Без права на ошибку - сериал без тени на правду

Василий Гапонов
"Лето 1944 года. Советские войска вплотную подошли к Городу, стратегически важному пункту немецкой обороны. Город сильно укреплён немцами, и штурм может привести к огромным потерям среди наступающих."

Именно так начинается описание фильма "Без права на ошибку: Операция "Город". Звучит интригующе и жанр ему выбрали подходящий: военный. История мне всегда нравилась и к военным фильмам питаю слабость с детства. Может потому, что в мои школьные годы тематике Великой Отечественной войны уделяли больше внимания? Помню в 1970-е годы на 9 мая по городу ходили целые толпы ветеран, а теперь их почти нет. В первом классе фронтовики казались для меня дремучими стариками, а сейчас думаю иначе:

- Это же им тогда было по пятьдесят с хвостиком! Через десяток лет я буду таким же и вроде не старый...

В общем, военная тема мне небезразлична. Только современные фильмы о войне мне чаще всего совсем не нравятся. Сначала как-то подумалось, что я перерос для военной тематики, но потом понял истинную причину отвращения, когда сравнил современные шедевры с советскими. У нынешних отсутствует очень важная черта, которая напрочь лишает их магнетизма. Она называется "правдоподобие".

Старое кино чаще всего тяготело к трагизму. В них главные герои как правило погибали в конце, даже когда в действительности оставались живы. Как это произошло, например, в фильме "Майор Вихрь". Разведывательная группа срывает планы фашистов взорвать Краков и героически погибает, не давая врагу подойти и восстановить кабель, по которому должен осуществиться подрыв. И как только они гибнут, советские танки врываются на место боя. Помню свою досаду от трагической концовки: "Неужели не могли чуть-чуть раньше подоспеть?" В реальности же, Березняк Евгений Степанович - прототип майора Вихря, не погиб и благополучно дожил до наших дней...

Кстати, и "Майор Вихрь" и "Без права на ошибку" имеют схожий сюжет, только во втором случае авторы предусмотрительно не называют точного места событий. Я заметил, что при просмотре первого фильма нигде не пробуждается скепсис:

- Ну, так не бывает! Не может так быть! Это выше человеческих сил!

А как по другому? Если в кадре делают одиночный выстрел, то и падает один человек! Невиданное дело: в разведчика может попасть всего одна пуля и он... умирает! Для старых фильмов более присуща уязвимость главных героев.

Разве может такое происходить в современном кино?! В армейского разведчика "Быка" немецкие спецназовцы палят из пяти "Шмайсеров" и ничего! Видно только как пульки кучно вылетают из спины, а он бульдозером прет на врага. Невероятно?! Так он не остановился на этом! Спустя пару минут он еще и подрывает гранатой оставшегося в живых врага. Чудо-богатырь!

Я уже молчу о татарине Салехе, который на бегу "мочит" ножичком немецких чемпионов по боксу как натуральный скотобой. Некисло "батает" он и тюремном жаргоне, хотя в остроге, по его же признанию, он никогда не сидел. Где только заправский резун приобрел столь специфические навыки? Если кто скажет, что в разведке, так остальные товарищи не обнаружили признаков ювелирного владения холодным оружием.

Простой полунемец Жора из обычной армейской разведгруппы даст жару всем разведчикам-нелегалам. При необходимости, Гоша преспокойно калякает по-немецки, - а то! парень первые 10 лет жизни прожил в Германии! - по-кавалерийски напялив себе фуражку шарфюрера набок. Каблуками щелкает почище любого эсэсовца! На "ты" Георгий и с германской мифологией, в которой и сам генерал-губернатор, чистокровный немец по природе, ни бельмеса не смыслит.

Несмотря на кажущуюся простоту задания, вот так на пять минут выскочить перед охотником за диверсантами и оказаться нераскрытым, ссылаясь на инструкции, о которых он никогда не знал - это верх фантазии создателей фильма! Да знай о таком умельце и знатоке языков в разведупре, его бы давно привлекли совсем для других целей. Брюхом он бы точно не подметал прифронтовую зону. На сегодня, чтобы подготовить разведчика-нелегала примерно из такой группы, к которой принадлежала "прогоревшая" шпионка и телеведущая Анна Чапман, уходит до одного миллиона (!) долларов и целые годы на тренировку!

Андрей Мерзликин как раз и являет собой образ агента-нелегала под кличкой Художник, но не без приколов. Вот он встречает берлинского резидента, нечаянно толкнув его пассию и получив денежную купюру в дар, а на ней особо секретные данные. Реальная картина? В принципе, да. На купюре можно поместить массу зашифрованной информации. Только тут есть свои "но". Очень сомневаюсь, что берлинский агент мог пользоваться тем же шифром, что и Художник. Для расшифровки криптограммы у него не было времени, поскольку зондер-команда плотно присела на его пятки.

В итоге купюра сжигается, а на стенке появляется 3 рисунка, значение которых может расшифровать только уже известный нам полунемец Жора. Кроме мифологии паренек еще и любил в свободное от разведки время заучивать даты кругосветных путешествий, строительства Эйфелевой башни и прочих архитектурных тонкостей. Просто-таки непризнанный гений шпионажа, на полставки подрабатывающий Рихардом Зорге!

Подумайте сами, что можно сообщить важного в трех группах цифр, чтобы из них можно было понять подробное описание проблемы? Допустим даже, что у резидента был один шифр с Художником (начинался на единицу), но как во всей этой беготне можно было раздумывать об Эйфелевых башнях и кругосветках? В нормальной криптограмме должны быть десятки числовых групп! Герою Мерзликина надо было заранее заучить наизусть даты тысячи событий: с 1000 до 1999 года - чтобы были на единицу, т.к. не знаешь заранее какая пригодится. Потом, во время погони, не забыть о них, успев исписать все стены, без надежды на то, что кто-то из оставшейся группы, их найдет в нужной последовательности и додумается за сутки их расшифровать.

И на закуску самое главное. Какова же конечная цель операции, ради которой в некой безымянной избушке собираются дядьки с генеральскими погонами и беспомощно разводят руками, уповая на данные разведгруппы? Оказывается, хитрющие гитлеровцы замыслили неслыханную козню: заманить ничего не подозревающие советские войска в польский город и... всех-всех взорвать!!! Просто-таки варварство на весь белый свет! Взять и, вот так просто, взорвать! Все подземелья забиты взрывчаткой - видимо со всего рейха свезли! - и еще добавили туда чуток биологического оружия. По замыслу седовласого лукавца из SS это должно было остановить советские войска на пороге... Европы!

Вопрос в другом: как это вообще можно на практике реализовать? Советские войска должны были со всего фронта собраться в этот городок? Максимум там могли оказаться пару дивизий. В фильме не встречаются картины большого города, а все больше двухэтажные и одноэтажные домики. Для чего там собираться хотя бы сотне тысяч бойцов? Ну даже бы заманили, не смогла бы разведгруппа чудесным образом разминировать ловушки и что? Подорвали бы город, погибло бы несколько тысяч поляков и пусть даже 30 тысяч красноармейцев. Дальше что? Это остановило был продвижение Красной Армии на Запад? Кто-то серьезно так думает? Наши маршалы умели и большие жертвы приносить...

Я уже молчу здесь о более мелких ляпах, типа тщетных поисков танковой дивизии, где, согласно вермахтовскому штату, 600 (!) единиц боевой техники и 160 орудий. Где спрятать такую армаду незаметно? Неизвестно. Однако, советские полководцы верили в их существование там, где не было от них и малейшего следа. Как-то смогла и русская девушка за 3 года ополячиться так, что на родном языке с иностранным акцентом глаголила. Не забыли авторы фильма попутно куснуть и Украину, поместив на контрольно-пропускной пункт группу из украинских полицаев, а не власовцев. Если это бандеровцы, то они должны были к этому времени в своих карпатских схронах сидеть, а не с немцами разгуливать...

Ладно, оставим мелочи в покое. Думаю, в советских фильмах много было неправды в смысле трактовки тех или иных исторических событий. Особенно в сталинский период, когда на экране вождь выставлялся среди генералов как академик среди первоклассников. Чуть позже крен в кинематографии выровнялся и режиссеры умели более-менее правдиво передавать военную обстановку. Современные создатели утратили это умение напрочь.

Понятно, что тут установка на патриотизм, но может не так хоть топорно? Все-таки кинематографическому искусству они учатся в специальных ВУЗах и хоть где-то должен же проявиться профессионализм? Пока во время просмотра современного ширпотреба типа "Саперы", "Разведчики", "Смерш" и пр. приходится больше силиться, чтобы найти там хоть что-то из зерен правды. Неужели молодое поколение можно чему-то полезному научить от просмотра подобного киношного суррогата?

Возможно, идеальным решением проблемы было бы введение нового жанра в киноискусстве. Например, не назвать фильм "Без права на ошибку" военным жанром, а ура-патриотическим триллером с элементами фэнтэзи. Такие фильмы тоже имеют своего зрителя и будут вполне востребованными, но зачем же обманывать поклонников военного жанра? Когда нам вместо шоколадных конфет по той же цене "впарят" соевую подделку, то мы называем это обманом и что-то кричим о ворах и милиции. Может в отечественном кинематографе тоже надо ввести сертификаты качества?
Кадр из сериала "Без права на ошибку"