Янг-стрит-1. Джуди

Евгения Серенко
               

   Янг–стрит (Yonge street) – улица в Торонто, длина которой составляет 1896 км.     Самая длинная улица в мире. 

***

 - Джуди, мне нужен совет. Не могу придумать: что подарить мужу на день рождения?

 - Подари ему кусочек леса, - ответила Джуди. – Или птицу. А можно оленя или белого медведя. Что ему больше нравится?

 - Джуди! Я серьёзно, а ты... А как это – кусочек леса?

   Джуди достала три красивых сертификата:

 - Смотри. Это - мой лес, мой карибу, мои птички – кардиналы. А это, - она протянула мне лист бумаги, – сайт, где ты можешь выбрать мужу подарок.



   Многому научила меня моя Джуди.
 
   Она жила на последнем этаже огромного небоскреба в самом начале Янг-стрит – улицы, которая для Торонто что Тверская для Москвы или Невский для Питера.
   Она начинается на берегу озера Онтарио и устремляется на север, разделив город на две части: западную и восточную. Если какая-то улица пересекает Янг-стрит, то, словно спотыкаясь о неё, меняет свое название: Eglinton West, например, переходит в  Eglinton East. Под Янг-стрит проложена ветка метро; на ней – самые популярные рестораны, самые большие торговые центры, самые... самые.... всё – самое–самое, а главное – Янг-стрит тянется на тысячу восемьсот девяносто шесть километров.
   Да, да, это не ошибка: почти на две тысячи километров. Она бежит по Торонто, его северным пригородам до города Бэрри, а там переходит в одиннадцатый хайвэй и, промчавшись среди скал и лесов, круто поворачивает на запад. Встретится на пути какой-нибудь город - хайвэй снова становится улицей Янг. И так - на протяжении почти двух тысяч километров, чтобы остановить свой бег в небольшом городке Rainy River на границе Канады и штата Миннесота.

   Вот на такой удивительной улице, в небольшой квартирке с окнами на север – конечно, на север! - жила моя Джуди.

 - Джуди, что это? - я подняла легкую трубку длиной около метра.

 - Пимак, - ответила Джуди. – Флейта, на которой не просто играют, но и лечат болезни, восстанавливают  силы, даже привораживают любимых. У индейцев племени кри она очень популярна: как барабан. 

 - А это что за странные палочки, Джуди?

 - О... это! Это - барабанные палочки, но не простые, а в форме водяной змеи. Барабан звучит совсем по-другому: тревожно... мурашки по коже. Хочешь попробовать?

 - Нет, нет, Джуди, я тебе верю.   
 
 - А чтобы узнать, в каком из озер живут эти змеи, нужно замереть в каноэ и смотреть на воду. Почувствуешь пристальный взгляд из глубины – это они. Нет врага опасней для народа кри, чем эти змеи.


   Индейцы кри. Огромные племена, испокон веков живушие на севере нынешней провинции Онтарио. К ним и приехала когда-то молоденькая Джуди - учить детей английскому языку. «Я бежала от одной любви - и попала в другую. Бежала от несчастливой любви к одному человеку, а полюбила целый народ, и прожила свои счастливые годы в крохотном деревянном доме среди льдов и снегов на побережье  Гудзонова Залива. Индейцы умели говорить по-английски, но не умели читать и считать. А им нужно было работать на почте, продавать мясо карибу и меха,  строить теплые дома вместо продуваемых ледяными ветрами вигвамов. Я не только учила детей языку – я рассказывала им о Боге. Я говорила индейским детям: любите друг друга. И однажды один ученик сказал мне: «Вечером тебя ждет мой отец». Его отец был шаманом. Я пришла к ним в вигвам. «Чему ты учишь наших детей? – спросил шаман. – Повтори. Слово в слово». Посреди вигвама горел костёр, было жарко и неуютно. Шаман не проронил ни слова, пока я рассказывала об учении Иисуса Христа. А потом сказал: «Он – хороший человек, твой  Иисус.   И говоришь ты – будто ручей  бежит по камням. Я разрешаю тебе учить детей моего народа».

   О многом рассказывала  мне  Джуди, и это по ее совету мы отправились однажды почти за две тысячи километров, чтобы проехать Янг-стрит: от начала – и до конца.