Ковчег гоп-стоп парвеню Глава 2

Алекс фон Джаго
    "Возвернулся из-за океана прожигатель жизни гол как сокол! И на какую только ерунду он там деньги не тратил, одна только дюжина покрышек каучуковых к коляскам, что с его багажом прибыла сколько стоила!  Это ж сколько б галош для честных граждан, к примеру, с той массы иноземного древесного соку, получилось бы? А тут!!! Только для щарабана на резиновом ходу и сгодится. Но три комплекта в городе сразу нипочем не сбыть, разве что за полцены, себе в убыток. А куда пристроить тяжеленный этот "двигатель внутреннего сгорания", так и вовсе представить нельзя, ну разве что кузнец какой на лом возьмет - подковы ковать." 
       Посмеивался купец первой гильдии на жильца глядючи, но даже от стола не отлучил, в бедственное положение парня проникнув. Большой души человек оказался  и даже предложил жилу, что по прибытии в город Денис на деда честь по чести, посредством благодарного чиновника оформил, выкупить. Достойною цену предложив - аж тысячу рублей, не глядя даже, что и их молодой вертихвост профукает. Но собственность оформлена на деда была и с ним разговор вести следовало. Пожилого человека уважить самоличным посещением решил купец, хотя уже и забыл, когда такие дела у него ни приказчики оформляли. Но спаситель сына - совсем другой разговор. Снарядил экспедицию и в последние погожие дни лета вышел ведомый Денисом младшим в тайгу.
        Прям иддилистическая картинка представилась по прибытии на место. Сидит пожилой, но крепкий еще господин с удочкой, рыбку ловит и тут же на ушицу её оприходует, а чуть ниже по течению два китайчонка с лоточками в той же речушке стараются ,"Ласцветали яплони и усы... " напевая. 
Как раз рыбный супчик к приходу гостей созрел. На всех прибывших конечно сразу не хватило - котелок не ведерный, но на вторую закладку рыбы впрок наготовленной хватило - голодных не осталось. Под стаканчик двойной очистки водочки прошел таёжный деликатес великолепно, а на полный желудок, в благодушном настроении пребывая, господин Шевелев и вовсе расщедрился - аж две тысячи за участок предложил – все ж рыбалки здесь замечательные, может когда и самому с удочкой посидеть выдастся. А Денис Александрович давай и охотничьи угодья местные нахваливать, будто и они тоже его. И предложил даже для смеху благодетелю прогуляться чуток, незабываемые ощущения гарантируя. Зная о полезности послеобеденного моциона, согласился покупатель и на это, посмеиваясь над наивностью пришлого, не знавшего что не родился еще в здешнем краю человек, который его обхитрить способный. 
        Только никто ни хитрить, ни торговаться и не собирался. Просто отвел дед гостя в пещерку, где намытое за пару месяцев в двух больших бутылях держал. Не меньше пуда в каждой! Тут то, вроде и бывалый, торговый человек и сомлел, начиная вычислять, сколько ж это место доходу принесет если разработку металла здесь по уму организовать, и понимая, что ему, чтоб этот прииск выкупить, денег таких не найти. Правда и ему не сказал никто, что шлиф только поверху жирным слоем лежал, а далее шёл нормальный для здешних месторождений процент. Отец рассказывал Денису, что после открытия жила лет 15 родила хорошо, хотя потом и отвалы по новой ещё перерабатывали без убытка. Теперь уже дед благородство проявил, и согласился купца в долю взять без взноса, за организацию разработок 10% от намытого посулив. Мол, старику больше разведка по нраву - пристрастился де к ней в американских краях, а в добыче куражу не хватает. И это выходило очень много, и тут уж господин Шевелев, Дениса Александровича благодетелем звать стал. Тем паче, что по весне тот вновь по тайге побродить намеревался.

        Хотя и этот полевой сезон ветеран явно закрывать не торопился - земля то ещё не замёрзла, а он любил повторять как бы перенятую на ручье Маккензи фразу:"Время не ждёт!". И до снежка решил ещё побродить, китайских своих рабов-пленных за ударный труд помимо воли пожаловал ещё и лошадками, наказав впредь не хунхузить. Одну бутыль с драгоценным металлом купцу передал, дабы тот его в рубли проконвертировал и на Денискин счёт их положил. По вскользь брошенному взгляду коммерсант понял, что малейшая нечестность очень вредна для здоровья (сынок рассказывал, что дедок - душегуб ещё тот). И забрав с собой вторую бутыль и внучка, изыскатель вновь скрылся в тайге, новое счастье искать. 
           Только зачем его искать, когда у Дэна в компе подробная карта расположения всех приисков имелась. Да и без неё он по памяти, ещё с детских времен врезавшейся, без труда найти бы сумел. Но ритуал надлежало соблюдать и туману напускать. А дед направлен был в тот мир, дабы оставшейся там родне сообщить, что всё у них в шоколаде, и даже посылочку кой-какую собрали вот. Уж как ею распорядиться, батя, при его должности и связях, сообразить был обязан - цена на драгметалл неуклонно ползла вверх. 
Разве что  не отказался бы неугомонный сынок от движка от какого-либо легкомоторного самолётика, разумеется также не тяжёлого (чтоб хоть с помощью лебёдочки своими силами с ним управиться возможность была), ну и по мелочи - авионики там, тяг, клея эпоксидного и прочего-разного авиабарахла. 
          Ну, а если не уложатся до декабря, то на любой автосвалке с разбитой машины сил хоть на 100 движок поновее скрутить. По первости и так сгодится.   
Дело в том, что в школе у Дениса трудовик небом болел, но здоровья имел столь мало, что не то что ы летчики, а и в технари его в авиацию не взяли. Вот он и лепил всю жизнь модельки, чтоб душу облегчить, а в школе, практически задаром, в смутные времена авиасудомодельный кружок ведя нескольких пацанов своей болезнью заболел. И очень эти ребята в моделировании преуспели. А вот Денису, как в Е-бурге оказался, даже в аэроклуб поступить получилось. Конечно, в период базарного капитализма, удовольствие это выходило очень платное, но папочка ведь любимого сыночка не обижал и карманные денюжки подкидывал, а дед на месте прослеживал, чтоб финансовые потоки по назначению шли, и тому, что сынок пай-мальчиком является подтверждение давал.

           Теперь же, можно сказать, что ещё до зари воздухоплаванья, у мальчика полностью развязывались руки. В аэроклубе венцом его достижений являлось несколько полётов на Аэрокрафте киевской сборки, при полной уверенности, что с переходом в статус взрослого, папа на топливо денюжку больше не даст, поскольку баловство всё это, ведь даже по месту производства этой стрекозы минута полета на ней в 14 гривен обходилась, а ведь всем известно "чем дальше - тем дороже". Теперь же – лепи, что сумеешь и летай во славу Отечества (опять же - как сумеешь), а любимый дед сие начинание только поддержит всячески. 
        В компе давно закачена была вся серия сверхлёгких аэропланов под обозначением КИТ. На многие разработаны были и комплекты чертежей для самопального изготовления, хотя лететь на этих аппаратах все равно многочисленные комиссии долго бы не позволили. А ведь ещё до войны удачно разработан был проект деревянного САМ-5бис (на 5 пассажиров - что из аббревиатуры следует). А про легендарный У-2 , РУСИШЕ ФИНЕРА!!! (хотя вот на нём как раз фанера отсутствовала) даже комменты излишни. Так что нестеснённость в средствах позволяла встретить русско-японскую войну новым и неизвестным пока оружием - авиацией. Причём воевать с недругом начинать придется частным образом - бюрократическая лестница уж больно крута, и особого таланта (не всем данного) требует. Так что как дедуля нагостится - на зимний период придется стать ему создателем первого в мире авиазавода. Для коего по первости и пары деревянных амбаров хватит. 
Да и производство фанеры в стране пора налаживать. Благо, что в САСШ, практически без предоплаты, удалось и пресс, и лущильный станок заказать, да и циркулярку с рейсмусом, которые с открытием навигации  вместе с первой партией клеёв подойдут.

         В этот раз моё прибытие в город вызвало ажиотаж. Ставший нашим партнёром купец выдал "обществу" только начальные сведенья, а уж дальше заработало журналистское воображение. И очень мне было интересно из газет узнать, что, оказывается, являюсь этническим русским родившимся в Америке, потомком переселенцев прошлого века. Родителей своих не помню (очевидно тут трагедия приключилась), а воспитал меня обожающий и обожаемый дед - старый золотоискатель. По американскому обычаю подвержен влиянию всяческих новшеств, и теперь пылаю идеями воздухоплаванья. На что потратил, пребывая в САСШ немалые суммы, приобретая там для строительства аэроплана различное оборудование и "энжение"-двигатель внутреннего сгорания. Купец позволил даже репортёру произвести у себя в амбаре фотографическую съемку угла, где свалены были мои покрышки и универсальный деревообрабатывающий станок, так удачно за движок всеми принятый (детали все равно разглядеть на снимке было невозможно).
       Тут остановиться требуется на особенностях конкретно этого периода. Граф Цеппелин ценой собственного разорения свой первый дирижабль уже построил, но 300 тысяч рублей на приобретение у него воздухоплавательного аппарата, разумеется, мне было не наскрести. А вот для взлёта аппаратом тяжелее воздуха достаточной мощности мотор ещё не был изобретен, хотя идея уже висела в воздухе и таланты многих национальностей над ней усиленно трудились. После пролёта над Гатчинским полем авиатора Леганье в 1909 году к её разрешению  присоединится и талантливый инженер Теодор-Фердинанд Каллап, в 1910 году ставший директором Рижского завода "Мотор" и довёдший на нём французский ГНОМ с 50-и до 80-и лошадок. 
Вот и отправлена была вырезка из газеты этому неординарному человеку с предложением приехать, ознакомиться с мотором (которого еще и в наличии не было, но время не ждало, до войны оставалось всего-ничего). Пока доберётся, как раз и движок какой-либо образуется. А там поглядим - или сюда талант переманим, или пусть в Риге, на своей базе, производство налаживает. 

        А там и деда встречать время подошло, выпал первый снежок и, научившись уже запрягать лошадку, отправился я на дровенках к заветному "провалу". Но ждал меня у лаза не только патриарх рода, но и мамуля с папулей, разумеется, плача с разной степенью интенсивности. А ещё при родителе находилась целая бригада лесорубов какой-то южной национальности. Оказывается, дед наш так планов наших громадьём семейный совет впечатлил, что уволился папа со своей хлебной должностёнки, и также решил влиться в процесс, ну а мама  без надёжного тыла также решила семейство не оставлять. Мотор от УАЗика нынче они приволокли, но откопал батя и где всего за восемьсот тысяч гидросамолёт-амфибию "Корвет" купить возможно, а в разобранном виде (типа сделай сам) и вполовину дешевле. Там в комплекте два Rotax по 100 лошадок, тем хорошие, что 92-м бензином довольствуются. А через три месяца заказ доставят - так что шевелиться желательно. ТУТ от "провала" до озера просеку прорубить, а ТАМ - от дороги до "провала". Потом на обеих сторонах срубики однотипные соорудить, а у озера и затевать возведение "секретного авиазавода" (хотя бы с возведения амбара побольше начав). Вот бригада южан этим и занялась, сразу же зазвенев бензопилами. Это была их последний подряд, перед возвращением к любимым Гюльчатаям, и ни о чем кроме них (и денег, что за работу обещаны) думать у гостарбайтеров не получалось.
          Только и мне надлежало срочно в ТОТ мир возвращаться, пока военкомат не прочухал, что я свой горный забросил, и меня можно к созиданию генеральских дач приобщать. Находясь ещё не в розыске, мне срочненько надлежало пройти курс переучивания на гидросамолёт этой конкретной модели. И тут семейный совет постановил денег на такую учебу совсем не жалеть - летал чтоб до усёру (да и смысл не на спичках, а на жизни экономить, когда курс золота всё растет?), а для контроля, в поволжский городок со мной мама отправится. Дед вернется на моё место в город - тот же мотор ведь отвести следует, скоро за ним гость из Прибалтики явится. Хай перед ним извинится за меня – опять, мол, производственная необходимость в проклятую Америку загнала, и предложит помозговать над аппаратом - возможно ли превзойти? А бате с гостами палатку зимнюю надули и в тайге оставили.