Работа в немецкой фирме

Сергей Дружинин

       Я работал в нескольких немецких фирмах. Навыки и умение обращаться с любой техникой давало определенные преимущества. Но порой главным было утвердиться в трудовом коллективе.

       Устроится на работу в крупную компанию в Германии практически невозможно. Большое количество безработных, различные социальные программы правительства не позволяют иностранцам даже при наличии разрешения получить рабочее место.
       Обратился в фирму по временному устройству. Подобных фирм было много, они посредники. С ними охотно сотрудничали большие предприятия, так как на временную работу брали на себя все риски за работника: страховка, доставка на работу, питание, обмундирование, налоговые выплаты. Но зато  вычитали до 50% зарплаты.

       Приближалось рождество. Пришел во «временную фирму» на приём к директору. Это был господин Хайдеке. Рассказал всё о себе и попросил подыскать работу. 
Он в прошлом имел хорошие отношения с русскими из военного гарнизона. И срочно нужен был монтажник по установке ветряных электростанций. Авральная работа по монтажу в районе Саарбрюккен. До конца года необходимо закончить монтаж, иначе будут убытки, а немцы на Рождество взяли отпуска. 
- Поедешь?
- Конечно.
- А права у тебя есть.
       Уже были немецкие права. Мы подписали множество различных договоров. Поехал в магазин рабочей одежды. Купил обувь и комбинезон. Чеки оплатили. Хайдеке нарисовал маршрут, дал номер телефона бригадира и машину Фольксваген Лупо.
- Приедешь в район, позвони, тебя встретят.

       Утром выехал. Через 5 часов добрался до района. Позвонил. Встретил бригадир на автобусе Фольксваген и сопроводил к гостинице.
Она находилась в горах, окруженная высокими соснами. Кругом лежал глубокий снег.  Само здание – средневековый замок. Много постояльцев приехавших на рождество.

       Бригадир завел в небольшой, уютный номер, где на входе висела табличка «для некурящих».
- Твой номер. Отдыхай. В 7.00 завтрак и выезжаем на площадку.
Потом сел напротив и спросил.
- Высоты боишься?
- Нет.
- Ну а по лестнице на 100 метров с грузом 30кг залезешь?
Затем пощупал мышцы на руках.
Должен выдержать. Отдыхай.

        Утром пришел в бар. Шведский стол.  Бригада разместилась за одним столом. По мере сбора познакомился со всеми. Сказал пару слов о себе. На автобусе выехали на монтажную площадку.  Башня ветряной мельницы была почти готовой. В поле довольно холодно и ветер. Выдали  меховые ботинки и канадский меховой комбинезон. Сразу стало веселей.

       Надо подняться по внутренней стороне отвесной поверхности башни по скобяной лестнице с подвешенным (по типу радиостанции при десантировании)  аппаратом для закрутки гаек. Через каждые 10 метров площадка с люком, поэтому высота не чувствовалась. После половины пути стал сомневаться в своих силах. Но все обошлось. Начали крепление гаек каждой секции башни.

       Работали каждый день допоздна. Короткий обед. Возвращаясь орали песни футбольных болельщиков: «ура мы едим в Барселону».
Это знаменитая фирма „Enercon“ http://www.enercon.de

       Отношение ко мне было нейтрально-прохладным. Работали с двумя кранами, но крановщик один. Надо переходить на другую площадку, а кран гнать некому. Бригадир:
- Ты говорил, что работал на большегрузе. Сможешь кран отогнать.
- Могу.

       Чем больше машина, тем легче управлять, главное габариты чувствовать. Прошел по дороге, представляя габариты крана. Потом сел и поехал. После этого бригадир определил на работу внизу в знак уважения. Вместе с напарником мы готовили все необходимое и отправляли краном наверх.

       Мимо площадки проезжал маленький трактор. Тракторист остановился и подошел. Достал карманную фляжку и протянул:
- Будешь?
- Что это?
- Шнапс. Я, когда воевал в России, постоянно носил с собой. Зимой очень помогало. Воевал в вафен СС «Адольф Гитлер». На руке у нас были нашивки, но мы их срезали, так как русские пленных эсесовцев сразу расстреливали. Зачем пошли на Россию? Всю Европу завоевали. Это была ошибка.
 
- Тоже так думаю. Мой дед погиб в той войне. (Он был по другую сторону)
- С рождеством.

       Так я стал периодически подрабатывать монтажником. Правда, каждый раз были новые бригады и разные люди.

       Бригада монтажников 9 человек. Передвигается на автобусе. Останавливается в лучших отелях, в ближайшем населенном пункте от площадки. Монтирует секции металлической башни. Если башня бетонная её готовят строители, а бригада устанавливает статор и ротор с лопастями. Затем работают электрики. Норматив установки одна неделя. Но укладываются в 4 дня и в пятницу, субботу дома, в воскресенье выезд на новую площадку. Там уже доставлены вагончики с инструментами и краны.

       Одна вертушка последней модели 7,5 мегаватт. 30 ветряков заменяют атомную электростанцию.
Летом Хайдеке предложил поехать на монтаж с магдебургской бригадой. У них не было одного монтажника. Пришел в назначенное время поездки. Бригада была из молодых ребят довольно высокомерных. Я сказал, что работал водителем.

     Работали на юге Германии. В первый день один подошел и хлопнул по плечу. Рука была в мазуте. Вечером обнаружил следы. На следующий день история повторилась. Понял, что это подвох. У меня было сменных рубах штук 10.  И тоже начал прохлопывать. Через 3 дня обнаружилось, что у них больше нет чистой одежды. Они жалко смотрели на мою чистую рубашку.

       Каждый день напоминали мне про высоту и все рвались наверх на монтаж. Дело в том, что кто меньше всех работал наверху при монтаже, в последний день должен подняться на 100 метров подвешенный краном, выбраться наверх и, стоя на яйцевидной поверхности, протравить силиконом монтажный люк.
Если человек боится высоты спускается весь вымазанный в силиконе, так как теряет контроль над действиями.

       Я не рвался наверх и работал внизу, а ребята посмеивались ожидая последнего дня и надеясь посмотреть на мой позор.
И вот последний день. Мне объявляют, что надо подниматься.
- Надо так надо, только в туалет схожу.
- Вот, а что дальше будет?

       Надел подвесную систему, поднялся с напарником, скинули страховочные веревки с лопастей, протравили люк. Вся бригада встречает внизу. Спускаюсь, все кричат, смотрят на мои штаны, а там нет ни пятнышка силикона. Наступило молчание. Кто-то спросил:
- Ты что не боишься?
- Вы что? Это же не высота. Высота начинается с 800 метров. Я вообще-то десантник.
  Наступила тишина.
- Так что учитесь, ребята. 

       Приехали на новую площадку. Был сильный ветер,  несколько дней не могли вести монтаж. Значит выходные. Отличный отель. Кругом виноградники. В каждом доме пробы вина.
       Заходим в погреб. Стоит большой стол с деревянными лавками. Хозяйка даёт каждому черный хлеб намазанный салом чтобы не опьянеть и пей сколько хочешь. Предлагают различные вина. Плата символическая только за вход. Обычно понравившееся вино закупают ящиками. Посидели в подвальчике. Вечером поехали на танцы.

       Большой танцевальный зал, а рядом кегельбан. Несколько столов. За каждым столом сидят человек по 10. Напротив каждой дорожки большое табло с результатами. Впервые был на кегельбане.
Начали бросать шары. Я брал самый тяжелый черный шар и кидал интуитивно не целясь. После первого подхода по 3 броска лидировали я и молодой парень, военный моряк - контрактник. В зале объявили:
- Играет русский.

       Весь зал стал болеть. Играли двое. На моих бросках была полная тишина. Когда кидал бригадир, весь зал ревел. Моряку кричали:
- Парень, помни про Дёница!
 Обгоняли друг друга попеременно на пару очков и так 10 подходов по 3 броска. На последнем подходе я все уложил. Он даже не стал бросать и сказал:
- Сдаюсь.
После этой игры у меня две недели беспокоило плечо. Но относиться ко мне стали с уважением. 

       Хайдеке предложил поработать в головной фирме в Аурихе, на северном побережье Германии.
 Приехал в Аурих. Город удивил отсутствием высоких строений. Все дома одноэтажные.

       Работа на основной производственной базе. Здесь собирали роторы и статоры. Затем загоняли их в печь с температурой 60 град.,  делали душ из бакситной смолы, затем покраска.
Задача заключалась в установке тридцати тонных изделий на коляску и по рельсам подача в печь. После протравки смолой надо взять ведро ацетона и очистить поверхность коляски от остатков смолы. Были противогазы, но никто ими не пользовался из-за высокого темпа работы.
Через неделю позвонил Хайдеке:
- Ацетоном дышать я не подписывался. Ищи замену, завтра работаю последний день.

       Пришлось поработать и в Магдебурге на производственной базе „Enercon“. Большая база располагалась на окраине города в районе Ротензее и в центре города. Работал на последней. Здесь изготавливали лопасти ветряков. На каркас слоями наливалась бакситная смола, прокладывалась армированная сетка. Получались крепкие и относительно легкие лопасти по длине от 37 метров.
Руководитель производства побеседовал со мной, затем передал инженеру. Рассказали о производстве, технику безопасности, показали все цеха. Новую рабочую одежду и обувь выдавали каждую неделю. Так как пятна смолы не отстирать. Трёхсменная работа по - недельно.

       Работал «складским рабочим». Задача заключалась в завозе заготовок в цех и вывозе готовой продукции, погрузка и крепление на машину и еще ряд мелких обязанностей.
Бригада 9 человек. Я уже имел опыт монтажной работы, а монтажники это другая каста. Так же как в авиации летчики и техники.

       Отношение в бригаде ко мне было негативное. До меня там работал русский немец. Он кого-то ударил. Его убрали.  В моем присутствии постоянно произносили негативные реплики в отношении русских.
Доставала старая травма ноги и я старался работать на багаре или электрокаре. Кончилась зарядка батарей направляюсь к месту подзарядки. Вдруг дорогу перекрыл молодой парень на каре. Выключил двигатель и ушел, перекрыв мой проезд. Вся бригада стоит и ухмыляется.

       Надо снять заготовки со второго яруса и опустить краном вниз. Работали парами. Мне в пару попал молодой парень. Я говорю, как делать крепление, а он кричит:
- Я тебе подчиняться не буду.
- Пошел отсюда.
 Оттолкнул его от стапелей и в одиночку закрепил макет. Затем говорю:
- Второй делаешь ты сам.
И спустился вниз по лестнице. Не имея опыта и навыков, испытывая страх высоты, он стал посмешищем всего завода.

       Всю неделю наблюдал, кто и как работает. На работу шел как на каторгу. Через неделю моё терпение кончилось. В обеденный перерыв захожу в вагончик. Вся бригада сидит и один рассказывает:
-  Когда русские пришли, украли на заводе моторы.
 Я завелся:
- Если бы я сюда пришел в 45, из вас никто бы на свет не появился. Радуйтесь.
Затем перечислил все производственные огрехи каждого за неделю.
- Вас надо гнать с производства.
Все сидели втянув головы. На следующий день подошел самый старший – Герд и говорит:
- Мы вчера думали, ты нас бить будешь.
       После этого случая все стало на свои места. Подбегает рабочий:
- Сергей, там в цехе один о русских плохо говорит. Сходи, рассчитайся с ним.