Детские шалости

Гюльбениз Камарли
               
               
         
       Наш дом, в котором я провела всё мое детство, считался учительским.В двухэтажной

кирпичной постройке восемнадцатого века , поднятой  тогда,когда ещё наш город назывался

«Елизаветполь» а не Кировабад , проживали учительские семьи , а в глубине двора- в

 простых одноэтажных постройках- жили четыре семьи , приехавшие   в  эвакуацию  из

 захваченных во время Великой Отечественной войны городов России. Одна из этих семей

состояла из трёх человек-бабки Оли,её дочери Марии , сына Марии- Алика . Алик был

инвалидом с детства. Летом он выкатывался на своей инвалидной коляске из калитки,
 
что стояла в центре их ветхой деревянной ограды , из-за которой высовывались головки

 подсолнухов на фоне побелёнzого фасада их жилища .Весь день   он сидел в ней ,

делая вид что дремлет,но на самом деле наблюдал от скуки за жителями двухэтажного дома

напротив, в котором жили пять семей ,в основном работающие учителями. В постройке,

рядом с домом Алика, жил с отцом и матерью мой друг Борька Попов. Кроме Борьки во

дворе не было никого, кто был бы близок к моему возрасту и мог бы разделять мои

фантазии во время игр в песочнице.  Отец Борьки вырезал по дереву интересные поделки.

  Жена  его- Маруся- носила  эти резные полочки , подставки , шкатулочки на рынок

  утром,  а вечером ту же авоську приносила полной ,набив её продуктами с рынка.

 Иногда к нам с Борькой спускался со второго этажа Хикмет. Он был старше нас на

четыре года и больше дружил со старшими ребятами, с которыми часто играл в футбол во

дворе школы , что находилась прямо напротив нашего дома. Но когда он нас звал – мы

радовались и знали ,что надо выходить с велосипедом -он устраивал по всей улице

соревнование среди детей. Велосипеды наши были в те далёкие послевоенные годы смешными-

помню неудобное деревянное сидение моего трёхколёсного велосипеда , на которое бабушка

всегда заботливо подкладывала подушку. Хикмет заранее покупал леденец из сахара красного

 цвета-"петушок" на палочке и обещал его в конце состязания победителю .Победителем

всегда оказывалась я, так как Хикмет    договаривался со мной,чтобы я убрала ноги

с педалей и сам бежал наклонившись надо мной , держа руль моего велосипеда в своих

руках. Разыгранный приз-леденец- я разрешала всем по –очереди облизать ,так что ко мне

в конце возвращалась лишь палочка , на которой  раньше находился леденец …
     Алик и его инвалидная

коляска были предметом наших споров с Борькой- кто будет катать его по двору .Когда наш

спор доходил до криков, Алик сердился и укатывал к себе за калитку и мы , разгорячённые

спором вбегали за ним .Тут появлялась его бабка Оля и выгоняла нас за пределы своих

владений. Бабка Оля была грозой всего двора.   Она не знала границ во время гнева ,

покрывала любого трехэтажным матом .Все дамы во дворе побаивались её едких реплик и

насмешек над их нарядами и причёсками.   Сама она  покрывала голову  ситцевым

платком в  серую клеточку , над узлом  которого гордо выступал вперёд её острый

 подбородок и внушительный нос.Поверх длинной выцветшей юбки  она  надевала такой же

 длины  передник ,который меняла на иссиня белый по воскресеньям, когда ходила в церковь.

Её калитка находилась прямо напротив входных ворот нашего двора

 и редко кому удавалось избежать её зоркого глаза и острого язычка.. .В то время среди женщин

 было модно красить волосы натуральной краской «хна»и моя бабушка,
 
как и три её соседки -приятельницы и коллеги, с удовольствием следовали
 
данной моде. После хны их волосы становились огненно рыжими
 
и ярко светились на солнце,вызывая острую зависть бабки Оли. Она не упускала случая

прокричать вслед каждой из них: «Ах ты –рыжая кошка!». Завидев её дамы ускоряли шаг,

 да так , что однажды моя бабушка  даже  сломала каблук новых лакированных туфель,

 которые ей и её подругам привозили спец.заказом из  соседней Грузии,из Тбилиси,

 предварительно сняв с них мерки….
      Однажды  бабка Оля  в воскресенье утром отправилась в церковь .

Дождавшись её ухода,нам  с Борькой удалось проникнуть в дом
 
и выкатить  коляску с Аликом  во двор..Нам очень хотелось

 покататься на ней .    Но Алик был категорически против нашей затеи.Тогда я пообещала

 ему леденец- «петушок». После недолгих раздумий он согласился.  Ходить он не мог.
 
- У него  «церебральный паралич»- говорила всегда подбоченившись баба Оля.

Произносила  она это с  гордостью,   чтоб никто не жалел её любимого внука…

Мы старательно выгружали Алика из коляски, но он –к нашему ужасу-

свалился на землю…Кое как мы его приподняли и прислонили к забору. Борька решил

покататься первым.Он крутил обеими руками колёса и его радости не было предела!

Наконец, услышав мои крики, он нехотя уступил мне коляску и я с радостью уселась в неё
 
и подкатилась аж к самим воротам на улицу ,Я была в восторге от нашей затеи! И вдруг

передо мной появилась бабка Оля! Она гневно посмотрела на меня, схватила меня больно за

косы и я мигом сползла с коляски. Следом  пришёл с рынка мой дедушка . Бабка Оля стала на

меня ему жаловаться -Борька к тому времени удачно смылся .Дедушка  обладал чувством

юмора и сказал , что постарается меня перевоспитать, подошёл к сидящему на земле

несчастному Алику и усадил его в инвалидную коляску. Потом вынул из кулька два леденца-

красных «петушков»- очевидно предназначенных мне во время покупки, протянул их  Алику.

Мир был восстановлен.Но мне пришлось целый вечер стоять в углу ...и взрослеть...