Из дневника, февраль

Феликс Лещинский
01/02/1960

Воскресенье провел плохо. Настроение очень плохое. Собирались идти на лыжах, но ничего не вышло, и домой не пустили. Удивляюсь, почему до сих пор нет писем из Комсомольска. Из Хабаровска братишка тоже долго не отвечает. Получил письмо от Сергея Смирнова – своего бывшего ученика. Сейчас он учится в мед. институте. Интересный парень. В школе его недолюбливали и ученики и учителя. И я в конце года стал его недолюбливать. Было за что. Уж очень он вредный и, вообще, какой-то скользкий. Всегда, когда говоришь с ним, кажется, что он говорит совсем не то, что думает. Правда, со мной он откровенничал, но правда его была мне просто не по душе. Больно уж он мнительный был и считал,  что все люди настроены против него. Вот и сейчас в письме пишет, что хочется ему доказать всем. По-моему из-за этого он и учится в институте, хотя не думаю, чтоб ему нравилась эта специальность. А, быть может, действительно нравится? Пока определенно не могу на это ответить. Сегодня занимались физкультурой во время самоподготовки. Дали разминку, за 25 мин все соки выжали. Хорошая веешь, чаще бы такие разминки, тогда Армия, действительно на пользу пойдет.

06/02/1960

4,5 числа были в карауле. 4-го же сдавали зачет по лыжам. Прошел 10 км  за 59 мин, (нужно 1час,13мин). надо признаться, что прошел довольно свободно, очевидно, сказалась 4-ех месячная тренировка в Армии. Ведь в прошлом году я не смог пройти и 5-ти км. Еще раз убеждаюсь, как уродует человека умственный труд, оторванный от физического, и еще раз даю себе слово: Никогда не возвращаться к работе в школе. 3-го числа был дома, а также зашел к своей ученице, приехавшей из Совгавани. Получил не только привет и свои вещи, но и письмо от Сергея, которое давно ждал.
Пробыл дома 4 часа. Тяжело было вчера стоять на посту: мороз (22°С)  и ветер, что самое страшное, потому, что даже при небольшом морозе очень чувствуется. К тому же после лыж болела голова, и в караульном помещении ночью было холодно. Но все уже позади. Сегодня снова продолжаются занятия. Идет урок электротехники. В течение двух дне получил письма от Лубовой, Смирнова, Трахановой,  В.Рудь , от Рытова С. Всем нужно ответить, а времени в обрез, сегодня не пойду в кино.

07/02/1960

Вместо физзарядки чистим снег. Любого дальневосточника радует снег, я, например, очень люблю его. Но солдат смотрит на него с другой точки зрения: раз выпал снег, значит, его нужно чистить. Поэтому он его не особенно радует. До обеда гулял в полном смысле этого слова. Пошли мы с М.Назаровым в госпиталь навестить ребят, потом на почту и так добрых 2 часа гуляли в не части. Хорошо! Получил письмо от сестры, и радует, и не радует. Вчера успел ответить только на одно письмо, сегодня пришло новое. После обеда погнали нас чистить снег. Правда, я не пошел, заставили выпускать ротную газету. Сел писать заметку, потом заполнял газету, и так время прошло до ужина. В кино не пошел, написал письмо Сергею Смирнову. Очень оригинальный паренек. Он хочет доказать всем учителям и ученикам 40 школы, е.е. сдать отлично экзамены. Собирается даже остаться в Хабаровске, если плохо сдает анатомию. То же самое  было у меня на 1 курсе. От Тамары Ф. ничего нет. Или не получила письмо, или не пишет по какой-то другой причине. Очень странно.

08/02/1960

До обеда занятия. Ну и болтун наш командир взвода. Объяснял по электротехнике резонанс токов и напряжений. Ничего не смыслит в этом деле, читает строго по книге и до того сложно, что я, смущая его, только хлопал ушами. Представляю, что из его рассказа поняли те, у кого 7 классов образования. Как противно его слушать. Зато по строевой он ходит тузом. Совершенно правильно сказал Ходжа Насреддин: (вернее, не он, автор) «Тот, кто носит медный щит, - тот имеет медный лоб». Эти офицеры страшно тупеют в Армии, поскольку, здесь, действительно, не нужно большого ума, чтобы вести даже все дисциплины. Встречаются, конечно, офицеры умные, но мне кажется, что их не так уж много. После обеда убирали снег с строевого плаца, с семи часов позанимались немного специальной подготовкой. Так прошел день. Написал письмо В.Рудь, больше не успел.

11/02/1960. Четверг.

Все эти дни прошли без особых происшествий. Вчера объявили тревогу. Собрали нас, выдали валенки, велели ждать сутки, в течение которых нас должны, куда-то повезти. Но уже 13.20, а нас не тревожат. Будем надеяться, что до конца суток не потревожат. Я никогда не думал, что мне будет противно слушать электротехнику. Командир взвода читает высокие материи и думает, что все понимают так же, как и он, хотя уверен, что сам он ни черта не понимает, а рассказывает все наизусть. Эта муштра, самая настоящая муштра. Заставляют людей учить наизусть формулировки, в которых они  ничего не понимают. После обеда немного попринимали и пошли в баню. Скучно в бане без денег. Один угостит пончиком, другой водичкой, - этим и довольствуешься. После ужина приводил себя в порядок: побрился, подшил воротничок, почистил пуговицы на бушлате и гимнастерке. Это заняло все свободное время. Из Комсомольска от Тамары писем все нет. Не понимаю причины.

17/02/1961. Среда

Получил письмо от Тамары и Лиды. Пишет, что настроение было плохое, потому и не отвечала. А настроение плохое было от того, что надоело учиться в техническом училище, поскольку не собирается быть портнихой. Разные люди переносят этот момент по разному. Одни просто забрасывают учебу, учатся так, чтобы их только не ругали. Все свободное время они гуляют. Такие молодые люди быстро портятся и теряют интерес к выполнению намеченной раньше цели. Это, конечно, утрированно, схематично. Другие люди в таких случаях стараются не терять время даром, это люди серьезные и, занимаясь своим делом, они не бросают учебы, даже если она им не нравится. К какому числу людей отнести Тамару? Я ей дал понять в ответе, что больше уважаю людей второго вида. Судить о ней буду по ее ответу. Лида нашла своего родного отца, которого не видела ни разу в жизни. Очень взволнована, потому что он далеко, а ей, конечно, хочется его увидеть. Не знаю, как она воспримет мой ответ, очень трудно в таких случаях поддержать человека через письмо. Ответил на письмо Майи Тряхановой, эта спокойна, кажется, ее ни что не может вывести из равновесия. Ходил дежурным по роте с пятницы на субботу. Немного легче, чем дневальным. Во всяком случае, не приходится носить воду и выносить парашу. Конечно, совесть мучает, когда стоишь у тумбочки, а ребята носят воду. Но об этом стараюсь не думать, поскольку в другой раз ты будешь вкалывать, а другие сачковать. Сегодня проверялись по специальной подготовке. Оценки еще не сказали. Принимал намного спокойнее, чем в той проверке, зато при передаче сильно волновался.


24/02/1960

Все эти предпраздничные  и праздничные дни некогда было заполнять. Праздники прошли. Как они прошли? Вообще говоря, праздник прошел вполне на уровне. 22-гог числа прямо с кухни пошел на вечер. На кухне ухитрились немного выпить, - две бутылки московской на 8 человек. Мало, конечно, но уже лучше, чем ничего. На вечере были мать с отцом. Концерт давали АТП. Концерт хороший. Пели, правда, неважно, но струнный их мне понравился. Конферансье был Горелик, вместе с ним кончали школу. Были и танцы, но танцевать не хотелось. Вообще, замечаю, что меня тянет танцевать больше весной и осенью. Была Люда Кладницкая, с которой учился в 6 и 7 классе, но подходить к ней не хотелось, тем более, что она была с парнем. 23-го числа был торжественный обед. Котлеты, оладьи, компот – такого пока еще не было. После обеда отпустили домой. Погулял хорошо. Видел Володьку Б. с женой, Мишку З. Сегодня уже снова занятия. Сейчас полит.подготовка, нужно написать три письма.

27/02/1960, суббота,

Суббота! Добрые люди, в большинстве своем, в этот день отдыхают или готовятся отдыхать. В Армии эта традиция сохраняется. До обеда занимаемся. После обеда наводим порядок в казарме и на территории части. После ужина идем в кино. Но я чаще всего в кино не хожу, пишу письма, а сегодня решил поделиться со своим другом – дневником своими мыслями о последних событиях. Наконец-то получил письмо от Сашки Козулина. Удивительно, как его настроение совпадает с моим. Он работает лаборантом в ЖД институте, но не находит в работе никакого удовлетворения. Пишет, что никак не может найти самого себя. На первый взгляд это странно, - человеку 24 года. А он все  не может найти себя. Характерно, что о том же пишут мне мои девушки – ученицы. Насколько я его знаю, у него наблюдаются склонности к исследовательской работе и в тоже время он любит работу живую, связанную со значительной нагрузкой. Он и сейчас изучает «электреты» наряду с английским языком. Почему же он не решится поступать в аспирантуру? На это я не могу ответить. Возможно, что и собирается. Ведет он и подготовительные курсы, пишет, что работа очень интересует. Значит пол года работы в школе оставили след, привили стремление не замыкаться в себе, а передавать знания другим. По себе чувствую, что это так. Следовательно, сейчас или позже, но он обязательно выйдет на дорогу исследования, научной работы. И, мне кажется, что я ясно вижу его будущее, - научный работник, преподаватель института.

 Я очень многим ему обязан. Я взял у него немного его кипучей энергии, его стремление, - не терять дорогих минут жизни. Но как я представляю свое собственное будущее. Меня не тянет к научной работе. Меня больше тянет к производству, к простому образу жизни. К какому производству? Говорят, что любо то, что получается. Родители мне говорили, что стоит мне поработать несколько лет преподавателем, и я никогда не уйду со школы. Это, конечно, правильно. Но что мне сулит эта работа. У меня нет никакого желания воспитывать детей методами, которые мне диктуют, также и преподавать. Скажут, что это фантазия. Такой молодой, а хочет пользоваться своими методами. Нет, вы меня не так поняли. Я хотел вносить новое – свое в методику воспитания и обучения, а, может быть,  даже не свое, а прогрессивное, то что я прочитал у Макаренко. Это значит, что нужно всего себя отдать людям. Это благородно, но возможно ли? Ведь в большинстве своем преподаватели работают только для того, чтобы получить зарплату. Я нет хочу обидеть этим ни Марию Андреевну, ни мать свою, ни многих других настоящих учителей. Но факт остается фактом, большинство учителей сначала горят, потом начинают преподавать и воспитывать по методикам и инструкциям и мне тоже суждено стать таким. С другой стороны хромает у учителей и материальная сторона, - это ведет к тому, что учитель старается взять больше часов, работать на стороне. Он, особенно учитель – мужчина, становится постепенно обыкновенным калымщиком. Нет, нет и еще раз нет.

 С педагогической работой покончено раз и навсегда. Не знаю почему, не помню когда зародилась у меня любовь к морю. Сейчас мне кажется, что я люблю его с пеленок. Плавать в море романтично, но быстро надоедает, - это я знаю из бесед с моряками. Но строить корабли такие, чтобы они не боялись, ни ветра, ни шторма, ни подводных камней, -  разве это не занимательная мысль. Она меня не оставляет уже давно. С некоторого времени я стал ее считать своей мечтой, а осуществление ее, - целью своей жизни. Вернемся к настоящей моей жизни. 25-го,26-го числа ходил в наряд – дежурным по роте. Раньше сержант Кузьмин мне почему-то не доверял. В последнее время стал посылать дежурным по роте, старшим рабочим по кухне. Я не знаю причин недоверия. Предполагал, что он меня боится, хотя, быть может, - эта мысль и наивна. Но возможно, что предположение верно: он боится, чтобы я не стал ему диктовать, ведь я старше всех во взводе и без труда, так мне кажется, смог бы организовать людей на любое дело. Посмотрим, что будет дальше. Таких людей трудно понять, они действуют больше по прихоти и мало прислушиваются к голосу разума. Он больше надеется на армейские законы и совсем не старается завоевать доверие людей своей строгостью, но справедливой, а больше он ничем не может завоевать.
Давно нет писем от Лиды Л. Чтобы это значило? Нет писем и из Совгавани, нет ничего от Аллы, от Кольки В., от Володьки Г. Удивляет меня, как люди терпят, когда столько времени письмо лежит без ответа.
Болит голова, видно простыл, постараюсь продержаться на ногах и не ложиться. На этом кончаю, начну писать ответ Сашке К.

29/02/1960, понедельник
Такое воскресение не часто бывает в Армии. Даже в воскресение ты делаешь не то, что прикажут командиры, т.е. личного времени все равно нет. Это воскресение было на редкость свободным. После завтрака пошли в город фотографироваться. О впечатлениях позже. Пришли, пообедали и легли отдыхать. Я не лег, поскольку пришли Володька Б. и Володька Банщиков. До пяти часов пробыл на КПП, потом играл в шахматы до 9-ти часов, после чего оформлял газету:  «Последние новости». В городе видел свою школьную любовь, правда она меня не видела, но это к лучшему. Постарела она и даже согнулась, хотя, быть может, мне показалось. Видел Майю Т. Пришла фотографироваться накрашенная. Как  быстро девушки портятся в городе, хотя и в деревне, очевидно, тоже. Но здесь они портятся на глазах, очень быстро. Вообще говоря, это не то слово, ведь накраситься еще не значит, - испортиться, тем более, что она накрасилась, идя фотографироваться. Просто неприятно видеть девочку 17-ти лет в таком виде. Видел я мамашу Володьки Б.
 
У нее портятся отношения с женой Володьки. Жалуется, что тяжело жить вчетвером в одной комнате, ругает его за то, что взял жену с такой специальностью (торговый работник), а не с высшим образованием. Говорила о многом. Она меня всегда удивляла своими разговорами, но больше  удивляет меня сам Вовка. Боюсь, что они долго жить не смогут вместе. Почему? Давай попробуем, дружище, разобраться в отношениях его с женой и матерью, хотя сразу оговорюсь, что я ее знаю почти столько же, сколько свою девушку. С В.Б. мы познакомились в 8 классе, т.е. примерно в 1952 году. Приехал он с Запада с мамашей, вернее, она с ним, и жили они на квартире у сестры его матери – врача. Мать его работала бухгалтером, сейчас вышла на пенсию, отец погиб во время войны. Познакомился я с ним незаметно, как обычно знакомлюсь с друзьями, т.е. не выбираю себе, а естественно, как очевидно, большинство людей сближаюсь с теми, кто тянется ко мне.

При этом характер у большинства моих друзей очень сильно отличается от моего, что тоже естественно. Перенять что-нибудь хорошее можно у человека, характер которого отличается от твоего. Быстрее и ближе всего сближаются люди, которые дополняют друг друга. Я так считаю. Я не помню точно, как мы познакомились, помню только, что уже в 8-ом классе мы сидели за одной партой. Дружба у нас завязалась своеобразная, не похожая на обычную школьную дружбу, поскольку он любил делать домашние задания самостоятельно, а я, вообще, не любил регулярно ими заниматься. Но в каникулы мы были все время вместе: ходили в походы за орехами, ягодами, купались, совершали далекие прогулки на велосипедах. Нет сомнения, что это сблизило нас. Потом я подружился с девушкой, и мы на некоторое время несколько отделились, но в институте снова сблизились. Можно было бы рассказать о нашей дружбе намного больше, но это заняло бы много времени и места. Меня сейчас интересуют его отношения с матерью и женой. Он единственный сын у матери, следовательно, она его очень любит. Но из педагогики известно, что юноша терпит поучения со стороны родителей до определенного момента, пока сам не станет немного понимать в жизни. После чего он болезненно реагирует на них. Некоторые родители  учитывают это, другие начинают понимать после ссоры с сыном, а третьи по простоте своей душевной не хотят понимать этого. К таким родителям и относится мамаша В.Б.

 У них возникали частые споры, он начал ей грубить и делать поперек. Дошло до того, что мамаша, грубо говоря, отбила у него девушку, которую считала не подходящей для сына. Он очень переживал это, но по слабости своего характера уступил ей. Эта его слабость часто мешает ему. Он не может и дня прожить дома, чтобы не поругаться  с матерью, но привык жить в довольствии, ни о чем, не заботясь, и не может оторваться от дома. Вот женился он после института и попал по месту работы в глухомань. Не прожил там и полгода, не выдержал, сбежал и … приехал домой к маме. Инженер с дипломом получает 700 рублей, без квартиры, сидит с женой на шее у матери. Мало того, что сам выслушивает нравоучения, так жена его тоже должна выслушивать их. Я не знаю точно, какие у них сейчас отношения, но думаю, что если он проживет так год, то им не придется больше жить вместе. Жалею ли я его? Немного жалко, но я с ним достаточно разговаривал на эту тему, - не реагирует. Больше вмешиваться в его жизнь не желаю. Пожалуй, на сегодня хватит, завтра приезжает какой-то подполковник проверять санитарное состояние. Нужно немного подготовиться.