2. Подарите ребенку звонкий смех

Ирина Горбань
(наверное, это цикл)

   По канонам жизни каждому ребенку положено иметь двух бабушек и двух дедушек. В крайнем случае - одну бабушку и одного дедушку. В жизни Аришки был самый крайний случай: только одна мама. Чтобы жизнь не казалась совсем серой, объявилась соседская бабушка Фрося. Наверное она бы выглядела совсем иначе, не имея в хозяйстве двух собак, корову, поросенка, курей, инвалида сына. Вечно в засаленном переднике, стоптанных и дырявых тапочках, но без пресловутой косынки, которую
носили ее товарки, она бродила по двору.

   Когда у бабы Фроси из дырявых тапок вылазили перекрученные подагрой пальцы, было страшно смотреть, как они от нервного спазма самостоятельно налезали один на другой. Бабушка в это время что-то шептала и с силой потирала свои ступни. В этот момент ей было совсем безразлично, сколько грязи налеплено на ногах, ведь она только что вышла из сараюшки. У нее и кухня называлась "кухонька", и скромная саманная хатка - "зала", и пристройка к подвалу - "пригребица".

   С утра до вечера работающей маме было больно, но удобно оставлять ребенка одного в доме, зная, что рядом существует зоркий глаз соседки. Молодой женщине не очень нравился вездесущий нос бабы Фроси, но выбора не было. Дочь присмотрена - и слава Богу!.

   Жаловаться на бабу Фросю было запрещено изначально. "Это верх невоспитанности", - говорила мама. А так хотелось быть воспитанной, поэтому приходилось воспринимать чужую бабку с любыми ее поступками. А поступки у нее были разными: то угостит стаканом молока с воздушным домашним пирожком, а то запрёт на замок в доме ихоть плачь, хоть кричи - она так решила. Возможно в это время ей надо было сходить в сельпо или к соседке, а ребенка оставлять  одного во дворе она не решалась.


   Всё бы так и продолжалось, если бы не одно событие.  Аришка играла во дворе с морскими свинками. Она их выгуливала на травке, подкармливая кусочками морковки и яблоками. Было лето. Свинки жили в огромной коробке во дворе и это было удобно маме. В дом эти животные со специфическим запахом не заносились.  Их вечером можно было просто прикрыть старой тряпкой, а утром снова выпускать на волю. Ничего не замечая вокруг, девочка так увлеклась своими живыми игрушками, что встрепенулась от непонятного звука.

   Баба Фрося во двор вошла со своим сыном , которого все соседи звали Культя. У него с детства не было половины руки. Когда-то,  ребенком, онстащил у немцев  гранату и решил ее испытать на лугу. Испытание прошло "успешно". Последствия остались на всю жизнь. Культя был любителем самогоночки и всегда пользовался своим положением инвалида. Вечно не работающий и вечно пьяный, он скользящей походкой подошел к Жучке и протянул руку к ошейнику. Жучка оскалилась на всю пасть и зарычала. Аришка оглянулась: кто посмел обидеть больную собаку?

   Вот уже полгода Жучка живет практически голая. Лишай съел почти всю шерсть на спине собаки. Это наверное было очень неудобно, потому что Жучка себя изгрызла до крови. Только собачьи глаза были разумными и добрыми, а всё остальное - сплошное больное существо. Мама часто смазывала спину собаки различными мазями, подкладывала в пищу всевозможные таблетки, но собака таяла на глазах.

   Что произошло с настроением бабы Фроси - ответить трудно. Но она решила прекратить мучения животного самым легким способом - утопить в речушке, которая протекала в конце огорода. Речушкой этот, метровой ширины поток воды, никто не решался назвать. Это были сливные канализационные отходы местного завода. Детям не рекомендовалось и близко подходить к этой грязной воде, но местные мальчишки умудрялись в ней плавать, хвастая друг перед другом своей смелостью.

   Только когда Культя прицепил к ошейнику Жучки кирпич, Аришка своим детским умом поняла, что происходит у нее во дворе... И это произошло. Самая настоящая детская истерика с рыданиями, резко перешедшими в высокую температуру. Пьяный Культя плюнул себе под ноги, выматерился и ушел домой, баба Фрося убежала доить корову.

   Ариша со своей детской бедой осталась одна. Жучка слизывая с лица девочки слезы, поскуливала, не зная, как помочь, и только вяло виляла хвостом.

   Много времени с тех пор прошло. Не стало бабы Фроси, завалилась ее саманная  "пригребица". Но с тех пор у Ариши никогда в жизни не было животных,а в памяти навсегда остался умный взгляд Жучки. Простила ли собака поступки людей? Наверное простила. Собаки умеют прощать. Иначе они - не собаки...
А Аришка?..