Благословенный народ - горцы?

Сергей Королёв Из Кунгура
БЛАГОСЛОВЕННЫЙ НАРОД – ГОРЦЫ?

Из разговора моего приятеля с вышестоящим:
- Служить бы рад, прислуживаться тошно.
- А ты что, горец?
- Да. Я родился на Урале.

   Уральский Афон, Мекка для православных – сколько
ещё эпитетов можно придумать для тебя родная Земля…
Милый сердцу уголок России. Скрылся ли ты от
постороннего взгляда, батюшка-Кунгур, или Уральские
горы упрятали тебя подале? Дорога к тебе всегда
трепетна и с надеждой. Чем же, Кунгур, удивишь меня
на сей раз? – так давно не наведывался к тебе...

   Холодное февральское утро. На деревце возле дома
застыли оранжевые шарики снегирей, ожидая щедрой
подачи. Степенный сибирский кот невозмутимо
проходит мимо, показывая свою фактурную одёжку.

   Иду к центру Кунгура. Возле моста через Сылву стоят
несколько лотошников, предлагая прохожим вещи для
согрева: разноцветные вязаные носки и варежки,
меховые стельки и кушанки. Всё это весьма любопытно
рассмотреть, пощупать, но мороз не даёт остановиться.

   …Удивительно, но кунгуряки имеют необыкновенно
расчётливый ум и соображение насчёт того что и где
купить либо продать. Не давние ли купеческие
традиции города дали им такую смекалку? Отвечая
на этот вопрос, мой друг утвердительно кивает «да».

   Невольно бросаю взгляд на мост и вижу огромнейший баннер –
на синем полотнище  белыми буквами начертано:
«БЛАГОСЛОВЕН  НАРОД У КОТОРОГО ГОСПОДЬ ЕСТЬ БОГ».
От неожиданности останавливаюсь… Много позже,
поразмыслив, сообразил – культивированный не одним
поколением религиозный дух горожан  выразился таким
необычным образом. Далёко не всякий российский город
может сподобиться до такого рода дела...

***
 …Год 1774.  Кунгуряки защищают город от пугачевских банд. 23 января начинается пятый по счету приступ Кунгура.  Жители, собравшись на площади у Тихвинской церкви, выносят Тихвинскую икону Божией Матери и устраивают крестный ход. «Помощью Божией и молитвой Тихвинской Пресвятой Богородице  и угодника священномученика Климента Кунгур от злодейского нападения был избавлен» гласит надпись на иконе трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова,  Иоанна Златоуста и священномученика Климента, написанной в память о чудотворном спасении Кунгура.
 
 …Год 1943. В ночь с 4 на 5 сентября Сталин объявляет о восстановлении Патриаршества, Синода и частичном возвращении храмов верующим  на приеме в присутствии Блаженнейшего митрополита Сергия, митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия и митрополита Николая Ярушевича. Там же находился и генерал НКВД Карпов, ставший председателем Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР. В ноябре в Кунгуре был открыт всего лишь один храм – Всехсвятский (до революции  было 14 храмов и 7 часовен). Кунгурские священнослужители тут же обратилась к народу: «…не первый раз русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу нашего народа… Благословляет она небесным благословлением и этот народный подвиг…»

 ...Год 1996. 12 мая утром идем с братом Александром к Всехсвятской церкви – в Кунгур прибыл с визитом Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Подымаемся в гору, движение по Березовскому тракту перекрыто, непрерывно снуют милицейские автомобили и машины службы безопасности Патриарха. Встаем возле березок метрах в 50 от мемориала «Скорбящая мать», который находится недалеко от храма. Алексий II служит литию по погибшим в годы Великой Отечественной войны кунгурякам, затем возлагает венок к памятнику и поздравляет собравшихся со Светлым Христовым Воскресением и праздником Великой Победы. Направляемся  к храму, неожиданно перед нами останавливается автомобиль Патриарха, видимо произошла какая-то заминка. Стоим, не решаясь двигаться дальше. Опускается бронированное стекло и Патриарх приветствует нас и желает добра и здравия. Стоящие рядом старушки кланяются в пояс, крестятся и благодарят Алексия  за визит, желая ему здоровья и многих лет. В ответ следуют добрые пожелания предстоятеля. Поклонившись святому отцу, ступаем к церкви, но не пройти туда – слишком много людей, ожидающих дорого гостя.
 Ну что же, спешим в центр, чтобы успеть застолбить место на Соборной площади возле Гостиного двора. Воистину, такое невиданное скопление людей  удивительно для провинциального города. Патриарх служит торжественный молебен святителю Стефану Великопермскому, освящает мемориальную доску, установленную в память о разрушенных в 1939 году Благовещенского и Богоявленского соборах и произносит: «Мы рады были посетить этот город, который уходит корнями в Святое Православие».
 
 ***

   ...Из-за моста уже виднеется особняк прапрадеда
Софронова. Бледновато-розовый фасад купеческого дома
пытается согреться в скупых лучах неяркого зимнего
солнца. Подымаюсь в гору мимо белых шаров фонарей
вдоль чугунной изгороди. Вот он, исторический центр
Кунгура – величавый Гостиный двор, суровое здание
Городового магистрата. Кругом ни души, и нечему
удивляться – мороз не выпускает кунгуряков из
жилища. В сквере за Краеведческим музеем мёрзнет
на постаменте одинокая фигура чаеторговца Губкина.

   Боммм… Боммм… Боммм… На свет проливаются первые
золотые звуки колоколов Тихвинского храма. Каждый
новый звон вдыхает в пространство очередную порцию
божественной энергии. Сердце замирает… на глазах
невольно выступают слёзы… мир становится простым и
понятным. Проявленная густым морозным воздухом
звонная благодать отражается от купеческих особняков
и медленно разливается по улицам и закоулкам,
наполняя сердца горожан теплом и светом.
Кунгуряки понимают – настал час утренней молитвы.

   …Прошло полгода… август, жара. И так же безлюдно
на улицах города. Соревнуются в благозвучии колокола
Тихвинского и Никольского храмов. Вглядываюсь в
каждого встречного – спокойные невозмутимые лица,
кунгуряки как бы несут себя, не обращая внимания
на невыносимый зной. Откуда же эта монументальность и
незыблемость в фигурах?  Мои эмоции после разлуки?
Возможно…

О! Вдруг вспоминаю слова приятеля про уральских горцев.
Улыбаюсь. Минутой позже, когда стою, задрав голову
на указующий в небо позолоченный шпиль колокольни Тихвинского храма,
приходит осенение - незримая любовь господня
неведомым нам магическим образом вдохновляет,
выпрямляет и хранит кунгурских богомольцев.

Использованы материалы из кгиги
З. Я. Лепихиной «Кунгур православный», издание второе, дополненное, Литера, Пермь 2007