Монастыри Санкт-Петербурга

Антон Данилец
На снимке: Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь. Туда этим летом я совершил паломничество
Глава I Монастыри Санкт-Петербурга и Ленинградской области: история и современность
1.1 Основные этапы развития монастырей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Говоря о монастырях современных Санкт-Петербурга и Ленинградской области, нам необходимо держать в уме тяжелые и противоречивые судьбы земель, на которых они расположены.
С начала VII века известно о том, что земли, о которых мы говорим, вошли в состав Древнерусского государства и это подтверждается тем, что именно на них была основана первая столица государства – Старая Ладога. Судя из «Повести временных лет» и археологических данных ко временам прихода Рюрика в 862 году крупными поселениями там уже были Новгород (вероятно как цепочка поселений от истоков Волхова и Рюрикова Городища вплоть до Холопьего городка, напротив Кречевиц), Ладога, Изборск и возможно Белоозеро. Скандинавы, вероятно, называли именно эту территорию Гардарики. Однако, в процессе своего развития, центр Древнерусского государства переместился на юго-восток в Киев.
Земли в поймах Невы, Волхова, Свири и на восточном побережье Балтийского моря остались дальней периферией государства, хотя, войдя в состав Новгородских земель, остались территорией Древней Руси.
Со времен «Крещения Руси» в 989 году христианство активно распространялось в Русских землях, в том числе и на землях Господина Великого Новгорода. Административно они делилась на пятины, которые в свою очередь делились на половины (пятин), волости, уезды (присуды), погосты и станы, причём по летописям начало этому делению положила в X веке княгиня Ольга, которая разделила Новгородскую землю на погосты и установила уроки. В «Повести временных лет» даётся определение, как «великой и обильной земли».
Несмотря на то, что исследуемые нами территории только осваивались славянами, а населялись тогда в основном малочисленными языческими племенами фино-угорской языковой семьи, мы знаем, что уже к XII веку влияние Православной Церкви на жизнь народа и государства было достаточно велико и оттого там активно строились храмы, учреждались монастыри и подворья.
Об этом свидетельствует основание одного из древнейших монастырей на территории Старой Ладоги. Он был основан св. Александром Невским в 40-х годах XIII  столетия и получил название Староладожский Никольский монастырь. Учрежденный после победоносного сражения со шведами в Невской битве в устье реки Ижоры,  монастырь был посвящен имени св. Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.
Более того, они сохраняли свою культурно-национальную православную идентичность даже в период монголо-татарского нашествия. Во времена Монгольского нашествия на Русь новгородские земли не подверглись завоеванию. В 1236—1240 гг. и 1241—1252 гг. в Новгороде княжил Александр Невский, в 1328—1337 гг. — Иван Калита. До 1478 г. новгородский княжеский стол занимали преимущественно суздальские и владимирские князья, затем московские Великие князья, редко — литовские, см. Новгородские князья.
Но значительный всплеск распространения православия в этих краях мы все же отмечаем в период, когда монгольскому владычеству на Руси пришел конец и государство стало развиваться уже как Московское княжество, а впоследствии и царство. Новгородские земли вошли в его состав и постепенно утратили даже начатки феодальной «независимости». Это произошло, когда Новгородская республика была захвачена, а её земли аннексированы московским царем Иваном III после Шелонской битвы (1471) и последующего похода на Новгород 1478 года
Во времена становления и расцвета Русского государства на территории Новгородских земель (конкретно, на территории современных Санкт-Петербурга и Ленинградской области) было учреждено несколько значительных монастырей, так, Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь был основан св. Александром Свирским в конце XV века в малолюдном лесном Олонецком крае среди поселений языческих народов — карелов, вепсов, чуди.
Ещё при жизни основателя обитель складывалась как два связанных друг с другом, но независимо расположенных комплекса: Троицкая часть с братскими кельями и Преображенская — рядом с кладбищем.
Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь — православный мужской монастырь основан по указу Ивана Грозного от 11 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом.
Главной реликвией монастыря стала чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии.
Зеленецкий-Троицкий монастырь (или Мартириева Зелёная пустынь) — мужской монастырь, согласно новгородским летописям основан в 1564 год.
Основателем монастыря считается монах Мартирий (в миру Мина), а среди строителей упоминается Фёдор Сырков, представитель богатой купеческой семьи, который известен благодаря участию при возведении ряда архитектурных ансамблей в Москве, Новгороде и Тихвине.
Так же к этому периоду нам следует отнести и Коневский Рождество-Богородичный монастырь (фин. Konevitsan Jumalansynnytt;j;n syntym;n luostari) — православный мужской монастырь на острове Коневец в западной части Ладожского озера в Ленинградской области. Основан преподобным Арсением Коневским. Часто рассматривается как двойник Валаамского монастыря, также расположенного на острове в Ладожском озере.
Николо-Медведский монастырь (иначе Николо-Медведовский, Никольско-Медведовский) — монастырь в Новой Ладоге, основаный, предположительно, в XIV или XV веке на полуострове Медведец — в Водской пятине Новгородской земли.
Монастырь неоднократно разрушался иноземцами. Наиболее серьёзные разрушения были сделаны в 1583 году немецкими рыцарями.
Будучи издревле русскими, земли, северо-западные земли были отторгнуты у России в результате Ливонской войны. Мы не будем останавливаться на этом времени подробно, лишь скажем, что в  мае 1583 года заключается 3-летнее Плюсское перемирие с Швецией, по которому уступались Копорье, Ям, Ивангород и прилегающая к ним территория южного побережья Финского залива.
Русское государство оказалось отрезанным от моря. Страна была разорена, а северо-западные районы обезлюдели.
Период упадка вновь сменился «ренессансом» Православной культуры в целом и монастырской, в частности только в начале  XVIII века. К этому времени на Престоле России окончательно утвердился Петр I  и уже смог  начать претворять в жизнь свой грандиозный план по преобразованию государства. Для этого ему был необходим выход к Балтийскому морю, занятый после Ливонской войны шведами.
Молодой царь  двинул свои войска и вновь созданный флот на отвоевание этих земель и война эта продлилась 21 год. Начавшись в 1700 г. она быстро получила название Северной войны и уже в самом её начале Петру улыбнулась удача. В ходе успешных кампаний, уже к 1703 году, им были отвоеваны земли в устье Невы и на восточном берегу Финского залива. В этом же году царем был основан город Санкт-Петербург, а в последствии сюда была перенесена и столица Российского государства, ставшего к этому времени блистательной Империей.
Вновь утверждаемая столица требовала не только светского, но и духовного обоснования и, понимая это в июле 1710 года, когда Пётр I, осмотрев место близ Чёрной речки (нынешняя речка Монастырка), издал приказ строить здесь Александро-Невский монастырь.
Это место считалось предполагаемым местом победы в 1240 году войск святого князя Александра Ярославича Невского над шведами в Невской битве. Существуют источники, что этот монастырь заложил сам царь Пётр.
Официальная дата основания — день освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта 1713. Проект комплекса лавры был разработан в 1715 году архитектором Д. Трезини. Лавра должна была стать комплексом каменных строений, которые составят симметричный ансамбль между Невой и Чёрной речкой.
После основания монастыря вокруг возник городок, в котором находились слободы с деревянными домами для работников и слуг, был разбит сад и огород, которые кормили Лавру.
Были построены многочисленные строения — кузница, столярная мастерская, конюшенный и скотный дворы, пильная мельница. Произведённое и выращенное хранилось в погребах и торговалось через торговые лавки.
В 1720 была открыта школа для детей священнослужителей, в 1726 преобразованная в Славяно-Греко-Латинскую семинарию, а в 1797, при Павле I, получившая статус Духовной Академии.
29 мая 1723 Петр I, посетив вновь устроенный монастырь, повелел перенести мощи князя Александра из Владимира в новую столицу. Останки князя прибыли в Петербург 30 августа 1724, в честь чего в календаре Русской Церкви появился праздник Пренесения мощей благоверного князя Александра.
С учреждением в 1742 году Санкт-Петербургской епархии её правящие архиереи стали Священноархимандритами (настоятелями) монастыря.
Начатое в 1710-х годах стройку монастыря длилось с перерывами на протяжении практически всего XVIII столетия. Оно завершилось только в 1790-х годах. В разработке ансамбля принял роль ряд профессиональных архитекторов, строителей, декораторов, живописцов и скульпторов.
С 1712 года основное "партикулярное" стройку велось вокруг древесной церкви. Создавалась Подмонастырная слобода, на местности которой, окруженной палисадом с пушками, соорудили близ Невы высшую звонницу с часами и шпилем, древесные "архимандричьи" кельи, братские кельи мазанковые, амбары, погреба, кузни.
Каменное стройку на правобережье темной речки началось в 1717 году и возглавлять его было доверено А. Д. Меншикову. Строили "с поспешанием" сходу северо-восточное угловое здание двойной двуэтажной церкви и первый, примыкающий к ней, уступ с кельями и трапезной - часть грядущего Духовского корпуса. Трезини лично управлял "каменным делом" лишь первые годы. Уже через год возникла необходимость в опытном ассистенте, который мог бы вести дальнейшие работы по указаниям Трезини. Таковым ассистентом с середины 1718 года стал конструктор Христофор Конрат, а с начала 1720 года Теодор Швертфегер.
Здание двойной Благовещенской Александро-Невской церкви - первое по времени каменное сооружение ансамбля, один из самых характерных памятников петербургской архитектуры начала XVIII века.
В конце XVIII столетия у южной стенки строения образовалась так называемая "палатка", в которой производились захоронения, так же, как и в самом здании Благовещенской церкви, где сходу было предусмотрено стройку усыпальниц на двадцать пять мест. В 1822 году к зданию пристроили одноэтажную эаалтарную ризницу, которая совместно с "палаткой" и пристройкой к первому уступу Духовского корпуса несколько исказили его вид.
С огромным тактом, Старов смог вписать здание собора, решенного в классицистических формах, в барочную архитектуру окружающих его строений.
Архитектурный вид и декоративное убранство Троицкого собора вызвали восторг современников. И это понятно: в конце XVIII столетия он был единственным завершенным монументальным собором Петербурга и долго не имел себе равных.
В 1797 указом Павла I монастырь получил статус лавры со следующим штатом: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24 монаха, 20 больничных.
Учреждение монастырей в Санкт-Петербурге продолжалось. В том числе, дочь Петра Великого – Елизавета Петровна, учредила Смольный монастырь (Воскресенский девичий Смольный монастырь) — женский монастырь, функционировавший в Санкт-Петербурге в 1744—1764 годах.
В эти годы монастырь отстраивался под личным надзором императрицы Елизаветы Петровны, которая желала в конце жизни удалиться сюда на покой. Она указала выстроить обитель на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила свои юные годы. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей.
Архитектором монастырского собора стал Ф. Б. Растрелли. Собор был заложен в октябре 1748 года, возведение начато в мае 1751, но вскоре началась война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. Высокая колокольня так и не была построена.
В 1764 году Екатерина Вторая при монастыре учредила институт благородных девиц (открытие института состоялось 28 июня 1764 года); планировалось, что воспитанием молодых девиц будут заниматься монахини, которые привозились сюда из иных монастырей.
Однако, монахини неизменно оказывались неспособны заниматься педагогической деятельностью, вследствие чего «Екатерина II, в конце концов, должна была признать, что монастырь не мог иметь будущность».
Однако, в 1848 году указом Николая Первого был учреждён новый женский монастырь с названием — Воскресенский Новодевичий монастырь — православный женский монастырь Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви, близ Московской заставы, взамен прекратившего свое существование Смольного монастыря
Он, изначально, был размещен на Васильевском острове при Благовещенской церкви, но это – было временное место, поскольку уже тогда для него для него строились здания на Царскосельской дороге, близ Московских ворот. Туда монастырь и переехал в 1854 году. Ещё до этого, в 1845 году, там было основано Новодевичье кладбище.
Надо сказать, что обустройство этого «столичного» монастыря имело свои особенности и отличалось имперским великолепием. Поэтому, описывая архитектуру, внутреннее пространство петербургских м «губернских» монастырей остановится именно на этом объекте. Тем более он, даже в юдистательно Петербурге, оставался заметным центром культуры и искусства.
Первой монастырской постройкой стала деревянная Казанская церковь, построенная по проекту архитектора Н. Е. Ефимова. Этот храм простоял 80 лет, хотя сильно обветшал к концу XIX века.
3 ноября 1849 года в Высочайшем присутствии состоялась закладка пятипрестольного Воскресенского собора; первый кирпич заложил император Николай I. Собор строился по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и инженера Н. А. Сычёва. 2 июля 1861 года он был освящён.
Монастырские кельи расположены буквой «П», выходящей передней стороной на Московский проспект. В центре неё находится доминанта монастыря — Воскресенский собор, выходящий на Московский проспект высоким арочным порталом. Монастырские постройки были выполнены в псевдорусском стиле. Их стены были покрашены в нежный жёлто-розовый цвет. Кельи выстраивались  два этажа. Окна келий собирались в группы по три штуки, при этом центральное окно является декоративным «глухим окном». Они имели арочную форму, а их наличники служили распорками для стрельчатых арок русского типа, завершающих каждое окно.
По бокам от Воскресенского собора расположены две одинаковые церкви: Афонская церковь (с южной стороны) и церковь Трёх Святителей (с северной стороны).
С псевдорусским стилем основного объёма монастыря контрастировала Казанская церковь, построенная в начале XX века архитектором В. А. Косяковым.
Пятиглавый двухэтажный Воскресенский собор — архитектурная доминанта ансамбля; построен в русско-византийском стиле и напоминает Владимиро-Суздальские храмы XV века. Архитектором собора был Н. Е. Ефимов, а строился он в 1849—1861 годах.
Вход в собор находится в высоком арочном портале, выходящем на Московский проспект. Северный и южный фасады собора украшали декоративные аркады, поддерживаемые парами колонн. Собор венчался пятиглавием с позолоченными чешуйчатыми луковичными куполами, расположенными на высоких барабанах.
В четырёх малых куполах располагались звонницы. Каждый барабан опоясывался аркадой с проёмом в каждой второй арке. Внутри у собора имелось 5 престолов, в том числе: центральный во имя Воскресения Христова, правый во имя Успения Пресвятой Богородицы, левый во имя Архангела Михаила, правый на хорах во имя Всех Святых, левый во имя Николая Чудотворца.
В 1874—1875 годах по проекту архитектора Г. И. Карпова в подвале собора был построен ещё один придел, освящённый во имя Феодосия Печерского и Григория Неокесарийского. Росписи и образа собора выполнялись монастырскими живописцами и монахинями. Особенно красив был находившийся в алтаре полукруглый пятиярусный иконостас. В Успенском приделе хранился образ Смоленской Божией Матери Одигитрия, написанный игуменьей Феофанией и считавшийся чудотворным.
Западный келейный корпус прерывался двумя церквами, расположенными, соответственно, к югу и к северу от Воскресенского собора: церковь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери (к югу) и церковью Трёх Святителей Вселенских (к северу).
Живописная Афонская церковь была заложена 10 июля 1850 года и строилась по проекту Н. Е. Ефимова и Н. А Сычёва. 28 июля 1854 года она была освящена в присутствии дочери Николая I Великой княжны Марии Николаевны во имя Афонской (Ватопедской) иконы Божией матери «Отрада и Утешение». Архитектором иконостаса церкви был придворный архитектор А. И. Штакеншнейдер.
Церковь Трёх Святителей была построена теми же архитекторами симметрично Афонской в больничном корпусе монастыря. Заложена она была также в 1850 году, в 1855 году — достроена и освящена. Она особенно почиталась монахинями за находившуюся там икону Божией Матери «Благоухающий Цвет».
Обе церкви были сходны по внешнему виду. Пятиглавые с шатровой одноярусной колокольней. Луковичные купола позолочены, шестигранный шатёр колокольни покрашен в зелёный цвет, его завершением являлась позолоченная луковичная главка с крестом. Фасад сверху завершали полукруглые закомары. Передний фасад изобиловал арками. На каждой грани шатра прорезались слуховые окна. В восточной части обеих церквей имелась алтарная апсида.
Мы уже упоминали об учрежденном при монастыре кладбище. Остановимся на его устройстве более подробно.
Итак, Новодевичье кладбище на территории монастыря было основано в 1845 году, ещё до возобновления самого монастыря. Оно и сейчас находится в восточной части монастыря. Там нашли свое последнее упокоение: Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, С. П. Боткин, П. И. Багратион, Н. А. Римский-Корсаков и многие другие. Здесь же похоронен и сам архитектор монастыря Н. Е. Ефимов.
Неподалёку от монастыря, у апсиды бывшего домового храма церковноприходской школы, находится могила обер-прокурора Священного Синода К. П. Победоносцева, похороненного там по своему завещанию в 1907 году, а также его жены, умершей в Ленинграде в 1932 году.
3 июля 1884 года южнее монастырского ансамбля была заложена новая церковь. Она строилась по проекту архитектора Н. А. Мельникова. 16 сентября 1884 года она была освящена. К церкви примыкал монастырский скит, вокруг был расположен сосновый лес. В конце 1920-х годов церковь была снесена.
В 1895 году рядом с Воскресенским собором была возведена грандиозная четырёхъярусная монастырская колокольня. Она напоминала Колокольню Ивана Великого в Московском кремле. В первом ярусе находился парадный арочный вход в монастырь. Во втором ярусе находилась надвратная церковь Святого Исидора Пелусиота, небесного покровителя правившего тогда митрополита Исидора. В двух верхних ярусах колокольни находились звонницы. Как и на барабанах куполов собора, оба верхних яруса опоясывала аркада, в каждой второй арке которой находился проём. Венчал колокольню объёмный луковичный купол.
У входа на кладбище находилась каменная церковь, облицованная глазурованным кирпичом, Святого Илии Пророка. Она была построена в 1888 году по проекту архитектора Л. Н. Бенуа в московском стиле. Церковь была пятиглавой с луковичными куполами. Над карнизом здания находились закомары. Алтарная апсида была увенчана луковичной главкой с крестом. Внутри церковь была богата своим убранством. Там находился резной дубовый иконостас и богатая церковная утварь. Они были созданы в петербургских ювелирных мастерских.
В центре кладбища была расположена церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Она была возведена в 1856 году над могилой командира Александрийского гусарского полка А. Н. Карамзина, сына русского историографа и писателя Н. М. Карамзина, отчего получила второе название — «Карамзинская». Позже там была похоронена его жена.
В церкви имелась вырезанная из слоновой кости икона Воскресения Христова, считавшаяся одной из самых красивых в Петербурге.
Новая кирпичная Казанская церковь была заложена 8 июня 1908 года и строилась по проекту архитектора В. А. Косякова. В 1912 году строительство окончено, была проведена отделка храма. Приземистый кирпичный пятиглавый двухэтажный храм стал превосходным образцом неовизантийского стиля.
Внешне он напоминает Софийский собор в Константинополе. Каждый купол храма расположен на низком барабане, опоясанном аркадой, создающей урезы на куполе. Купола были покрыты особой черепицей, как в Греции. (Историческое черепичное покрытие уничтожено при последней реставрации и заменено медным листом). В каждой арке находится окно. Порталы, в которых располагаются входы, образованы массивными пилонами со сводами, украшенными резьбой. Завершением каждого портала является полуциркульная кровля с большим полукруглым окном. Окна фасада также имеют большой размер и полукруглую форму. В восточной части фасад завершают три апсиды, одну из которых венчает купол на барабане средней высоты. Барабан опоясывает такая же аркада, при этом окна в каждой арке имеют вытянутую форму. Верхняя часть барабана декорирует живописная мозаика сине-голубых тонов.
Внутри трёхпрестольный храм отделан в русском стиле и выглядит весьма величественно. Росписи выполнены художником Ф. Р. Райляном. В 1910—1915 он же выполнил темперой живописные работы, большей частью сохранившиеся до наших дней. Круглый в плане церковный зал разделён на три нефа. Центральный зал напоминает ротонду, окружённую колоннадой, образованной колоннами из красного мрамора с позолоченными капителями. За пределами этой ротонды находятся два боковых нефа, заканчивающиеся иконостасами боковых приделов. Таким образом, боковые иконостасы отделены от центрального стенами. Под каждым из малых куполов устроены хоры. Особенную ценность представляли три пышных позолоченных иконостаса — двухъярусный в основном престоле и одноярусные — в боковых. Киоты икон также позолочены. Слева от алтаря между колоннами стояла рака с частью мощей святого Иллариона.
В 1912 году строительство храма было закончено, но освятить его не удалось, и росписи так и не были закончены.
После основания при монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, просфорная, поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник.
В 1904 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др.
При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа с домовой церковью во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В процессе нашей работы нельзя, на мой взгляд, не упомянуть и о монастыре основанном в Санкт-Петербурге уже в XX  веке.
Иоа;нновский монастырь на Ка;рповке был основан о.Иоанном Кронштадским (протоиерей Андреевского собора в Кронштадте Иоанн Ильич Сергиев); здесь же покоятся его мощи. Построен монастырь в неовизантийском стиле по проекту епархиального архитектора Н. Н. Никонова.
Монастырь был задуман как подворье Иоанно-Богословской женской общины, созданной Иоанном Сергиевым в своём родном селе Сура. 8 мая 1900 года было освящено место для подворья; 16 сентября того же года епископ Ямбургский Борис (Плотников) совершил его закладку.
В 1901 году община получила статус монастыря, а подворье стало самостоятельной обителью.
Нижний храм прп. Иоанна Рыльского собора Двунадесяти апостолов был освящён 17 января 1901 года о. Иоанном Кронштадтским; главный храм, занимающий два верхних этажа, освящён 17 ноября 1902 года митрополитом Антонием (Вадковский) при участии о. Иоанна.
В период с 1903 года по 1908 год был завершён строительством пятиэтажный дом для причта и желающих жить при монастыре, здание лазарета, иконописной и рукодельной мастерских и келий; в подвальном этаже храма возведена церковь-усыпальница, освящённая благочинным Александро-Невской лавры архимандритом Макарием во имя пророка Илии и св. царицы Феодоры (небесных покровителей родителей протоиерея Иоанна) 21 ноября 1908 года — на следующий после кончины о. Иоанна день.
Вскоре по смерти устроителя монастыря, в январе 1909 года, Святейший Синод опубликовал рескрипт от 12 января того же года императора Николая II на имя митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского) и вынесенное Синодом во исполнение оного определение от 15 января, которым, в частности, «Иоанно-Богословский в С.-Петербурге женский монастырь, в коем покоится ныне тело почившего» возводился в степень первоклассного.
Продолжали учреждаться и строиться монастыри на терртории Петербургской губернии (нынешней Ленинградской области).
Так учрежденная Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь; основанная еще в 1734 г была православным мужским монастырем (пустынью), в посёлке Стрельна.
С 1734 году; до 1918 года имела статус первоклассной обители; с 1819 года до 1834 находилась в ведении Петербургских викариев епископов Ревельских.
В более «отдаленных районах можно выделить Антониево-Дымский Свято-Троицкий монастырь.
Этот мужской монастырь и сейчас находится в деревне Красный Броневик Бокситогорского района Ленинградской области в 17 километрах от Тихвина и 20 километрах от Бокситогорска.
Во время секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь был упразднен, соборный храм стал приходским.
В 1794 году архимандрит Тихвинского монастыря Игнатий обратился с ходатайством о возобновлении монастыря к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу. Указом от 1 сентября 1794 года Дымский монастырь был возобновлён с общежительным уставом, составленным собственноручно митрополитом и присланным им 11 октября 1795 года.
Император Павел I 9 апреля 1799 года пожертвовал из казны на починку монастыря 2000 сосновых деревьев.
В XIX веке обитель была обновлена.
Большинство деревянных построек заменены каменными. В 1839 году трудами настоятеля Амфилохия вокруг монастыря была возведена каменная ограда с четырьмя башнями по углам и Святыми вратами. В 1840 году, при игумене Иларии, был построен одноэтажный братский корпус; в 1846 году — 2-этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней; в 1849 году — 2-этажный паломнический корпус; в 1850 году — хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня.
При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень.
Монастырь был 3-классным, получал ежегодное содержание в размере 85 рублей 71 копеек, в общей сложности его доходы не превышали 110 рублей в год.
В монастырском пользовании также были озеро, пашня, огороды, луговая земля и дровяной лес. Доходу способствовала ежегодная 4-хдневная Антониевская ярмарка, проходившая в празднование дня памяти святого Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля).
Количество насельников, начиная с 30 иноков Тихвинского монастыря, поселившихся сюда в 1794 году, увеличилось к 1917 году до 55-ти. Последним настоятелем обители был игумен Феоктист (Кириллов).
Таким образом, мы видим что «столичный» статус Санкт-Петербурга и окружавшей его губернии, обеспечивал развитие Православной, в том числе и монастырской, культуры.
Монастырские постройки возводились по проектам выдающихся архитекторов и оформлялись выдающимися художниками, скульпторами, ювелирами и т.д.
Вокруг монастырей складывались «культурно-духовные» анклавы, оказывающие влияние не только на жизнь города, но и  всей страны.
Однако, «особый статус» Петербурга - Петрограда, уже как «колыбели Октября», сыграл злую шутку в судьбе монастырей. Начиная с Октябрьского переворота 1917 года они начали приходить в упадок и запустение и к 30 годам были закрыты и секуляризированы.
Не навсегда!!!
Но их возрождения нам пришлось ждать долгие десятилетия.
1.2 Современное состояние монастырей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Медленное возрождение монастырей и монастырской жизни стало заметно в регионе Санкт-Петербурга (Ленинграда) и Ленинградской области в последнем десятилетии ушедшего XX века. С течением времени, возрождение духовной жизни стало более заметным и от того более быстрыми. У монастырей появились защитники, ктиторы (спонсоры), государство обратилось к практике возвращения конфискованных и секуляризированных земель и строении, многие их которых были возвращены в лоно Православной церкви.
А главное в церкви вернулись прихожане, а в монастыри братия, насельники, послушники, они «обросли» волонтерами-добровольцами, которые придали мощный импульс возрождению этой культуры.
В результате сегодня в Санкт-Петербургской и Ладожской митрополиии (территория Санкт-Петербурга и Ленинградской области) имеется полтора десятка монастырей. И каждому из них мы уделим внимание в этом параграфе нашего исследования.
Александро-Невская лавра
Послереволюционная и советская история этого духовного оазиса была печальна. В 1918 монастырь формально упразднён, но явочным порядком продолжал действовать до 17 февраля 1932, когда в ночь на 18 февраля в Ленинграде были арестованы все монашествующие. В 1922 Лавра подчинилась обновленческому Высшему Церковному Управлению; но в октябре 1923, но, чуть позднее, примкнула к «Тихоновской» Церкви.
Троицкий собор был закрыт в 1934; в январе 1936 была закрыта последняя остававшаяся действующей Духосошественская церковь.
Однако, уже в 1957 возобновлены богослужения в Троицком соборе, ставшем приходским.
В 1996 начался процесс возрождения монашеской общины.
С 1996 наместник Лавры — архимандрит Назарий (с 2009 года — Епископ Выборгский) (Лавриненко).
3 ноября 1997 Приходское собрание Троицкого собора было упразднено и управление передано Духовному собору Лавры; был принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь.
Окончательная передача всех зданий Лавры епархии состоялась 18 апреля 2000.
Вместе с возрождением монастыря и литургической жизни в Лавре идет активное возрождение ремесел, которыми всегда занимались православные христиане: иконописная мастерская, краснодеревщики, ювелирная мастерская, мастерская христианской оловянной миниатюры
Александро-Свирский монастырь
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь — православный мужской монастырь в Ленинградской области, в 21 км от города Лодейное Поле. Является памятником архитектуры.
В годы советской власти обитель использовали под Свирьлаг, детский и инвалидный дома. Некоторое время в монастыре располагался техникум, а в Троицком комплексе находилась психиатрическая больница.
Восстановление обители началось в 1997 году.
Подворье Александро-Свирского монастыря на сегодняшний день располагается в Весёлом поселке Невского района города Санкт-Петербурга.
Антониево-Дымский монастырь
Антониево-Дымский Свято-Троицкий монастырь — мужской монастырь в деревне Красный Броневик Бокситогорского района Ленинградской области в 17 километрах от Тихвина и 20 километрах от Бокситогорска.
В 1919 году монастырь был упразднён. По рассказам местных жителей, «для разгона монахов» пригнали броневик. В память о том событии обитель переименовали в населенный пункт «Красный броневик».
В 1921 году в монастырских помещениях был расположен «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с названием «Красный броневик». По сути, её деятельность заключалась в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи.
Троицкий собор действовал до конца 1930-х годов в качестве приходского храма. В это же время было уничтожено и монастырское кладбище.
После Великой Отечественной войны в сохранившемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Затем в зданиях расположилась психиатрическая больница.
В последние десятилетия остатки монастыря были переданы бокситогорскому комбинату «Глинозем», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря использовался под склад. В 1956—1961 годах он был окончательно разобран.
К началу 1990-х годов от комплекса монастыря сохранились: остов четырёхъярусной соборной колокольни, келейный двухэтажный корпус (1830-е годы), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867 год), здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных монастырских построек.
В 1994 году на Дымском (Святом) озере у камня, на котором, по преданию, молился преподобный Антоний, был установлен 4-метровый деревянный крест. Его установка была приурочена к 770-летию со дня преставления преподобного Антония (1224—1994) и 200-летию 2-го возобновления монастыря в 1794 году.
30 октября 1997 года Антониево-Дымский монастырь был передан Русской православной церкви и приписан в качестве скита к Тихвинскому монастырю.
В 2000 году было начато восстановление главного собора монастыря, которое продолжается до настоящего времени. В 2001 году в монастыре произошло третье обретение мощей преподобного Антония. На Дымском озере возведена деревянная часовня преподобного Антония.
6 октября 2008 года монастырь стал самостоятельной обителью, его настоятелем назначен игумен Игнатий (Бузин)
Введено-Оятский монастырь
Введено-Оятский женский монастырь — православный монастырь в Ленинградской области на берегу реки Оять примерно в 200 км к востоку от Санкт-Петербурга.
В 1991 г. разрушенный монастырский комплекс был передан Свято-Троицкому Измайловскому собору Санкт-Петербурга для ведения подсобного хозяйства.
Летом того года прихожане собора приехали на посадки: посадили картошку. В числе прихожан была Лидия Александровна Коняшова – в будущем первая настоятельница монастыря.
Когда пришло время уезжать, Лидия Александровна не смогла бросить разоренную обитель – она осталась. Год был прожит в тяжелых условиях: холод, отсутствие воды, элементарных удобств, скудость во всем.
В следующем году от правящего архиерея митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) было получено благословение на создание женской общины.
Главными событиями в новом периоде жизни восстанавливающегося монастыря стали канонизация в 2000 г. преподобных Сергия и Варвары, родителей св. Александра Свирского – Небесных Заступников обители, и обретение места их погребения летом 2003 г. Обнаружить место упокоения св. Сергия и Варвары удалось благодаря сохранившимся в архивах чертежам Богоявленского собора, в котором в правой части Преображенского придела находились их гробницы. Архитектор Аплаксин не только четко нанес гробницы на чертежи самого храма, но и сделал схему всего монастыря.
Монастырь имеет подворье в Санкт-Петербурге – храм святой блгв. кн. Анны Кашинской на Выборгской стороне. Подворье осуществляет связь обители с верующими Петербурга, в храме всегда можно узнать подробную информацию о монастыре.
Воскресенский Новодевичий монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге — православный женский монастырь Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви, близ Московской заставы. Адрес: Московский проспект, д. 100.
В 1918 году монастырь был упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности.
В 1927—1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских последовательно: Серафима (Чичагова) и Алексия (Симанского).
В 1937 году церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась.
В 1930-е годы внешний облик монастырского ансамбля был искажён.
Для спрямления Международного (ныне Московского) проспекта — главной магистрали города, выводящей на Московское и Киевское шоссе — пришлось взорвать важнейшую вертикальную доминанту монастыря, Свято-Исидоровскую колокольню.
Были также сняты купола Воскресенского собора, снесены часовни и кладбищенские церкви (Скорбященская и св. Илии Пророка). В основном корпусе монастыря разместился режимный оборонный НИИ электромашиностроения, в связи с чем были перестроены и внутренние помещения монастырских зданий.
С 1990 года началось постепенное восстановление монастыря. В 1989 году Казанская церковь была передана приходу РПЦЗ.
В ноябре 1995 года монастырь был юридически возобновлён. К этому времени монахинями вновь была обретена могила игуменьи Феофании, расположенная между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора, в советское время она была осквернена и долго находилась под асфальтом.
В момент восстановления монастыря ему были переданы три запущенных полуразрушенных флигеля. В одном из них помещались кельи, в двух других — трапезная, богадельня, библиотека, мастерские. Тем не менее, в большей части корпусов продолжал размещаться НИИ электромашиностроения.
Летом 2001 года монастырю была отдана Князь-Владимирская церковно-приходская школа, а осенью того же года было принято решение о возвращении монастырю всех зданий, когда либо ему принадлежавших.
Прихожане московского храма Христа Спасителя пожертвовали монастырю образ Державной иконы Божией Матери.
С 2002 года начались реставрационные работы в Казанской церкви и южном корпусе, воссоздание Воскресенского собора и Афонской церкви. На данный момент у обоих этих храмов восстановлены купола, Афонская церковь полностью воссоздана и действует, как и южный монастырский корпус, в Воскресенском соборе пока ведётся реставрация, большая часть которой уже проведена.
Казанская церковь также полностью отреставрирована. Реставрация северного корпуса ещё не начата, церковь Трёх Святителей по-прежнему стоит без куполов. Воссоздание этого корпуса начато в 2008 году.
Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря вновь стал поражать глаз наблюдателя своим великолепием.
Однако, вопрос о восстановлении Свято-Исидоровской колокольни так и не был решён. Вместо этого, несмотря на протесты общественности против изменения «высотного регламента» (т.е. предела высоты построек, соблюдавшегося до конца XX века), развернулось освоение площади под элитарную высотную застройку за монастырём. На фоне строящихся с 2007 года рядом с монастырём многоэтажных зданий с элитарным дорогостоящим жильём, Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге несколько утратил свою величественность.
Зеленецкий-Троицкий монастырь
Зеленецкий-Троицкий монастырь (или Мартириева Зелёная пустынь) — мужской монастырь, расположенный в посёлке Зеленец Волховского района Ленинградской области.
В 1919 году монастырь был закрыт, и возобновлён лишь в 1993 году. В монастыре ведутся реставрационные и восстановительные работы.
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Иоанновский монастырь на Карповке — православный ставропигиальный женский монастырь на набережной реки Карповки в Санкт-Петербурге. Адрес — СПб, наб. р. Карповки, 45.
В 1919 обитель была обращена в трудовую коммуну, в 1923 году — ликвидирована (сестры жили в ней ещё три года). После захвата в 1922 году епархиального управления в Петрограде сторонниками обновленчества, община обители примкнула к так называемой Петроградской автокефалии, во главе которой после ссылки архиепископа Алексия (Симанского) стал епископ Николай (Ярушевич). После ареста и ссылки последнего, 12 мая 1923 года, под давлением властей, движимое и недвижимое имущество монастыря было передано обновленческой общине (двадцатке); 19 мая того же года губисполком принял решение о ликвидации монастыря, что удалось осуществить только в ноябре (ввиду протестов обновленческого руководства)
Здания монастыря переданы мелиоративному техникуму; в марте 1926 года был замурован вход в усыпальницу отца Иоанна. Почти все монахини были в начале 30-х годов арестованы и приговорены к ссылке в Казахстан.
В ноябре 1989 года монастырь передан епархии и открыт как подворье Пюхтицкого монастыря; 1 ноября, в день рождения отца Иоанна, состоялось освящение нижнего храма во имя святого Иоанна Рыльского.
12 июля 1991 года, в день престольного праздника, Патриархом Алексием II был освящён верхний храм во имя Двенадцати Апостолов.
Монастырь является ставропигиальным (т.е. имеет статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно Патриарху или Синоду). с 25 декабря 1991 года.
Коневский монастырь (Коневецкий монастырь)
Коневский Рождество-Богородичный монастырь (фин. Konevitsan Jumalansynnytt;j;n syntym;n luostari) — православный мужской монастырь на острове Коневец в западной части Ладожского озера в Ленинградской области.
После Октябрьской революции 1917 года монастырь оказался на территории новой независимой Финляндии и попал под юрисдикцию автономной Финской Православной церкви (в соответствии с решением Вселенского Константинопольского патриархата).
Остров был укреплён финскими военными, гостиницы были заняты военнослужащими.
Во время Финской войны и Великой Отечественной войны здания монастыря были повреждены. 13 марта 1940 года монахи эвакуировались в Финляндию, забрав с собой икону Коневской Божией Матери, но оставив иконостас, церковные колокола и библиотеку.
Личные вещи Святого Арсения (ковш из капа и наперсный крест) ныне находятся в музее Православной церкви в Куопио (Финляндия). Коневская псалтырь, датированная XIV веком, по непроверенным данным, была отправлена в Российскую национальную библиотеку.
Монахи вернулись на короткий период, в течение войны 1941—1944 годов, но затем снова ушли вместе с финской армией в августе 1944 года. Впоследствии они присоединились к монахам, бежавшим из Валаамского монастыря, и основали Ново-Валаамский монастырь в Финляндии.
В советский период монастырь занимали военные.
В 1990 году он стал одним из первых монастырей в регионе, которые было решено вернуть Русской Православной Церкви.
В ноябре 1991 года были обретены мощи преподобного Арсения Коневского, скрытые от шведов в 1573 году.
Сегодня монастырь посещает большое количество паломников и туристов, продолжаются восстановительные работы, открыты два подворья — в Петербурге и Приозерске.
Сергиева Приморская пустынь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь; Троице-Сергиева пустынь; Сергиева пустынь — православный мужской монастырь (пустынь), в посёлке Стрельна, ныне в черте города Санкт-Петербурга. Основан в 1734 году; до 1918 года имела статус первоклассной обители; с 1819 года до 1834 находилась в ведении Петербургских викариев епископов Ревельских. Адрес: Санкт-Петербург, Стрельна, Петербургское шоссе, д. 15
В 1931 году пустынь была закрыта, насельники отправлены в ссылку, монастырское кладбище уничтожено. На последнем, ещё с екатерининских времен, подобно кладбищам Александро-Невской лавры, Донского и Симонова монастырей в Москве, хоронили умерших из знатных родовитых семей: Апраксиных, Дурасовых, Мятлевых, Строгановых и многих других.
Здесь были похоронены архитекторы А. М. Горностаев и А. И. Штакеншнейдер. Свято-Троице-Сергиева пустынь серьёзно пострадала в 1930-х годах, а также в период Великой Отечественной войны.
Пустынь была вновь открыта в 1993 году.
Старо-Ладожский монастырь
В 1927 году монастырь закрыли официально, но монашеская община смогла просуществовать до 1937 года в виде рыболовной артели. На территории монастыря с 30-х годов XX века разместили моторно-тракторную станцию, ремесленную школу и общежитие.
26 декабря 2002 года Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил открытие Никольского монастыря для возрождения в нём монашеской жизни.
Тихвинский монастырь (Тихвин)
В 1920-х годах монастырь был закрыт, а чудотворная икона стала экспонатом местного краеведческого музея.
Во время Великой Отечественной войны город был лишь в течение недолгого времени оккупирован немецкими войсками, но при отступлении они вывезли икону в Псков, где передали Псковской духовной миссии, потом икона попала в Ригу, Либаву, Яблонцы, американскую оккупационную зону в Германии, оттуда епископ Иоанн (Гарклав) вывез её в Чикаго (США).
Умирая, отец Иоанн оставил завещание, по которому возвращение святыни в Россию возможно только при полном возрождении Тихвинского монастыря.
В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён, а в 2004 году икона была возвращена в монастырь.
В апреле 1995 года жители г. Тихвина обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря—святой обители, которой город Тихвин и обязан своим появлением.
Уже через месяц было зарегистрировано религиозное объединение «Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь».
В том же году в монастырь въехали первые насельники, которые вместе с паломниками начали реставрационные и строительные работы по восстановлению монастыря. Был совершен первый монашеский постриг в уже действующем монастыре. А годом позже возобновилась праздничная служба.
9 июля 1997 г. в Успенском соборе монастыря состоялось первое архиерейское богослужение, которое возглавил Его Высокопреосвященство Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.
Немногочисленна пока братия Тихвинской Успенской обители, но велико радение монахов и послушников о святом месте.
  Весной 2003 г. было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы в родную обитель. По просьбе хранителя образа протоиерея Сергия Гарклавса первое место остановки иконы после перелёта из Америки было в Риге, затем Москва, Санкт-Петербург и, наконец, Тихвинский монастырь. Этот маршрут был одобрен и утвержден Патриархом, по благословению которого была также создана рабочая группа по организации возвращения.
Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на Родину 23 июня 2004 г. В день общецерковного празднования явления образа 9 июля 2004 года (26 июня по ст. стилю) в Тихвинском монастыре торжественную литургию отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении предстоятеля Православной Церкви в Америке Митрополита Германа и сонма священнослужителей.