Был ли он контр-адмиралом?

Алексей Кожевников 3
                (История одного поиска)
        Поводом к поиску послужило неожиданное сообщение, присланное мне по Интернету жительницей Екатеринбурга Е.Э. Яковлевой. Елена Эриковна -  потомок трех,  связанных между собой родственными узами старинных полевских династий – Хмелининых, Вакуровых и Калугиных. Не верите? Тогда сходите в городской музей, чтобы убедиться в этом.
        Знакомя меня со своей родословной, она писала, что родной брат прадеда ее отца (т.е. ее прапрадеда) Елисей Семенович Хмелинин был контр-адмиралом! Но мы-то знаем, что в новом полевском музее ВМФ представлены лишь два портрета наших земляков, дослуживших до адмиральских званий – вице-адмирала Виктора Михайловича Храмцова и контр-адмирала Добрынина Александра Семеновича.
        Я не поверил Яковлевой, в чем и признался ей. «Но папа сам не раз видел прадедушку в форме контр-адмирала, когда Елисей Семенович приезжал из Ленинграда к ним в Полевской», - ответила она на недоверие. Кстати сказать, ее отец - 89-летний  Эрик Яковлевич Калугин  –  живет в семье дочери.
        С помощью Е.Э. Яковлевой-Калугиной я начал составлять его биографию. Пока удалось узнать немного 
        Первого июля 1900 года в семье мастеровых Полевского медеплавильного завода Семена Ивановича и Татьяны Михайловны Хмелининых появился на свет очередной сын - Елисей. Семен Иванович сам когда-то родился в многодетной семье - двенадцатым ребенком. В ней было восемь сыновей, две дочери, да двое приемных детишек. Потому и родители Елисея подарили ему немало братишек и сестренок. Кого до него, а кого и после.
        В 1913 г. вернулся домой душевно надломленным брат отца - Алексей Иванович. Восемь лет прослужил он во флотском экипаже эскадренного броненосца «Цесаревич». Ходил по Балтике и Атлантике, повидал крупные порты Европы. Жестокие порядки, царившие на военном корабле, вынудили моряков к восстанию, окончившемуся неудачей. «Политически неблагонадежный» Алексей Хмелинин был уволен со службы.
        С разинутыми ртами  слушали племянники рассказы Алексея Ивановича о морской службе, ее привлекательности и трудности, о грубом обращении офицеров с простыми матросами. Дядины рассказы, не только знакомили детей с жизнью моряков, но и все сильнее «политизировали» их. Поэтому к началу государственного переворота в октябре 1917 года, подросшие племянники безоговорочно приняли сторону большевиков.
        Дети Семена Ивановича и Татьяны Михайловны активно участвовали в создании на Полевском заводе ячейки социалистического союза рабочей молодежи (ССРМ). А Елисей, уже труженик Полевского завода, был даже избран делегатом 1-ой Уральской конференции ССРМ, на которой принималась его программа.
        А через несколько лет он был принят в члены ВКП (б).
        Для защиты Урала от белогвардейских войск и белочехов, в середине июля 1918 г. в Полевском, из местных жителей были созданы три красногвардейских отряда общей численностью 745 человек. Записались в них и братья Хмелинины
        В первый отряд, которым командовал латыш-большевик Фриц Кикур, записались Елисей и Петр. Комиссаром второго стал Василий, а командиром третьего – Иван.
        Петр погибнет в Гражданскую войну. Больного от ран, 34-летнего Василия похоронят в Вятке. Заслуги Василия перед городом, полевчане увековечат тем, что назовут его именем одну из улиц города.
        Елисею с Иваном довелось дожить до глубокой старости.
        Дольше всех из братьев воевал Елисей. Он участвовал в боях против Белой Армии и белочехов. Был ранен, лежал в госпитале и снова возвращался на фронт. Воевал и в полку «Красных орлов» 51-й дивизии, в рядах  которой освобождал Крым. Здесь-то море и заполонило его сердце, круто изменив судьбу полевчанина.
        По комсомольской путевке юноша был направлен на учебу в первый в стране  коммунистический университет имени Я.М. Свердлова, готовивший кадры партийных работников.
В конце марта 1922 года в Москве открылся XI съезд ВКП(Б). Студенты университета  получали на каждое его заседание по несколько гостевых билетов. Елисею достался билет на самое первое – на 27 марта. Здесь он увидел В.И. Ленина, услышал его выступление.
        По окончании «Свердловки», Хмелинин получил назначение в Политуправление Черноморского флота инструктором и отбыл в Севастополь, где узнал о смерти вождя.
        Бывая во флотских экипажах кораблей, он, все отчетливей убеждался в том, что совершенно не знает морского дела. Юноша пишет рапорты начальнику Политуправления и командующему Черноморским флотом (далее – ЧФ) с просьбой разрешить ему начать службу с рядового матроса. Разрешение было получено.
        В Севастополе, в 1924 году, Елисею удается попасть в школу военных радистов, получить профессию и, честно служа ей, нести вахты в походах на классных надводных кораблях - эскадренном миноносце, на крейсере «Коминтерн».
        Через три года Управление кадров ЧФ вспомнило, что Е.С. Хмелинин –  выпускник «Свердловки» и посылает его в Ленинградскую область на годовую переподготовку в Высшую военно-политическую школу.
        По окончании ее, Елисей Семенович начинает служить на командных должностях, но уже на подводных лодках (далее – пл) Красного Флота – исполняет обязанности комиссара (т.е. помощника командира по политчасти) в экипаже подводной лодки «АГ-26» (1928-1931 гг.).
        В 1931 г. он оканчивает военно-морское училище, а в следующем – Специальные курсы командного состава Военно-Морских Сил СССР.
        С осени 1931 г. командиров пл и их помощников стали готовить в Командирском классе Учебного отряда подводного плавания (УОПП). Принимали в него выпускников военно-морских училищ, имевших стаж плавания на кораблях не менее двух лет и имевших возраст не более 32 лет. Срок обучения составлял один год.
        Среди его первых 54 выпускников - будущих красных командиров пл - был и уроженец Полевского завода Елисей Семенович Хмелинин.
        Отныне он служит помощником командира на подлодках «АГ-23» («Шахтер", 1932-1933), «АГ-25» («Марксист», 1933-1934), «М-51» (1934-1936), снова на «АГ-26» («Политработник», 1936-1938гг.).
        Эти лодки строились по американскому проекту «АГ» на Балтийском и Николаевском судостроительных заводах и спущены со стапелей на воду в 1916 – 1923 гг. Хотя они были новыми, но… Длина (45 м) и ширина (4,8м) их были не велики, как  водоизмещение (355,7 т) и скорости (надводная – до 13 узлов, а подводная – до 10,5 узлов в час. 1 узел = 1 миле = 1,852 км/час). Дальность их плавания над водой составляла 2500 миль, а на глубине 50 метров – всего 30. Вооружены они были одной 47 – миллиметровой артиллерийской установкой и  12 торпедами.
        Из-за ряда недостатков, жизнь этих подлодок и части их экипажей оказалась короткой и трагической, особенно в Великую Отечественную войну.
        Однако вернемся к биографии Е.С. Хмелинина.
        В 1938 г. он назначается помощником командира крейсера «Красный Кавказ», а в следующем – командиром учебного корабля «Днепр». Но командовать им Хмелинину пришлось недолго.
        Из-за приближения новой войны, опытного офицера в следующем году повышают в звании и назначают помощником командира бригады подводных лодок, входившей в состав береговой военно-морской базы Черноморского флота. На этой должности Е.С. Хмелинина и застала весть о нападении фашистской Германии на Советский Союз.
        Война обнажила острую нехватку во флотских экипажах офицеров с узкой специальностью  и тогда при учебном отряде подводного плавания ЧФ срочно создали Высшие специальные курсы, а Е.С. Хмелинина включли в их преподавательский состав.
        В годы войны Елисей Семенович ходил со своими питомцами в боевые походы по Черному, Балтийскому и Северному морям. Как теперь пригодилась ему практика, полученная в 1930-х годах!
        Месяц провел с ними в глубинной разведке - под Варной, Суликом, Севастополем, когда эти города были захвачены фашистами. Курсанты топили неприятельские корабли. Один из двух орденов Красного Знамени Хмелинин получил именно за эти боевые действия.
        Десять лет (1941-1951г.г.) участвовал капитан II ранга Е.С. Хмелинин в подготовке офицеров - подводников для Военно-Морского Флота СССР,  затем два года  (1951-1953) возглавлял редакционно-издательский отдел при Управлении подводного плавания Черноморского флота и только потом ушел в отставку.
        Тридцать пять лет прослужил капитан 1-го ранга, кавалер ордена Ленина, двух орденов Красного Знамени и шести медалей, в Вооруженных Силах СССР, из них - почти четверть века на подводном флоте.
        Даже будучи в отставке, он много лет вел активную общественную работу как лектор-международник.               
        Е. Э. Яковлева сообщала, что после окончания войны семья Е.С. Хмелинина жила в Ленинграде, но сам он больше времени проводил в Приэльбрусье, на спортивной базе в Домбае. И там, по рассказам ее отца, Елисей Семенович, будучи уже в шестидесятилетнем возрасте, не только стал прекрасным альпинистом, горнолыжником и слаломистом, но и какое-то время с увлечением трудился инструктором по туризму и экскурсоводом.
        В книге Э.А Ковалева «Короли подплава… Хроника начального периода советского подводного плавания» (М., ЗАО «Центрполиграф», 2006)  есть несколько строк, посвященных нашему земляку, помещена его фотография (ей подобная хранится и в полевском городском музее, вместе с коротеньким описанием его биографии), на которой Е.С. Хмелинин был снят в кителе с погонами еще капитана 2–го ранга.
        Журналист З.А. Янтовский, работая над рукописью к небольшой книжечке «Хмелинины», изданной в Свердловске в 1973 г., встретился с капитаном первого ранга в отставке Е.С. Хмелининым, когда тот приехал в Полевской.
        Помните, Эрик Яковлевич говорил дочери, что он, якобы, видел Елисея Семеновича в звании контр-адмирала? Тогда возникают вопросы: в каком году он был его удостоен и  где можно найти  тому документальное подтверждение?
        Может, Е.С. Хмелинин получил его в тот год, когда Правительство СССР к какому-то юбилейному Дню Победы, издало закон о присвоении очередных воинских званий всем офицерам, участвовавшим в войне 1941-1945 гг., с целью улучшения их материального положения?
        Неизвестна и дата его смерти. Елена Эриковна сообщила лишь, что (по словам ее отца) «на исходе седьмого десятка лет жизни, Елисей Семенович умирал в Ленинграде от тяжелого недуга».
                (7-15).12.12 г.