9, 39 О, Рыцарь, то была Наина!

Луцор Верас
             В июне 1987 года мои знакомые в Донецке нашли мне работу. Я уволился с кирпичного завода и вернулся домой. В Кировском райотделе милиции города Донецка меня поставили на учёт и предупредили:
             – Никуда не пиши, не жалуйся, во избежание больших неприятностей.
             Отныне я целый год буду «тягать за собою хвост». В любое время суток, куда бы я ни шёл и куда бы ни ехал – всюду за мной будет идти фискал. Особенно это будет заметно на ночных пустынных улицах, или же в степи.
             Устроился я работать в Шахтостроительное Управление. С работой у меня не было проблем, так как мой жизненный опыт был таким, что мне легче было бы перечислить то, чего я не умею делать, нежели то, что умею. А то, что я умею делать, я делаю качественно, ибо мне с раннего детства постоянно твердили: «Всё, что делается, должно делаться только качественно». Мне твердили, что всё, что изучается, должно изучаться от корки и до корки, ибо «недоучка опаснее дурака». Мне говорили: «Всю информацию, откуда бы она ни поступила, ты не должен воспринимать как закон или утверждение, ибо информация должна быть исключительно пищей для размышлений, т.е. любая информация должна подвергаться анализу». Устав, закон и установленные порядки надо выполнять. А инструкции? Слепое выполнение инструкций безопасно, но не даёт прогресса для личности, ибо инструкция – путь чужого прогресса. Нарушение инструкции – инициатива, но инициатива наказуемая. Я нарушил инструкции, поэтому и был осуждён. Я нарушал инструкции в таких случаях, когда был уверен в том, что моя инициатива даст полезный для общества результат, но однажды я ошибся, за что и поплатился.
            На новой работе у меня случился стеноз привратника желудка и привратника двенадцатиперстной кишки. У меня не проходит даже вода из пищевода в желудок! Спровоцировало этот стеноз вино из шелковицы, которым меня угостили. Я уже три дня ничего не ел и не пил, а операция будет только через три дня – мне должны удалить две трети желудка! И тут я вспомнил о бессмертнике, о траве, которая была для меня панацеей от всех болезней. Бессмертник по-украински называется «цмын». Я заварил бессмертник и начал маленькими глоточками его пить. Привратники мгновенно отреагировали и открылись полностью. Я пошёл к врачу.
            – Чем вылечились? – спросил он у меня.
            – Как всегда, моим любимым бессмертником.
            Бессмертник очищает кишечник, селезёнку и даже почки, он очищает весь желудочно-пищевой тракт и всю жидкостную систему организма. Как профилактическое средство, бессмертник предупреждает появление многих заболеваний. Бессмертник уничтожает раковые клетки. Не напрасно это растение люди назвали «Бессмертником»!
          И вот, пришло время встретить свою суженую, которая на 22 года была моложе меня. После работы я собираюсь ехать домой. Я стою на центральной автобусной станции в ожидании своего автобуса. Мой автобус только что отошёл, поэтому на посадочной площадке, от которой отправляется автобус на посёлок Текстильщик, пусто, а на других площадках полно людей. На соседней площадке одна молодая женщина смотрит в мою сторону и улыбается. Я не знаю эту женщину. Вероятно, она увидела знакомого ей человека, стоящего сзади меня. Я оглянулся – сзади меня никого нет. Странно – эта женщина идёт ко мне. Растягивая слова, женщина удивлённо и радостно сказала:
            – Это Вы? Как давно я Вас не видела!
            Теперь я узнал её. Прошло ровно семь лет с тех пор, как я видел её в последний раз. Я погрузился в память прошлых лет:

            «В 1978 году я работал на камвольно-прядильной фабрике. Однажды я шёл по прядильному цеху. Навстречу мне шла девушка. Она подошла ко мне вплотную, остановилась и сказала:
            – Здравствуйте.
            Вынужден был и я остановиться.
            – Здравствуй, – ответил я.
            Рост девушки – 170 сантиметров. Её гибкое, округлое тонкое тело напоминало тело змеи. Её тело было той редкой женской формы, которую можно прожить жизнь и не встретить. Непропорционально длинные ноги у девушки были настолько стройны и изящны, что они, казалось, были вылеплены руками небесного скульптора. Пышные волосы широким чёрным водопадом спадали с головы вниз и до половины прикрывали её бёдра. Странно – на камвольно-прядильной фабрике запрещено появляться с неубранными и не прикрытыми волосами (год назад машина поймала одну девушку за волосы и оскальпировала). Под густыми чёрными бровями девушки через длинные ресницы на меня смотрели тёмно-карие глаза горной газели. Смотрели они на меня восхищённо. Слегка удлинённое чистое лицо девушки было таким же красивым, как и у всех красивых девушек северокавказских народностей. Молчание затянулось, надо что-то сказать.
           – Как тебя зовут? – спросил я.
           – Лара.
           – То есть, Чайка? Красивое имя. Где ты работаешь?
           – В тростильно-крутильном цехе.
           – Понятно, но, до свидания, у меня нет свободного времени, – сказал я и ушёл по своим делам.
           Недели через две эта девушка снова остановила меня:
           – Здравствуйте.
           – Здравствуй. Как тебя зовут?
           – Вы уже меня об этом спрашивали. Ларой меня зовут.
           – Извини, забыл, но мне некогда.
           Я ушёл. Она ещё раза четыре, останавливала меня в разное время. Я запомнил её лицо и фигуру неповторимую, и то, что она есть, и то, что я ей зачем-то нужен. Зачем нужен? Об этом я не думал, ибо красивые девушки тянулись ко мне в основном ради того, чтоб их обходили стороною лихие настойчивые парни. Тех девушек, которых часто видели рядом со мною, побаивались не только парни, но и фабричное начальство.
           Как-то незаметно для меня Лара исчезла – я её не видел несколько месяцев, поэтому забыл о её существовании. Однажды ранней весной 1979 года в нашем цехе появилась Лара. Она со своей подругой приближалась ко мне. Они были одеты в зимнюю одежду. Это значит, они пришли на фабрику не для работы. Лара с подругой подошла ко мне и остановилась, не поприветствовав меня. Она стояла и смотрела на меня такими грустными глазами, что я невольно спросил:
           – Лара, что случилось?
           – Мама умерла, – с трудом произнесла она страшные слова, а из её глаз покатились слёзы.
           – Всё ясно. Подожди меня здесь и никуда не уходи, я скоро вернусь.
           Я принялся быстро одеваться. Надо было пойти на ХБК за материей на похороны, ибо слышал от людей о том, что Лара живёт бедно, так как отец у неё алкоголик. Я знал, что она живёт где-то за городом на каком-то хуторе. Я не был на похоронах.
           После того, как Лара похоронила мать, она стала ходить на работу, но была неуправляемой для начальства. Начальство терпело её выходки и капризы. Лара потребовала от начальства, чтоб её поставили на разборку шпулей в моём цехе рядом с моим рабочим столом. Всю работу здесь можно было выполнить за пару часов, так что постоянная рабочая на этом месте не нужна была, но руководство цеха удовлетворило требование девушки. Я сказал сменному мастеру тростильно-крутильного цеха:
           – Вы предоставили возможность одной девушке не работать, а присутствовать на рабочем месте. Я имею в виду ту девушку, которая работает возле моего рабочего стола. На это есть уважительная причина?
           Сменный мастер мне ответила:
           – Девушка эта слишком эксцентричная, так как воспитывалась в неблагополучной семье. После ссоры с родным отцом она порезала себе вены, а недавно у неё умерла мать. Мы выполнили её требование поставить её работать рядом с тобою только для того, чтоб она вела себя спокойно.
           Теперь Лара работала возле моего рабочего стола, и у неё появилась возможность в рабочее время вести со мною разговоры. Исчезла Лара вновь после октябрьских праздников 1979 года неожиданно для меня, ибо не говорила она мне о том, что в её жизни назревают перемены. Довольно быстро я о ней забыл. С тех пор прошло восемь месяцев. В июне 1980 года в цехе ко мне подошло несколько женщин. Одна из них сказала:
           – Доигрался? Беременная малолетка пришла на фабрику.
           Я удивлённо посмотрел на женщину, но ничего ей не ответил и ушёл по своим делам. Я уже привык к тому, что в мою сторону говорят иногда гадости, поэтому на такие выступления никак не реагировал и тут же забывал о том, что слышал.
           Закончился рабочий день. Работницы нашей смены ушли из фабрики. Собрался уйти из фабрики и я. Я вышел через проходную и увидел Лару. Она стояла у стены вестибюля и призывно смотрела на меня. Я увидел, что Лара беременна и вспомнил удивившее меня обвинение работницы. Теперь я догадался, что женщина говорила мне о Ларе. Ничего удивительного – кого только мне не приписывали!
Я подошёл к Ларе, а она мне сказала:
           – Я соскучилась по тебе. Хочу только поговорить с тобою о чём-нибудь, о чём угодно, лишь бы поговорить.
           – Ты замужем? – спросил я её.
           – Как видишь, – ответила Лара, кивнув головой на свой живот.
           – Подожди меня немного. Я по делам на пять минут заскочу в один кабинет.
           С Ларой мы отправились на трамвайную остановку, затем ехали в трамвае, а, выйдя из трамвая, пошли в направлении моего дома. Мы всё время говорили «ни о чём». Мы дошли до моего дома и попрощались. Я пошёл домой, а Лара отправилась на автобусную остановку».

           С тех пор прошло ровно семь лет и вот теперь я снова вижу Лару. Это уже не та Чайка, что была в прошлом, но фигура её не изменилась. Изменилось только лицо, на котором прожитая жизнь, и как видно – не очень приятная, оставила свои следы.
           – Откуда ты едешь и куда? – спросила Лара.
           – С работы. А ты откуда?
           – Тоже с работы.
           – Я соскучилась по тебе. Часто вспоминала тебя. Давай поедем ко мне в гости. Увидишь, где я живу и в каких условиях. Пожалуйста, не отказывайся, не обижай меня. Я раньше тебя не приглашала потому, что была молода. Пожалуйста, поедем.
           Пришлось уступить её просьбе. Ехал я с неохотой, но что поделаешь? Из автобуса мы вышли возле Лидиевского моста через железную дорогу и долго шли по татарскому посёлку, разговаривая «ни о чём», а затем шли по степи к хутору. Возле хутора я вдруг спохватился:
           – А как отнесётся твой муж к моему появлению?
           – С мужем я давно разошлась. Здесь я живу с отцом и со своими детьми.
           Мы зашли в огромный двор, в котором был дом, большой сад, сеновал, подвал и флигель. Дом был шлакобетонный и плохо оштукатуренный. В доме жил отец Лары, а сама она жила с детьми во флигеле. Двор и сад огорожен высоким сплошным забором из горбылей. За забором виден был большой огород и сенокос. За сенокосом протекала небольшая речка. За речкой было поле, а на горизонте виднелся лес, в который я в юности ходил мимо этого хутора.
           – Лара, каким именем называет тебя твой отец?
           – Ляля.
           – Можно, и я буду тебя так называть?
           – Можно.
           – Ляля, когда ты родилась?
           – В конце мая 1962 года. А что?
           – Тогда, на фабрике, ты мне сказала, что ты на два года старше. Зачем?
           – Догадайся.
           – Детство твоё прошло на природе. Не скучно было?
           – Весело было. На хуторе было много детей, а разница в возрасте у детей была не больше чем на год-два. Нам весело было, а на речушке был маленький пруд, где мы купались и загорали.
           – Ты не помнишь конец мая 1966 года? Что ты тогда делала?
           – Мне тогда исполнилось четыре года, но кое-что помню. Кажется, мне тогда впервые разрешили с ребятами купаться и загорать на речке напротив моего дома.
           – В конце мая 1966 года я проходил вдоль этой речушки, а на берегу небольшого пруда было много ребятни примерно пятилетнего возраста. Они шумно играли и бегали. Ты не помнишь двадцатишестилетнего дядю, который проходил тогда мимо вас?
           Лара удивилась:
           – Вот как бывает?!
           Я познакомился с отцом Ларисы, познакомился и с двумя её детьми. У четырёхлетней девочки я спросил:
           – Кто подарил тебе такие красивые глазки?
           Девочка улыбнулась и ответила:
           – Моя мама.
           Поздно вечером я засобирался домой.
           – Ты отсюда никуда не поедешь. Хватит, наплавался. Приплыл уже. Здесь твоя пристань, – решительно и безапелляционно заявила Лара.
           Заехал я к Ларе в гости, где и «гостил» долгие пять лет. Два года назад одна женщина изъявила желание мне погадать. Тогда она сказала мне: «Ты встретишь свою суженую. Она на двадцать два года моложе тебя». Вот так неожиданно исполнилось гадание.
           Однажды Лариса меня предупредила:
           – В ночное время ни к калитке, ни к забору не подходи – по ночам здесь иногда бродят тёмные личности. Они могут покалечить тебя, а ты и не будешь знать, кто это сделал.
           – Оказывается, ты не совсем хорошо меня знаешь. С того места, где я поселяюсь, бегут не только крысы, но и бандиты обходят его стороной. Ты давно видела крысу в своём дворе, или следы её пребывания? Не видела с тех пор, как я здесь живу. Так? И не увидишь до тех пор, пока я не покину этот двор. А тёмные личности? Предупреждаю. Я ходил, и буду ходить везде и всюду, где захочу, в любое время суток и никто мне не помешает. А те, кто проявит ко мне агрессию, будут с ужасом вспоминать встречу со мной. Так что предупреди своих бывших любовников. Пусть они поберегут своё здоровье.