Нарушение меры, разрушение гармонии жизни

Лев Балашов
НЕНОРМАЛЬНОСТИ РАЗНОГО РОДА — ЭТО НАРУШЕНИЕ МЕРЫ, РАЗРУШЕНИЕ ГАРМОНИИ ЖИЗНИ И, В ИТОГЕ, САМОЙ ЖИЗНИ

 Если давать обобщенную, философскую, категориально-логическую оценку поведению нынешних СМИ и некоторым формам современной культуры, то следует признать, что они нарушают основополагающие принципы жизни, прежде всего нарушают закон МЕРЫ. Со времен древней Греции известен этот закон: ничего слишком, ничего сверх меры, всё в меру. А что мы видим в указанных феноменах: очевидное нарушение меры в подаче информации, в искусстве, в кино. Парацельс как-то сказал: «НЕТ ЛЕКАРСТВ И НЕТ ЯДОВ. ТЕХ И ДРУГИХ ДЕЛАЕТ ДОЗА». Очень много яда в СМИ, в искусстве, прежде всего в литературе и кино.

Возьмем нынешние СМИ. Они именуются средствами массовой информации. А что на самом деле? Мутный поток массовой дезинформации. Дезинформация не столько в подаче ложных сведений, сколько в совершенно неумеренной, гипертрофированной подаче негативной информации о событиях жизни. Явно нарушена пропорция-мера в соотношении позитивной и негативной информации. Это касается и новостных программ и демонстрации художественных фильмов по телевидению. В новостных программах — лошадиная доза всякой чернухи (сообщений об убийствах, насилии, терактах, катастрофах, авариях, природных катаклизмах). В демонстрации художественных фильмов по телевидению — лошадиная доза всяких детективов, триллеров, боевиков, всяких сцен насилия, убийств, аварий и катастроф (это касается прежде всего лучших, вечерних, часов показа фильмов).
Возьмем современное кино (и наше отечественное, и западное, в основном американское). Это кино — не столько о жизни, сколько о разных формах приведения к смерти (убийства, самоубийства, в результате аварий, природных катаклизмов, действия разных фантастических персонажей, монстров), о разных формах разрушения жизни (насилии, нагнетании страха-ужаса, воровстве, мошенничестве). Явная диспропорция в показе жизни в сторону показа ее негативных сторон.

В СМИ можно наблюдать и другую диспропорцию: совершенно неумеренная демонстрация РЕКЛАМЫ. Неумеренная до такой степени, что она разрушает целостность восприятия художественных и иных подобных программ, создает различные перекосы в информировании людей относительно всяких товаров, лекарств, услуг. Такая демонстрация рекламы делает людей невротиками, односторонне, однобоко формирует их запросы и интересы, дает массу ненужных сведений, засоряет их мозг всяким информационным хламом. Говорят о спаме в интернете. Уже давно этот спам заполонил электронные средства массовой информации. Он душит нас, отнимает массу времени, не говоря уже о наших материальных убытках.

В кино сложилась еще одна вопиющая диспропорция: в показе отечественных и зарубежных фильмов на телевидении и в кинопрокате. Зарубежные фильмы буквально задавили наше отечественное кино. А ведь они изображают чужую жизнь, говорят чужим языком. В итоге мы постепенно теряем себя, свою национальную и языковую самобытность. Никто не говорит о запрете показа зарубежных фильмов. И чужую жизнь мы должны знать и чужой язык слышать. Но не в таких лошадиных дозах! Если иметь в виду устную речь, то зарубежные фильмы по определению уступают нашим фильмам в смысле качества языка. Пусть даже их дублируют первоклассные русскоговорящие артисты. Ведь всё равно нет совпадения речевой мимики и устной речи на русском языке. Потери смысловые и художественные при дублировании-переводе неизбежны. Вот почему художественная ценность зарубежных фильмов по части устной речи-языка ниже художественной ценности самого плохонького нашего фильма… И вот этим суррогатом культуры нас сейчас обильно потчуют. И телевидение, и кинопрокат. А ведь язык составляет существенную часть культуры народа.

То же касается засилья зарубежных шлягеров на радио (особенно на каналах FM-диапазона) и на музыкальных телеканалах Муз-ТВ и MTV. Слушая песни на иностранных языках, преимущественно на английском, мы постепенно отучаемся воспринимать и ценить нашу лингво-музыкальную самобытность-ментальность. В частности, не понимая иностранных слов в песнях зарубежных исполнителей, мы перестаем ценить содержательную, литературную сторону песенной культуры. А ведь слово в песне всегда ценилось нашим народом. Многие выдающиеся отечественные композиторы-песенники не могли писать музыку без текста. И вот сейчас по части песни мы в значительной мере оказались народом без языка как персонаж повести В.Г. Короленко «Без языка».
Еще один серьезный перекос: самые читаемые книги сейчас у нас: это детективы, триллеры, боевики. Об этом говорят тиражи указанных книг. Всякие там Маринины и Донцовы, Акунины, Незнанские и Доценки… Не говоря уже о зарубежных авторах детективного и всякого подобного жанра. Опять наш народ нагружается преимущественно негативной информацией. Мы все больше погружаемся в пучину сначала маргинальной жизни (околожизни, периферийной жизни), а затем нежизни, небытия.

Я хочу сказать, что нарушение меры, золотой середины, бросание в крайности, одним словом, раскачивание лодки жизни — не только феномен нашей отечественной культуры. Это феномен всей европейской-американской культуры. В XIX веке курс на нарушение меры провозгласили некоторые деятели культуры (главный из них Ф. Ницше). В ХХ же веке этот курс стал феноменом массовой культуры. Если в XIX веке только начали раскачивать лодку жизни, то в ХХ веке ее так раскачали, что из нее вывалилось и погибло довольно-таки много народа (в результате хотя бы Первой и Второй мировых войн) или не родилось в результате катастрофического снижения рождаемости. Это раскачивание лодки жизни убивает не только физически, но и морально-психологически. Если мы хотим, чтобы лодка жизни двигалась вперед, к цели, мы должны не раскачивать ее, а управлять ею.

ИТАК, НАША КУЛЬТУРА СЕРЬЕЗНО БОЛЬНА. ЕЕ НУЖНО ЛЕЧИТЬ. РЕЦЕПТЫ Я ВИЖУ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ТАКИЕ:
1. ШИРОКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ЭТОЙ БОЛЕЗНИ КУЛЬТУРЫ, ВСЕХ ПОСТАВЛЕННЫХ ВЫШЕ ВОПРОСОВ В КОМПЛЕКСЕ.
2. РАЗРАБОТКА И ИЗДАНИЕ РЕГУЛИРУЮЩИХ ЗАКОНОВ (В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ) ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭТОГО ОБСУЖДЕНИЯ.

————————————————————————
Фрагмент 2-ой, расширенной, редакции книги "Негатив жизни: антикультура и антифилософия" (см. мой сайт, раздел "Рукописи"). Ниже аннотация книги:
      Эта книга — памфлет. В ней автор обращает внимание на некоторые явления и тенденции современной жизни, которые могут оказаться губительными для жизни вообще. Основа человеческой жизни — культура. И именно она поражена сейчас раковой опухолью антикультуры. Автор ставит диагноз этой болезни.
Автор обращает также внимание на феномен антифилософии. Этот феномен, весьма разросшийся в последние 100-150 лет, крайне опасен для духовного здоровья общества.