теперь бы появилась такая мысль. Злая на него, и ещё больше на себя я ему сказала грубо и раздражённо:
- У меня ребёнок неизвестно где. Мне не до вас. – и захлопнула дверь.
Кате я об этом ничего не говорила.
***
И вот теперь её нет. Зайти, пособолезновать? Не пошла, а вдруг неправильно поймёт.
***
Как-то встретила его возле подъёзда, сильно пьяного.
- Валька, зайди ко мне на минутку.
Ну, думаю, чего не зайти. У человека горе. Надо отдать дань вежливости.
На кухне, на столе, как на каком-то натюрморте, лежали крупные парниковые помидоры, очень дорогие в то время. Лежала палка колбасы холодного копчения, тоже не из дешёвых, и стояла бутылка дешёвого «чернила», и стоял один гранёный стакан.
- Будешь вино пить?... Ну, тогда я выпью сам… Ешь, - говорил он мне, то протягивая красивый, как на картинке, помидор, то, чуть ли не в нос тыкая целой палкой колбасы. И удивлялся, когда я отказывалась…
- Мы с Катей не были расписаны. – сообщил он мне. – Я говорил, ей: «Сделай мне дарственную на квартиру, - и я тебя похороню, как королеву». Нет, не сделала. Говорила: «А вдруг ты раньше умрёшь»…
Появилась ужасная мысль: «А, вдруг, она сделала ему дарственную, и он её сразу же после этого «похоронил», кто его знает?»
Тут раздался звонок в дверь, а я подумала, что мне надо уходить, и что я зря, вообще-то, сюда зашла.
За дверью стоял пьяный сосед:
- Что, уже нашёл? – спросил он Володю, как-то противно меня оглядывая.
- Нет, не нашёл – зло ответила я вместо Володи, и пошла к себе.
***
Как-то возвращаюсь в субботу с прогулки и слышу:
- Валька, присядь на минутку.
У меня плохое зрение, и, к тому же, я никогда не смотрю, какие алкоголики сидят на скамейке возле подъезда.
- Мне так плохо, - говорит, - одолжи денег на бутылку «чернила». Вечером придёт племянница, отдам…
У меня всего было до зарплаты на два похода в магазин за хлебом и молоком. И я подумала: «А вдруг, не отдаст? Чем, тогда, я Сашку кормить буду?». И сказала:
- Нет у меня денег…
***
Возвращаюсь с работы. Маячит в общем коридоре, пьяный, несчастный. Подходит ко мне, роется в кармане, долго там что-то ищет… Достаёт, наконец-то ключи.
- Валька… Мне так плохо…
- Губите вы себя, - сказала. – Зачем пьёте…
- Зайди ко мне на минутку.
- Нет, - сказала я, и пошла к себе домой.
***
- Кто там? – шёпотом спросил Сашка.
- Сосед пьяный. – ответила я.
И тут раздался громкий, раздражённый, и вполне трезвый, голос Володи в коридоре:
- Только посмей ещё раз заходить сюда! – выговаривал он кому-то…
«Вот, тебе и раз, пьяный и несчастный» - с недоумением подумала я.