Хлеб

Анна Боднарук
                Х Л Е Б

Хлеб вскормит, вода вспоит.
Владеющий хлебом владеет властью.
Без хлеба – нет обеда.
Без хлеба и каши ни к чему труды наши.
Выше хлеба только Бог на небе.
Сперва хлеб голодному, потом молитву.
Голодному не спится, а уснёт – хлеб снится.
Мы один хлеб ели, да по-разному на мир глядели.
Мир даёт хлеб, а ссора кручину. (Латышская п.)
Запасливый хлеба не просит.
Хлеб оговоренный тяжёлый, к земле гнёт.
Щи с хлебом, как земля под небом.
Руки жалеть – хлеба не иметь.
У дармового хлеба горький вкус.
Вот тогда тоска, когда хлеба ни куска.
Свой хлеб слаще.
Едешь на день, а хлеба бери на неделю.
Хорош урожай – хлеб дёшев.
Кто хлеб с собой носит, тот есть не просит
И мышь в норку тащит корку.
Чья земля, того и хлеб.
Не земля хлеб родит, а небо.
Земля чёрная, а белый хлеб родит.
Не гляди на небо – там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе..
Хоть чёртом зови, да хлебом корми.
Тот уросит, кто хлеба не просит.
Картошка – второй хлеб.
Свои сухари лучше чужих пирогов.
Из одной мучки, да не те ручки.
Из одной печи, да разные калачи.
Без хлеба, да без каши, ни во что труды наши.
Окраец хлеба.
Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
У кузнеца руки черны, а хлеб бел.
Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.
Бабе родить не трудно, да хлеб за ней не поспевает.
Чтобы узнать вкус хлеба, надо его съесть.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Мужику-пахарю хлеб вместо сахару.
Ржаной хлебушка всем калачам дедушка.
Не веян хлеб – не голод, посконная рубаха – не нагота.
Хлеб да еда – богатырская еда.
Хлеб растят не горбом, а умом.
Матушка рожь кормит всех сплошь.
Ржаной хлеб – всему голова.
Грушка-минушка, сливка-слюнка, хлеб – всему голова.
Небо даёт дождь, а земля рожь.
Мал колосок, да вместе с другими мир кормит.
Как ты к хлебу, так и люди к тебе.
Чья земля, того и хлеб.
Сладок для человека хлеб обретённый неправдою, да только после рот наполняется древесою.
Если хочешь узнать вкус хлеба – нужно его съесть.
Лёгкого хлеба не бывает.
Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
И рад бы душой, да ем хлеб чужой.
Всё на земле от хлеба.
Урожай один и каравай на всех один.
Рис едят тысячи людей, но истинную цену ему знает только тот, кто его вырастил. (Вьетнамская п.)
Коран – священная книга, но можно наступить на книгу, если нужно дотянуться до крошки хлеба.  (Казахская п.)
Хлеб без ума не растёт.
Арифметика простая – нет без сердца каравая.
Хлеб да капуста лихого к себе не подпустят.
Своя булка слаще.
Поддержи хлеб на полях весной, будешь с хлебом осенью.
Есть хлеб, будет и солома.
Хлеб – боец, хлеб – политик, хлеб – дипломат, хлеб – энергия жизни.
Чужой лаской не натешишься, чужим хлебом не насытишься.
Хлеб пишет биографию страны.
Где сорняк цветёт – там хлеб вянет.
Железом хлеб добывают.
Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Хлеб да вода – молодецкая еда.
Как хлеба каравай, так и под елью Рай.
Доплясались, что без хлеба остались.
Хлеб – моё богатство.
Там, где мечом не пробьёшься, хлебом-солью всего добьёшься.
Хлеб на рабочего человека – дело, на голодного – кус.
Всякий хлеб не без мякины.
Греет хлеб, а не шуба.
Каков ни урод, но хлеб тащит в рот.
Человек жив хлебом, а не промыслом.
Опричь хлеба святого, да вина клятого – всё приедается.
Рыба – вода, ягода – трава, хлеб всему голова.
Все за хлеб, так и я не слеп.
Сел за стол – помолись, а потом уж и за хлеб берись.
За столом не ругаются, а хлебом святым питаются.



…Хлеб есть хлеб. И его вкус как-то не обсуждается, когда он – насущный.
                Андрей Битов

…Ведь мы, сынок, из хлеба вырастали.
Он с четверенек нас до звёзд поднял.
А хлеб – он труд, начало всех начал,
Благодаря ему людьми мы стали.
                Борис Олейник

     Перун (славянский Бог Грозы, Бог Грома и Молнии), в большей степени «ответственный» за плодородие, имеет особое отношение к хлебу. Сохранилась легенда о том, как некая неразумная женщина отправилась в поле работать в праздник Перуна (20 июля), чего по обычаю делать было нельзя. Рассердившийся Перун сдержал поначалу свой гнев. Но когда ребёнок, оставленный на меже, обмарал пелёнки и мать вытерла его пучком хлебных колосьев (по другой версии, осквернению подвергся кусок печёного хлеба) – беда разразилась: поднялся вихрь и унёс в тучу весь урожай. Часть его все-таки удалось отмолить обратно, но «стоколосым»  (по сотне колосков на каждом стебле) хлеб никогда уже больше не родился…
                Мария Семёнова «Мы – славяне!»

     На золотых приисках случается найти самородок весом в столько –то граммов, но нет в природе хлеба-самородка. Хлеб сам не родится. Его выращивают золотые руки сеятеля, и хлеб сам становится золотом редчайшего достоинства, без которого немыслима жизнь на нашей планете.
                Михаил Алексеев

     Уважение к хлебу надо прививать с раннего детства. Иначе не воспитаешь настоящего человека. Это всё равно, что учить плавать без  воды… - так считает Михаил Сергеевич Перевозчиков, кавалер орденов Трудовой Славы 2 и 3 степеней.

     - Кто её знает! Может, причуды всё это – приметы наши, деревенские, токо за их спросу нет. Вот скалились мы ране над Бурмистовской Секлетиньей: она хлебы как сажает, подол подымает да приговаривает: «Подымайся выше! Подымайся выше!»  - ан хлеб-то и ей завсегда удача – пышный-пышный!.. Я вот гляжу: вертоголовый ты больно, всё тебе игруньки, всё хахоньки, а ты бы чё и запоминал из нашева, из старова.
                В. П. Астафьев «Последний поклон»

И вчера, увидя море хлеба,
На колени став у поля ржи,
На голос, поднявши руки в небо,
Плакала старуха у межи.
                Маргарита Агашина

     …А раз она видела, как он разглядывал хлебный колосок. Это был обыкновенный ржаной  колос, сухой и щуплый. Димка рассматривал его со всех сторон, то поднося совсем близко к глазам, то отставляя. «Чего ты в нём увидел?» - спросила она. Он вздрогнул, выронил колосок, но тут же поднял. «Чего пугаешь?» - «Я не пугаю, я только спросила». – «Спросила… - помолчал он как-то со вздохом, устало вышелушил зёрна на ладонь, опять долго рассматривал. – Вот ты думала когда, что это  такое?» - «Ну, хлеб, хлебные зернышки, чего ж тут непонятного?» - «Многое, - ответил он и совсем по-взрослому добавил, окончательно поразив её: - В сущности, из-за этих зёрнышек все войны на земле получались. И раньше какие были, и вот эта, что сейчас идёт».
                Анатолий Иванов «Вечный зов»

     Митюх с двумя ясырями-подручными (один из них месил тесто) хлопотал у печи. Креню кивнул, не прерывая работы: миг был торжественный – открывали печь.
     - Давай! – коротко бросил Митюх. Враз шибануло хмельным сытным духом горячего ржаного хлеба. Митюх втянул носом, поддел деревянным пеклом ковригу хлеба, прикрикнул, обжигаясь, надломил, понюхал, шваркнул удоволенно на выскобленный добела стол и принялся ловко кидать горячие ковриги одну за одной, высвобождая нутро печи для нового замеса, морщась от жара, с удовольствием на потном лице: своя была работа! В Новом Городе был он когда-то пекарем, хозяином был, да разорился после пожара, поправиться не сумел, и вот… Дрался, грабил, не робел на борони, но счастлив был по-правдошному только тогда, когда пёк хлеб, и радовался, когда его печево хвалили, пуще ратной удачи…
                Д.М. Балашов «Отречение»

                Х Л Е Б
Мне дали краюху…
А я, малец,
Понёс её курам в хлев.
По лбу меня ложкой стукнул отец:
Цени, мол, насущный хлеб.

Ту цену сразу почувствовал я,
Хоть был несмышлён и слеп…
Ценила наша большая семья
Бесценный крестьянский хлеб.

Лишился отца многодетный дом.
Я впроголодь рос и креп…
И я для семьи добывал горбом
Свой горький, свой сладкий хлеб.

Мне помнится каждый военный год,
Жестокость людских судеб…
Не раз мы пайку делили на взвод,
И трижды был вкусен хлеб.

На страдных российских полях он рос –
Хозяйства нашего крепь.
Едят его все…
Но все ли всерьёз
Ценят отеческий хлеб?

Он самый надёжный оплот страны –
Трудом освящённый хлеб.
Не зря колосья его вплетены
В наш Государственный герб.
             Василий Степанов

     В процессе работы исследователи сделали интригующее открытие. Они обнаружили, что шумеры употребляли ячмень и для приготовления хлеба, и для приготовления пива. Когда создавался «Гимн Нинками», пиво варилось из хлеба – баппир, шумерский хлеб, долго сохранялся, не черствея и не плесневея, поэтому и был источником сырья для пива. Кроме того, из упоминаний пива и хлеба в шумерских и аккадских словарях следовало, что хлеб шёл в пищу только в голодное время. В сущности, хлеб пекли только для того, чтобы было удобно сохранять сырьё для пивоварения.
     Всё это поднимало интересный вопрос: хлебом ли единым жив человек? Английский археолог пивовар Джеймс Депс уверовал, что нет. В книге «Пиво и библии» ( Лондон, 1877) он писал: «Я привожу доказательства, что пивоварение было самым ранним ремеслом примитивного человека. В древние времена оно появилось раньше, чем гончарное, И уж конечно раньше, чем хлебопекарное дело…»
                Дж. Хейнерман «Целительные свойства чеснока»