Вопросы образования и культуры...

Антон Данилец
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы культуры и образования в трудах о государстве известных ученых, философов и политиков почему-то в большей части оказываются где-то на задворках, в конце, среди «прочих» мелких и досадных недоразумении.
Видимо такое пренебрежение к этим предметам и уводит такие исследования на задворки истории. Ведь только культура и образование народа способно сплотить и организовать народ, воодушевить его на те или иные действия.
Именно они, сплачивая народ в единое, делают из государства не утопию, а реальность.
Поэтому мы и рассмотрим в этой работе  отношение авторов «проектов» государств – Платона и Шан Яна к вопросам образования и культуры.
В лице основоположника легизма Шан Яна мы встречаем не только (и даже не столько) мыслителя, сколько государственного деятеля, реформатора, решающим образом способствовавшего установлению в дальне-западном царстве Цинь в середине IV в. до н.э. такого строя, который через сто с лишним лет позволил правителю этого царства Цинь Ши-хуану объединить страну.
Учение о государстве изложено Платоном в трех диалогах: «Государство», «Политик», «Законы». Основу государства Платон видит в этике, идеологии. Главная функция государства - воспитывать людей, делать их души чище и справедливее.
Поэтому, именно сейчас, когда в России проектируется будущее страны, обращение к истории и учению о государстве этих мыслитилей и в частности исследование их отношения к культуре и образования, представляется мне чрезвычайно актуальным.
1. Шан Ян о культуре и образовании: легистский подход
Шан Ян (390-338 гг. до н.э.)доказывает, что тупой и невежественный народ - великая сила, ибо если люди невежественны и не имеют никакого представления о том, что лежит за пределами их деревни, других путей, кроме обработки земли, у них нет.
«Если народ не пренебрегает земледелием, государство спокойно и вне опасности» , - говорит Шан Ян. С величайшей яростью набрасывается он на тех, кто отвлекает народ образованием, - на конфуцианцев, изучающих древнюю историю и поэзию и следующих не одобренным сверху рецептам поведения. Бешеная злоба, прорывающаяся в его трактате «Шан-цзюнь-шу», как только заходит речь о культуре и образовании, сама по себе является свидетельством широкого распространения образования в IV в. до н.э. и его привлекательности для широких слоев народа.
Даже, если сделать скидку на гиперболизацию, свойственную стилю трактата, вряд ли можно считать совершенно беспочвенным имеющееся здесь утверждение, что «народ меняется, любит красноречие и с удовольствием занимается учебой», как и жалобу на то, что, «хотя в каждом селе есть связка «Книги песен» и «Книги истории» и в каждой семье - по книге, это не приносит пользы управлению» .
Борьба с образованием (которую легисты вели одновременно с борьбой против нравственности) здесь смыкается с борьбой против народа. Шан Ян пишет: «Красноречие и ум - помощники мятежа; правила благопристойности и музыка - свидетельства разврата и праздности; доброта и человечность - пособницы нарушений; назначение и продвижение добродетельных - лазейка для хищений и казнокрадства. Если еще прибавляется смута, то все это широко распространяется; если есть свидетельства разврата и праздности, значит, они вошли в употребление; если есть пособницы у нарушений, значит, они появились; если есть лазейка для хищении и казнокрадства, значит, их нельзя уже остановить. Эти восемь пороков, скопившись, приводят к тому, что народ побеждает свое правительство. Если же этих восьми пороков нет, то правительство побеждает народ. Когда народ побеждает свое правительство, государство слабеет; когда правительство побеждает свой народ, армия усиливается» .
Доказывая, что правителю пристало заниматься укреплением боевой мощи страны и нет для него более серьезной опасности, чем стремление к знанию и общение с образованными людьми, Шан Ян утверждает: «Если правитель любит споры и не стремится выяснить пользы спорщиков, то они могут поступать по своему разумению и переносить свои извращенные споры на улицы, где вокруг них собираются толпы. Народ, видя, что они привлекли на свою сторону царя, его приближенных и сановников, начинает подражать им. Так образуются целые партии, а в спорах, заполняющих страну, уже трудно становится разобраться. Этому радуется простой народ, это доставляет удовольствие большим людям, и в результате таких, которые занимаются земледелием, остается мало, а таких, которые ленятся и живут за чужой счет, становится много... Земля из-за этого остается необработанной. Когда образование входит в привычку, народ отказывается от земледелия и начинает заниматься разговорами, высокопарными словами и фальшивыми спорами... и люди стараются превзойти друг друга высокими словами. Так народ отдаляется от правителя, образуется масса непокорных подданных. Образование ведет, следовательно, к тому, что страна беднеет и армия ослабевает» .
Здесь упор делается на то, что образование отвлекает народ от земледелия - занятия, необходимого для укрепления мощи страны.
В других местах «Шан-цзюнь-шу» подчеркивается, что образование подрывает основы государства, поскольку учит людей самостоятельно мыслить и произносить независимые суждения о правительственных мероприятиях.
Легистский подход к культуре основывался на том, что она не только бесполезна, но и вредна для государства.
«Целью Шан Яна было установление абсолютной власти правителя и военизация государства для захвата Поднебесной.
Поэтому при общей враждебности к культуре Шан Ян обрушивается прежде всего на то, что связано в культуре со словом» .
Аполитичная музыка его мало беспокоит, слово же он считает злейшим врагом военизации и деспотизма, опирающегося на тупость и невежество народа.
Многократно подчеркивая опасность, грозящую деспотическому режиму от слова, Шан Ян говорит: «Умный правитель знает, что любовь к слову не приведет к усилению армии и подъему целины».
2. Культура и образование в государстве Платона
Платону в большой степени была присуща жажда совершенства, красоты и гармонии.
Его понимание государства как воспитательного и образовательного учреждения выгодно отличается от образа бездушной политической машины, как это представлялось у Шан Яна.
«Культура - в силу его способности мощно воздействовать на души людей - особенно привлекает внимание Платона. Влияние культуры объясняется, прежде всего, наслаждением, которое оно дает - даже независимо от образования и развития интеллекта» .
А через наслаждение человек бессознательно впитывает в себя идеи и добродетели, изображаемые в произведении. Кроме того, будучи особенно чутким к проблемам сегодняшнего дня, культура помогает их осознанию и оценке - в свете вечных идеалов.
Поскольку красота доступна всем, музыка, поэзия, театр - более популярны, чем философия, а значит политически более значимы. Но дело в том, что именно в прекрасном телесное и духовное, доброе и злое, истина и мнение самым тесным образом сближаются и переплетаются. Душа человека - несовершенна. Даже низменные и пошлые страсти могут приносить наслаждение. Поэтому и возникают вопросы: что можно, а что нельзя изображать в искусстве? Какое искусство помогает воспитанию, а какое только изнеживает и обессиливает?
Музыке и поэзии не так уж трудно придать воспитывающий, просветляющий характер.
Но в трагедии и комедии смешение добра и зла составляет, по-видимому, самую основу эстетического воздействия. Платон считает, что эти жанры сами по себе вредоносны, ибо заставляют человека переживать как радость и веселье; то, что по сути своей есть болезнь души.
Известно, что культура основано на подражании жизни. Но ведь переменчивая жизнь, согласно платоновской теории идей, есть лишь «подражание» вечным образцам. Значит культура – «подражание подражанию».
Если уж ставить целью подражание, следует подражать людям мудрым, благородным, прославлять идеалы и добродетели, но не пороки. Нужно изображать разумные, обдуманные, а не легкомысленные и безумные действия. Но авторы трагедий и комедий делают как раз обратное. Они стремятся захватить внимание зрителя тем, что выставляют героев, захваченных безумной любовью, болезнью, опьянением или испытывающих несчастье. Почему-то поэт особенно увлекается, когда изображает худших, а не лучших.
Исходя из сказанного Платон планирует ввести в своем идеальном государстве жесткую цензуру.
Предстоит изъять и запретить те произведения, которые изображают в неблаговидном свете богов, их интриги и коварство.
И, наконец, главный принцип - тождество счастья и справедливости. Зло должно быть наказано.
Поступающий несправедливо не должен изображаться как счастливый человек.
Отмечая соблазны и опасности культуры, Платон, тем не менее, не мыслит без него идеального государства.
Культура должна присутствовать повсюду.
Без неё невозможно правильное воспитание народа и молодежи. Вся государственная жизнь должна стать непрекращающимся танцем, песнопением, хороводом, поскольку через культуру человек «побуждается к жизни божественным замыслом.
Специальный совет «оценщиков» - людей, «убеленных сединой», не моложе пятидесяти лет, будет отбраковывать «дурные произведения» и исправлять те, которые имеют недостатки.
Для этого будут привлечены самые опытные поэты, музыканты, но главные решения будут принимать философы, разбирающиеся в искусстве.
Досуг свободнорожденных должен быть заполнен жертвоприношениями, празднествами.
Культура - как игра и вид досуга - больше соответствует человеческой природе, чем труд. Люди, по Платону – «куклы в руках бога». Каждый должен жить, «играя наипрекраснейшие игры».
Что до образования, то «в иде¬альном государстве Платона осуществляется его основной педагогический принцип: разные человеческие натуры должны получать разное воспитание» .
Основу педагогических воззрений Платона составляет его вера в бессмертие души и переселение душ.
С этим связано то исключительное значение, которое Платон придает воспитанию и образованию: только тот, кто должным образом воспитан и научен отличать добро от зла, может в последующем рождении выбрать правильный образ жизни.
Для Платона воспитание и образование определяют не только правильную социальную организацию людей, но и дают человеку подлинную духовную свободу и возможность правильно ориентироваться в мире непреходящих духовных ценностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы видим, что с характерной для тоталитарного мышления железной последовательностью Шан Ян требует полностью покончить с образованием. Культура же делится им на «вредную», которая тем или иным образом воздействует на мысли человека (к такой культуре он относит все что связано со словом) и «безвредную» (к примеру легкая развлекательная музыка).
Если ко второму типу культуры Шан Ян абсолютно индифферентен, то первому он сурово противостоит и ратует за ее искоренение.
Платону в большой степени была присуща жажда совершенства, красоты и гармонии.
Его понимание государства как воспитательного и образовательного учреждения выгодно отличается от образа бездушной политической машины, как это представлялось у Шан Яна.
Платон, можно сказать, отрицает свободу слова, художественного творчества, подчиняет культуру идеологии. Но не следует забывать, во-первых, о том, что Платон жил в то время, когда культура еще не выделилось в самостоятельную художественную форму сознания и творчества, а существовало в неразрывном единстве с мифом, религией, праздничным действом и воспитанием. Во-вторых, наблюдая сегодня мощную экспансию коммерческой массовой культуры, создатели которой, прикрываясь принципами демократии, свободы слова, засоряют телеэкран низкопробной продукцией, не заботясь о просвещении, облагораживании вкусов, о патриотическом и нравственном воспитании, нельзя не признать обоснованности его заботы о том, чтобы художественно-культурная среда поддерживала гражданское согласие, преемственность поколений, способствовала интеллектуальному и нравственному развитию.