Оборотни. 1 часть

Ирина Кашкадамова
ПРОНИКНОВЕНИЯ ЗООМОРФИЗМА ПСОВЫХ В ОБЩЕМИРОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ.

ПРЕДИСЛОВИЕ, ПОЧЕМУ ИНТЕРЕСНО РАЗОБРАТЬ
РАЗВИТИЕ племён С ЗООМОРФИЗМОМ «ПСОВЫХ»; ИХ ПСИХОЛОГИЮ, МИФОЛОГИЮ И РЕЛИГИЮ.



В истории человечества не было момента отсутствия религиозных понятий и представлений. Начиная с появления Homo sapiens, который по физиологическим и психологическим характеристикам был способен к созданию понятий и определен-ного уровня абстракциям, начинается религиозное развитие человека, его верова-ний, традиций и выходящих из этого моральных принципов.
 Наиболее ранние выражения религиозных пристрастий человека нашли своё отражение в захоронениях и наскальных рисунках. Анализ этих рисунков говорит о связи между людьми и животными, их психологической общности, и проникновение поведения и образа жизни животных в абстрактное понимание их носителя. Тотемизм – одна из ранних форм религиозных воззрений, имеет своё отражение даже  в нашей современной жизни. То здесь, то там слышится  сравнение человека то с медведем, то с лосем, то с кабаном, перекладывая на данного индиви-да все качества животного, силу либо наглость, либо другие качества. Так или иначе, но вера в существование особого рода связи между какой-либо группой людей или, в современном мире при смешении всех племён, отдельным человеком с определённым видом животных или растений до сих пор присутствует. Подспудное наше стремление к тотемизму можно отнести к тяге к восточным гороскопам, попыткой ассоциировать себя с животным года либо месяца, накладывать на себя определённые характеры и стереотипы поведения.
Чтобы в сомнительный момент не мучаться решением вопроса, человек, на-кладывая на себя поведение животного, с уверенностью решает вопрос. В тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровнородственных от-ношений. На протяжении многих тысячелетий племена поддерживали свою тотем-ную родословную с заложенным в неё стереотипом поведения, искусственным от-бором, согласно своему тотему, усилением схожих черт и изживанием черт отсутст-вующих у животного первопредка, тем самым, закладывая поведение избранного тотема в “генную память“. Хранителями священного знания о тайнах жизни были шаманы и жрецы.
 Зооморфизм псовых впервые встречается на Ближнем Востоке, в горных рай-онах – Нигеве и на Индоиранском нагорье – Загросе. О симбиозе человека с соба-кой довольно подробно разработано И.Ершовой в статье «Мифы о собаке». Как та-ковой тотем собаки появляется в VIII – VII тысячелетии до нашей эры на Загросе, в Нигеве тотем хоть и псовый, но по структуре изображения, торчащим ушам и длин-ному висящему хвосту можно было бы отнести к шакалам, волкам. Образ жизни и мировоззрение этих этнических групп основанных на охоте вряд ли отличался от иерархии стаи их тотемных животных; они не занимались земледелием, жили охо-той на горных козлов, баранов и кабанов. О развитии этой цивилизации разобрано в «Истории Древнего Востока» под редакцией И.М.Дьяконова. Себя охотники Загроса называют кутиями (даже сейчас маленьких щенят многие заводчики – кинологи называют кутятами). Это одна из наиболее ранних цивилизаций, возникшая в горах; учитывая, что места колыбели культуры земледельческих цивилизаций на этот момент находятся ещё под водой (Шумер). Подробно о религиозных воззрениях, социальном устройстве кутиев известно мало в связи с отсутствием археологических источников. Но, как мы рассмотрим в дальнейшем, уклад жизни, психология данных тотемов мало менялись с историческим развитием, и можно предположить, что они такими же были, какими их описывают позднее, у этнических групп с тотемами псовых.
Сразу же определим, что к зооморфизм псовых я отношу собак, шакалов и волков, лис и выдр, бобров (каланов – морских бобров и бобров). Именно эти этни-ческие группы и их развитие вплоть до современности будут рассматриваться в этой работе. Зооморфные и мифотворческие понятия не всегда соответствуют зоологическим аспектам. Психологический аспект (на стремление к захвату новых территорий, господство на них путём навязывания своих традиций и мировоззрения), начавшийся в ту далёкую эпоху, сохранился до наших дней. Рассмотрение его, а так же буквальный разбор необходим не только для понимания, но и для возможности сосуществования с этой этнической группой и развивши-мися из нее цивилизациями.
Тема, которой посвящена эта работа, никогда не разрабатывалась; если и рас-сматривались вопросы о приручении собак человеком, то никогда это не сравнива-лось с идеологическими, культурными и психологическими аспектами данных групп людей и их тотемическими взглядами. Тотемикой американских индейцев занимаются на Западе и в Америке, тотемика старого света не рассматривается. Да и само слово тотемика имеет американские корни. “Название этой формы религиоз-ных верований происходит от слова “ототеман“, которое на языке северо-американских индейцев племени оджибве означает “род его“, - пишет Яблоков.
Религоведы тотемизм относят к религии первобытных культур, не затронутых благами цивилизации. Да, это одна из ранних форм религиозного самосознания человека, но за то количество тысячелетий, что она процветала, за то количество поколений, что её впитывали, она полностью вышла на генетический уровень, особенно у потомков бывших жрецов. В Старом Свете тотемикой можно было бы назвать зооморфизм, свойственный всем изначальным религиям.
При расцвете цивилизации зооморфизм-тотемизм не исчезает, а полноправно входит в нас, проявляясь в сохранившихся обрядах, геральдике, символике армий, градостроительстве и даже в личных именах.
Рассматривая эту проблему, я не смогу не коснуться вопроса о приручении собак человеком, ибо в древнем мире вопрос о взаимоотношениях с “псовыми“ был неоднозначен. Только племена, чья зооморфная особенность позволяла с религиоз-ной точки зрения общение с собаками, могли заняться их приручением. И ничего удивительного нет в том, что псовые были их тотемом.
Раскопками древних псовых, описанием их занимались профессор А.А.Иностранцев, профессор В.Е.Кошелев. Находками торфяной собаки, родствен-ной шакалам, мы обязаны И.Т.Савенкову (в Красноярске и Гомельской области) – И.В.Громову. Профессор М.В.Павловский описывает собак гуннов, но почему-то относит это к каменному веку. А так же собаки описанные Путятиным, Е.А.Богдановым и другими. К сожалению, точных датировок раскопанных костяков наши профессора дать не могут, так же, как не могут сказать с какими племенами и какой религиозной группы людей эти собаки общались. Единственное, на что можно полагаться, так это на место, где эти костяки были найдены и имели ли следы одомашнивания.
К сожалению, наша современная научная литература не может отойти от влияния концепции марксизма-ленинизма, ссылаясь в истории на концепцию, изложенную Ф.Энгельсом. Но классики современной научной литературы не дожили до основных раскопок проведенных в ХХ веке и, тем более, с теологической и метафизической стороны не могли проследить переходов народов с развитием их менталитета.
Происхождение и предистория самаррийцев, кутиев, лулубеев и  касситов как родоначальников кочевых племён.


Для того чтобы лучше понять образ жизни и мышления этноса с псовым зоо-морфизмом, необходимо рассмотреть и разобраться в загадке их происхождения, чтобы понять, что могло толкнуть эти племена на завоевательные походы. Попыта-емся проследить их развитие с момента схода с Ирано-Иракского нагорья  вплоть до сегодняшних дней (этой проблемой никто не занимался). Вообще о племенах, ставших родоначальниками кочевых скотоводов, праотцев тюркских народов из-вестно мало.
Немногие сведения о древних временах Загроса дошли до нас в клинописи шумеров, всеми этими знаниями мы обязаны дешифровщикам клинописи, шумеро-логам и ассирологам .
Большой вклад в дешифровку клинописи внёс английский офицер и дипломат Г.Ф.Гротефенд, благодаря его труду Англия познакомила мир с шумерской сеялкой, английским ювелирным замком (30-40-е годы XIX в. н.э.). В дешифровке Вавилонской клинописи принимали участие англичане Г.Раулинсон, Э.Норрис, датчанин Н.Вестергард .
В ХХ веке дешифровкой шумерской письменности занимались Ф.Тюро-Данжен, А.Даймель, А.Побель, А.Фалькенштейн, С.Крамер. Неоценим вклад наше-го профессора И.М.Дьяконова. Вторая половина ХХ века отмечена работами фран-цузских и бельгийских ассирологов, дешифровавших царский архив города Мари, изданием Д.Уайзманом “Хроник халдейских царей“, американских шумерологов – хозяйственных текстов конца III тысячелетия до нашей эры из Дрехема.
Именно благодаря этим трудам мы имеем те отрывочные, мизерные данные о племенах Загроса, основанные на взаимоотношениях шумеров, ассирийцев и вави-лонян с их соседями. Несмотря на довольно интенсивный разбор зарубежными учё-ными вопросов культуры и религии Месопотамии, разбора этого аспекта в Загро-ской культуре мы не имеем. Хотя она и является первоосновой культурного и пси-хологического развития кочевых скотоводов.

Культура Загроса, видимо, происходит от цивилизации Нигеве (Палестина), с этой моей версией согласен А.Н.Власенко. Тот же климат, те же занятия (охота, ки-нология), те же археологические находки. Натурфицы согласно И.М.Дьяконову яв-ляются прообразом Загроса. Я же считаю, что это те же племена, перешедшие на другое место вслед за своими охотничьими трофеями. К сожалению, лингвистиче-ский анализ произвести невозможно из-за отсутствия каких бы то ни было письменных источников как с Нигеве, так и из самого Загроса. Загросские племена славились своим скорнячеством. Согласно археологическим раскопкам, в материальной культуре было найдено множество различного вида скребков, шил и других приспособлений для выделки шкур. Возможно, что свою одежду они выделывали из шкур выбракованных собак, не годящихся для работы и воспроизводства племени, а так же, покупательный спрос на которые падал (торговля выведенными под заказчика собаками, кроме выделки кож, была одним из основных бизнесов на Загросе). Недаром, считается, что чабан, одетый в шкуру волкодава или волка, никогда не подвергается нападению хищников. А одежда из вывороченной шкуры, являются в психологии других этнических групп ритуально “нечистой“. 
В книге “История Древнего Востока“ под редакцией В.И.Кузишина даётся одна из версий, касающаяся племён Загроса. Кутии (Гутии), по этой версии, в III тысячелетии до н.э. обитают от  верховий реки Диялы до озера Урмии. Это полукочевые племена, происхождение которых загадочно, язык отличен от шумерского, семитского или индоевропейского языков.  Здесь делается предположение о возможности родственной связи с хурритами, выходцами с Армянского нагорья и родственниками урартских племён .  Кутии в конце  XXIII века до н.э. вторглись на территорию реки Идиглат (Тигр) и Бурантум (Евфрат), устанавливают там своё владычество вплоть до XXII века до н.э. Свергнуты они были и отброшены к верховьям Диялы, где прослеживаются вплоть до I тысячелетия до н.э.
С запада от кутиев на Загросе располагались племена лулубеев, чья языковая принадлежность так же не ясна, и существует версия о родстве их с касситами. Так-же как и кутии с III тысячелетия до н.э., они вторгаются в Месопотамию.
Культура Самарры располагалась в предгорьях Загроса и тоже участвовала в распространении своего мировоззрения на Месопотамию.
В начале XVI века до н.э. они захватывают Кадингирр (Вавилон) и основыва-ют там косситскую династию, полностью принимая местную культуру и язык. Ос-тавшиеся племена на реке Дияле сохраняют родной язык, отличный от шумерского языка.
Ирано-Иракское нагорье по своему строению напоминает Малую Азию. За-грос – западная горная зона, окаймляющая Иранское плато со стороны Месопота-мии, тянется в  юго-восточном направлении и похожа на горную сторону Армянского нагорья. Краевые хребты Загроса обступают низменность древнего Элама в форме подковы. С южной стороны склоны гор безплодны, со стороны Персидского залива в горах растут грабы и буки, а над ними – альпийские луга. ещё выше расположены степные нагорья. Нижний край гор покатый и холмистый, погода там жаркая, летом дуют сухие ветры из аравийской пустыни, при этом очень большая влажность из-за испарений. В нагорьях Загроса в изобилии росли съедобные дикие злаки.

В VIII и части VII тысячелетий до н.э. племена, заселявшие Загрос, собирали дикие злаки, а из животных ими были приручены только собаки. Собака это их единственное домашнее животное, в то же время как в Малой Азии уже разводили овец, коз. Да и в дальнейшем, когда выйдет из-под воды южная Месопотамия, воз-никнет Шумер со своим непревзойденным земледелием, с разведением более 200 пород овец, массы пород крупного рогатого скота, загросцы останутся верны своим собакам.
При изучении Ирана, загросцам частично пытаются приписать и окультуривание злаковых, и одомашнивание животных, ссылаясь на все природные предпосылки к этому. Но, несмотря на это, когда  первые кутии спустились в Шумер, хлеба они не возделывали. В Загросе водились козлы, бараны и кабаны на которых охотились загрские охотники, но это не даёт основания считать, что там же они были и окультурены. Охота и собирательство были основными отраслями их хозяйства. Они выделывали шкуры, о чём свидетельствует многочисленный набор скребков, видимо, занимались торговлей, меняя ячмень и мягкую пшеницу на выделанную кожу. Дома строились из глины с  примесью соломы, в них переселились загросцы из пещер, которые до этого были их убежищами. Пол в глинобитных домах нередко окрашивали в красный цвет, возможно, были деревянные входные двери, о чём свидетельствует наличие каменного подпятия для оси дверной створки в углу входного проёма. Ссылаясь на исследования Дьяконова, интересен факт наличия массивных очагов, служащих для обогревания помещения.
После историко-культурного сравнительного анализа жертвенников на Гор-ном Алтае, Монголии и жертвенников Загроса (как писал В.Д.Кубарев) (кольца из камней, которые сооружались в основании) следует отнести к разряду культовых памятников. “Такую функцию имели каменные кольца вокруг херексуров, курганов скифского времени у стел и оленьих камней Монголии, Тувы и Алтая более трёх тысяч лет“. Это связывается с культом огня, отличавшимся глубокой древностью. Загросский культ, согласно очагам и построению домов, может быть схож с культом огня у тувинцев и на Алтае. Согласно исследованию В.П.Дьяконовой, различные этнические группы тувинцев устраивали моления огню весной и осенью. Структура обрядов на юге и западе Тувы была едина и, скорее всего, являлась продолжением загрсской культуры охотников-огнепоклонников, не ассимилировавших с семитскими и Месопотамскими этносами. На Кара-Холе (как, скорее всего, и на Загросе) в день моления на северной стороне жилища, на “чистом месте“, хозяин устраивал очаг из белых речных камней. Огню посвящали козла – Эбеха, красной масти. Видимо,  в связи с культом Эбеха пол загросских жилищ окрашены в красный цвет.
Посуда, в обиходе загросских охотников, сначала была каменная, позже заме-нена глиняной с незатейливыми узорами.
Как религиозные символы той далёкой эпохи были небольшие фигурки жен-щин, этого же типа, изображения “баб“ мы будем позже наблюдать у тюркских племён на территории России, сюда же относятся и “золотые бабы“ в Сибири.

В низовьях Загроса, была культура, предшествующая Самаррийской культу-ре . Там начиналось земледелие, были найдены серпы; дома и селения имели дру-гую форму. Хотя они и были родственниками загроским горцам, и имели религиоз-ную схожую традицию, но их экономические связи были гораздо активнее.
Самаррийцы  сталкиваются с племенами убаритской культуры (зооморфизм гигантов ) – автохтонным населением Бурантума  и ассимилируют с ним. Возмож-но, они дали свою ирригационную систему для Шумера. 
В VI тысячелетии до н.э., при слиянии убаритской и самаррийской культур, на узорах керамики стали изображать птиц, коз (оленей), женщин с развивающимися волосами. Кружащиеся скорпионы на изображениях подчеркиваются вихревым движением. В верования входят символы розетки, квадрата и свастики. Встречаются вылепленные из глины фигурки женщин с преувеличенно подчёркнутыми признаками близящегося материнства. Бывают изображения женщин с фаллическим символом вместо головы. Как магический амулет начинает использоваться пуговица. Возможно, самаррийская культура является носителем так называемого “бананового“ языка, на котором, вплоть до начала II тысячелетия до н.э., говорили в  Верхней Месопотамии и предгорьях Загроса.  Кубаба , Забаба – являются божествами группы “бананового языка“.
Очень интересен способ захоронения, используемый на Загросе, в посёлках черепа хранились под лощёными полами (“История Древнего Востока“ под редак-цией Дьяконова). То же самое было и у натурфийцев в Нигеве. Это подчёркивает неизменность психологии.  Тоже самое мы наблюдаем в Риме, идущем под тотемом волчицы. Видимо, на Загросе,  был силён культ мёртвых предков.  Все культы тоте-ма псовых были связанны с Царством Мёртвых. Совершая в этой жизни набеги, уже ушедшие в Царство Мёртвых предки, видимо, могли противостоять возмездию. Это, в какой-то мере, развивает аспект психологической безнаказанности. Подчинив себе Царство Мёртвых, эти народы уверились в хорошем к ним там отношении.

Можно было бы предположить, какое значение имеет к тотему изваяния «баб»? Но нельзя забывать, что изваяния эти с подчёркнутыми “женскими прелес-тями“, и целованием женской груди, в культуре Палестины (куда, кстати, ушли ку-тии), в бассейне Средиземноморья  (где опять мы встречаем тотем псовых), являет-ся образом усыновления, принятия под своё покровительство. Точно так же как и в стаях, когда доминирующая сука принимает к своим соскам чужих кутят – она ста-новиться их матерью. Эти изображения “баб“ являются той праматерью, что приня-ла горцев Загроса к себе. С теологической позиции, я думаю, это не та Мать-Сыра-Земля, которая является у индоевропейцев ипостасью Богини-Матери. “Баба“ имен-но та доминирующая Сука, принимающая под своё покровительство, карая и поощ-ряя своих “детей“ в интересах общей стаи-племени. Но она не принимает на себя их “грехи“, а, скорее, готова в случае неповиновения уничтожать.
Если рассмотреть психологический аспект, за исключением самаррийцев , загросские племена горцев-охотников имеют трусливо-агрессивную направленность, что приписывается их дикому горскому нраву.


Племена загрских-охотников, единственные имели на вооружении луки. Во-обще, владение луками, использование лука в войне (за исключением Египта ), яв-ляется показателем принадлежности к этой культуре. Лук это символ горцев-охотников. В мифологии это атрибут хозяйки зверей, символ великого охотника, атрибут любви и брака. Стрела, выпущенная из лука, несёт на себе фаллический символ: “натягивайте лук, увеличивайте семью“. Это символ целительства и солнца. “Мифологема лука, по-видимому, относится к древнейшим мифологическим пластам, о чём свидетельствует её особенно важная роль в шаманском ритуале. Лук связан с шаманской космологической  схемой, запечатлённой, в частности, на шаманских бубнах. Во множестве мифологических текстов запечатлено отожествление лука с нижним миром и с периодом между закатом и восходом и синонимическими ему фазами  между смертью и рождением, осенью и весной. Представление о нижнем мире, как космическом женском чреве, обусловило соответствующую символику лука, что наблюдается, например, у тюркоязычных народов Сибири. Таким образом, лук со стрелой является ритуально-мифологической метафорой матери-Земли и Неба–отца, соединённых священным браком“. – По статье Н.Н.Ерофеевой. 

1
Исход. Племена Загроса оставляют свой след на Земле и в Культуре.

        На севере Шумера в две тысячи трехсотых годах до н.э. образовалось мо-гущественное государство Аккад, как,  считают, семитского происхождения (М.Белинский, И.М.Дьяконов). Но нельзя забывать, что ещё в начале века отвергали отличие  шумеров от семитов, и не видели ни антропологических, ни культурных, ни лингвистических различий . В Аккадском Кише говорили на “банановом“ язы-ке, поклонялись Забабе , следовательно, можно предположить о влиянии низовий Загроса на эту культуру.
Дом, в богатстве построенный, благодаря которому Киш высоко поднимает голову,
Который позволяет людям жить в безопасности, твой великий фундамент несокрушим,
Твоё здание подобно грозовому ветру, проникающему далеко, заполняющему небо до самых глубин,
“божественным оружием“, панцирями украшенным,
твоя десница громит враждебную страну,
шуйца истребляет зло.
Твой царь – это высокий свет, большая буря; перед ним дрожит земля, он ужасает, вызыва-ет страх в своём блеске.
О Эдубба, твой царь, твой герой Забаба, здесь этот  дом заложил, на твоем возвышенном троне занял место .
И так при дворе Ур-Забабы  в Кише был некий садовник Шаррумкен. Как и через кого, он вошёл во дворец и, стал правителем, неизвестно. Но личность была неординарная. По легендам он был незаконным сыном жрицы, обязанной хранить свою девственность. Нашёл его в корзине в камышах водонос, он же и воспитал будущего диктатора . В 2316 году Шаррумкен, принимая имя Саргон, собирает войско, куда входят аккадские и загрские племена. Наличие в этот момент в Месопотамии кризиса власти помогает быстрому завоеванию номов (городов с их областями). Просто ли возникла эта ситуация, либо была спровоцирована, по имеющимся данным, выяснить невозможно. Лугаль – Загеси , правитель Урука, пытался сохранить древние традиции. Лугаль – Загеси не смог противостоять разношерстным войскам. Фаланга  шумер пала под рассыпным строем лучников, которые победили не столько умением, сколько численностью и, возможно, отравленными стрелами.

Основную массу войска Саргона составляли лёгкая пехота, лучники, копей-щики, воины вооружённые боевыми секирами. Привыкшие к непродолжительным  войнам, которые велись дипломатическими переговорами, Шумер не смог противо-стоять оголтелой банде  головорезов, которых сумел объединить Саргон. Делая ставку на многочисленность отрядов лучников, аккадские и загросские племена, объединенные желанием наживы, смогли противостоять фалангам . Империя Сар-гона простиралась от  Верхнего Моря (Средиземное море?) до Нижнего Моря (Пер-сидский залив?). Всячески стремясь к узакониванию своей власти, завоеватель ис-кал помощи в религиозном обосновании и в брачном союзе с Лугаль – Загеси. Лу-галь Урука отказал, после чего город был предан огню.
…победил Урук, сокрушил его стены;
в битве с жителями Урука одержал победу.
Лугаль - Загеси, царя Урука взял в плен в этой битве,
Отправил его в клетке для собак к вратам Энлиля .
          Придавая огню непокорные города, вырезая и уводя в плен жителей, Саргон смог посеять панику и дестабилизировать всё Шумерское сообщество. Го-рода вынуждены были платить дань под страхом резни. Всем, кто пытался восстать, Саргон “написал поражение, учинил им разгром …“- говорится в omina. Стены го-родов разрушались. Важнейшие вопросы в армии захватчиков решались на сходках воинов.

          Исследователи считают, что завоевательным походам Саргона присуще прогрессивное развитие. Это объединение земель под единым экономическим цен-тром. Зерно, выработанное  номами, как дань уходила победителю. Земли храмов частично конфисковались, приводя их общины к голодной смерти или порабоще-нию.  Происходит создание первой, исторически зафиксированной, деспотии. Это называется прогрессом всеми историками, политтехнологами и философами. На этом варианте развития, в дальнейшем, процветала вся цивилизация зооморфизма псовых - это базис их мирового господства.
          Происходит обнищание данников и обогащение  Северной Месопота-мии, пополняющей войска Саргона. Происходит полное переиначивание  религии и обрядов в угоду  завоевателю. Саргон подавляет вооружённой рукой всех несогласных энси (жрецов) и ставит на их место своих соплеменников. Шар кишшатим (царь множеств) - такой титул принимает Саргон. Многие заложники (сыновья лугалей), чтобы избежать репрессий, и иметь возможность карьерного роста, принимают гражданство Аккада. Это же  наблюдается при завоевании Римской империей других территорий с их выдачей гражданства, как и в нынешней Америке.
          В это же время, неграждане Аккада, лишаются свободы, за счет их экс-плуатации процветает верхушка граждан Аккада, аккадские и загрские племена, их вожди, их родственники. Подневольные были лишены личной собственности. Так выглядит прогресс в исполнении псового зооморфизма.

Торговавшие ранее с Шумером, Эламом и т.д. соседи стали на прямую, по ка-налам, ввозить товар в Аккад. Сюда же сходили с гор загрские охотники, западно-семитские пастухи и караваны из Дельмуна, Магана (Оман), Мелахи (Египет), из Индии. Выдвинувшееся из незнатного слоя, окружение  Саргона – богатело. В Ак-каде наступило изобилие заморского товара, это и огромные слоны, обезьяны, зве-рьё диких стран, кони и тонкорунные бараны, были распространены какие то осо-бые собаки. Погрязание в роскоши было свойственно псовому зооморфизму  в Пер-сидскую и Римскую Империи. Вероятно кони, полученные Аккадом, использова-лись для разведения  мулов и лошаков. Эта культура разведения и использования мулов и лошаков сохранилась у потомков Загросской цивилизации в Европе вплоть до XIX века нашей эры.
После смерти Саргона, и восшествии на власть, видимо, выбранного на сход-ке  его сына Римуша (2260 год до н.э.) в Шумере  вспыхивает очередное восстание (возглавлял Каку Лугаль Ура), которое было подавлено. Уничтожены Ур, Умма и другие города, 8 тысяч человек убито, 5400 взято в плен, не считая 5700 мужей из городов Шумера, которых победитель “заключил в лагерь“, где, возможно, “предал истреблению“. Возможно, впервые проводились эксперименты для выведения по-слушного раба.  Этот психологический аспект  власти хорошо прослеживается в III Рейхе и в США после войны с Японией .      
При покорении юго-восточной Месопотамии 9000 человек взято в плен, каз-нено 3600 человек. Жертвами зверских расправ Римуша , поклонника Гуллы (Ху-лы), стала большая часть старой шумерской знати. Но возмездие настигло этого властителя, остатки знати закидали его печатями. Видимо, произошло нарушение договора, скреплённого клятвой на Митре . Вполне возможно, что древнеиранское божество  MITRA уже было известно племенам Загроса. Образ Митры внедрился в самые разные культурно-исторические традиции и религиозно-мифологические системы.

Вступивший на власть  Маки-Штуш (2237 году до н.э.) тоже умер насильст-венной смертью, дальше правил Нарам-Суэн (2236 – 2200 годы до н.э.).
Нарам-Суэн был избран верховной сходкой в округе Энлиля, между храмом Э-сабад и храмом Гуллы. Там же его и подняли на царство. По каким-то причинам, загрские племена лулубеев, до этого входящие в войско Саргона, отказались ему подчиниться. Лулубеи предприняли самостоятельный поход на северо-восток и Верхнюю Месопотамию. Возможно, именно лулубеи являлись тем загроским ядром, вокруг которого создал армию Саргон. По стилю одежды они не различимы с аккадцами, а внешний вид является отражением культуры и психологии. Если народы поддерживают свои традиции, они носят исконные костюмы, при ассимиляции элементы костюмов проникают друг в друга. У лулубеев мы видим простой аккадский костюм лучников и копейщиков. При этих обстоятельствах, бунт лулубеев вполне просчитывается, когда их стали обделять или сравняли в положении с семитской роднёй Маки-Штуша, лишив их привилегий бывших  когда-то при Саргоне. Интересно ещё заметить, что навершия в войсках Нарам-Суэна имеют изображение какого-то пушистого зверька на корточках и смотрящего на свой загнутый вверх хвост.
Обожествив Саргона и Римуша, Нарам-Суэн поднял войско против лулубеев, противостояние закончилось битвой и совместным подписанием договора. Одержав победу в сражении, Нарам-Суэн объявил богом и себя, даже создал свой культ . Побеждённые лулубеи ушли на Восток.

В отличие от своих предшественников Нарам-Суэн установил свои культы, культы своих предшественников Саргона и Римуша, поддерживал религию загросских племён, но не высказывал почтения религии Шумера и других захваченных государств (то же наблюдалось в Риме при культе императора). В Ниппуре он позволил своим воинам ворваться в Экур храм Энлиля, “медными топорами они разрушили храм, надругались над святыней, ограбили храмовые кладовые, захватили сокровища Ниппура и отвезли их в Аккад“, – пишет М.Белицкий. Это было неслыханное поведение по нормам того времени. Случившееся после этого кощунства наводнение, тут же было расценено как гнев Энлиля. До нашего времени дошёл текст с проклятиями за злодеяния на лицо Аккада за все преступления и обиды, нанесённые шумерским богам. Шумерская магия считалась очень сильной, и проклятие не могло, не обрушиться на голову захватчиков. Многие войны велись путём магических поединков.
О ты, город, который посмел напасть на Экур, который глумился над  Энлилем,
Ты, Аккад, который посмел напасть на Экур, который глумился над Энлилем,
Да обратятся твои улицы в прах,
Да превратятся твои глиняные кирпичи в грязь,
Да будут они прокляты богом Энки,
Да вернутся твои деревья в леса,
Да будут они прокляты Нинильдой.
Твои смертоносные топоры – да несут они смерть твоим женщинам,
Твои убойные барабаны – да пойдут на убой твои дети,
Твои несчастливцы – да утопят они своих детей…
О Аккад, да обратится твой дворец, с радостным сердцем построенный, в развалины;
Там, отправлялись твои обряды и молитвы,
Пусть лис-охотник сметает хвостом могильные холмы развалин.
Да зарастут твои каналы, подобно тропинкам, на которых растёт только сорная трава;
Да зарастут твои дороги, и пусть на них растёт одна лишь “трава плача“.
И пусть на твоих каналах и пристанях
Не появится ни один человек, испугавший дикого козла, насекомых, змей и скорпионов.
А твои луга, на которых росли полезные растения,
Пусть родят один лишь “тростник слёз“.
О Аккад, да течёт вместо пресной воды горькая;
Сказавший: “я буду жить в этом городе“ – не найдёт места для жизни;
Сказавший: “я буду лежать в Аккаде“ – не найдёт места для отдыха .
  В то время проклятие было одной из распространённых форм агрессии, про-износимых профессионально с должными ритуалами и аккомпанементом. Прокля-тие очень тяжело снимать. В этом состоянии объект подключён к очень мощной де-структивной и разрушительной энергоинформационной структуре, толкающей его к саморазрушению по заданной программе, используя для этого всевозможные средства. Для действия проклятия необходима вся сила ненависти и отчаянья, кото-рая может убить самого проклинающего, вернуться бумерангом .   



НОЧЬ КУТИЕВ

Боги были милостивы к шумерам, Аккад пал при нашествии других загросс-ких племён – кутиев.




Кутии (УММАН-МАНДА) начинают своё нашествие в Месопотамию ещё при правлении Нарам-Суэна, вёл войска вождь кутиев Эн-рида-визир . Под именем “войско Манды“ это племя покорило Переднюю Азию, Малую Азию. Осевшим племя манды упоминается Геродотом в Индии. В “Истории Древнего Востока“ под редакцией Дьяконова, делается предположение, что Нарам-Суэн пал в битве с Эн-рида-визирем. Кутии терпят поражение от нового аккадского владыки Шар-кали-шарри , который берёт в плен вождя кутиев Сар-лагаба (Сар-лага ). Видимо, на этот момент загросские племена не были объединены под единым руководством. Между ними происходят постоянные столкновения за территорию, то же всегда на-блюдается в выяснении отношений между собачьими стаями, когда одна заходит на территорию другой, то слабейшая должна уйти. Вообще всё поведение племён За-гроса необходимо рассматривать с позиции мотивации поступков животных отно-сящихся к псовой группе. Межличностные взаимоотношения в племенах псового зооморфизма повторяют иерархию стаи, будь то стая собак, волков или шакалов. Стая – вероятно, не замкнутая группировка. Возможны присоединения к ней новых членов, а так же обмен особями между стаями. Перед гоном в декабре-январе   ино-гда поступали сведения о встречах особо крупных стай, которые затем разъединя-лись. Широко утвердившееся народное поверье о волчьих “свадьбах“, возможно, основано на таких наблюдениях .
С 2176 года до н.э. Аккад раздираем междоусобицей  за власть, смерть Шар-кали-шарри освободила верховную должность и, желающих нашлось очень много. Верх одержали недавно спустившиеся с гор, придерживающиеся ещё старых тради-ций, неассимилировавшиеся племена – кутии.
“Завоеватели – кутии представляли собой племенной союз во главе с изби-равшимся на определённый срок вождями; они находились на более низкой стадии общественного развития, нежели покорённая ими Месопотамия. Кутии предпочитали находиться в пределах своей страны и области Аррапха, а управляли Месопотамией с помощью наместников и военноначальников из среды шумеров и аккадцев“, - мнение, которое отстаивает “История Древнего Востока“ под ред. В.И. Кузишина.
В “Хрониках Вейднера“ сказано, что “племя Кутиум не имело царя“, т.е. “Ца-ри“, упомянутые в “Царском списке“, были лишь племенными вождями, выбранны-ми на срок.  Это не мешало им, однако, титуловать себя в своих аккадских надписях “царями Кутиума, царями четырёх стран света“, - читаем мы в “Истории Древнего Востока“ под редакцией Дьяконова. И вот подобно “саранче“, всю землю покрыва-ют кутии, перекрывая торговые пути, каналы:
Посол не мог совершить своё путешествие,
Моряк не мог плыть на своём корабле…,
Разбойники таились у дорог,
Ворота страны превратились в развалины…
…Обширные поля и луга не родили хлеба;
в рыбных прудах перевелась рыба;
орошённые сады перестали давать мёд и вино .
О возможности использования в оккупационной войне свой тотем: волков, собак, лис в письменных источниках этого периода не зафиксирован. Но оно вполне предполагается, и как подтверждение можно привести пример прикармливания волков  труппами врага в современной Чечне. Когда появившийся волк людоед сеет панику, создавая нестабильность и недоверие к правительству. Через это запугивающее средство, создаётся мнение о недовольстве самой природой, теми, чьим мясом кормится волк. Учитывая, что волков прикармливают на мясо солдат Федеральных сил, как и любое животное, обладающее нюхом, волк на расстоянии может уловить запах потенциальной жертвы, не спутав его ни с чем другим. Учитывая, что питание Федеральных сил и банд-формирований разное, отличен и запах издаваемый их телом. Всё это является элементом зооморфного ведения войны, где на помощь человеку встаёт его тотем. Даже в Средней России, стали появляться крупные и дерзкие волки из горных районов Осетии, Ингушетии и Чечни. Ужас зимней войны материализовался на Северном Кавказе в образе недавно подстреленного чёрного волка – меланиста. Волки приходят из ущелий, где недавно были боевые столкновения. Им знаком вкус человеческого мяса .

В шумерских баснях волк фигурирует как существо коварное, лиса как во-площение ловкости и хамства. Всё это относится к зооморфному коду межплемен-ного общения. Как примеры этого зооморфного кода можно привести произведе-ния шумерского народного творчества:
Лиса не сумела построить себе дом, а потому пришла в дом друга, как завоеватель.
Лиса наступила дикому быку на копыто и спрашивает: тебе не больно?
Лис сказал жене: идём со мной! Давай изгрызём город Урук, словно это лук-порей у нас под зубами. Мы будем попирать город Куллаб, словно это башмак у нас под ногами. (При приближении к городу на них залаяла собака) Геме – Туммаль! Геме – Туммаль! (по-видимому,  имя лисицы). Иди домой! Ступай прочь! – так угрожающе кричали собаки из города. Лис и его жена тотчас убрались восвояси…
Не ешь мясо волка, - можно понимать не только как основанную на практиче-ском опыте рекомендацию, но и как призыв к осторожности к людям “с волчьей натурой“ , либо зооморфным символом.
Ослабленные войной с Аккадом, Шумер и Элам стали быстрой добычей орд кутиев спустившихся с восточных гор.
Если аккадцы через ассимиляцию пытались ввести свои обычаи и верования, то кутии (умман-манда) старались сохранить свои обычаи, уничтожая чужие куль-товые и материальные ценности. Происходит осквернение храмов, насилие над женщинами, угон в рабство. Этот момент был очень страшен для автохтонных ци-вилизаций. Учитывая, что Шумер был полиандрной культурой , с женским правле-нием, а престолонаследие в Эламе шло по женской линии, насилие над женщинами подорвало основные устои  древних государств. Сначала, почитание женщин по-шатнуло владычество Аккада, выходцев с Загроса, но то, что творили кутии, для цивилизаций Междуречья было непостижимо.

При завоевании кутиями Месопотамии покорённые народы погружались в хаос. Упорядоченное до этого времени хозяйство гибнет. Уходят в небытие работы по селекции, из 50 разновидностей рыб, остаётся 5 чьё производство сохранено. Шок, в  котором находились шумеры и эламиты, они не скоро смогли преодолеть.
Когда боги хотят покарать человека, они исполняют все его желания, - гово-рит эллинская мудрость. Желание Шумера было исполнено, разрушен Аккад, но какова цена этого желания… “Хотели как лучше, а получили как всегда“, - В.С. Черномырдин.  Возможно, что шумеры, подобно полякам, позвавшим кресто-носцев, украинцев – встретивших войска немецких националистов хлебом-солью, сами пригласили кутиев, что бы те разобрались с родственным им народом. Но какова расплата.
Около 125 лет, бог кутиев Эбех политически господствовал над страной. Сами вожди кутиев довольствовались данью, обложив ей покорённые государства, а правили назначенные ими чиновники из аккадцев и шумеров. Здесь хорошо прослеживается параллель Украины при оккупации, во время II-ой мировой войны XX века н.э. По-видимому, опорой кутиев в Нижней Месопотамии были северные районы вдоль канала Итурун-галь .  перечисляются  такие вожди кутиев как: Лахараб (в Сиппаре), Ярлаган и Сиум (из Уммы), Пузур-Суэн.
Сначала, восстание против владычества кутиев вспыхивает в Эламе (кошачь-ий зооморфизм), возглавил его Кутик – Ин-шушинака. Он захватил 60 городов, в том числе Хухнули и страну кутиев, а царь города-государства Симашки – “обнял его ноги“ .
После Элама освободительное движение подхватывает аккадец Ану-банини, называющий себя: “царём страны лулубеев“.
Дьяконов считает, что легковооружённая пехота кутиев мало, чем отличается от аккадской. Но это и не удивительно. Если предположить, что войска Саргона опиралось на лулубеев, племя родственное кутиям. У них одинаковый стиль веде-ния войны, сходный политический строй, основанный на выборности вождя на оп-ределённый срок, во время военной сходки. Одинаковая система выборов, с предварительной “предвыборной борьбой“. Здесь каждый мог быть выбранным, и каждый имел право голоса.
Вожди кутиев были заинтересованы только в дани, политическое правление на покорённых территориях в их интересы входило только - с понятием наживы.
Таблица 1 вожди кутийских племён избранные голосованием.
Эн-рида-визир ? – около 2200 г. до н.э.
Еще два правителя
Сар-гаг (Сар-лагаб) Около 2180 г. до н.э.
Ярлаган I и ещё 12 правителей
Ярлаган II 2123 – 2117 (?) г. до н.э.
Сиум 2116 – 2110 (?) г. до н.э.
Тирикан 2109 г. до н.э.
Срок, на который избирается вождь-правитель, приблизительно, равен 5 го-дам, что соответствует среднему времени лидерства кобеля у собак, у волков боль-ше.
О борьбе и сопротивлении кутиям (умман-манда), можно проследить на при-мере Шумера, который дольше всех отходил от шока завоевания (77 лет), и, видимо, был, подвергнут большим репрессиям, так как не смог (не захотел) сразу оказать сопротивление захватчикам.
Интересно, рассмотреть разные варианты общения, в том числе, сопротивле-ния псовому зооморфизму, другими зооморфизмами. И, если на общении Элама мы рассматриваем общение анимализма хищных кошек, таких как ирбисы, львы, пан-теры и тигры, с псовым анимализмом, то на примере Шумера наблюдаем общение  с зооморфизмом быков.   
    Первый  шумер, кто оказал пассивное сопротивление кутиям, был лугаль Лагиша Гудеа. Занимаясь строительством храмов, восстанавливая религиозные культы, Гудеа смог, основываясь на теологии захватчиков, уменьшить их влияние. “Опасных колдунов… женщин, произносящих заговоры, из города он выгнал…ремень не бил, плеть не била“ .

И, раньше, в войнах с Эламом, Шумер участвовал в колдовских поединках. В борьбе с кутиями, кроме официальной теологии, Гудея применял древние знания по ворожбе, это неизменно вызывало благотворное действие, учитывая, что все за-гросские племена склонны к предрассудкам. Противники загросской демократии играли и должны, для своего выигрыша, играть на суеверии. Подверженность пред-рассудкам характерна всем племенам загросских охотников. Как наследие этого, склонностью к суевериям славятся все их дальнейшие цивилизации. Имея, своеоб-разный рационалистический подход к жизни, они замешивают его на боязни всего сверхъестественного и непонятного с точки зрения известной им науки, и стремле-нии овладеть этим, называя магией. В их цивилизациях чёрная магия постоянно граничит с религиозным фанатизмом.  Например, войска СС в гитлеровской Герма-нии, составлявшие энергетическую поддержку III-ему Рейху. Нацизм, усвоивший всё самое гнилостное, фанатичное и отвратительное из раскопок культов Загроса и Тибета. Сам Гиммлер рассматривал СС как орден, как современный образец рыца-рей. На протяжении развития истории человечества, псовый зооморфизм  постоянно создаёт те или иные ордена, будь то в Спарте, Риме или Персии. В подчинённую ему организацию Гиммлер вводил всё новые “экстравагантности“. Так, он высказал мнение, что правы были тевтонцы, утверждавшие: зачатые на кладбищах дети наполняются духом  и мужеством погребённых там воинов. Исходя из этого, эсэсовцам предписывалось по возможности совокупляться около могил старинных германских дворянских и рыцарских родов. Вевельсбург считался в нацистской Германии официальной столицей СС, культовым центром эсэсовцев и “цитаделью всего мира“. В центре крипты под башней разводился “священный германский огонь“ . Ничего нового Гиммлером не было разработано, просто вырвалась наружу “генная расовая память“, и, все загросские ритуалы были поставлены, как всегда, на службу жажде Мирового Господства. Вот так в XX веке н.э. на свет всплывают, казалось бы, забытые дома, стоящие на захоронениях, где потомки нуждаются в защите, перерождении, духа предка. Не нов и культ священного огня, для загросской культуры.

Вернёмся к кутиям. На всей подчинённой себе территории Гудея ставит свои статуи с портретным сходством. Это для Шумера не является традиционным, а ско-рее похоже на вызов проклятий на себя. Видимо, будучи евнухом, не все магические ритуалы сделанные на мужчину, могли на Гудея адекватно действовать.
Основой верований племён Загроса был шаманизм. И вытекающая из этого безоглядная вера в магию и колдовство с совокупностью представлений и обрядов, в основе которых лежат вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира путём обращения к таинственным силам .
Согласно концепции К.Г Юнга, разбирающего продукт влияния “коллектив-ного безсознательного“, не смотря на  развитие истории, цивилизации, религиозных традиций, каждый раз: религиозный базовый феномен вылезает из “бессознательного“ через архетипы людей данного вида (расы), наружу. Являясь автохтонными проявлениями религиозного самосознания, диктуемые диахроническим  аспектом зооморфизма, это “коллективное безсознательное“ берёт верх над объективным миром. Они (архетипы) не творятся индивидами, а происходят – даже насильственно вторгаются в сознание индивида .
Нельзя не отметить, что колдовство, на этот момент, исторически-религиозного развития человечества, было другой, обратной стороной любой офи-циальной религии, и хотя, иногда оно объявлялось вне закона, только христианство смогло ему противостоять, и, частично, запретить. Согласно Гегелю это религиоз-ное течение относится к религиям природы, её непосредственному явлению, со-гласно пониманию, происходящему в процессе, в связи с человеческим духом.



Охотники Загроса занимались разведением собак, в том числе и экспортом их, и, вопрос взаимоотношения с Шумером, невозможно рассматривать без этого зооморфного кода. Собака является не только элементом культа на Загросе, антропологическим аспектом  этой цивилизации, но и синхроническим ее аспектом . “ Роль животных (в данном случае псовых), как вообще анимального  (зооморфного или ториоморфного) элемента, в мифологии  исключительно велика. Она определяется значением, которое имели животные на ранней стадии развития человечества, когда они ещё не отделились со всей резкостью от человеческого коллектива – ни в его синхроническом состоянии (включение животного в социальную иерархию, по помещению священных животных на вершине иерархической лестницы), ни в диахроническом аспекте (идея происхождения данного коллектива от животных или животного предка), ни, наконец, в антропологическою  (представление о животном как, об особой, ипостаси человека) .
Так же в понимании шумеров (бычий зооморфизм), собака была олицетворе-нием горских охотников. “В ряде документов содержится упоминание о собаках, помогавших охранять стада овец  и баранов, а так же гончих псах, участвующих в охоте. Собака, помощник пастуха и охотника, не пользовалась симпатией земле-дельца. Об этом свидетельствует поговорка: “бык пашет, собака портит бороз-ду“  (порча полей описывается и при самом завоевании кутиями Шумера).

 “Собаку считали существом шкодливым, ленивым, алчным и злым, никак не другом человека. Пёс нередко выступал как символ злой участи человека“ , для сравнения в поздних гимнах нашествие аккадцев и кутиев приписывается воле бо-гов, как наказание шумерам за их грехи.
Судьба – это зверь, всегда готовый укусить.
Судьба – это бешеный вихрь, несущийся над страной.
Судьба – это пёс, следующий за ним (человеком) по пятам.
Возможно, что загросские племена “нечистых“ скотоводов занимались трав-лей шумеров собаками. Об этом даёт намёк текст из мифа о Гильгамеше:
Если я открою то место, пусть твои псы сожрут меня,
Черные псы, псы “пастушества“ твоего,
Дикие псы, псы “владычества“ твоего,
Пусть твои псы сожрут меня.
Вот что говорят шумерские пословицы, переведенные  Э.Гордоном о собаках, все они относятся к зооморфному коду изображения кутиев, аллегорично характе-ризуют их нравы и обычаи:
Только пёс не знает своего дома.
Собака считает себя умной, а у хозяина с ней масса хлопот.
Собака кузнеца не смогла опрокинуть наковальню; зато опрокинула кувшин с  водой.
Тот, кто треплет по спине коварную собаку, (поступает так), как если  бы он гладил голову дикой собаки.
Шумеры считали собаку животным неряшливым:
Собака рычит на вымытого вола.
Неразумным:
Только пёс не оставляет еды на завтрашнее утро (применительно к кутиям – люди живущие одним днём).
Он впадает в бешенство, словно пёс
Он ползает словно пёс.
Ты, точно собака, не имеешь места для сна.
Пёс не сойдёт с места, (если он находится) на палубе корабля .
Это говорит о частых эпидемиях бешенства в  Шумере переносимых лисами, шакалами, собаками и волками. Шумеры охотников и скотоводов, держащих собак, считали столь же нечистыми, как и этих животных. Только во II тысячелетии до н.э., появились “чистые“ скотоводы, называющие себя ариями, но видимо имевшими те же Загросские корни. “Чистые“ скотоводы в отличие от своих предшественников шли уже не под шаманизмом, генотеизм их развития дошёл до первой боговдохновлённой религии – Зороастризма.  Они повсеместно возродили культ собаки, культивируя её синхронический аспект.
Здесь можно вспомнить трагическую смерть Лугаля–Загеси, борца против Саргона Аккадского. Когда лугаля после разгрома Урука посадили в собачью клет-ку. Более сильного унижения для шумера придумать невозможно. Послать лугаля, отстаивавшего древние законы Шумера к верховному божеству Энлилю в виде “не-чистого“ животного, как дикого и бешеного пса, очень аллегорично и, очень изо-щрённо. 

Кур - по шумерски горы, так же  называли и горцев. “Знак для слова геме, “рабыня“; в действительности является комбинацией двух знаков, - знака для минус,  “женщина“ и знака для кур, “гора“. Таким образом, этот сложный знак буквально выражает идею “женщина гор“. А так как своих рабынь шумеры приводили в основном из ближайших горных районов, этот сложный знак адекватно выражал шумерское слово геме, “рабыня“ .  Очень часто горцы Загроса продавали своих женщин и детей, так лулубеями называли рабов в Эламе. Храмы, покупавшие горских женщин, брали их на работу храмовыми проститутками, служивших богиням телом. “Этих жриц посылали на постоялые дворы, где останавливались путешественники и где они занимались своим ремеслом во славу урукской Инанны, логишской Бабы, урской  Нингаль или ниппурской  Нангиль “. Для психологии шумеров любая женщина гор была проституткой, очень многие из них, кстати, переносили венерические заболевания. Но и на самом Загросе, женщина была на очень низком иерархическом уровне:
“…вот что… (?) сказала сука; рыжие иль пёстрые, малыши мои всяко мне дороги“ – шу-мерская пословица.

Именно на этом и сыграл Гудея. Учитывая, что кутии считали женщин “не чистыми“, Гудея перестал включать в дань ткань и все остальные вещи, в чьём про-изводстве участвовали женщины. Ткань в Шумере была показанием господства и вершиной иерархической пирамиды, ткацкие станки уже были горизонтальные 3х4 метра, и именно это Шумер перестал поставлять. “Гудея имел с кутиями соглаше-ние. В своих официальных надписях он, правда, ни разу не упоминает о кутийских  или вообще, каких бы то ни было, лугалях или царях… в тоже время из хозяйствен-ных документов времени его правления явствует, что он регулярно посылал ладьи, гружённые золотыми слитками, мебелью с инкрустацией, дорогим оружием и т.п. какому-то царю, царице и их детям. Кто были царственные особы? Несомненно, это могли быть только кутии, как указывал уже давно В.К. Шилейко.  Из других хозяйственных документов видно, что при дворе Гудеи находится представитель кутиев – суккаль – и что из Лагиша кутиям отправляли скот и растительное масло, из Ура дошла  печать кутийского царя Пазур-Суэна – современника Гудеи. Всё свидетельствует о том, что Гудея платил кутиям дань; за что они, представляли ему, полную свободу действий в Шумере, и на всех важнейших торговых путях“ .

Совсем по-другому повёл себя Уту-хен-галь (2116/2111 – 2109/2104 гг. до н.э. ), возглавлявший активное сопротивление против кутиев. Будучи валяльщи-ком рыбы (легендарное происхождение), он решил пойти на кутиев, “образовал граждан Урука и Кулаба; город его, как один человек, встал за ним“ . Уту-хен-галь первый, кто в официальных текстах  называл кутиев: “драконы гор“  осуждая всё “племя кутиев“, хотя такое обобщение было не свойственно шумерам. В шумерских текстах кутиев, племя псового зооморфизма, именуют: “неумелый народ“ , “жалящая гадюка гор “, “враг богов “. В уста Уту-хен-галя, гимнотворцами, вложены такие слова о “племени кутиев“: “жалящий змей гор, насильник против богов, унёсший лугальство Шумера в горы, наполнивший Шумер враждой, отнимавший супругу у супруга, отнимавший дитя у родителей, возбуждавший вражду и распрю в стране “.
“Узнав о намерениях Уту-хен-галя, Тирикан, царь кутиев изрёк надменно:  “никто не устоит передо мной“. Он укрепил берега Бурантума (Тигра) до самого моря, оградил луга на юге и перекрыл дороги на севере, а дороги при кутиях, как явствует из текста, стали труднопроходимыми, заросли травой, потому что никто за ними не следил. Уту-хен-галь, могущественный богатырь, которому Энлиль дал силу, а Инанна своё сердце, направился в Урук, чтобы выступить против Тирикана. Принеся в храм жертвы, он сказал жителям своего города: 
Энлиль отдал мне в руки Кутиум,
Инанна стала мне опорой,
Божественный Думузи определил мою судьбу,
Гильгамеша, сына богини Нинсун,
Сделал моим хранителем.
Тирикан, царь кутиев, бежал с поля боя, ища спасения в Дубруме, но дубрум-цы отказали, и отдали предпочтение тому “которому Энлиль дал победоносную мощь“. Тирикан был схвачен в плен вместе с женой и детьми.
Победа Уту-хен-галя над кутиями пробудила в шумерах дух патриотизма. Борьба Шумера с кутиями  является исторической параллелью  свержению Русью татаро-монгольского ига. В Шумере был создан миф о борьбе  Инанны, богини Урука, против Эбеха . “Воинственная Инанна, владычица Урука потребовала, чтобы Эбех, бог передних гор и горной цепи Загроса, подчинился ей. Кутийский бог Эбех отказался. Тогда Инанна, несмотря на предостережение своего отца, бога Ана, выступила в бой и победила этого горного божка. Этот миф, в поэтической форме рассказывающий о подлинных исторических событиях, метафорически прославлял победу Уту-хен-галя“ .
Сам Уту-хен-галь утонул при очистительных работах и строительстве плоти-ны на канале, уничтожая следы владычества кутиев на своей воде. Возможно, ма-гия  гор, после победы всё же настигла его.
Шульга   завершил освобождение Шумера после реорганизации войска.
Но это уже был другой Шумер, знающий массовое рабство, где ранее свобод-ные граждане  волею Судьбы стали рабами, где была переиначена религия и стала уже псевдо-шумерской. Благодаря жрецам, в своё время ставленникам аккадцев, изменилось положение женщин.
Высказывалось предположение, что походы царей Шумера и Аккада против загросских крепостей от части вызваны угрозой продвижения хурритов. Хурриты тоже выходцы с Загроса, но в отличие от племён пошедших на Месопотамию, вол-ной двинулись в Малую Азию. В тоже время, судя по сохранившимся именам неко-торых пленных, пригонявшихся в Шумер, эти пленные были кутии. Шумер стал опасен для хурритов и кутиев.
Если в горах Загроса урские войска попросту громили крепости и уводили пленных, то в Эламе цари Ура сочетали это с мирными договорами . Кутии научи-ли Шумер жестокости, сердце Шумера стало ожесточено, цивилизация, просущест-вовавшая не одно тысячелетие, угасала. Шумер погряз в судах, тяжбах за землю и, рабов, за свободу.
Каждый раз, в историческом развитии человечества, владычество псового зооморфизма запускает “механизм судебной машины“. Мотивируя всё громким словом - Закон. Даже после свержения людей  псовых зооморфизмов, “судебная машина“ продолжает работать. Теперь через суд пытаются вернуть себе попранные честь, достоинство и свободу. Это прошли Афины после завоевания Кира; Римская Империя с введением христианства; и, даже Россия, после свержения татаро-монгольского ига. Это наблюдаем и сейчас. Нравы, навязанные псовыми, легко приживаются из-за смешения сословий, перемещения имущества, смены хозяев и образованием новых, не способных, “вышедших из вольноотпущенников“, и иско-ренить это требуется не одно поколение. Происходит опорочивание предыдущего правления (до псового зооморфизма), и, вслед за этим, низведение народных героев. Происходит порабощение женщин. Рушатся все устои, на которых до этого базировалось государство. Нет ни идеологии, ни базиса, ни надстройки.

Теперь претенциозный титул “ царя четырёх сторон“ принимают на себя луга-ли. Две волны загросских племён полностью изменили психологию шумерского населения и народа . После аккадского и кутийского владычества, народ Шумера, относящийся к древним родам, был почти уничтожен, а именно они являются хранителями традиций. Население же подчиняется сильнейшему.
В каналах моего города воистину набрался песок,
Воистину они обращены в жилище лис…
Начались междоусобные войны, именно к этому приводят владычества псо-вых, словно бешенством они заражают государства после себя. Они нападают на соседей, соседи на них. Сам зооморфный символ – собаки, лисы, - является распро-странителем бешенства в животном мире. Общение с ними заражает нетерпимостью и агрессией  отдельных лидеров или даже целые государства.
Людьми, а не черепками покрыта окрестность,
Стены зияют, ворота и дороги завалены телами,
На улицах, где собирались весёлые толпы, разбросаны, они лежали,
На всех улицах и дорогах лежали трупы,
На открытых полях, что были пляшущими полны,
Кучами они лежали…
Кровь страны заполнила трещины земли, как медь свою форму,
Тела разлагались, как жир на солнце…
Таково развитие государств после общения с “бешеными псами“ Загроса. Ис-тощая силы в кровопролитных войнах, которые до загросцев они не знали, Месопо-тамия становится лёгкой добычей.

Власть касситов как третьей волны Загросских племен.


В 1742-1741 гг. до н.э. началась третья волна пришествия загросских племен. Племена касситов (аккадское - кашшу) горных скотоводов центральной части За-гроса (в районе нынешнего Лурестана) вторглись с востока в Месопотамию. Их вёл Гандаш , племенной вождь . “В отличие от всех предшествующих скотоводческих племён, проникших до тех пор на равнину, касситы были коневодами. Обучились они коневодству от индоиранских племён, которые как раз около этого времени, по-видимому, начали со своими стадами медленное продвижение в Иран из евразийских степей, или, коневодство являлось у них исконной отраслью хозяйства – всё ещё не ясно… Вопрос о том, поклонялись ли касситы, говорившие на одном из древних автохтонных языков Западной Азии, некоторым, как иногда полагают, индоиранским божествам, автор настоящей главы склонен решать отрицательно“ . Скорее всего, касситы ознакомились с коневодством, так называемой ахейской  группы. При катастрофах, землетрясениях и извержениях вулканов, в том числе Са-ханда , они пускаются в путь, ища себе новые земли и создавая новое государство.  Судьбу страны определяли теперь новые цари и новые города. Мари, Ашшур и Ва-вилон – назывались отныне главные центры, теперь они боролись за власть. Види-мо, народы Месопотамии тоже тронулись в путь, оставляя своё население на ми-лость народа семитов и загросцев. Касситское господство в Месопотамии со столи-цей в Кадингирре (Вавилон) длилось 1530-1160 годы до н.э.

Последние бои с кутиями вёл Хаммурапи в 1756 году до н.э., а в 1742 году до н.э. идёт нашествие касситов. Основная масса касситов шла обратным путём, прой-денным амореями (семитское племя), возможно, смешивалось с ним так же, как лу-лубеи с аккадцами. Ниже впадения Хабуры в Бурантум (Евфрат) в связи с нашест-вием касситов воссоздано Ханейское царство  с центром в Терке. Скорее всего, здесь произошла ассимиляция кутиев с амореями, а потом  уже влились касситы. Либо эта ассимиляционная смесь назвалась касситами. 
“Воцарившаяся здесь династия, по-видимому, первоначально была аккадско-аморейской и лишь опиралась на вооружённые силы касситов. Однако в XVII веке до н.э. мы обнаруживаем во главе Ханейского царства касситского династа Кашти-лиаша“ .  В документах упоминается царь Ханы  – Каштилиаш II. Не загросским ли племенам мы обязаны ханами, визирями (Эн-рида-визирь), ярлами (Ярл ган), беями (лулубеи)?
Часть загросских племен, ассимилировавших в Месопотамии, двинулись на восток, через Элам в области, в последствии, ставшими Бактрией и Согдианой. Часть пошла в завоевательные походы на Запад. Именно их мы можем проследить по Священному Писанию – Библии. В Библии мы видим следы этой ассимиляции. “И перевёл царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Ема-фа, и из Сепарваима, и поселил их в горах Самарийских вместо сынов Израильевых. И они овладели Самариею, и стали ходить в горах её. И как в начале жительства своего там они не чтили Господа, то Господь послал на них львов, которые умерщвляли их“ .

 И опять же, как в Шумере обвинение кутиям в кощунстве: “и донесли царю Ассирийскому, и сказали: народы, которых ты переселил и поселил в горах Сама-рейских, не знают закона Бога той земли, и за то Он посылает на них львов, и вот, они умерщвляют их, потому что они не знают закона Бога той земли. (В этом же их обвинял лугаль Ура Уту-хен-галь). И повелел царь Ассирийский, и сказал: отправь-те туда и священников, которых вы выселили оттуда; пусть пойдёт и живёт там, и он научит их закону Бога той земли “ .  При том сделал каждый народ и своих бо-гов, и поставил в капищах высот, какие устраивали Самаряне, - каждый народ в своих городах, где живут они .  Ассирийский царь, переселивший в Палестину ку-тиев был Салманассар (касситской династии), смешавшись с остатками коренного населения кутии стали известны в истории Палестины как самаряне или кутийцы, по учению талмудистов. Рядом с Сидоном был город называемый Кутин. Иосиф Флавий упоминает Киту в Персии , что отождествляется с родственными племена-ми куту, пришедших в Палестину. Даже при арабских историках местность Куту между Тигром и Евфратом,  называемой также Таубах (Toiwbah), также родственна им область на берегу Персидского Залива Кула (потом названная Кузистаном). “Ку-тийцы по сказанию древних, были тождественны с коссеями и считались народом воинственным, которые никак не могли совершенно победить Персидские власти-тели“ .
Самаррийцы (загросские племена)  прибыли в Палестину гораздо раньше ку-тиев и касситов, возможно они смешивались с родственными племенами с Нигеве, оставленными здесь при переходе более прогрессивных племён охотников на За-грос. Племена Нигеве (Натурфицы) спускаясь в Палестину, смешались с южно-семитской – хамитской группой. Позже, сюда прибыли самаррийцы, ассимилиро-вавшиеся  во всей Месопотамской культуре. В Ветхом Завете, самаррийцы, неотде-лимы от истории кутиев. “Выселив Израильское население, он (Салманассар) по-слал в их землю колонии из своих собственных подданных. Сии последние смеши-вались между собою и вступали в браки с дочерьми оставшихся Израильтян, хотя очень немногочисленных. Вступая в брак, самаряне боялись Иеговы и вместе с тем служили своим собственным богам, воображая, что Иегова есть только охранитель-ное божество и, желая сообразоваться во всём с языческими обычаями своей стра-ны. По мнению других, Самаряне были вполне язычниками, что их страна была со-вершенно особенной от обитателей Ассирийского монарха и что Самаряне про-изошли от этих языческих колонистов“ .
Сейчас, важно отметить, что куда бы ни приходили племена Загроса со своим псовым зооморфизмом, как не пытались их ассимилировать, они волей-неволей, оставались, верны своим древним религиозным традициям.

Это то, что в последствии стало называться языческим многобожием иудеями и христианами. На самом деле, это скорее вера в демонов, с вышедшими из него демонизмом и шаманизмом.  Развитие шаманизма,  вышедшего из автохтонных верований Загроса можно рассмотреть в развитии на Тибете, Алтае и Восточной Сибири. Связанно оно с каменными изваяниями, камлениями тесов. Видимо, с культами Загроса связано разделение дома на мужскую “чистую“ и женскую “нечистую“ половины дома . “ В верованиях хакасов теси  – это, во-первых, семейно-родовые покровители, духи предков, почитаемых зверей, во-вторых, духи - помощники шамана, которые представлялись как нечто вечное, изначальное, возникшее вместе с небом и землёй. Шаманские тёси делились на “чистых“ и  “нечистых“. “Чистые “ теси якобы обитают в горах, на небе и в огне, а “нечистые“ – в тайге, под землёй и в воде. И те, и другие изображались на одежде и бубне шаманов. Раз и навсегда  теси закреплялись за шаманскими поколениями и уже не могли вернуться обратно. Больше всего теси были распространены у качинцев и кызыльцев и менее – у сагайцев и бельтыр. Одни из них имели антропоморфные, другие – зооморфные изображения и различались по принадлежности к мужскому и женскому началу“ .  Видимо, теси являются наследием культуры Загроса. Навершия войск касситов напоминают хакасские, монгольские тесы. Вообще понятие тес очень древнее в культурно-религиозных традициях тюркских народов, почему же не предположить, что оно было и у прототюрков.  Тесей, на территории Месопотамии называли не духами, а демонами. Демоны – это силы, духи, не оформленные как приверженцы добра или зла. Они находятся на другом уровне мировосприятия, стихийные и могучие – хтонические. Часто их изображают со змеиными хвостами вместо ног . Вера в них у племён Загроса, видимо, возникла в XII тысячелетии до н.э., на верховьях Нигеве, сохранилась в Палестине, и вместе с натурфийцами перешла в Африку. Именно на рубеже огня в очаге и тьмы пещеры, где жили загросские, охотники возник демонизм. Возможно, от демонов и делались в хрупких загросских домишках мощные двери. Реального врага такая преграда не остановит, он наделённый силой и плотью, при необходимости, выломает стену. Демон же, согласно традиции, стремится в дверь, но заговорённый косяк и толстая добротная дверь, наделённая магическими способностями, является для демона барьером. Демон будет скрести её когтями, грызть зубами, выть на неё; трясти, и для того чтобы демон не пробрался, нужна мощная дверь, так говорят традиции де-монизма.

Вот два основных  мира загросских охотников – скотоводов: огонь – дающий жизнь, свет и защиту от сил зла; мир тьмы – мир демонов блуждающих в поисках крови. И вот этих демонов подчиняют себе шаманы, ставя их силы себе на службу, расплачиваясь кровавыми жертвами. Рассматривая псовый зооморфизм, нельзя за-бывать именно об аспекте демонизма, мы говорили, когда касались “коллективного безсознательного“ этого типа людей. Это та “генная память“ , которая у них может всплыть в сознании в любой момент. Единственное животное, согласно традиции, способное видеть и общаться с демонами и духами, это их зооморфный символ – собака. Пережитые катастрофы, и та психологическая травма, нанесённая им во время мировых катаклизмов, будь то землетрясение, наводнение, извержение вул-кана, диктуют этой расе определённое поведение “генную память“, которая не толь-ко наследуется, но и обуславливает поведение в повседневной жизни и в социаль-ном общении.
Шаманское камлание учёные сравнивают с состоянием нервно-истерического припадка. Шаманами могли быть, как правило, люди впечатлительные, страдающие галлюцинациями, даже склонные к эпилепсии, но регулирующие благодаря специальной тренировке своё сознание. Шаманы нередко прибегали к помощи искусственных возбудителей, принимали разные наркотические средства, приводящие их в особое  возбуждение, экстаз. Об этом имеются многочисленные свидетельства этнографов и путешественников. Это объясняется “генной памятью“, связанной с тем, что люди, страдающие определёнными психическими отклонениями, могут, подобно животным, предчувствовать катаклизм, для этого люди, не страдавшие подобными заболеваниями, должны так заставить работать свой мозг, что бы он приблизился к мозгу животного, для этого использовались разного вида стимуляторы .

Приведённые материалы о шаманском культе и религиозных представлениях у народов Севера находят много любопытных и часто прямых аналогий в эпической и религиозной традиции древней Индии, Ирана, Скифии , это же было в Риме, Аравии.

Первое божество Шумера, которому кутии, лулубеи и касситы приносили свои дары, был Нергал  – владыка подземного царства, он почитался в горах Кута и Аккад. Его эпитет Месламтеа “вышедший из святилища Е-Меслам“ упоминается в главном  святилище Нергала в Куте, Лугаль-гирра (Гугаль-анна) именуется его братом близнецом. Здесь мы уже сталкиваемся с дуализмом свойственным всем культурам вышедших из ассимиляции загросских племён, заметим этот дуализм света и тьмы, он повторится в Зороастризме.   Борьба добра и зла для загросцев является основой бытия. Жена Нергала в Куте Лас или Ласу  (как считают из Ласу “никакого выхода“ символ подземного царства). Нергалу повинуются демоны чумы, мора и т.д.

Разработанная идея по образованию духов видна в Брахманизме, после псев-до-арийского похода на Индию. Вверх, через отверстие Брахмы в черепе человека, выходит субстанция 4-х первоэлементов, а через нижнюю “чакру“ – тяжелые эле-менты. Они идут вниз, в нижние миры животных и демонов это даёт возможность созданию различных духов покровителей – злой и добрый, которые сопровождают человека при жизни. После смерти человека, судьба его духов зависит от самой жизни и от смерти, благодаря которой человек ушёл в другой мир.
Теперь вспомним о зооморфных символах загросских племен. Собака явля-лась символом и неотъемлемой частью врачей изгоняющих демонов из человека. Начиная с владычества Аккада, практика врачей заклинателей становится повсеме-стной, а во время владычества касситов заклинатели демонов подминают под себя шумерских врачей практиков, снизведя их на более низкую ступень иерархии. По-чему же так нужна собака для изгнания  демонов? Дело в том, что собака обладает особым зрением, она видит вредоносных гулей, и реагирует на них . “Эти пред-ставления занимают видное место в народных поверьях всего мира. Телемах (сын Одиссея) не видит стоящей подле  него Афины, потому что, боги являются не всем в видимой форме, но её видит Одиссей и собаки, которые, не смея лаять, с тихим визгом удаляются в отдалённый угол комнаты. В древней Скандинавии собаки могут видеть Гелу, богиню смерти, невидимую для людей. Эта же богиня встречается и у монголов. Евреи и мусульмане, услыхав вой собак, знают, что они увидели Ангела Смерти, вышедшего на своё дело. Мысль, что животные способны видеть духов и что печальный вой собаки предвещает смерть человека где-нибудь поблизости, до сих пор составляет предмет суеверия простых англичан“ . И у кузнецов, так же как и заклинателей, связанных с магией были собаки. Различались ли собаки кузнецов с собаками врачей заклинателей неизвестно. Собака, как зооморфный символ, прежде всего, связана с миром демонов. Именно демонов за-гросские племена насылали на своих врагов, и варианты заклинания демонов, с по-мощью богов или магии входят в пантеон покорённых народов. Постепенно любая наука вытесняется борьбой с демонами, учитывая, что все жрецы ко II тысячелетию до н.э., уже загросского происхождения. Мир наполняется демонами, боги отвора-чиваются от своей паствы. Для Шумера это кончается засолением почвы. Волки и лисы становятся зооморфным кодом новой эпохи, воплощением демонов .
   Своего рода происходит программирование людей, программа формируется на словах; при этом осуществляется её энергоинформационная поддержка на уровне желания. Воздействие заключается в том, что на словах формируется только образ действия, при этом происходит поддержка его результата. Энергетические сгустки этих образов и являются теми “демонами“, которые толкают цивилизацию на дальнейший путь развития. Как “энергоинформационные паразиты“ они разрушают стабильные устои. Люди подверженные этим “демонам“ являются орудием нового порядка. Для реализации, которого нужны мощные выплески чело-веческой энергии, которая является продуктом боли, страха, потери и унижения .
Силы тьмы приобретают волчьи зубы разбойников. “Обычно под ;;;;;;  понимались существа неопределённого характера, в которых люди воплощали при-родные и сверхъестественные силы, которые, по их представлениям вмешивались в человеческую жизнь, влияли на ход судьбы. Их считали, существами, стоящими на грани между богами и людьми, а так как сил, воплощаемых ими, было много, то и демонов создали великое множество. Демонами называли так же разнообразных низших божеств, обитавших в горах, ущельях, пещерах и т.д.“ . 
Так демон юго-западного ветра изображается с псовой головой. Надо отме-тить, что у всех народов Запад ассоциируется со Страной Мёртвых, любой уход на Запад означает Смерть.
В начале II тысячелетия до н.э. полностью сформировался этнос с псовым зооморфизмом, имеющий свой, индивидуально выработанный способ ведения боя – рассыпным строем – подобно охоте стаи. Он основан на лёгком вооружении и отдаёт преимущество лучникам. Псовый зооморфизм диктует политический строй, основанный на синхронизме  стаи, выборности из всего мужского населения вождя, и сменность этого вождя. Как в стае, здесь каждый имеет право быть избранным, но после избрания лидера, следует безоговорочное подчинение ему. При смене лидера идёт предвыборная борьба, которая вносит смуту на короткое время в строгую иерархию стаи. В это время данники могут пытаться поднимать освободительные восстания. Захват соседей, обычно, происходит тремя волнами. Через жестокость и насилие происходит запугивание до полной пассивности, намеченной жертвы. При завоевании правление идёт через чиновничий и духовный (жреческий) аппараты, сами же завоеватели удовлетворяются данью и высокими титулами (Царя Четырёх Сторон). Возникает идея о  мировом господстве, выделяя себя, этнос псового зооморфизма, в господ, а остальных,  именуя рабами: гуруши – молодцы шумерской дружины после завоевания становятся эпитетом рабов Нижней Месопотамии, варунги – воины, поклоняющиеся Варуну , при завоевании Элама – эпитет Верхнемесопотамсих рабов и т.д. После третьей волны завоевания происходит образование новых государств со способом правления – выборности и позднейшей диктатуры переходящей в становление династии. При касситах полностью меняется вся рели-гиозная традиция, искоренявшаяся предыдущими волнами, и создаётся новая рели-гия, на основе ассимиляции с покорёнными и униженными народами.

Этнос с псовым зооморфизмом является кочевым, неспособным к долгой оседлой жизни. Часть его с морфологическим кодом, основанном на Царстве Мёрт-вых, и власти в Царстве Мёртвых, совершает переселение в сторону Запада. Проис-ходит это для захвата и полного диктата в Царстве Мёртвых, часть, стремящаяся к власти над тремя Мирами в Жизни, двинулась на Восток, через Алтай, Тибет, в сто-рону Китая . 
 Все горы и горные хребты являются той мифологической первоосновой, ря-дом с которой каждый раз  распускается “цветок“ культуры псового зооморфизма, ибо духи и демоны гор помогают и защищают горцев Загроса. В то же время рядом с вулканами, на их подножьях образовывались неиндоевропейские очаги культуры, которые перед извержением покидали насиженные места, отдавая их людям псового зооморфизма – индоевропейцам.



продолжение следует.