17. Как я познакомилась с Анной Б

Иринга Тулуханова
                16 декабря 7.56.

     В 1990-м году я была первым  в нашем городе репетитором, разместившим свое объявление в  газете , не помню, как она называлась, может, "Все объявления", может, этой газеты сейчас нет. Но она продавалась по 15 копеек и почему-то только в хлебных магазинах. Но она первая бралась печатать объявления от простых граждан бесплатно. Бесплатно! Все были в шоке, хотя " в шоке " мы стали говорить позже, но до Зверева, кстати, тоже нашего земляка.

     Работала это я в турфирме . А что ? Новиков же еще  до 87-го года спел : " Я поменяю тысячу профессий, как папа мой менял когда-то жен" Вот и повлиял. Не знаю, как там папа , менял он жен или нет, я в курсе только про одну, от которой я родилась и от которой он меня в грудном детстве привез с далеких северов в нашу любимую Сибирь. Здесь я и пустила вторично корни. И вроде приросла, хотя тянет иногда, как Шелоро "Дорога! Дорога!". А мне лишь бы ехать и чтоб не быстро или пешком идти, но чтоб в одну сторону. А если возвращаться, то тогда другой дорогой.

     Так вот там у нас  был отдельчик такой молодежный, там всего 4 человека до меня работало на весь город" да я потом про эту работу расскажу, там про каждый день рассказов 20 наберется. Туристический отдел так-то. Там , например, если немцы за месяц предупреждали, что приедут , мы к дню их приезда напрочь об этом забывали. Так вот они без всякой помпы к нам на порог заявлялись, а какая помпа, трансферт по-современному, если они с аэропорта чуть не пешком до центра шли. Кстати, я и не знаю, как они там шли,может, тачку ловили, а может на троллейбусе ,они ж без переводчика почему-то приезжали.А потом тактично молчали, как будто мы их там  цветами у трапа самолета закидали.
     Они, главное, заявятся ( а такое не раз было и все время с немцами, карма, знать, такая, это чтоб они пунктуальностью не занимались) и стоят немым упреком. А мы че сделаем, если мы забыли ? Динка такая сразу сядет за стол, телефон такая в руки возьмет и задумается.И минут через пять скажет медленно так не спеша Точно, они ж должны были приехать а мы должны были автобус заказать , и мы такие в воспоминания ударимся, кто, мол, должен был это сделать, а немцы тем временем  за порогом стоят в очередь и нам не мешают. Они вообще всегда очередь создают, нет, чтоб сразу ломануться.А наши думают,за чем эта очередь.
   
     Это чистая правда я их  на плотину на экскурсию возила потому что мы до экскурсовода дозвониться не смогли, а за переводчиком в инияз сбегали, там парни возле туалета курили мы им Кто по-немецки понимает? ну, один за нами и побежал.
так автобус все-таки потом приехал часа через два мы все заказали в лучшем виде они довольные были еще нам подарков надарили а тогда иностранцы всегда туалетную воду и косметику дарили и резинки стирательные, ластики то есть после каждой экскурсии.Это значит, понравилось.

     так вот про очередь. Автобус возле плотины остановился, я им давайте скорее, на экскурсию опаздываем.А они из автобуса выходить очередь создали пока один на улицу не выйдет другой к ступенькам не подходит , а это был ПАЗик, а где мы Интуристовский автобус найдем у нас времени мало было.Так они полчаса из автобуса выходили. А одна девочка киоск увидела "Союзпечать" и решила конверт купить так все дети за ней опять в очередь выстроились а наши "Че дают? Че дают?" и тоже добавились.

     Потом на экскурсии меня поразила тишина во время двухчасовой лекции. Дети в 4 классе учатся и не пикнули . Наши бы уже на головах стояли. А после инженерской лекции дети еще час вопросы задавали по схемам ГЭС, мол, а не попадают ли рыбки, когда водозабор из реки происходит. Нет, не попадают, сказал инженер. Я уж там давайте скорее нам на Байкал еще ехать но они пока все вопросы не задали и ответы тоже подробные не получили на меня внимания не обратили.

     Ладно, про Анну я потом дорасскажу.               16 декабря 8.31



                19 декабря.10.30
     Дорассказываю. Вот эта Эмма, начальник нашего отдела , мне говорит

 -Ира, подавай объявление на наш рабочий и свой домашний телефон о репетиторстве.
 - А заниматься где?
 -А здесь и занимайся. Кабинет приличный, только мои бумаги не разбрасывайте.
 -После пяти?
 -Да хоть днем. Если никого нет. Или в соседнем кабинете, ключ же есть.

   А там бывший мэр города сидел. Он вообще молодец.Его все правда любили, а не потому что он главный. Он меня всегда хвалил.Когда у него в кабинете телефон звонил, если он сразу трубку не брал,значит он по здоровью и возрасту не может дотянуться, я вперед него подбегала и передавала, что кому надо. А он :

   - Молодец, моя секретарша.

    А еще он ,когда я в очередной раз опоздала на работу и ему говорю У нас транспорт плохо ходит, он мне персонально выдал билеты на проезд в городских такси по 1 рублю на билетике. Так я их все и не истратила , я опаздывать меньше стала.

     Ну, мы, конечно, до такой степени не обнаглели, я в нашем кабинете занималась, особенно после пяти, а еще в своем пединституте, там аудиторий много пустых летом было, и никто не против был, что на факультете человек занимается репетиторством по этому же профилю.За что боролись, на то и напоролись.

    Так вот именно по телефону Эммы и позвонила Евгения Викентьевна и именно  в 43 аудитории и проходили мои уроки с Анной Б.

    Анна хотела поступать в Училище искусств, но вот русский язык ей не давался. Она от природы, как слышит, так и пишет, как думает, так и говорит. Ей было 16, а мне 25. Провели мы несколько занятий и решили не утруждаться.Потому что я попала под ее влияние и мне белорусский подход к делу грамотности стал больше импонировать. Зато на этих уроках я узнала о буддизме, кришнаитизме, христианстве, бисероплетении,изучила много песен, которые мы иногда с Анной пели  хором или она сольно, например "Хаве нагилу" она исполняет на Урицкого , рядом Силя с саксофоном, а я потом "Тумбалалайка" и "По вышнэвому саду", потом всей улицей уже "У церкви стояла карета" , ну и под занавес " Там вдали за рекой ".Денег нам особо не давали, но зато подпевали все.

     Но это было потом, через несколько лет. А тогда она мне объясняла про фенечки, какие цвета должны быть, какие можно снимать, а какие нет, рассказывала, как к ней хиппи приезжали, потом и ко мне приезжать стали аж с Москвы, она мне все хотела фенечки специальные сплести, но я не могу, чтоб на руках что-то было и на пальцах тоже, вот кольца, наверно, и нет до сих пор.

     А потом мы к лету свои занятия прервали, она поступать пошла, а я отдыхать.

     Так вот, однажды я решила в свою родную деревню съездить , три часа на электричке . А скучно книжку там читать , я смотрю - сидит Анна с корзинкой плетеной и в черной шали длинной , до пола . И с подругой  по рисованию пейзажей . С холстами и этюдником.

   - Ты куда?

   - В деревню.

   И сообщает родное мне название.

   - А к кому?

   - К Борису.

   А  недавно один молодой художник из мажоров из Питера поселился и стал вести деревенский образ жизни.

   Вечером я туда уже прихожу . Ну, все нормально . Участок большой, только мак слишком уж красным цветом растет . Я потом Анну доставала своими нравоучениями , но ей и самой не понравилось , что у мака головки отломлены.

    А что делать ? Бориса уж нет давно . Хотя он там напоследок хоть что-то успел. Дочь родилась красавица , дом до сих пор стоит , деревенских на "Ниссане Тойота" за самогонкой в соседнюю деревню возил . Плохого о нем сказать нечего , кроме... Хороший был человек, лучше бы пил.

    А Анна тогда не поступила в "Училище..." , но поступила потом в политех на дизайнера , а закончила с красным дипломом.

    Это я случайно ее возле Центрального рынка встретила , обратив на две пары туфель ярко-красного цвета среди остальных черных. Глаза подняла - Анна с подругой из Риги приехали.
   
    А как сотовые телефоны начались (хотя они мобильные, но это же скучное название), так мы и стали созваниваться . А как созвонимся - так встретимся , а как встретимся - так часов до трех ночи . А если у нее дома сидим , то там такой шум и гам, от одной меня сколько шума , а Анна меня перекричит , причем она меня долго по имени -отчеству называла , со времен репетиторства . Но вся толпа в шоке, а там обычно толпа нефоров , художников и т.д., в мастерской,  вот мы на имена и перешли.

    А когда Евгения Викентьевна в разгар наших народных песен заходит и споров , как разрисовывать бубны и барабаны  - точно следуя этническому характеру или свое добавлять , мне  ,единственной из всей толпы , становится неудобно , потому что ее родители не думали , что , найдя меня в качестве репетитора , теперь будут приходить , а у нас " муж пошел за пивОм" , это или Анин муж , или мой до киоска бегают . А что делать ? Дружить нам или нет?

   На другой день после вечера с Анной и ее толпой у меня почему-то по рассказу получалось . Муж сказал : " Она тебя раскрепощает ". Она сама умная , и на любые вопросы  у нее с детства свой собственный взгляд . Половину ее слов я не понимаю , потому что , когда она успевает все прочитать и узнать. Она , конечно, говорит , что это у нее от деда , академика . Но неужели так передается ум и память ? Наследственность... Воспитание... А как же среда ? А среда лучше была бы другой.

                19 декабря 11.15 2012