Швета Двипа - Северная Двина

Александр Чашев
Из сборника "Другие чудеса и тайны Поморья"

   
Иль мы - тот великий народ,
Чье имя не будет забыто,
Чья речь и поныне поет
Созвучно с напевом санскрита.

В.Брюсов



   Река Двина, текущая по Вологодской и Архангельской областям, стала Северной относительно недавно – лишь в середине XIX века.  С этого времени и Двина, впадающая в Балтийское море, именуется на географических картах Западной. Какая из них первой  получило «двинское» имя до сих пор не установлено. Спорят учёные.

   Из легенд и карт иноземцев Западная Двина известна под названием Dуna. Река Vina упоминается в сагах, скальдических стихах и географических сочинениях иностранных авторов. Большинство исследователей считают, что Vina – это Северная Двина.

    В дошедших до нас русских источниках название Двина впервые встречается у киевского монаха-летописца Нестора, жившего в начале XII века. В своей летописи он пишет: «Днепр бо потече из Вольковського леса и потечет на полдне, а Двина из того же леса потечет на полуноще и внидеть в море Варяжьское».   
    Речь идёт, по-видимому, о Двине, текущей в Балтийское море. Хотя существуют версии, согласно которым Варяжским морем именовался Ледовитый океан.

   Устав новгородского князя Святослава Ольговича 1137 года содержит расписание дани с различных северных погостов. Цель документа - определение церковной десятины (доли церкви) от всякого рода сборов, поступавших в казну новгородского князя. Приведённые в нём названия населённых пунктов производны от имён рек, сохранившихся доныне. В их числе: Онега, Пинега, Емца, Вель, Вага. Имя главной реки Заволочья – так именовалась в те времена территория нынешней Архангельской области, -   в Уставе не упоминается. Нет его и в других, известных автору этих строк, актах XI-XIII веков.

    Прозвучало оно в начале XIV века в «Грамоте великого князя московского Андрея Александровича на Двину». В ней содержится распоряжение о пропуске к морю и обратно трех великокняжеских «ватаг». На Двину адресована и указная грамота 1324-1340 гг., составленная от имени Ивана Калиты и Великого Новгорода (посадника, тысяцкого и «Всего Новгорода»): «От великого князя от Ивана, от посадника Данила, от тысяцского Аврама и от всего Новагорода къ двинскому посаднику на Колмогоры и к боярамъ къ двиньскимъ. Приказалъ есмь Печерскую сторону Михаилу, а ходитъ на море въ дватцати человЪкъ. А вы, бояре двинскiе, не вступаитеся въ гнЪздные потки, ни в мЪста. А погостъ Кегролскiи и Волокъ вЪдаетъ Михаило по пошлинЪ, како то было при моихъ дядяхъ и при моемъ брате при стареишемъ. А Микифору не надобЪ вступатись ни во что же, атъ ходитъ Микифоръ в МихаиловЪ ватазЪ». (Список XV—XVI вв. ГПБ, сборник О. IV. 14, л. 12 об.)

    Помимо двух названных рек имеются и другие с основанием «Двин»: Двина в бассейне Десны, Двиноса или Двинка в бассейне Немана, Двиняч в бассейне Днестра, Двиница в бассейне Ваги, Двиница  и Зяблая Двиница – притоки Сухоны.

***
   Существует множество версий происхождения названия «Двина».
   Видный исследователь субстратной топонимии Русского Севера А.К.Матвеев в статье «Древнее население севера Европейской России. Опыт лингвоэтнической карты I» отмечает: «Хотя считается, что предшественниками русских на Севере были в основном прибалтийские финны карело-вепсского типа, и подтверждение этому видят во множестве прибалтийско-финских заимствований, усвоенных местными русскими говорами, саамские топоосновы встречаются в регионе так же часто, как и прибалтийско-финские. Это можно объяснить только большой близостью языков, несомненно, ещё более значительной в старину, и массовым усвоением прибалтийскими финнами географических названий своих предшественников – саамов».
   Из приведённых аргументов исходят топонимисты, считающие первичным финноязычное название реки, имеющее значения «песок», «тихая» или «спокойная».

   Другой видный топонимист  Г.М.Керт, рассматривая вопросы топонимики Подвинья и Поморья, отметил: «С исторической точки зрения топонимия Севера Европейской части представляет несомненный интерес, так как на этой территории выделяется слой топонимов, этимологизация которых не представляется средствами живых современных языков. Безусловно, это самый древний слой. Возможно, он, в свою очередь, представляет собой остатки разных языков».

   Появились безуспешные попытки объяснить название древнескандинавским dvina, в значении «вяло двигаться, исчезать, слабеть».

     В устюжской летописи (начало XVI века) о Северной Двине записано: «Реки Юг и Сухона, совокупившиеся воедино слияние, третью реку из себя производят, которая особенно восприемлет именование Двина, потому наречеся, что сдвинулись две и производят из себя третью… Сия река Двина… простирается от горы Гледен на шестьсот вёрст и далее и впадает в великое море-океан, в Соловецкую пучину».
    Эта, т.н. «народная» этимология повторялась в энциклопедиях и справочниках вплоть до двадцатого века.

     В  девятнадцатом веке пробудился интерес к священному языку брахманов Древней Индии  - санскриту. Выдающийся французский исследователь Сент-Ив Д Альвейдр назвал санскрит «европейским языком патриархов, матерью наших и их интеллектов».

    С 1849 года в Оксфорде начала печататься «Ригведа» - «Веда гимнов».  Её редактором и издателем был санскритолог, специалист сравнительного языкознания и сравнительной мифологии Макс Мюллер. 

    В 1893 году опубликована книга американского историка В. Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе», ставшая сенсацией. Автор её после обобщения и анализа малоизвестных фактов сделал вывод: истоки человеческой цивилизации следует искать в районе Арктики. Книга выдержала десять изданий. Уоррен, работавший с источниками на двадцати восьми языках, проанализировал мифы всех стран мира вплоть до экваториальной Африки и Центральной Америки и пришел к выводу, что во всех мифологических системах рай находится на севере. Более того, Уоррен считает, что душа Земли или ее информационный полюс тоже находится над Северным полюсом.

    В 1903 году в индийском городе Пуна вышла в свет книга Балагангадхара Тилака «Арктическая родина в Ведах», в которой автор доказывает, что Арктика была прародиной арийских народов и что именно в Приполярье складывались древнейшие религиозные книги человечества – индусские «Веды» и зороастрийская «Авеста».
   Доказательства его построены на филологическом и историческом исследовании текстов «Ригведы» и «Авесты», а также данных астрономии, геологии, гляциологии, археологии и сравнительной мифологии.
   Анализируя тексты «Авесты», Тилак нашел в них и описание шестимесячных дней и шестимесячных ночей, и ночей, длящихся десять месяцев, и двух летних месяцев, когда «холодно для воды, холодно для земли, холодно для деревьев».
   Согласно теории Тилака, основы религиозных представлений арийских племен сложились в период последнего межледниковья, то есть 40–30 тысяч лет назад, и, по его словам, «это дело рук изначальных арьев, живших на своей родине где-то вокруг Северного полюса».

   С теорией о Северной Прародине индоевропейцев тесно соприкасается гипотеза о Гиперборее. Дословно этноним гиперборейцы означает «те, кто живет за Бореем (Северным ветром)».
     О гиперборейцах писали многие античные авторы. Одни подвергали сомнению само существование гиперборейцев ввиду отсутствия достоверных фактов (Геродот).
    В то же время, Плиний Старший писал о гиперборейцах, как о реальном древнем народе, живущем у Полярного круга, имеющем древние традиции и генетически связанном с эллинами, а также с культурой и религией всего античного мира - через культ Аполлона.

     Сторонники теории Арктиды приводят в качестве одного из аргументов тот факт, что многие народы, особенно индоарийцы, помнят предания о своей прародине, находившейся где-то на крайнем севере, в районе современной Арктики. Германские народы знали эти земли под именем Туле. Там, вокруг Северного полюса располагались большие острова. В центре находился серебряный или белый баснословный остров-материк, пребывание бога Вишну – Швета Двипа (санскрит Швета Двипа = белый остров) .
На полюсе не было жары, стоял умеренный климат. Похолодание понудило обитателей  двинуться к югу. В «Авесте» сказано: идите на путь солнца, имея слева восток, а справа запад. Так земли Евразии заселялись предками арийских народов. Переселение происходило несколько тысячелетий. О тех временах свидетельствуют археологические находки на севере, которым, порой, десятки тысяч лет. В том числе: «Мамонтова Курья», «Харута», «Заозерье», «Гарчи», «Бызовая», «Аркаим», «Синштаты» и многие другие, а также мегалитические комплексы, лабиринты, надписи на камнях. И, разумеется,  памятники топонимики. Вновь заселяемым землям, близлежащим рекам и озёрам,  арьи давали названия оставленной прародины.

   Вслед за книгой Тилака в 1910 году вышла  книга русского популяризатора науки Евгения Елачича  «Крайний Север как родина человечества», в которой приводятся многочисленные выдержки из древних текстов Ригведы и Авесты, объяснить которые можно только северной гипотезой их происхождения. Автор делает вывод: «Человек разумный появился в Европе с Севера под давлением наступающих ледников. В том числе и на территории нынешней России.

   В 1927 году академик А.И.Соболевский в работе «Названия рек и озер Русского Севера» писал: «Исходный пункт моей работы - предположение, что две группы названий (водных объектов) родственны между собой и принадлежат одному языку индоевропейской общности.

    Во второй половине двадцатого века появились исследования индо-иранских основ топонимии севера Европы  шведа Гюнтера Йохансона и болгарского лингвиста Владимира Георгиева - по сравнительно-историческому языкознанию индоевропейских народов.
 
   В теорию «полярной прародины» добавили аргументы  палеоклиматологи.  По их данным  от 130 до 70 тысяч лет назад северные территории между 55-ым и 70-ым градусами располагались в оптимальном климатическом режиме. Среднезимние температуры здесь были на двенадцать градусов выше, чем сейчас, а среднелетние - на восемь. То есть в те времена на указанных широтах был такой же климат, какой мы имеем сейчас на юге Франции или севере Испании.

***
    В первой половине прошлого века появились версии о происхождении названия «Двина» из индоевропейских языков со значением «река».  Другие лингвисты (Я. Розвадовский, Т. Лер-Сплавинский, М. Фасмер) считали, что имя реки произошло из индоевропейской предполагаемой основы «dheu», что значит «течь, литься».
 
    В 2001 году опубликованы результаты исследований А.Г.Виноградова и С.В. Жарниковой по сравнению топонимики Ригведы, Авесты и Махабхараты с топонимикой Русской равнины.  В.П.Юрковец в работе «Лабиринты преданий» пишет о некоторых из них: «Результаты этих исследований не оставляют сомнений - в священных книгах Индии и Ирана описывается территория, охватывающая полярный Урал, побережье Белого моря, бассейны рек Северной Двины и Печоры, Волго-Окского междуречья. …И санскритское название Белого Острова Махабхараты - Швета-двипа, и река Ардви Авесты содержат корневую часть современного топонима Двина. Считается, что Ардви означает "Двойная", в то время как "двипа" на санскрите - остров, суша, материк. Поскольку Ардви Авесты впадает в море Воурукаша, являющееся Молочным (Белым) морем Махабхараты, то, с учетом открытий А.Г.Виноградова и С.В.Жарниковой, получается, что речь в обоих священных текстах идет об одной и той же местности. Кроме того, по описанию Ардви - величайшая из рек Авесты, текущих с гор Высокая Хаара (Северные Увалы) на север, что так же верно и в отношении Северной Двины. Отсюда можно сделать вывод: река Ардви Авесты - это Северная Двина, поскольку и та и другая берут свое начало на Северных Увалах, обе впадают в Белое море и, кроме того, имеют похожие названия. Что касается слова "Двипа" - острова, суши или материка, то здесь также напрашивается аналогия с Подвиньем (пример - Поволжье) - землями по реке Двине. Вероятно, Швета-двипа - это Белое Подвинье и, одновременно, Белый остров (совсем как Атлантида у Платона)».

***

    В 2010 году автором этих строк издана книга «Тайны языка земли холмогорской», в которой приведены результаты топонимического исследования субстратных гидронимов Холмогорского района Архангельской области (электронная версия: http://www.proza.ru/2011/08/29/24 ). Для их этимологизации использовались языки т.н. «официальной» версии происхождения географических названий Русского Севера – саамский, финно-угорские и русский.  В качестве дополнительной гипотезы автор рассмотрел возможность наличия протоиндоевропейского пласта гидронимии исследуемого региона. Этимологии, этиологии и семантика топонимов раскрывались при помощи санскрита.

   Вывод по итогам работы: большинство рек и крупных озёр региона топонимического исследования сохранили иноязычные основы своих названий. При этом их санскритские этимологии наиболее близки или зачастую полностью совпадают с современным звучанием гидронимов, чего нельзя сказать о саамских и прибалтийско-финских.

   Таким образом, теорию “протоиндоевропейского прошлого Севера”, избранную автором в качестве “импровизации”, дополнительной к «официальной» версии, в процессе топонимического исследования опровергнуть не удалось.

    В книгу включены двести пятьдесят две гидронимных основы, входящих в четыреста пятьдесят четыре гидронима исследуемого региона. В том числе: ста шестьдесяти четырёх рек, двухсот двадцати семи озёр, тридцати шести болот, двадцати ручьёв, двух порогов и пяти заливов Северной Двины. 
   Для анализа «официальной» версии предложено пятьсот девяноста две этимологии, в том числе по языкам: саамский – двести девяносто семь, карельский и финский – сто тридцать шесть, коми  - восемьдесят шесть, русский – семьдесят три.

  Количество санскритских вариантов превосходит все прочие вместе взятые в несколько раз. В качестве примеров можно назвать «санскритские» имена некоторых рек и озёр Холмогорского района. В скобках - звучание на санскрите и вариант перевода на русский язык.

Аштер (аша тирас – «надежда победить»)

Валдозеро (валт – «сила, власть»)

Варда (варда – «дающий воду») 

Вачозеро (вач- «речь, голос»)

Емозеро (ема – «ход, дорога, путь»)

Емца - в Книге Большому Чертежу – Ямца.  (Яма су – «та, что рождает близнецов». В последний ледниковый период русло Емцы являлось началом водной системы, объединявшей бассейны рек Онеги, Северной Двины, Кулоя, Мезени и Печоры. То есть она их «породила»)

Иога (йога - «учение, а также связь, единение и т.д.»)

Калажма (калажна – «знающий время»)

Калево (каляна – «красивый»)

Калижское (причудливая форма озера напоминает сказочного дракона, поэтому оправдана этимология от имени «водного змея Калия»)
 
Кандиха (канд – «корень, песня»)

Кануково (канака – «золото»)
 
Каргозеро (карг – «порядок, распорядок»)
 
Касозеро (касара – «озеро»)

Катозеро (кат – «идти»)

Кенар (кинара – «землепашец», киннара – «мифическое существо, полубог, получеловек)

Кехта (кета – «желание»)

Кирокса (кирака – «летописец»)

Конва (кон ва – «угол настоящий», река течёт к Двине под острым углом)
 
Кулозеро (кул – «семья, дом, род»)

Кулой (кула, кулья – «река, канал»)

Кумбыш (протекает рядом с рекой Иогой, кумбха-мэла – «состязание йогов»)

Курья и другие реки Холмогорского архипелага с основой Кур,  а также Кур-остров - родина Ломоносова (Куру – «самая северная из стран материка Джамбу, населённая сиддхами и другими блаженными»)

Кынсвар (касара вар – «озеро-крепость»)

Лавкут (лав кут – «сметающее завоевание»)

Лама (лам – «возвращение»)

Лая (лайя – «сон», «растворение, уничтожение индивидуальной души в Бесконечном»)

Лупова (луп – «уничтожать, разрушать»)

Марандыш (маран дикша – «смерть посвящение»)

Модья (мода – «великое удовольствие»)

Мурги (марга – «путь»)

Немаш (нимаш – «мигать, моргать»)

Ныколка (никулиника – «наследство»)

Охтома (ах тама – «внимание», «смысл»)

Павна (павана – «очищающий»)

Палозеро (пал – «защищать»)

Пачозеро (пач – «печь, варить, исцелять»)

Пикозеро (пика – «кукушка»)
 
Пинега (пинг – «красно-бурый», берега у Пинеги именно такие)

Позера (пазура – «боевой топор поднимающий»)

Покшеньга и Пукшеньга (пакша- «крыло, фланг войска»)

Портюга (пура – «крепость»)

Пуртомозеро (пуротомма – «лучший из городов»)

Пучега (пуч- «край, конец», пуч йога – «конец соединения»)

Рагозеро (рага – «склонность, привязанность», «краска»)

Ракула (ра кула – «помогающий роду»)

Ракусора (рака сара – «богатство текучее»)

Рогозеро (рога – «болезнь»)

Рокшино (ракша – «защита»)

Самара (самара – «битва, бой, сражение»)

Сажа (сага – «бой»)

Санга (санга – «цельное, единое», «связь»)

Сварнич (свар нич – «сверкать внизу»)

Сия (си – «связывать, объединять») 

Сумара (су меру – «наилучший, красивый»)

Сягма (сага ма – «начало боя»

Удебье (уд – «начало»)

Уйта (ута – «жёлтый»)

Урозеро (уру – «бёдра»)

Уромец (урма – «волна»)
 
Ухваж (ух ваджа – «думать о добыче»)

Тырас (тирас – «побеждать»)

Тырва (тур ва – «настоящая победа»)

Тюленьга (тул – «поднимающий»)

Хайнозеро (хана – «избиение, убийство», хайма – «золотой»)

Хепалка (хи пал – «хорошая защита»)

Худогозеро (худа – «баран», хута – «жертва»)

Хурдуга (хрд дур-га – «сердце-крепость»)

Чавкульское (шав кула - "дитя рода")
 
Чача (чач – «прыгать»)

Чарокса (чар окса – «часть дара»)

Чарус (чару – «чары»)

Челмохта (чел матха – «ученик мужского монастыря»)

Чиканское (чи канна – «порядочная девушка»)

Шадское (шата – «счастье»)

Шайское озеро (река Шайск впадает в Инд в Пакистане, лишь после этого он получает название Аба-Синд, то есть «отец рек») О «Шайском феномене» http://www.proza.ru/2012/01/17/2107

Шидозеро (шита – «холод»)

Шиленьга (шалин – «храбрый»)

Шошуй (Шаши – «Луна»)

Шубозеро (шубха – «добро»)

Шуда (шудхи – «очищение»)

Шунашара (шунья шара – «пустая вода»)

Юрмала (урма лайя – «волна растворения, исчезновения души в Бесконечном»)

Янозеро (ян – «путь, движение»)

***

   В топонимике существует термин «топонимическая микросистема», означающий  тематически связанные группы топонимов. Саамские и прибалтийско-финские  названия региона исследования группируются в основном по двум темам – «еда» и «жильё». Темы актуальные и в наше время.

   А что было важным для арьев пять тысяч лет назад?
   Топонимические микросистемы, “построенные” автором на санскритских этимологиях рек и озёр междуречья Северной Двины и Пинеги,  оказались вдруг… «военными».

   Возможно, арьи населяли указанные земли в период завершения распада некогда единой общности на отдельные племена и народы? Тогда дух «милитаризма», отражённый в топонимах, вполне объясним.

   Или они отражали нападения других, не арийских племён и народов?

   Если указанные объекты соединить на карте местности между собой, то полученный чертёж может напомнить оборонительные укрепления, в «тылу» которых находится местность, прилегающая к нынешнему правому берегу Северной Двины, а «передний край» как бы противостоит «вероятному противнику», угрожающему нападением от правобережья нынешней Пинеги.

   К северо-востоку от междуречья рек Пинеги и Северной Двины, за Мезенью и Печорой находится территория, носящая сейчас название Югра.
 
   В этимологическом словаре М.Фасмера это название объясняется следущим образом: “Югра название страны и ее обско-угорского населения, к востоку от Печоры, вероятно, – ханты и манси, только др.-русск. Югра (Лаврентьевск. летоп. под 1096 г., Новгор. грам. 1264 и 1269 гг.; см. Шахматов, Новгор. грам. 239, 241), подробнее см. Барсов, Очерк 60 и сл. От Югра происходит югричи – название фин.-уг. населения югры (Каннисто, Festschr. Wichmann 417), а также такие поздние геогр. названия, как Югорский Шар – пролив между островом Вайгач и материком (Семенов, Слов. 5, 892)”.

   В санскрите слово угра (югра) означает 1) “сильный, могущественный” 2)”очень большой, огромный” 3) “ужасный, чудовищный”.

   Возможно, с воинственными племенами Югры вели оборонительные сражения арии на холмах и высотах правобережья Северной Двины?  Или всё-таки острова в море?

    В книге «Реки Севера» (Л., «Гидрометеоиздат», 1987, Л.Л.Ильина, А.К.Грахов) её авторы пишут: «Буровые работы обнаружили в низовьях Северной Двины долины прарек на глубине 120 метров под слоем четвертичных отложений, а в низовьях Печоры — на глубине 100—180 метров. При этом выяснилось, что долины крупных рек Северного края унаследовали не только направление доледниковых речных долин, но местами совпадают с ними и в плане.
Реки Северного края по сравнению с реками южного склона Русской равнины молоды — возраст их исчисляется не миллионами лет, а всего-навсего несколькими тысячелетиями. Береговая же линия морей, в которые они несут свои воды, сформировалась по геологическим масштабам времени совсем недавно. После отступания Валдайского ледника на месте Белого моря возникло ледниковое озеро. С полярным морем оно соединилось около 10 тыс. лет тому назад. Пра-Белое море было гораздо больше современного. На юго-западе оно простиралось до котловин Ладожского и Онежского озер, под водой были полуостров Канин, нижнее течение Онеги, Северной Двины и Мезени. Регрессия, иными словами, отступание, Белого моря началась только около 5 тыс. лет тому назад, и, естественно, береговая линия приняла современные очертания не сразу».


    То есть территория нижнего Подвинья более пяти  тысяч лет назад была покрыта водами неглубокого, тёплого моря. На современной карте можно увидеть места, где в те времена плескались его волны – нынешние земли с высотами менее 20-30 метров находились под водой  (К.Оллиер «Тектоника и рельеф» М., "Недра" 1984).  Водораздел между Двиной и Пинегой был в недавние времена островом.

    В книге Большому Чертежу о местности, на которой находятся гидрографические объекты с «военными» названиями, говорится следующее: «А промеж Пушенги Двинскои и речки Ваенги, и реки Двины, растет древо листвица да камень оловастр».

   Речь идёт о территории ограниченной реками Покшеньгой, Пукшеньгой, Ваеньгой и Северной Двиной. Листвица – лиственница, камень оловастр – алебастр.
   В толковом словаре русского языка Ушакова приведено следующее значение: «алебастр – мелкозернистый гипс белого цвета». Цвет местности, «украшенной» карстовыми возвышенностями, провалами и пещерами с тех пор не изменился.

    Итак, Белый, или Светлый остров! На санскрите - «Швета двипа».
    В «Махабхарате» так называется остров, находящийся в Молочном море. Это земля избранных, святых и «блаженных».   Согласно индийской мифологии «Шри Брахма Самхита» в центре этого острова пребывает являющееся источником всех духовных энергий самосветящееся тело воплощения Вишну.

   По странному совпадению в центре территории, указанной в Книге Большому Чертежу находится Ковозеро (в Архангельском сборнике за 1863 год – КАвозеро).   Если взглянуть на космический снимок (http://www.proza.ru/2012/01/14/3 ), то можно без труда увидеть в очертаниях озера «самосветящееся тело воплощения» упитанного человекоподобного существа ростом в восемь километров.

   Кстати, на санскрите «кав» означает «картина», «кава» – «поэт и мудрец», а «кавайя» – «наделённый качествами мудреца или поэта, происходящий от мудреца, мудрость, дар ясновидения, стихотворение, поэма, поэзия».

   Опять же не иначе, как по совпадению, на берегах Ковозера открыто и обследовано одиннадцать стоянок, датируемых III-I тысячелетиями до н.э. В эти годы, по мнению официальных историков, на севере не было ещё саамов и уж тем более представителей финно-угорских племён. Никого из людей не было вообще. Почему? Да потому, что не должно быть. И всё.
    Кстати, немало находок, датируемых «временами безмолвия», сделано археологами  и в ближайшей к озеру округе. А сколько ещё не сделано?

   Так, может быть, Швета Двипа найдена?

***

   Каким образом остров Швета Двипа передал имя реке?

    Воды моря начали отступать пять тысяч лет назад. Светлый остров – Швета Двипа превратился в обычный участок суши. По его низинам - доледниковым долинам потекли  реки. Главная из них, текущая вдоль восточного берега Швета Двипы, могла получить его название.
   В топонимике перенос названия с одного географического объекта на другой, именуемый метонимией, явление обычное. Кстати, и сам остров мог получить название в честь канувшего в пучины Ледовитого океана острова-прародины протоиндоевропейских народов.

   Когда и почему Двипа стала Двиной, установить (пока?) не представляется возможным. В субстратной топонимике лексическое, морфологическое, фонетическое приспособление иноязычных топонимов под закономерности языка пользователя этим именем, называется адаптацией имён. Приходят иные народы, приспосабливают названия предшественников под свой язык, меняют некоторые звуки.

    Впрочем, современной форме имени реки могли поспособствовать и предки индоевропейцев. В переводе с санскрита «дви на» означает «два нет». То есть две реки сложились в одну.

    С другой стороны, в культе водных источников протоиндоиранцев, отражённом в «Авесте», реке Ардви Сура уделено особое внимание. Как известно, сборник предков ираноязычных арьев «Авеста» весьма близок по стилю, языку и содержанию «Ригведе», что свидетельствует о  некогда существовавшем единстве носителей языков - авторов этих памятников. Об Ардви-Суре в «Авесте» говорится, что она впадает в море Ворукаша. Под этим названием скрывается Молочное (Белое) море «Махабхараты».
 
    Кроме того, в некоторых яштах «Авесты» описываются боевые столкновения одних арьев с другими.  Возможно, они происходили на землях, прилегающих к нынешней Северной Двине – Ардви Суре?  На языке ираноязычных арьев «ар» – сокращение от «арий», «дви» – «двойная», «сура» - «поток». То есть Ар Дви Сура означает «Арийская Двойная река (поток)», или «Двойная река Ариев».

    Если вспомнить, что Северная Двина образована слиянием рек Сухоны и Юга, то правомочность данного названия очевидна.  Если поменять местами слова в названии, то словосочетание Сура Ар Дви в чём-то созвучно Швета Двипа. Уберём из сочетания  Ар дви первое слово и получим название, максимально приближенное к современному имени реки, - Сура Дви.  Вернувшиеся в эти места потомки давних насельников – русские, МОГЛИ адаптировать название под свой, уже изменившийся за тысячелетия разлуки с арьями язык, и с тех пор река именуют реку Северной Двиной.

   Разумеется, это всего лишь гипотеза. Не призвать к ответу многочисленных авторов и соавторов наименований и изменений названий рек и озёр. По образному выражению историка и этнографа XIX века Н.И.Надеждина топонимика является «языком Земли, а Земля есть книга, где история человеческая записывается в географической номенклатуре». Статья лишь коснулась одной из загадок истории и топонимики Русского Севера. Тайны языка северной земли ещё не раскрыты.
Продолжение в статье "Шаман. История и этимология слова". http://www.proza.ru/2012/12/27/1756


На снимке - Северная Двина омывает берег "Швета Двипы". На горе из "оловастра" стоит деревня Звоз.