Преподобный Отче Серафиме, моли Бога о нас!

Марина Оде
Преподобный Отче Серафиме,дорогой батюшка,моли Бога о нас!

   Во все века и времена мысли и чувства человека устремлялись к одному: душе.  Именно там живёт наша любовь и радость, боль или печаль вне зависимости от того, к кому себя причисляем: атеистам или верующим в Единого Творца.
  Вероятно, душа – есть некий вид энергии, ещё не познанный людьми науки,  ум, зрящий Бога.   Изучением её свойств мудрецы занимались с  древнейших времён: Сократ и Платон, Блаженный Августин или Пр. Иоанн Домаскин…  В сокровищнице земли русской есть особые жемчужины, достигавшие в этом познании неимоверных высот: люди, чья жизнь была целиком посвящена духовному служению и исследованию божественного естества (души) путём самоуглубленности, восстановления в себе первозданного образа человека, испорченного впоследствии грехом.
     Один из них - пожалуй, самый почитаемый на Руси святой наравне с древнепрославленными:  Преподобный Отче Серафим Саровский Чудотворец.
   
   Родился он  в Курске с 19 на 20 июля в 1759 году (по другим данным в 1754 г.) в зажиточной купеческой семье  Исидора и Агафьи Мошниных. При крещении  младенца назвали Прохором. Родителей в городе любили и уважали за особенное благочестие.  Торговые дела у Исидора шли настолько успешно, что благословясь, он начал строительство новой церкви во имя  святого Пр. Сергия Радонежского. Неожиданно купец умер, оставив вдову  с детьми в неутешном горе.  Младшему, Прохору, в то время едва исполнилось три года.
     Однако Агафья по любви к мужу и ревности ко спасению души решила исполнить его заветное желание и достроить храм сама. Семилетний Прохор, как-то раз осматривая вместе с матерью постройку, забрался на недоконченную колокольню и неожиданно упал с самого верха на землю.  Мать в ужасе сбежала вниз, думая найти разбитым о камни маленькое тельце. Но каково же было удивление и радость, когда сын вышел навстречу целый и невредимый! Мальчик рассказал, что чьи-то невидимые руки подхватили его и тихо опустили на обломки. Агафья усмотрела в этом знак особенного попеченья Божия о её ребёнке.

  Через три года случилось ещё одно предзнаменование будущей духовной стези Прохора Мошнина. В десять лет он сильно заболел и лежал в горячем  поту уже при смерти. Вдруг мальчику в сонном видении явилась сама Пресвятая Богородица и сказала, что скоро тот поправится.
    Действительно, через небольшое время проходил крестный ход с Коренной иконой Пресвятой Богородицы   по той самой улице, где жил Прохор. Как только дошли до дома Мошниных, полил такой сильный дождь, что пришлось сократить путь через их двор. Агафья, радуясь возможности приложить больного сына к чудотворной иконе, поспешила вынести его на улицу. Икону пронесли над умирающим ребёнком, и  с этих пор он стал быстро поправляться.
  Учился Прохор хорошо. Светлая голова и прекрасная память помогали мальчику без труда осваивать  книжные премудрости. Особенно любил он чтение священных книг.
   
   В праздничные дни, уже будучи юношей, отрок собирал вокруг себя сверстников и с удовольствием читал вслух духовно-назидательную литературу. Бывало, что ровесники разбегались, и Прохор сосредоточенно предавался размышлениям в уединении. В будни он с утра до вечера помогал старшему брату, занимавшемуся после смерти отца всем торговым оборотом.  Поэтому, чтобы успевать на раннюю службу в храм, Прохор не ленился вставать задолго до рассвета. Бывать у обедни и вечерни он мог только по воскресеньям и старался никогда не пропускать  богослужение.

   В это время в Курске жил один чтимый горожанами юродивый.  Прохор сблизился с ним, просил направлять ход его мыслей в нужное русло.  Агафья Мошнина, мать Прохора, наблюдая за сыном, всё больше убеждалась в том, какой именно образ жизни тот изберёт. Наконец, Прохор заговорил о монастыре. Агафья была не только готова к разговору. Удивительно прозорливая мать собрала и уговорила нескольких курских жителей, согласившихся составить компанию её сыну удалиться вместе от мира.  Обрадованный юноша решил прежде сходить помолиться в Киев у преподобных Антония и Феодосия Киево-Печорских  и взять благословение у старца Досифея, затворника Китаевской пустыни на поступление в обитель. О.Досифей, чьи духовные очи видели далеко вперёд, предрёк Прохору:
-  Гряди, чадо Божие, и пребуди в Саровской обители. Место сие будет тебе во спасение. С помощью Божьей там окончишь ты своё земное странствование. В Сарове Святой Дух, сокровище всех благих, управит дух твой во святыне.
   Вернувшись из лавры, Прохор ещё некоторое время пожил у матери, попрощался с родными и близкими.

    20 ноября, 1778 года, девятнадцати лет отроду, Прохор Мошнин пришёл в Саров. Уже зажигались первые звёзды на небесах, и все готовились служить праздничную вечерню: был канун Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Это было так волнующе и прекрасно, что запомнилось блаженному навсегда.   
     С самой первой минуты Прохор привязался к Сарову всем сердцем,   нашёл тут то, что так жаждала душа его – стройную монашескую обитель. Когда он стоял за всенощной, наслаждаясь особым чином Саровского богослужения,  ему казалось, что находится посреди земных ангелов. Настоятель пустыни, старец  Пахомий, определил Прохора в число послушников и отдал в «научение»  казначею – старцу,  иеромонаху Иосифу.

   Со всем жаром юной души Прохор ринулся в иноческие подвиги. Вставал раньше всех, на службу приходил первый и не покидал церковь до окончания богослужения. Много читал и изучал духовые книги: особенно Евангелие, послания Апостолов, Псалтырь, творения святых отцов. Спал очень мало и держал строгий пост, а по средам и пятницам и вовсе ничего не ел.  Никто не видел его праздным, Прохор всегда был занят делом, исполнял все братские послушания: в просфорне, в столярне, в хлебнее. На службе он выполнял обязанности пономаря . Иноки, наблюдая усердие и честность послушника, выказывали уважение такому радению и любили его за доброе сердце и тихий, но твёрдый нрав.
    Обитель была небольшой, но Прохору хотелось полной тишины и уединения. Творя беспрестанно Иисусову молитву , пробираясь в самую чащу монастырского леса,   он искал место, где мог бы целиком предаваться самоуглублению, Богосозерцанию.

   В 1780 году Прохор сильно заболел. Всё тело его распухло, болело так, что он только мог лежать. Три долгих года болезнь не отступала. Старец Иосиф и братия ухаживали, как могли. Когда стало совсем худо, отслужили о здравии Прохора всенощное бдение и литургию. Больного исповедали, причастили, готовясь к худшему. И вот, опять явилась в сиянии Пресвятая Богородица, сопровождаемая апостолами Иоанном Богословом и Петром и указав на Прохора, сказала:
- Сей  – нашего рода!
   С этим словами  Пресвятая Дева Мария положила руку на голову Прохора. Внезапно в боку его появилась отверстие, через которое из больного тела вытекла вся жидкость. Вероятно, это была водянка. Вскоре Прохор стал совершенно здоров, и только затянувшаяся рана напоминала ему о произошедшем. Снесли и саму келью, а на том месте решили построить больничный корпус с Храмом. Именно Прохора благословили  собирать на это средства по близлежащим городам. Мать его, Агафья Мошнина, как оказалось, к тому времени уже умерла, и в Курске Прохора встретил только брат. Торговые дела у того шли  хорошо, и он с радостью отдал часть доходов на постройку.

     13(18) августа 1786 года Прохора постригли в иноческий образ с именем Серафим, что значит «пламенный». Это имя как нельзя более соответствовало его душевному огню  Веры. Уже на следующий  год он был посвящён в иеродьяконы и шесть лет усердно служил, часто не вспоминая о пище и отдыхе по нескольку дней, на удивление братии.
        Однажды, в Великий четверг, о.Серафим сподобился видения Господа Бога нашего Иисуса Христа. Во всей славе, сияющий, светлее солнца, окружённый ангелами, архангелами, херувимами и серафимами, Господь от царских врат прошёл по воздуху, остановился против амвона, благословил служащих и молящихся, и вступил в местный образ. 
   Часто о.Серафим уходил из обители в пустыню и там проводил ночь в молитве, а к утру возвращался обратно. Бывало,  оставался в Храме, стоя всю ночь на молитвенном правиле , а днём бывал весел и  бодр, как бы не нуждаясь в телесном отдыхе. Для духовных занятий ему требовалась тишина и уединение.  Отец Серафим мечтал жить один,  сосредоточившись  на внутреннем Богомысленном созерцании.
    Иногда во время богослужений он видел Ангелов, служащих  и воспевающих вместе с братией. Рассказывая о видениях, о. Серафим повторял слова Давида : «И бысть сердце мое яко воск таяй!»  И от радости, бывало, ничего, кроме видений,  не мог из службы вспомнить.

     В 1783 году о.Серафим стал иеромонахом и начал ежедневно причащаться св.Таин.
     Но вот настоятель  обители, любимый наставник, старец Пр.Пахомий умер, и о.Серафим, оплакав его, на 35-ом году жизни ушёл из монастыря и поселился на берегу речки Саровки. Маленькой скромный деревянный сруб с печкой, поставленный среди густого леса примерно в пяти с половиной километрах  от обители, стал его домом.  О. Серафим завёл здесь огород и пасеку, всё делал своими руками, физический труд  с непрестанной молитвой приводили его в состояния радостного благодушия.
   На белом простом балахоне его всегда висел медный крест – благословение матери.  Многие иноки приходили сюда за советами и наставлениями. По воскресеньям он бывал на службе в монастыре, там же брал хлеба себе на всю неделю. Делился едой с птицами и зверями, которые во множестве приходили к преподобному. Огромный медведь кормился у него с ладони, доставляя батюшке детскую радость. Как то целых два года о.Серафим пил только чай из травы «снить», не питаясь больше ничем. В срубленной келии у себя он поставил камень  и на коленях молился днём весь день, подражая св. Семеону Столпнику. По ночам преподобный переходил в лесную чащу и во мраке, под вой зверей молился, стоя на коленях на больщом гранитном валуне. Тысяча дней и ночей прошло в этом подвиге.

    Однажды в лесу на преподобного напали злые люди. Грабители решили отобрать у о.Серафима ценности, которые, по их понятиям, должны были скопиться у того в великом количестве.  «Я ни от кого ничего не беру,» - возразил отче. Но бандиты не поверили. Хотел было преподобный пустить в ход свой большой топор, поскольку физически был довольно силён, но вовремя вспомнил слова Спасителя: «Вси приемшии нож, ножем погибнут».
- Делайте, что вам надобно, - о.Серафим бросил топор и сложил крестообразно руки на груди.
  Они ударили обухом по голове так, что у преподобного хлынула кровь изо рта и ушей. Думая, что тот умер, грабители ворвались в келью, перевернули всё вверх дном, ничего не нашли, и испугавшись содеянного, убежали прочь. К утру о.Серафим, истерзанный и совершенно избитый, приплёлся в обитель, истекая кровью. Опять, в который раз, он сподобился видения Пресвятой Девы Марии. « Что вы трудитесь?» – сказала она врачам и повторила уже ранее сказанное: «Сей – от рода Моего». О.Серафим быстро поправился.  Грабителей же попросил не наказывать, в противном случае угрожая уйти из Сарова вовсе. Вскоре внезапный пожар сжёг дома обидчиков, и они приходили к Преподобному, слёзно моля о прощении.
   После этого избиения спина о.Серафима навсегда осталась согнутой пополам. Через пять месяцев, подлечившись, Преподобный вернулся в свою пустынную келью. Братия обители мечтали видеть его новым настоятелем, но батюшка наотрез отказался. Смерть настоятеля старца Исаии, друга юности, поразила о.Серафима глубокой скорбью. Преподобный прибавил себе тяжкий подвиг молчальничества. За три года он не вымолвил ни слова, несмотря на просьбы посетителей или случайные встречи в лесу, возле пустыни. Тело преподобного, особенно ноги, пришло в состояние полного изнеможения. Братия обители, посовещавшись, решительно  настояли на возвращение в монастырь, чтобы иметь возможность причащать его Св.Таин. О. Серафим молча согласился, 8 мая 1810 года сам пришёл в обитель и, поселившись в своей старой келье, затворился на 17 лет.

    Своими подвигами он стяжал себе великую чистоту душевную и сподобился от Бога высших благодатных дарований духовных. Царица Небесная в сопровождении Пр.Онуфрия и Петра Афонского явилась о.Серафиму и повелела принимать посетителей и давать им назидательные советы. Всех же посещений Пресвятой Богородицей преподобного было двенадцать.
     Желание услышать слово напутствия из уст преподобного собирало до пяти тысяч человек в день. Несмотря не это, о.Серафим принимал всех.

   Последние годы преподобный о.Серафим много заботился об основанном им женском монастыре. Получаемые от боголюбивых посетителей деньги он отдавал Дивеевским сёстрам на устройство обители, как ранее посылал им овощи со своего огорода. В общину поступали девушки, желающие посвятить себя непорочной жизни, просто беспризорные сиротки. Сама  Пресвятая Богородица , явившись с двенадцатью апостолами преподобному ещё во время его пустыннической жизни, поручила тому для устроения и руководства три обители: Дивеевскую, Ардатовскую и Зеленгорскую. Пресвятая Дева Мария дала ему много приказаний о житии сестёр и о правилах молитвы для них.
    За год и десять месяцев до кончины преподобного, в праздник Благовещенья, в последний раз посетила Пресвятая Богородица в сопровождении свиты из 12-ти дев: святых мучениц и преподобных, св.Иоанна Предтечи и св.Иоанна Богослова. Предшествовали Ей два ангела с ветками только что распустившихся  цветов. Царица Небесная долго беседовала с ним,  просила не оставлять дев Дивеевских : « Любимиче мой, Я тебе во всём помогу…Кто обидит их, тот поражён будет от меня, кто послужит им ради Господа, тот помилован будет от Него…Скоро, любимиче Мой, будешь с нами.»

  1 января 1833 года о.Серафим пришел в больничную церковь к литургии и причастился Святых Тайн, благословил братию и простился: "Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся". Около шести часов утра на следующий день о.Серафима нашли стоящим на коленях перед иконой Божией Матери, но уже бездыханного. Во время молитвы его чистая душа предстала перед Господом, чтобы стать ходатаицею  для всей Земли Русской.