5. В. Агошков. Орельские места. Летописные вятичи

Василий Иванович Агошков
ЛЕТОПИСНЫЕ ВЯТИЧИ. Пожалуй, все мы со школьных лет знаем, что орловцы – это бывшие вятичи. Увы, дальше этого наши познания об этом племени не идут. И виноваты не только «нелюбознательные» ученики, «недобросовестные» учителя, но и учебники. Скажем, изучая былину «Илья Муромец» в 5-м классе, мы как-то не придаём значения тому факту, что былинный богатырь ехал из Мурома в Киев напрямую. Бился он с Соловьём-разбойником, а когда Илья-богатырь рассказывал об этом в Киеве, то ему не верили:

Говорит тут князь Владимир стольно-киевский:
«Ай, же ты дородный, добрый молодец,
Старый ты казак да Илья Муромец!
Ты какой дорожкой ехал в стольно Киев-град,
Прямоезжей али окольноей?»

Говорит старый казак Илья Муромец:
«Ехал я дорожкой прямоезжеей,
Прямоезжеей во стольно Киев-град».

Говорит князь Владимир стольно-киевский:
«Во глазах, мужик, ты надсмехаешься,
Хочешь ты пустым похвастаться –
Где тебе проехать дорожкой прямоезжеей,
Прямоезжеей во стольно Киев-град!
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела да замуравела...
 
 
В ответ Илья Муромец показывает им привязанного Соловья-разбойника к коню «у правого стремечка».

Почему же прямоезжая дороженька «заколодела да замуравела». Об этом авторы учебников как-то не говорят. А все дело в том, что прямая дорога из Мурома в Киев проходила по территории нынешних Тульской и Орловской областей, где в VIII–XI вв. жили вятичи. Тогда Земля вятичей была целостной восточнославянской территорией.
Данное племя жило самостоятельно и, очевидно, обособленно от других восточнославянских племен и земель.

В 966г летопись сообщает: «Победи Вятичъ Святославъ и дань на нихъ възложи». Но эта победа над вятичами не была окончательной. Владимир Святославович дважды воевал с вятичами. В 981г он «...вятичи победи, и възложи на ня дань...», а в следующем году «Заратишася Вятичи, и иде на ня Володимиръ, и победи я въторое». Сообщая об этом, летописи указывают, что не только в X, но ещё в течение всего XI века из Киева в Ростово-Суздальскую землю и Муром ездили кружным путём через Смоленск и верховья Волги.

Очевидно, нужно было миновать Землю вятичей. Переезд из Мурома в Киев через вятическую территорию и был одним из подвигов былинного Ильи Муромца. И Владимир Мономах в своём «Поучении», относящемся к концу XIв, говорит о походе через Землю вятичей, как об особом подвиге. Он не сообщает ни о покорении вятичей, ни об обложении их данью. Управлялись они в то время независимыми племенными вождями. Двое из них, Ходота с сыном, названы в «Поучении» Владимира Мономаха. С XIIв вятический регион оказался политически и административно расчлененным между Черниговской, Рязанской и Ростово-Суздальской землями.

В.В. Седов сообщает, что верхнеокская часть вятического ареала оказалась в составе Черниговской земли не только в результате политики южнорусских князей, но и вследствие заметной инфильтрации на Верхнюю Оку населения из южных областей Руси, в основном потомков северян, с кем вятичи граничили на юге.

Так, города в верхнеокском регионе возникали и отстраивались не только в процессе социально-экономического развития местного населения, но и в связи с переселением городского населения с юга. Сведения русских летописей о Земле вятичей кратки: «...а Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася Вятичи». А в поздних списках летописей XV–XVI в., кроме того, говорится: «Вятичи и до сего дня еже есть Рязанцы».

Таким образом, территория расселения вятичей охватывала верхнее и среднее течение Оки. Установлено, что до славянского расселения в западной части Окского бассейна жили племена, принадлежавшие к балтской языковой группе, а в Рязанском Поочье – финно-угорские племена. Именно это обстоятельство объясняет современникам, почему у нас живы до сих пор некоторые балтские и финно-угорские названия рек, балок, населённых мест.

Лесная земля черниговских «Вятичей» (в бассейне верхней Оки) с «лёгкой руки» известного Нестора-летописца считалась «глухой и отсталой».
Но, благодаря исследованиям археолога-историка Т.Н. Никольской, мы теперь знаем, что среди многих сельских поселений вырастали и развивались княжеские или боярские феодальные усадьбы и города, которые с полным правом заняли свое место не только на карте «Русской земли», но и внесли свой вклад в тот золотой фонд, который оставила нам могучая и блестящая культура средневековой Руси.

Т.Н. Никольская с помощью своих помощников полностью вскрыла детинец (крепость) древнерусского городка у дер. Слободки (Шаблыкинский район Орловской области), с его мощными укреплениями, башнями, многочисленными жилищами, мастерскими ремесленников, усадьбой феодала и кладом серебряных украшений, изготовленных в технике черни. Раскопки других городков позволили воссоздать яркую картину жизни древних обитателей бассейна верхней Оки – потомков летописных вятичей накануне монгольского нашествия.

Важны сообщения летописи о форме дани «от рала» и «от плуга», так как они красноречиво свидетельствуют о развитии в это время у вятичей пашенного земледелия.
В соответствии с существовавшей у славян языческой погребальной обрядностью вятичи кремировали (т.е. сжигали) своих умерших сородичей. Останки трупосожжений хоронили под насыпью кургана в глиняной урне, поставленной в погребальную камеру или просто на грунте. Известны и безурновые погребения.

Пережитки этого погребального обряда, судя по сообщению «Повести временных лет» (составленной в начале XII века), существовали у вятичей довольно долго – до XI, а может быть, и до начала XII века.
Курганы с трупосожжениями найдены в основном на «нашей» территории, что говорит о наиболее раннем заселении вятичами именно земель верхней Оки: в бассейне рязанского течения Оки славянские курганы с трупосожжениями неизвестны, хотя здесь раскопки проведены в гораздо больших количествах, чем в Кромском крае.

А.В. Арциховский в книге «Курганы вятичей», выпущенной в 1930г, писал, что вятичи были наиболее консервативным племенем и долго не могли принять христианство. Ими был убит под Серенском (на месте нынешней Калужской области); а не между Мценском и Болховом, как писали некоторые краеведы раньше, монах-просветитель Кукша. Мы считаем что не всегда консерватизм – плохо. Наоборот, стремление сохранить свою независимость, свой дух, традиции необходимо только приветствовать. Учёным еще предстоит выяснить, почему именно вятическая земля, поделённая в начале второго тысячелетия между тремя княжествами, но полностью сохранившая свои отличительные признаки (семилопастные кольца и др.), в средние века вместе с Москвой стала объединять вокруг себя русские земли.

И как так получилось, что находясь в центре России, вятичи до сего дня сохранили свои языческие обычаи (не говорят ли об этом наличие в Орловской области, например, большого числа раскольников, баптистов и т.п., особый склад души: вспомним И.С. Тургенева, Н.С. Лескова и др. писателей, говоривших о различиях характеров калужского и орловского мужиков, о странных, на первый взгляд, привычках, о чрезмерном поверье в потусторонние силы и т.п.). Впрочем, разгадать загадку русского духа вряд ли кому дано.

Мы же подчеркнём, что в наибольшей степени обладают им люди, живущие на территории, которую некогда занимало племя вятичей, и особенно её «лесная» сторона. И это не самолюбование. Вот что пишет Валерий Рогов в главе, посвящённой Орлу: «За два года оккупации Орловщины «на работы в рейх принудительно отправлены 56490 человек». Это в несколько раз меньше, чем из других областей.
«Прямодушным» орловцам, как впрочем и «прямодушным» вятичам, дорого обходится их «консерватизм».

Как известно, полчища Батыя предлагали вначале сдавать крепости без боя, и лишь тогда, когда получали отказ, начинали битву. Надо заметить, что наибольший урон татаро-монголы нанесли Земле вятичей. Т.Н. Никольская говорит о борьбе жителей городища у села Слободки Шаблыкинского района; вспомним рязанцев, жителей Козельска, семь недель защищавших свой город!..

Нужно подчеркнуть, что не раз Земля вятичей, а также территория, где жили наши предки (последний раз слово «вятичи» упоминается в летописи в конце XII века), становилась ареной жестоких боёв, когда казалось вот-вот рухнет наше государство, но вновь и вновь вставала из пепла ещё краше и сильнее.

Так было в XVII веке (в Смутное время), так происходит в XX веке. Здесь победили большевики деникинцев, здесь произошла Орловско-Курская битва. Верится, что наша земля, как и прежде, станет местом организации оплота всех здоровых сил России. Недаром наш областной центр носит имя гордой птицы – Орёл. Не случайно символом России является двуглавый орёл, олицетворяющий жизнь, непобедимость...
 

Прародина. анты. венеты. славяне.
Топонимические очерки: факты, гипотезы.
Выпуск №7

Технический редактор и корректор – автор.
Компьютерный набор – Ю.В. Третьяков
(С) В.И. Агошков, 2003г.