Разговор с поэтом Михаилом Анищенко

Борис Ефремов
РАЗГОВОР С ПОЭТОМ
МИХАИЛОМ АНИЩЕНКО

Михаил Анищенко

ПАХАРЬ

Был отмечен я долей лихой,
Не желая ни злата, ни клира,
Семь веков я шагал за сохой,
До окраины русского мира.

Было промыслу солнце верно,
Туча озеро в небе качала;
И бросал я живое зерно
В темноту без конца и начала.

Аист нес малыша на крыле,
Шли босые скитальцы по свею.
И зерно умирало в земле,
Для того, чтоб подняться над нею.

Борозда, словно жизнь, за спиной,
Не была ни концом, ни итогом;
И стояла звезда надо мной,
Как когда-то стояла над Богом!

Только век народился лихой,
Мать моя! От Москвы до Урала –
Семь столетий я шел за сохой
Переплавив мечи на орало.

А теперь ни страны, ни звезды!
Спотыкается лошадь хромая…
По ущелью моей борозды
Скачет конница хана Мамая.

Русь мерцает слезами свечи…
В кузнеца превращается пахарь,
И восходят над горном мечи –
Выше ярости нашей и страха!



Реплики:

1.

Был отмечен я долей лихой,
Не желая ни злата, ни клира,
Семь веков я шагал за сохой,
До окраины русского мира.

Михаил Анищенко.
 «Пахарь».

Семь веков ты пахал, боронил,
Не желая священного клира.
Потому ты, родной, и дожил
До развала российского мира.

2.

Было промыслу солнце верно,
Туча озеро в небе качала;
И бросал я живое зерно
В темноту без конца и начала.

Михаил Анищенко.
«Пахарь».

Надо дюже, мой друг, помудреть,
Чтобы мыслью, талантом кичащуюся,
Опьяневшую тучу узреть,
Над тобою бесцельно качающуюся.

3.

Аист нес малыша на крыле,
Шли босые скитальцы по свею.
И зерно умирало в земле,
Для того, чтоб подняться над нею.

Михаил Анищенко.
«Пахарь».

Подзагнуть я ведь тоже умею,
Но чтоб было всегда по уму.
Подскажи, по какому же свею
Шли скитальцы? – убей не пойму.
Или свей – это верх борозды?
Но тогда – бесполезны труды!

4.

Борозда, словно жизнь, за спиной,
Не была ни концом, ни итогом;
И стояла звезда надо мной,
Как когда-то стояла над Богом!

Михаил Анищенко.
«Пахарь».


Будь ты дюже хорош или плох,
Но ведь надо же думать сначала:
Миша милый, какой же ты Бог,
Чтоб звезда над тобою вставала?
Будь ты даже весь русский народ,
Но звезда лишь над Богом встаёт.

5.

Только век народился лихой,
Мать моя! От Москвы до Урала –
Семь столетий я шел за сохой
Переплавив мечи на орало.

Михаил Анищенко.
«Пахарь».


Тут с историей, брат, нелады.
Не пахал и Микула, бывало.
Брал он меч-кладенец в час беды,
И врагов – словно ветром сдувало!

6.

А теперь ни страны, ни звезды!
Спотыкается лошадь хромая…
По ущелью моей борозды
Скачет конница хана Мамая.

Михаил Анищенко.
«Пахарь».

Что ж ты, пахарь, в трудах вековых
Напахал не борозд, а ущелий,
Чтобы конницы ханов лихих
По ущельям, как ветер, летели?

7.

Русь мерцает слезами свечи…
В кузнеца превращается пахарь,
И восходят над горном мечи –
Выше ярости нашей и страха!

Михаил Анищенко.
«Пахарь».

И, как было не раз в старину,
Вновь ковать и мечи нам и латы.
Но, что Русь наша снова в плену,
Мы с тобой больше всех виноваты.

12.12.12 г., день