Отдых в Александдрии

Лев Ефремов
               

       Д/э «Ангаргэс» работал в таймчартере у канадской судоходной кампа-нии. Более шести месяцев не было заходов в советские порты. Работали в основном на линии Восточные порты Канады – порты Гватемалы, Гондураса, Венесуэлы. И вот аренда судна скоро заканчивается, последний порт выгрузки – Александрия/Египет/ и после него рейс в родные края. Встали на якорь на внешнем рейде п. Александрия. Лето, жара. Экипаж уже начал подготовку к приходу в родной порт. Матросы красят судно, мотористы наводят порядок в машинном отделении. После работы надо бы обмыться холодной водичкой, но запасы пресной воды на судне ограничены. Ку-паться за бортом капитан категорически запретил. Помимо общего запрета на купание экипажа на рейдах, еще имеется опасность нападения акул в этих водах. Опасность – опасностью, но, как говорится, где наша не пропадала. После работы «втихаря» опускают матросы парадный трап и, пока командиры не заметили, прыгают в воду. Через некоторое время это заме-чает вахтенный помощник капитана или сам капитан и  купание прекращается. Вылезают матросы из воды, но уже успевают освежиться. Ужин по стояночному расписанию в 1700. На д/э «Ангаргэс» две жилые надстройки. Одна в средней части судна, другая в корме. В кормовой надстройке находятся каюткампания комсостава и столовая экипажа. И вот однажды, после очередного купания, только что вылезшие из воды, стоят на корме  матросы и получают очередной «нагоняй» от капитана. Вдруг у борта судна из воды появляются плавники двух акул. Размеры акул более двух метров. Все находящиеся на корме поняли, в какой кампании купались матросы. Капитан сначала опешил, потом перешел на крик. Крепкими морскими выражениями, доходчиво объяснил, что он сделает с членом экипажа, если еще раз увидит того купающимся за бортом судна. Но и без этого, желание купаться у матросов надолго пропало.  Через некоторое время переставляют судно на якорную стоянку на внутренний рейд порта. Сразу же у борта судна, на лодках, появились местные торговцы всякой мелочью. Начинается обмен с экипажем. Торговец предлагает местные сувениры и спиртное в обмен на медные, бронзовые и из нержавеющей стали различные  детали. Как потом оказалось, местные умельцы из этого изготавливают «золотые» и «серебряные» кольца, цепочки и т.д. Капитан предупредил весь экипаж о недопустимости такого обмена. Цветной металл с большим трудом доставался в родном порту и с приходом в Мурманск понадобится в предстоящем ремонте. Но больно уж велико искушение – обменять какой-нибудь бронзовый клапан или просто медную «болванку» на местный сувенир и капитанский запрет порой нарушается. Выходит капитан на крыло мостика, а капитанская каюта находится в носовой жилой надстройке судна, и видит, как матрос на капроновом тросике опускает, в стоящую под бортом судна шлюпку, какой-то мешок. Капитан кричит и бежит на корму. Пока капитан спустился с мостика на палубу, пока добежал до кормы, шлюпка отошла от борта. На корме стоит матрос, в руках у него ничего нет.
- Я говорил вам о запрещении отдавать с судна металл?    
- Говорили, но я металл не отдавал.
- А что же вы за борт, в шлюпку опускали?
- Я свои личные вещи менял, старые брюки, пиджак, рубашки.
- А почему мешок был такой тяжелый, я видел, что вы его в руках еле удерживали?
- Так вещи старые, грязные, поэтому и тяжелые.
      Наконец поставили судно к причалу. Началась выгрузка. Свободные от вахт и работ члены экипажа получили возможность сходить в город. Судовой агент организовал для части экипажа экскурсию в Каир. Четвертый помощник капитана с двуми матросами пошел в увольнение в Александрии.Сразу же за воротами порта привязался к ним местный житель. Показывает сумку, в сумке несколько бутылок виски «Белая Лошадь». Предлагает купить по дешевке. Первоначальная цена бутылки 5 долларов, моряки не соглашаются, но и не торгуются. Идет торгаш за ними следом и время от времени цену снижает. Снизил до 50 пиастров за бутылку. Посмеялись моряки, поняли, какое виски им предлагали. Побродили по городу, устали, да и жара под сорок градусов. Решили зайти в какой-нибудь бар, посидеть в холодке, отдохнуть и заодно выпить пива. Баров много, но куда ни зайдут, оказывается чайная. Вывески на Барах на арабском языке. Пивную так и не нашли. В Александрии многие местные жители знают русский язык, но начнешь расспрашивать, потом он не отстанет. Решили зайти в ресторан, там наверняка имеется пиво. Зашли, работает кондиционер, тишина, чистота. Смотрят, меню на английском  языке, цены на удивление низкие. На столе большое блюдо с разными орешками. Опасаясь подвоха, заказали для начала одну бутылку местного коньяка, цена доллар с неболь-шим. Закуску заказывать не стали – на столе в блюде полно орехов. Стали рассчитываться, и действительно с них взяли только доллар с мелочью. Решили, что можно еще посидеть в этом ресторане. Отдохнули хорошо. Вероятно, крупные рестораны и, вообще, крупные торговые заведения дорожат своей маркой и не допускают мелочного обмана. Вечером прибыли моряки из экскурсии в Каир. Впечатлений много. Ездили и на Пирамиды.  Величественное зрелище. Как-то не укладывается в сознании, что все это могли возвести люди без какой-либо техники. Причем нынешнее поколение особым трудолюбием не блещет. Не обошлось в этой экскурсии и без маленьких приключений. Два моториста насмотревшись на египетские  красоты, захотели выпить спиртного. А тут на их «удачу» появляется местный житель и предлагает им виски «Белая Лошадь» по восемь долларов за бутылку. Сторговались – две бутылки за пятнадцать долларов. Экономия доллар, мелочь, но приятно.  Решили, что одну бутылку выпьют здесь, а вторую на судне. Закуску брать не надо, кругом полно деревьев с апельсинами. Выбрали время, когда рядом нет других товарищей, зашли за деревца, открыли бутылку, очистили по апельсину. Первый глоток сделал старший по возрасту – старший моторист Павел. Глотнул, подумал, еще раз глотнул и выплюнул содержимое. В бутылке оказался чай или просто подкрашенная вода. Во второй бутылке тоже самое. Пролетели ребята с выпивкой, зато здоровье сохранили и прибыли на судно в нормальном состоянии.
        Закончили выгрузку в Александрии, следующий порт Измир. В родной Мурманск прибыли через два месяца. Часть экипажа убыла в отпуск, а часть осталась на ремонт. После ремонта опять в рейс на несколько месяцев. Хорошо холостым, отдохнули и в моря. Семейным сложнее, месяцами не видятся с семьей. Дети растут без отцов, жены живут без мужей. Семьи порой распадаются. Но считается, что моряк сам выбирает свою работу, никто его в моря насильно не гонит.