Материя и Информация

Ким Вадим
С появлением персональных компьютеров и интернета роль информации в жизни людей, общества и человечества заметно повысилась, и люди стали задумываться над тем, а что же это такое – ИНФОРМАЦИЯ.

И, разумеется, как всегда, возник извечный вопрос: а что первично - ИНФОРМАЦИЯ или МАТЕРИЯ?   И, разумеется, как всегда, стали появляться в большом количестве теории, где информацию стали представлять как первооснову всего, как изначально существующую программу развития мира. Появились теории, склоняющиеся к верности библейского мифа о сотворении мира, только в качестве Бога теперь выдвигается существующая изначально программа возникновения и развития мира. То есть опять наблюдается сползание в идеализм, или попытка совместить две противоположные точки зрения  - материалистическую и идеалистическую, утверждая, что правы и те и другие.

В действительности, ИНФОРМАЦИЯ не является тем, что предшествует матери, то есть не является первоосновой мира, а есть то, что отражается материей в самой себе. При этом одна часть материи выступает в качестве источника информации, а другая – носителя информации о той части материи, которая отражается.

МАТЕРИЯ несет в себе ИНФОРМАЦИЮ о себе.

ОТРАЖЕНИЕ - это ИНФОРМАЦИЯ в чистом виде.

Отражение может быть непосредственным, как отпечаток скелета рыбы на известняке или зеркальное отражение, или опосредствованным, как запись изображения на магнитном носителе, или отражение объективной реальности в голове человека.
Информация, хранящаяся на материальном носителе, при определенных условиях может воспроизвести копию отраженного звука, изображения, человека, как его клон, то есть материализоваться, но при этом она остается вторичной по отношению к материи и не является ее первоосновой, как это пытаются  представить церковь и теоретики с идеалистическими взглядами на мир.

Следовательно, при определенных условиях, не только МАТЕРИЯ превращается в ИНФОРМАЦИЮ путем отражения самой себя, но и  ИНФОРМАЦИЯ превращается в МАТЕРИЮ путем ее материализации.

Информация по мере эволюции материи, с возникновением жизни, начинает не только фиксироваться,  но использоваться для воспроизводства жизни и приспособления живого организма к окружающей среде, а с возникновением человека начинает использоваться и для преобразования мира в интересах людей, и тем самым -  для дальнейшего развития материи, но при этом остается вторичной по отношению к ней.

До возникновения жизни информация отображается материей в самой себе лишь пассивно, и все процессы в Природе протекают стихийно, случайным образом, с одной лишь определенностью – в направлении усложнения материи. Новые материальные образования возникают случайным образом и могут существовать миллионы и миллиарды лет, прежде чем разрушаться и исчезнут. Эти образования случайные и одноразовые, они возникают случайным образом, а не по записанной материей в самой себе программе развития, как, например, ДНК клетки, и после разрушения могут вновь образоваться лишь случайным образом.  Но с  возникновением жизни материя начинает не только отражать и запоминать информацию, но и использовать ее для воспроизводства жизни, то есть для создания живого организма уже не случайным образом, а по программе развития, записанной в ДНК клетки. При этом и отражение информации об окружающей среде осуществляется живым организмом уже не пассивно, а активно. То есть живой организм реагирует на изменения, происходящие в окружающей среде, являющиеся жизненно важными для его жизни.
Таким образом, материя с определенного момента своего развития начинает использовать ИНФОРМАЦИЮ для воспроизводства жизни, ее сохранения и развития.
При этом вектор развития материи на усложнение путем естественного отбора приводит к эволюции живых организмов по двум направлениям, создавая растительный и животный мир.

Растения и животные приспосабливаются к окружающей среде на уровне генов посредством естественного отбора, а не преобразуют окружающий мир под себя, как это делают люди, хотя своими действиями (реакциями) они, безусловно, вносят свою лепту в изменение окружающей среды, но не целенаправленно, а как слепое последствие их жизнедеятельности, направленной на выживание. Люди же, как только они начинают целенаправленно преобразовывать окружающий мир под себя, практически престают изменяться в генетическом плане как вид Homo sapiens.
В этом заключается коренное отличие человека от растений и животных.
Но для того, чтобы живой организм мог не только улавливать существующие  в природе связи, но и моделировать новую реальность, он должен был подняться на принципиально новый уровень отражения информации, которую материя несет сама в себе, то есть стать существом разумным, каковым является человек. И этим принципиально новым уровнем отражения реальной действительности является отражение отражения посредством языка.
У животных и тем более у растений нет второго уровня отражения посредством языка. У них, конечно, есть определенные представления об окружающем мире, они улавливают существующие в нем и важные для их жизнедеятельности связи, и выстраивают на их основе программу поведения, но на рефлекторном, а не на понятийном уровне. У них до языковый второй уровень отражения, который в процессе эволюции с появлением Homo sapiens достигает наивысшего уровня. То есть с появлением Homo sapiens количество переходит в качество и непосредственно отраженное отражается еще раз посредством языка и поднимает отражение до уровня понятий, до уровня моделирования реальной действительности в голове человека, что позволяет ему познавать Природу на качественно новом  уровне, недоступном для животных, даже самых высокоразвитых, и, тем более, для растений.
Язык человеческий, поднятый до уровня понятий, позволяет людям не только познавать природу вещей и обмениваться информацией, накопленными знаниями, но и создавать идеальные планы своих действий в повседневной жизни или при каких-либо глобальных преобразованиях в интересах всего человечества.
Что же касается животных,  даже самых высокоразвитых, у них, если и есть свой язык, то он выполняет лишь сигнальную функцию.

Таким образом, можно констатировать, что с появлением человека МАТЕРИЯ переходит на качественно новый уровень развития – она начинает сама себя познавать и использовать эти знания (отражения), для дальнейшего развития. При этом люди, познающие и преобразующие природу в своих интересах,  сами являются частью Природы (материи), которая развивается по своим законам, и где человек есть лишь одно из колесиков сложной целостной  системы мира. Религия же и идеалистическая философия все ставят с ног на голову, и таким образом появляется Бог, Высший разум и Абсолютная идея.