Приморский край

Мальхан
Далеко от Петербурга и Новгорода, почти в десяти тысячах километров от Москвы, на юго-востоке России, омываемый водами Японского моря, находится Приморский край.
Даже во времена СССР, когда авиабилет на перелёт из Москвы до Владивостока стоил менее полутора сотен рублей, - немногие решались на такое путешествие. И я не помню таких людей, которые бы летали в отпуск на берега Японского моря.
Хотя дело того стоило.

Я впервые поехал из Эстонии на Дальний Восток в возрасте семнадцати лет (в 1967-м году). Переехал с Дальнего Востока в европейскую часть Евразии только в 1991-м году.
А в городе Уссурийске жил с 1977 по 1985-й год.
Рядом с Уссурийском я ловил бреднем раков в илистых озерцах. И каждый заход давал нам с приятелем по ведру раков. Но мы не жадничали – двух заходов хватило не только нам, но и нашим приятелям (и всем детишкам нашего квартала).
Рыбалка в местных реках весьма увлекательна и плодотворна.

Попробую коротко рассказать об этих местах тем, кто никогда там не бывал.

Площадь этой потрясающе красивой и богатой различными природными ресурсами земли более 165 тыс.кв.км. На ней проживают представители около ста разных народов – общей численностью около 2 млн. человек.
На севере Приморье граничит с Хабаровским краем, на западе - с Китайской Народной Республикой, а на юго-западе (буквально парой километров) - с Северной Кореей.
Центральную и восточную части края занимают горы Сихотэ-Алинь.

Столица Приморья – Владивосток, крупный портовый город с населением около 580 тыс.чел., основанный в 1860 году по указанию генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьёва-Амурского на берегу глубоководной и закрытой от ветров бухты Золотой Рог (одной из самых красивых бухт страны).
Семья моего деда по маме жила во Владивостоке до 1946-го года, после чего деда отправили служить в Эстонию. Служебная квартира была на седьмом этаже семиэтажного дома на улице 25-го Октября (ныне улица Алеутская) № 19.
Дом этот известен жителям Владивостока как «Серая лошадь». Справедливости ради надо сказать, что название относится к комплексу из двух рядом стоящих домов - №17 и № 19 (http://vladcity.com/constructions/grey-horse/ ). Нынешние жители Владивостока чаще относят наименование «Серая лошадь» только к дому №17, украшенному скульптурными фигурами на крыше здания.
От Уссурийска до Владивостока меньше ста километров. На электричке это расстояние можно проехать за полтора часа, а то и ещё меньше. Друзей во Владивостоке у меня было много, и ездил туда я частенько. А уж летом я на целые недели уезжал во Владик…

На территории Приморья оставили след две самобытных древних цивилизации: тунгусское государство Бохай (698-926 гг.) и могущественное государство чжурчжэней (1115-1234 гг.), обладавшие высоким – причем не только по меркам тех далеких времен – уровнем экономики и культуры. В частности, чжурчжэни использовали порох, фарфор и бумагу задолго до того, как эти предметы «открыли» в Китае.
В Уссурийске, неподалёку от того дома, где я жил (на улице имени Володарского), в парке до сих пор стоит каменная скульптура черепахи времён чжурчжэней ).

В середине XVII века в эти края приходят первые русские землепроходцы: промысловые и военные экспедиции. Однако активное изучение, освоение и заселение края начинается с середины XIX в. Эти земли исследовали исследователи О. Степанов, Г.И. Невельской, В.К. Арсеньев и др. 26 мая 1861 г. южные земли Дальнего Востока России, включая Приморскую область, были объявлены открытыми для заселения крестьянами и «предприимчивыми людьми всех сословий». Сюда прибывали казаки и крестьяне, демобилизованные и отставные военные, моряки, ремесленники и квалифицированные рабочие-контрактники, каторжане и ссыльные, иностранцы, получившие российское подданство…
В 1859 г. в Приморье возникли первые населенные пункты - казачьи станицы на реке Уссури.
В 1861-1866 г.г. появились первые крестьянские села на юге края. В 1860 г. был основан город Владивосток.

В свое время писатель Бенхамин Суберкассо назвал Чили «страной с сумасшедшей географией». Абсолютно то же самое можно сказать и территории Приморского края! Приморье – это земля с необычайными контрастами и богатствами флоры и фауны. На ней существуют и тайга, и субтропики, и хвойные леса, и лианы...

Я сам собирал в тайге плоды лианы актинидии коломкиты и дикого амурского винограда ). С одного куста мы собрали почти полтора ведра виноградных гроздьев.

Здесь обитают: горал, пятнистый олень, изюбрь, косуля, кабарга, лось, енотовидная собака, уссурийский кот, росомаха, соболь, колонок, лисица, выдра и, конечно же, тигр, размещенный на гербе региона.

В водах Приморья плавает свыше 100 видов рыб: лососёвые, сельдь, морской окунь, камбала, палтус, терпуг, минтай, тунец, сайра, скумбрия, сардина и пр. Эти края – традиционное место промысла трепангов, моллюсков, мидий, гребешка, морских ежей, водорослей.

Прямо на городском пляже (на Шаморе) я охотился с подводным ружьём на пеленгаса (http://ru.wikipedia.org/wiki/ ) – рыбку вкусную и довольно крупную.
Ставили ловушки на краба (браконьерили), ловили мелкими сетками креветок в Уссурийском заливе, собирали трепангов на каменных грядах. А кроме этого варили мидий, собирали гребешков и закусывали пиво сырой икрой морских ежей (водились на всех городских пляжах в изобилии).

Для любителей дайвинга могу сообщить и такую информацию – прозрачность воды в Японском море отличная (http://www.tour-east.ru/_te/n21/021-Russian-Diving.htm ). На острове Попова (который административно входит в территорию города) прямо у пристани можно разглядеть на дне морских звёзд и мелких ленков, а глубина там примерно пятнадцать метров. Вполне сравнимо с Красным морем. Животный мир Японского моря очень богат (кораллов нет, но гораздо ярче и любопытней, чем на Чёрном море).

Первое моё погружение с маской происходило на берегу бухты Бражникова (станция электрички «Океанская»). Прямо на платформе бабушки торговали мелкими варёными креветками. Именно таких креветок (только вполне живёхоньких)  я и увидел, заходя в воду. Прозрачность воды в Амурском заливе была невысокой – сказывалась близость Чёрной речки и самого города. Тем не менее – морские звёзды двух видов (красные, с ярко выраженными лучами –  самые крупные достигали сорока сантиметров в диаметре) и яркие сине-оранжевые пентаграммы поменьше (сантиметров десять-пятнадцать). Дно песчаное с небольшим слоем ила, часто встречаются колонии устриц и полосы морских водорослей.  Прибрежная зона довольно мелкая.

Второе погружение было в районе той самой бухты Лазурной (Шаморы) неподалёку от базы отдыха «Дельфин». Тут места были намного интересней. Правда, в первый заход я (по своей неопытности) наткнулся на морского ежа…
Опытные купальщики идут в воду в специальной обувке, напоминающей тонкие галоши. В те давние времена пользовались простыми теннисками и полукедами. Хорошо оберегают ноги и обыкновенные ласты-калоши.

Морских ежей (в конце семидесятых годов) в Уссурийском заливе было великое множество. Их длинные иголки-педицеллярии очень легко входят под кожу и так же легко обламываются. Извлекать кусочки педицеллярий – удовольствие ниже среднего. И выходят они по две-три недели. Потому пляжная обувь - совсем не лишнее приобретение.
В американских ресторанах икра морских ежей считается большим деликатесом и одна порция (100 грамм) стоила примерно 75 $. А мы набирали штук пять-шесть ежей, очищали их ножами от педицеллярий и вскрывали через аристотелев фонарь. Так причудливо называется тот орган, который заменяет морскому ежу рот с зубами, так он ещё и помогает передвигаться и норки рыть. Сам известковый панцирь дальневосточного морского ежа напоминает по форме (да и по величине) небольшой абхазский мандарин. И после вскрытия оранжевая икра ещё больше усиливает сходство. Вкус у икры весьма неплох (хоть я бы и пять долларов за сто грамм пожалел бы отдать). С пивом уходили «на ура».

Прозрачность в бухте Шамора намного лучше, чем у станции Океанской, здесь много крупных мидий. Набрать ведро мидий за тридцать минут – не проблема. Если черноморская мидия считается крупной, если вырастает длинной с указательный палец, то тихоокеанская мидия среднего размера величиной примерно с ладонь. И сравнивать Японское море с Чёрным – всё равно, что сравнить ладонь с пальцем.
;-)

Под камнями прячутся мелкие крабики,  поблескивают боками шустрые ленки, а на глубинах больше двух метров уже можно встретить пеленгаса. Пеленгас ходит либо небольшими группами, либо стайками по сотне-другой голов. На дне (особенно на каменных грядах) встречается трепанг.  Его ещё называют «морской женьшень» и «морской огурец». На женьшень он похож своей бодрящей силой, а на огурец – величиной и формой. Вот только цвет у трепанга ближе к коричневому. Встречается здесь и гребешок – замечательно вкусный моллюск, раковину которого компания «Shell» избрала своим рекламным символом.

Потом я погружался и на мысе Песчаном, и в Находке, и в многочисленных других местах побережья Приморского края. И всегда такие подводные «полёты» вызывали восторг на грани эйфории – уж очень хорошее сочетание прозрачной и тёплой воды с красивыми подводными ландшафтами. И разноцветная подводная живность, сверкающая в хрустальной толще тихоокеанской воды!

Недра Приморского края богаты цветными металлами: цинком, свинцом, медью, серебром, висмутом, вольфрамом, германием, серебром, а также углем.

В крае разведано более 50 месторождений золота, а в районе Дальнегорска находится крупнейшее в России месторождение бора.
Главные отрасли экономики данного региона – горнодобывающая и рыбная промышленность, машиностроение и металлообработка, судостроение и судоремонт, цветная металлургия, лесная и деревообрабатывающая промышленность, производство стройматериалов. По территории Приморского края проходит Транссибирская железнодорожная магистраль.
Здесь же находятся такие крупные порты, как Владивосток, Находка, Восточный.