Так не бывает?

Герман Гусев
               
        В далёкие аспирантские годы мне посчастливилось работать с Нобелевским лауреатом (дважды лауреатом Сталинской премии, первую премию получил из рук самого Сталина), патриархом советской теоретической физики, академиком  Игорем Евгеньевичем Таммом. Это было в 1965 году, когда Советский Союз был в пике своих достижений, прокладывал человечеству путь в Космос, а моё поколение, казалось, демонстрировало успех великой коммунистической программы создания нового человека.
К сожалению,  Игорь Евгеньевич (ему было уже 70 лет) был серьёзно болен, и я ходил к нему в больничную палату примерно через день, сверяя полученные им и мною результаты. Пожалуй, стоит отметить его потрясающий демократизм и отношение к молодым, как к равноправным партнерам по научному поиску. Приведу такой пример. Однажды ещё в начале нашей деятельности я был встречен на входе в палату лечащим врачом, и она, открыв дверь и войдя, оставив меня на входе, сказала: «Игорь Евгеньевич, к вам пришёл ваш ученик…». Игорь Евгеньевич почти недовольно: «Как это ученик, как это ученик…Не ученик, а сотрудник».

Вообще надо отметить его колоссальную работоспособность, несмотря на тяжёлую болезнь. Если мне удавалось дней за пять написать 75 страниц вычислений, то у него было 687, да и качество результатов превышало моё многократно. У нас иногда случались не только научные обсуждения. Однажды он рассказал мне историю далёкой молодости времён гражданской войны. Он только окончил Московский университет, и ему нужно было побывать в г. Елисаветграде (впоследствии Кировоград), где жили родители. В то время город переходил из рук в руки.  В момент прибытия Игоря Евгеньевича город был в руках белых. Его неординарная внешность (острый умный проникающий взгляд) привлекла внимание офицера контрразведки, которому казалось, что этот не по годам умный молодой человек вполне мог быть большевистским шпионом, хотя говорит, что закончил университет и готовится преподавать. Офицер был решительным и сказал, что если молодой человек не докажет, что он не шпион, то он его расстреляет. «Но как же я вам докажу?», - спросил «шпион».
- А вот так. Вот вам интеграл, вы говорите, что закончили физико-математический факультет, извольте его взять, не возьмёте – расстрел.
Впервые Игорю Евгеньевичу приходилось брать интеграл стоимостью в жизнь, но будущий Нобелевский лауреат без  особого труда доказал, что его ждёт блестящая научная карьера. Конечно, я был потрясён тем, что окажись белый офицер не таким высокообразованным, профессиональным и при всей жестокости военных законов добросовестным их исполнителем, то меня не было бы здесь в больнице, а некоторые главы квантовой механики были бы написаны не Таммом, а другими и несколько не так, как это сделал Он.

В другой раз мы разговорились о том, что я делаю в свободное время, ведь разгар лета…Я признался ему, что я отвлекаю себя от науки водными лыжами. Он оживился и сказал, что вот был в Женеве и прокатился по озеру на водных лыжах с большим удовольствием, хотя первые старты были неудачными. Я не сказал, что Игорь Евгеньевич был ещё заядлым альпинистом и очень высокой квалификации. Несколько позже его сын Евгений, тоже известный альпинист, руководил знаменитым восхождением нашей команды альпинистов на Еверест. 

Через много лет в начале девяностых годов в годы разрушительной «демократической»  революции я почему-то вспомнил эту историю с белым офицером. Мне даже представилась такая картина: интеллигентный старик идёт по набережной Женевского озера и вдруг видит, как вдоль берега скользит на водных лыжах старик примерно его возраста и кого-то напоминает ему из его далёкой и почти нереальной жизни…Его цепкий профессиональный ум не подводит. «Да, да, это же тот бывший студент-шпион, у него ещё такая звучная фамилия Тамм и имя Игорь… Стоп, да я же читал несколько лет назад, что он получил Нобелевскую премию по физике. Я ещё тогда  испытал гордость за нашу бывшую Россию, не понимая до конца почему. И вот теперь я чувствую свою причастность к успеху этого счастливчика, а ведь я мог его расстрелять и…»

Наверное, я вспомнил об этом, потому что бросается в глаза тот контраст  в поведении разных людей на сложных разломах истории. Тот белый офицер спас  для нас и нашей страны выдающегося учёного в столь драматических обстоятельствах, в то время как нынешние «благополучные демократы» бездумно и безответственно бросили под нож безумного времени сотни и тысячи выращенных не ими специалистов в науке, культуре и миллионы простых обманутых людей, особенно молодых, при этом дав разграбить не только материальные, но и духовные ценности и, в придачу, искупав в крови гражданской войны.  Вот и теперь «креативные либералы» с бывшими у власти «демократами», объединившись со всем спектром разрушителей и с «прогрессивным культурным слоем», хотят добить «остатки империи», побив все исторические рекорды безответственности по отношению не только к народу, который они якобы представляют, но и стране, которая ещё недавно была великим фактором исторического развития, пусть противоречивого, но спасавшего мир от глобализма сначала Наполеона, затем кайзера и Гитлера, а в последние пятьдесят лет от ядерных аппетитов американской военщины.