Ремонт лага и об отдыхе судоводителей

Лев Ефремов
               

   Теплоход «Иван Москвин», как и другие однотипные суда этого класса, в Мурманском Морском Пароходстве у моряков считался очень удачным для работы. В Арктике работал редко, в основном выполнял загранрейсы. На него на работу был направлен второй помощник капитана с пассажирского судна. Первый рейс был короткий – везли макулатуру из Мурманска в бельгийский порт Остенде и из Остенде генгруз в Мурманск. Так как рейс предстоял продолжительностью две-три недели, а стоянка в Мурманске была короткая и штатный второй – грузовой помощник не успел оформить грузовой и рейсовый отчеты, то было принято решение, что вторым помощником один рейс сходит  ста-рый помощник и доделает бумажную отчетность по предыдущим  рейсам, а вновь назначенный помощник в этом рейсе отработает третьим помощником и, заодно, в рейсе примет дела второго.   
    Старшие командиры на этом теплоходе были личностями, по своему, интересными. Капитан только что вернулся из творческого отпуска – издавал книгу своих стихов. Первый помощник – выпускник Высшего Военно-Морского Политического Училища. Участник Великой Отечественной Войны, но в боевых действиях не участвовал, во время войны служил на Дальнем Востоке. На судне активно проводил политработу. Все члены экипажа были вовлечены в политучебу. 
    Стоит судно в порту Остенде, выгружает макулатуру, члены экипажа, свободные от вахт и работ, убыли в город в увольнение. Третий помощник на вахте - следит за выгрузкой, у трапа несет вахту вахтенный матрос. Возвращается из города первая группа, женская часть экипажа во главе с судовым врачем. С ними по трапу поднимается женщина средних лет, не член экипажа. Вахтенный матрос, как положено по уставу, вызывает к трапу вахтенного помощника капитана. Подходит вахтенный помощник, спрашивает у женщины, кто она и цель визита. Оказалась русская, во время Московского Фестиваля познакомилась с бельгийцем, вышла за него замуж и с тех пор живет в Остенде. Соскучилась по русской речи, в городе случайно встретила русских девушек, познакомились, и они пригласили ее в гости на судно.  Девушки тоже просят пропустить ее на судно. Вахтенный помощник дает разрешение, и девушки идут в каюту к буфетчице. Смотрит матрос на вахтенного помощника капитана и говорит:               
 - Зря вы ее пропустили без ведома помполита. - Через некоторое время подходит третий механик, который видел возвращение группы на судно, и тоже интересуется, доложил ли штурман о посторонней женщине на судне, помполиту.
 – Что за чертовщина,- думает вахтенный помощник, - Что это все они интересуются, доложил ли я помполиту? Я вахтенный командир и сам решаю такие незначительные дела.
Но человек он на судне новый, и появились у него сомнения. Решил, раз несколько человек этим интересуются, значит лучше будет пойти к помполиту и доложить. Заходит к помполиту и докладывает:
 - Григорий Алексеевич, забыл вам сразу доложить, на судне женщина русская-бельгийка, попросилась зайти к нашим девушкам пообщаться, соскучилась по соотечественникам.               
- А я давно об этом знаю, и все жду, когда же вы мне доложите.               
    Закончили выгрузку макулатуры, погрузили контейнеры с оборудованием. Отошли от причала, следуем в Мурманск. Обычно, скорость судна на полном ходу 14,5 – 14,7 узла. Датчик лага в штурманской рубке показывает 13,5 узла. Навигационные приборы находятся в заведовании третьего помощника и капитан дает ему указание проверить работу лага. Пытается штурман объяснить, что сейчас в январе в море шторм и, поэтому скорость судна меньше обычной, но раз поступило распоряжение – необходимо его выполнить. Судно постройки пятидесятых годов и на нем установлен старый гидромеханический штевневый лаг. В трубку, установленную в носовой части судна, при движении судна поступает забортная вода, которая затем поступает в сильфонный аппарат. В сильфоне лага советского производства стоит металлическая мембрана - гармошка, которая при давлении на нее воды, сжимается. Величина давления на мембрану пропорциональна скорости судна, больше скорость – больше деформируется мембрана. Т/х «Иван Москвин» бельгийской постройки и в качестве мембраны в сильфоне лага у него вместо стальной гармошки находилась ртуть, которая также сжимается под давлением. Эта величина проградуирована в узлах и на датчиках показывает скорость судна. Вахта третьего помощника с 08.00 до 12.00 и с 20.00 до 24.00. Сменившись с вахты в 12.00, пообедав и немного отдохнув, занялся штурман проверкой лага. По трубкам лага бежит забортная соленая вода и соль оседает на стенках труб. Для ее удаления производится промывка системы или забортной водой или пресной. Для этого сильфонный аппарат отключается. Управление и вся аппаратура лага находится в машинном отделении. Около лага на табличке указаны все клапаны и порядок их работы в разных ситуациях. Как ранее было сказано, т/х «Иван Москвин» старой постройки, и табличка с указанием порядка работы клапанов отсутствовала. Стоит штурман перед пультом и пытается разобраться, какие же клапаны надо открыть и какие закрыть, чтобы промыть трубки лага забортной водой. Подходит вахтенный второй механик и мотористы. Подсказывают, как промыть, какие клапаны открыть. Они старые работники и все усовершенствования этой системы помнят. Открыли клапаны промывки трубок забортной водой, показания датчика скорости не изменилось. Предложили промыть трубки забортной водой не самотеком, а пожарным насосом. Запустили пожарный насос, качнули забортную воду в трубки лага под давлением. Скорость по показания датчика лага упала до ноля. Пока штурман занимался лагом, наступило время ужина, а там пора и на вахту. Отстоял он вахту и, сменившись, отправился в каюту спать. Не успел уснуть, как в каюту врывается второй механик, который заступил на вахту с 00.00 часов.   
-Ты что, вредитель, наделал?  Ты, что отравить нас решил?               
- В чем дело, что случилось?
-Пойдем в машинное отделение, сам все увидишь.
 Спустились в машинное отделение. Несколько металлических сланей в палубе сняты, и в пространстве между палубой и сланями, среди системы труб  в замазученной воде блестят лужицы ртути. При качке судна эти лужицы скользят в подпалубном пространстве и, натыкаясь на препятствия, рассыпаются на мельчайшие капельки. Понял штурман, что промывая пожарным насосом систему забортного лага, он, по подсказке  мотористов, перекрыл не те клапаны и вся ртуть из сильфона была смыта под палубу в машинном отделении. Ядовитые свойства паров ртути всем хорошо известны. Штурмана прошиб холодный пот. Он хватает совок, находит щетку с медными проволоками и начинает собирать эту ртуть. Поднимет в одном месте стальные листы сланей и только начнет собирать капельки ртути, как судно на волне кренится на другой борт и вся ртуть перекатывается в другое место. Эти слани закрываются, поднимаются слани в другом месте и все продолжается по новой. Последующие трое суток время для третьего помощника капитана складывалось следующим образом: вахта, принятие пищи, поимка капелек ртути в машинном отделении и опять вахта. На сон времени уже не оставалось. Ходовую вахту нес механически. Определяя место судна по пеленгу и дистанции, сначала наносил на карту пеленг, затем определял расстояние до ориентира и откладывал на карте. Две цифры мозг запомнить уже не мог. Сменившись  в очередной раз с вахты в 12.00, сидит штурман в каюте и думает:
 - Что надо сейчас начать делать в первую очередь? Пойти обедать, заняться составлением финансового отчета за рейс, составить грузовой план предстоящей погрузки судна в Мурманске и сделать предварительный расчет посадки судна и остойчивости, к тому же, капитан дал задание произвести расчет экономической обоснованности рейса, т.е. расчитать, сколько  за рейс сожгли топлива, масла, питание и зарплату экипажа и сколько заработало судно на перевозке груза?
 А глаза слипаются, да и грязный, весь пропах соляром, лазая под сланями. Размышления прерывает стук в дверь, заходит помполит Григорий Алексеевич и с радостной улыбкой говорит:
- Пришел напомнить вам, что в понедельник день политучебы и вам необходимо сделать доклад на заданную тему. Но предварительно напишите реферат и покажите мне, что вы будете нам докладывать.    
Штурман сначала опешил от такой «радостной» вести, а потом с облегчением от всей души расхохотался.
– Что с вами?- забеспокоился помполит.
–Спасибо вам большое Григорий Алексеевич, выручили, помогли,можно сказать, груз с души сняли. Я все не мог решить, что мне делать в первую очередь - ничего не успеваю. А сейчас решил, пошли вы все к черту, а я ложусь спать.               
    Крупные капли ртути штурман собрал совком и щеткой, а остальное пожарным насосом было смыто в льяльные колодцы и затем на берегу с льяльными  водами откачено на сборщик нефтесодержащих вод. Ртуть для лага официальным путем получить не удалось. Для гражданских целей она не применяется. Заменили сильфонный аппарат лага на наш советский и лаг нормально заработал.