Петька Холмс и Витька Ватсон. Рассказы для детей

Владимир Янов
ПЕТЬКА  ХОЛМС  И  ВИТЬКА  ВАТСОН.
Маринкина  пропажа.
При  встрече Петька  сообщил другу  интересную  новость.
- Витька, я книжку  такую клёвую прочёл, теперь  сыщиком   буду.
- Какую книжку? - заинтересовался Витька. -  Как  называется? Дай  почитать.  Я  тоже хочу быть сыщиком.
- «Записки о Шерлоке  Холмсе»  называется.  Ещё  раз  прочитаю,  чтобы  получше запомнить, потом  тебе дам.
- Про что книга?
-  Как  преступления  раскрывать.
-  Ну и как же их  раскрывать? – не унимался  Витька.
- Дедуктивным  методом.
- А это что за  метод?
- - Это когда  видишь, что ты губы  облизываешь, то понимаешь, что ты есть хочешь.
- Подумаешь! Я  тебе и без этой  самой  дедукции скажу, что есть хочу.  Вон Светка Воротынцева булку  жуёт, и мне  тоже захотелось. Какой  толк от такой  науки?
-  Не скажи,  Витька, с помощью  дедукции любое  преступление  раскрыть  можно.
-  Так-то  преступление, -  недоверчиво  протянул  друг. – А где нам его взять? Мы же не в  полиции работаем.
-  Вот когда  вырастем и научимся дедукции, то в полицию нас  сразу  без  экзаменов  примут. А  пока что надо  учиться, - подвёл  итог дискуссии Петька. – Вот видишь, Маринка сидит хмурая,  в  портфеле  роется.  Давай я догадаюсь, в  чём  дело.
Петька   молча  подошёл  к  девочке, сел напротив и  стал в упор её  разглядывать. Маринка заёрзала, кинула на него хмурый взгляд.
- Чего уставился?
- Что, ручку потеряла? -  вместо ответа спросил  Петька.
- Ты откуда  знаешь? – удивилась девочка и  продолжила  плаксивым голосом: –  Папа вчера  из  Москвы привёз  мне в  подарок такую  красивую  и  удобную,  а  она  пропала  куда-то.  Сейчас  контрольную  писать  чем  я  буду?  Ты  что ли  взял  её?
- Очень  мне  надо,  -  отмахнулся  Петька. – Утром  была?
-  Конечно,  я  же в  школу  с  вечера  собираюсь.
-  В  портфеле  хорошо  посмотрела?
-  Полчаса  роюсь.  Вытряхивала  даже.
-  На  парте,  под  партой?
-  Абсолютно  ничего.
-  Всё  ясно,  - сделал  вывод  Петька.-  Тогда она  у  тебя  в  нагрудном  внутреннем  кармане должна  быть.
 Девочка, открыв  рот,  скользнула  рукой  в  кармашек  и  вынула оттуда  красивую  красную  ручку.
- Вот она где, оказывается. А  я уже все карманы  вывернула, портфель перетряхнула. Думала, что вытащил кто, или по дороге потеряла. А  ты  как догадался?
Петька подмигнул  другу и с самым  важным  видом сообщил:
-  Метод  есть  такой,  дедукция  называется.
На  переменке  Витька  полюбопытствовал:
-  Петь, а как ты,  в самом  деле, догадался, где   Маринкина  ручка?
-  Элементарно, Ватсон. Перед  ней лежала  открытая  тетрадь, а  ручки  нет.  Что она  ещё  может искать  перед  контрольной. 
-  А  как  ты догадался,  что  она  в  кармане  у  неё?
-  А  это,  Ватсон,  уже  не  дедукция,  а  наблюдательность. Ручка  красная   у  неё  сквозь  фартук  просвечивала.
Витька  ошалело  посмотрел  на  друга.
-  Ну,  ты  даёшь,  Шерлок! А  чего это  ты  всё  дедукция да  дедукция. А  на  самом  деле  всё  подсмотрел.  Тоже  мне  Шерлок  Холмс.  А  ещё  чего  ты  меня   всё  каким-то  Ваксоном  обзываешь? – обиделся  он
- У  сыщика  Шерлока Холмса в книжке есть друг, которого зовут не  Ваксон, а доктор  Ватсон. Давай мы  тоже  будем как в книжке. Я  буду  Шерлок  Холмс, а  ты  доктор  Ватсон.
-  Доктор -  это солидно,-  согласился  Витька. – Тогда  я согласен.  А  что я  должен  делать?
-  Ты   должен помогать мне в поисках  преступника. А потом  записывать  историю расследования.
- А  когда  мне помогать тебе,  когда у  меня  через  день то  тренировки,  то соревнования?
- Вот между  ними и  успевай, - заключил Петька. -  Если, конечно,   хочешь быть  доктором  Ватсоном.
- Ладно,  попробую, - уныло  согласился  Витька-Ватсон.


КАПЛЯ  ВИШНЁВОГО  ВАРЕНЬЯ.
После  перемены  Петька  с  Витькой  влетели  в  класс  последними  незадолго до прихода Мариванны.  Но  перед  своей   партой они  вдруг  затормозили  так  резко,  словно  лихач  перед  автоинспектором.  На  их парте  красовалась крупная  клякса тёмного   варенья,  по  очертаниям  напоминающая  старуху  Шапокляк  с её  дурацкой  шляпкой  и  длинным  острым  носом.
-  А  это  у  нас  откуда? -  выпучил  глаза  Витька. – Кто  так наследил на  моей  парте?
Одноклассники  оборачивались  на  друзей,  похихикивали  и  пожимали  плечами.  А  Петька  молча  вынул  из  портфеля  лупу  и  стал внимательно  изучать   сладкое  безобразие.
- Петь,  ты  что  там,  муху  увидел?  -  не  удержался  Лёша  Колотов. -  Не  мешай  ей,  она  до  конца  урока  всё  варенье   съест  и  проблемы  не  станет.
- Тише,  остряк, с  печки  бряк, -  осадил  его  Витька. -  Видишь, человек  дедукцией занимается.
-  Чего, чего?  - не  понял  Лёшка. -  Какой  ещё дедукцией?
-  Метод  такой  есть, - со  знанием  дела  пояснил  Витька. - С  дедукцией  можно  любое  преступление  раскрыть.
-  Скажешь  тоже, - отмахнулся Лёшка. – Что  можно  увидеть  в  капле   варенья?
-  Варенье  вишнёвое,  совсем  свежее, -  произнёс  в  задумчивости Петька.
-  А  ты  попробуй  его.  Может  оно  ещё  и  сладкое, -  фыркнули  девочки.
- Надо  будет,  и  попробует, -  поставил  девчонок  на  место  Витька. -  Не  мешайте  работать.
-  «Спартак»  опять   проиграл  «Зениту»,  -  вдруг  вполголоса  произнёс  Петька и  салфеткой  решительно  убрал  кляксу  с  парты.
-  Причём  тут  «Спартак»? -  ошалело  уставились  на  Петьку  ребята. -  Чё  гонишь?
Ответить  Петька  не  успел,  так  как  в  этот  момент  в  класс вошла  Мариванна  и  начала  урок  литературы.  Пришлось  ребятам  отвлечься  от дедуктивных  методов  расследования  и   вернуться  в  мир  литературы. 
- Так,  ребята,  кто  из  вас  прочитал  комедию  в  стихах  Александра  Сергеевича  Грибоедова  «Горе  от  ума»,  - спросила  Мариванна,  обводя  взглядом  притихший класс.
Почти  все  подняли  руки.   
-  Петя, а  ты  почему  не  поднял  руку?  Ты  что,  не  читал  Грибоедова?
-  Читал,  Марь  Иванна, но  не  всё.
-  А  почему,  не  успел прочесть  всё,  занят  был?
-  Нет,  я  задумался,  Марь  Иванна.
-  Это  о  чём  же,  о  судьбе  Чацкого?
-  Нет,  Марь  Иванна,  о  дедукции.
Брови  учительницы  подпрыгнули  на  лоб.
-  О  какой-такой  дедукции,  Петя?
-  Это  метод  раскрытия  преступлений такой  есть,  Марь  Иванна.
-  А  причём  здесь «Горе  от  ума»  Грибоедова?
-  Да  я  вот  что  подумал,  Марь  Иванна.  Если  бы  Чацкий  знал  о  таком  методе,  так он  бы  сразу  всех  их  понял.
-  Кого  понял,  Петя?  -  с  сострадательным  интересом  спросила  Марь  Иванна  и  потрогала  у  Пети  лоб.  - Ты  не  простудился?
-  Нет,  я  здоров,  Марь  Иванна. Да  вот  Чацкий  всю комедию  был  в  гостях  у  Фамусовых,  и  только  в  конце  понял,  какие они  все  тупые,  глупые,  злые и  смешные, и закричал - : «Карету  мне,  карету».  А  если  бы  он  владел  дедукцией,  то,  как  только  вошёл  бы с  корабля  на  бал,  так  сразу  бы  развернулся  и   уплыл  обратно.
Учительница  рассмеялась.
-  Да,  Петя,  с  тобой  не  соскучишься.  Но  ведь тогда  и  комедии  Грибоедова  не  было  бы.  О  чем  тогда  было бы  писать  Александру  Сергеевичу? Чацкий  пришёл,  поздоровался  и  вышел,  громко  хлопнув  дверью. Тогда  не  видно  было  бы  ни  ума,  ни  горя  от  него  и  без  него.
Марь  Иванна  посерьёзнела.
- Несомненно  дедуктивный  метод  очень  важен и  нужен  в  жизни. Вот  за  то, Петя,  что ты так  оригинально  соединил дедукцию  и  комедию  Александра  Грибоедова,  ставлю  тебе «хорошо».  Тем  более,  что  чувствуется,  что  ты  её  прочитал  и  понял  правильно. Но  всё -таки  надо,  чтобы  литература  и  дедукция   поменьше  пересекались  на  наших  уроках.
После  урока  весь  класс  обступил  Петьку.
-  Петька,  колись,  рассказывай,  причём  тут  варенье  и  «Спартак».
Петька  заважничал,  пошмыгал  носом  для  солидности.
-  Всё  очень  просто,  друзья.  Витька,  стань  у  парты с  бутербродом  в  руке и  постарайся уронить  кляксу  на  то  место,  где  она  была.
-  Ты  сначала  бутерброд  мне  дай,  а  потом  ставь,  куда  хочешь.
Петька  сунул другу  скомканную бумажку.
- Вот  тебе как  бы  бутерброд.  Попробуй  с  него  капнуть на  парту.
Как  Витька  ни  старался,  капля  ложилась вроде  бы  в  другое  место.
-  А  теперь  возьми бутерброд  в  левую  руку и  сделай  тоже.
-Витька  обрадовался:
-  Так  получается.
Петька  важно  оглядел  всех  присутствующих.
-  Из  всего  увиденного  можно  сделать  вывод  о  том,  что  человек,  поставивший  кляксу  на  нашу  парту,  был  никем  иным,  как  левшой. 
Ребята  слушали  Петьку,  раскрыв  рот  от  изумления. 
Петька  продолжал.
- Кроме  того,  следует  сделать  вывод,  что человек   этот  был  ростом  выше  среднего.  Вот  как  ты,  Витька.   В  нашем  классе самый  высокий ты,  Витёк,  но  ты  не  левша.    Значит  надо  поискать  высокого  левшу  в  соседних  классах.  Есть  такие? -  спросил  он  и  сам  же  ответил:  -  Конечно  есть.  Это  Васька  Плотников  из   6 Б.  А  спрашивается,  зачем  Ваське  с  бутербродом  бегать  по  школе.  Все  знают,  что  Васька  болеет  за  «Зенит»,  а  ваш  покорный  слуга  за  «Спартак». Из  всего  вышесказанного  я  делаю  вывод,  что  Васька  прибегал  похвастаться  победой «Зенита»  над «Спартаком»,  как  он  это  обычно  делает.   
Петька  обвёл  всех  суровым  взглядом. 
- Возражения  есть?  Нет.  Будем  считать,  что  моя  версия  принята  единогласно.  Осталось  проверить,  как  было  всё  на  самом  деле.  Витька,  сбегай  к Ваське  и  спроси,  он  ляпнул  варенье  на  нашу  парту.
Витька  проворно исчез с  контрольной  миссией,  а  класс  не  отводил  восхищённых  глаз от  триумфатора  дедукции.
-  Да,  Петька,  силён,  ничего  не  скажешь.
-  Это ж  надо,  как  точно   рассуждаешь.
-  Петя,  теперь,  если  у  кого  что  пропадёт  или  потеряется,  мы  к  тебе  сразу  побежим.
Петька  поморщился.
- Только  этого  мне  не  хватало.  Очень  мне  надо с  вашей  мелочёвкой  возиться,  извилины  напрягать.  Я  займусь  настоящим  делом.  Преступления  буду  раскрывать.
Толпа  онемела, опять  забыв  закрыть  рот. В  это  время  появился  сияющий  Витька.
-  Всё  точно,  Спартак  проиграл  вчера  1-3  Зениту.  Васька  как  услышал,  так  сразу  с  бутербродом  прискакал к Петьке,  а  того  нет. Вот тогда  он  и  капнул нечаянно  вареньем  на  парту.
Дело  завершилось  на  самой  высокой  ноте  общего  восхищения.  Когда  друзья  шли  из  школы  домой,  Витька  продолжал  восхищаться  другом.
-  Ну  ты,  Петька,  и  дал  мастер-класс  своим  дедуктивным  методом.  Небось, и  сам  Шерлок  Холмс так  не  смог  бы.
- Шерлок  Холмс  смог бы    лучше, -  уверенно  возразил  Петька. - А  я  ещё  только  учусь  этому.
Он  помолчал  и  с  виноватым  видом  повернулся к  другу.
- Витька,  ты мне  друг и  я  тебя  не  могу  и  не  хочу  обманывать.  Я  сегодня  пошутил с  этой  злополучной  каплей  варенья.   Меня  на  той  перемене,  пока  ты  в  спортзал  бегал,  Васька  Плотников  нашёл во  дворе и  похвалился  победой  «Зенита».  Да  ещё    мне  разрешил  откусить  от  бутерброда  с  вареньем.   А  варенье  действительно  было  вишнёвое  и  очень  вкусное.  Ему  родственники из  Краснодара   прислали. А  то,  что  он  в  класс  забегал и  меня  искал,  я  с  улицы через  окно  выдел.
Витька  не  верил  своим  ушам.
-  А  как  же  дедукция?  -  пробормотал  он  потерянным  голосом.
- А  что  дедукция?  Она  была,  есть  и  всегда  будет.  Но  не  всё  сразу  даётся.  Вот  ты  тренируешься  на  беговой  дорожке,  а  я  буду  тренироваться  в  дедукции.  И  научусь  разгадывать  любые  загадки  не  хуже  самого  Холмса.  Это  же  элементарно,  Ватсон.
Ватсон  сочувственно  покачал  головой.

БЛЕДНЫЙ  ПРИЗРАК.

Утром  в  понедельник  Витька  самым  бесстыдным  образом  проспал.   Тому  было  несколько  причин. С  вечера  он  забыл  поставить  будильник, допоздна  читал  в  постели  интересную  книгу,  родители  ушли  на  работу  рано, и  разбудить  его  было  некому.  Проснулся  он от  громкого  басовитого  пароходного  гудка,  накрывшего собой  весь  город. Это  огромный  сухогруз  на  выходе  из  бухты  прощался  с  городом-портом.  Витька  взглянул  на  часы  и  подпрыгнул  от ужаса.  До  начала  первого  урока   оставалось  всего  полчаса,  а  он  всё  ещё  в  постели.
  Витька  кубарем слетел  с  кровати, ополоснул  лицо  холодной  водой,  буквально  впрыгнул  в  брюки, натянул  рубаху и,  схватив куртку  и  бутерброд,  выскочил  из квартиры.  На  лестнице, однако, он    заметил,  что собрался  идти в  школу  в  домашних  тапочках.  Пришлось  метеором  вернуться  в  квартиру и сунуть  ноги  в  ботинки. 
Выскочив  из  подъезда,  Витька наступил  на  плохо  завязанный шнурок и с  ходу  растянулся  перед  бабушками,  чинно  сидящими  на  скамейке  и  ведущими между собой мирную  беседу.
-  Ты  куда,  скаженный, перепугал,  точно  басурман.  Кто  за  тобой с  метлой-то  гонится?
-  Ой, бабушки,  в  школу  опаздываю, - ответил  Витька,  торопливо завязывая  распустившиеся  шнурки  на  ботинках.
-  Так  ты  не  в  школу  успеешь,  а в травматологию, -  ответила  Нина  Афанасьевна, бабушка  со  второго  этажа,   и  обратилась  к  собеседнице,  продолжая  оборвавшуюся  беседу.
- Лизавета    говорит,  что призрак  кажную ночь ходит  по  дому, весь  белый, в  саване, и  сам  бледный,  тихо  стонет  и кланяется  по  углам.  Клянётся,  что  сама  видела,  крест  на  себя  кладёт,  что  не  брешет.
Витька,  услышав  такое, перестал  завязывать  шнурки  и  открыл  рот  от  удивления:
-  Это  где  такой  дом,  Нина  Афанасьевна? -  спросил  он. - Где  призраки  бродят?
-  А  тебе  то  что? -  отмахнулась  женщина.- Ступай  в  школу,  и  двойку  домой  не  приноси.
-  Ну,  пожалуйста,  Нина  Афанасьевна,  скажите,  где  этот  дом.  А  то  я  точно  в  школу  опоздаю.
- Вот бес приставучий, - поморщилась  женщина. – Дом  заброшенный  стоит  напротив  нового  строящегося супермаркета.  Его  ещё  японцы  пленные  строили  после  войны.  Там он  и  бродит  по  ночам. Марш  в  школу,  звонок  вон уже  звенит  вовсю.
Витька  опрометью  метнулся  в  школу  и   влетел  в  класс как  раз  перед  Петром  Семёновичем,  учителем  физики.
- Петька,  я  знаю  дом,  где  призрак  бродит, -  не  удержался  Витька,  шепнув  на  уроке  другу.
- Ты  что?  Какой  ещё  призрак? -  отмахнулся  Петька.
- В  старом  японском  доме.  Его  скоро  сносить  будут,  вот  призраки  и  забегали.
-  Сам  ты  как  призрак. Чуть  на  урок  не  опоздал. Сиди  тихо,  а  то  Кулон  вызовет  к  доске.
Кулоном  ребята  прозвали  старенького  учителя,  который  преподавал   физику    и  ещё увлекался всякими  ненаучными  явлениями вроде  НЛО,  полтергейста  и  прочей  аномальщиной.   Он  был  не  строгим,  но    нарушителей  дисциплины  частенько вызывал  к  доске  и  ставил  двойки. 
-  Кудряшкин,  что  ты  там  шепчешься?  Ну-ка  иди  сюда  и  расскажи  нам о  таком  явлении,  как  электричество.
Петька  свирепо  взглянул  на  друга  и  понуро  поплелся  к  доске.
- Электричество бегает  по  проводам,  -  сказал  он и  сморщился   от  умственного напряжения,  пытаясь  ещё  что-то  вспомнить  об  этом  физическом  явлении. – Электричество  толкает  поезда, трамваи  и мясорубки.
-  Правильно,  Петя,  - сказал  Пётр  Семёнович,  -   но    что  такое -  электричество? Отчего  оно  возникает?
- От  электростанций,  -  сообразил  Петька.
Учитель  покачал  головой.
-  Плохо  Петя,  что  ты  не  понял  самого  главного. Садись и  выучи,  как  следует,  этот  раздел.  Он  очень  важен  для  всей  вашей  будущей  жизни.  А  пока  я  ставлю тебе  двоечку.
Петька  был  в  отчаянии. Получить  двойку  перед  самым  концом  четверти.  Это  всё  из-за  Витьки  с  его  дурацкими  призраками.  Тут  его  осенило.
-  Пётр  Семёнович,  а  призраки  бывают?  -  вдруг  спросил  он  учителя,  склонившегося  над  классным  журналом.
Учитель  остановил  руку с  авторучкой,  неудержимо  стремившуюся  к  Петькиной  фамилии с  намерением  поставить против  неё  жирную  кривую  двойку,  повернулся  к  ученику  и  удивлённо  произнёс:
- А  почему  ты  спрашиваешь?
-  Да  вот  Витька  мне  сказал,  что  в  одном  из  домов  у  нас  в  городе  бродят  призраки. - -  С  научной  точки  зрения  этого  быть  не  может, -  сказал  учитель. -   Но в  мире  очень
  много  историй,  связанных  именно  с  появлением  призраков. Я  вам  сейчас  расскажу  кое-что  о  них.
Всё  остальное  время  урока  до  самого  звонка  Пётр  Семёнович  рассказывал  ребятам  о легендах  и  мифах,  связанных  с  призраками.  Были  здесь  и  байки  о  кремлёвских  призраках,   о  привидениях  в  английских  старинных  замках,  об  инопланетных  явлениях.
-  Однако  это  всё  легенды  и мифы народных  суеверий.  А  на  самом  деле  ни  призраков,  ни  привидений  в  природе  нет,  потому  что  это  ненаучно,  -  закончил  он  урок.
-  Вот  видишь,  -  сказал  Петька  другу  после  урока. - Призраков  не  бывает,  но, именно  благодаря  им,     я  сегодня  не  отхватил  двойку.
-  А  что  тогда  бродит  по  тому  дому? -  спросил  Витька. -  Тётка  клялась,  что  сама  это  видела.
-  Вот  это  нам  и  предстоит  узнать,   доктор   Ватсон, -  сказал  Петька. -  Сегодня  мы  устроим  засаду  призракам. 
-  Понятно,  мистер  Холмс, -  ответил  Ватсон  и  подмигнул  другу.
Вечером  Петька  дома  сказал,  что  ночует  у  Витьки,  поскольку  его  родители  уехали  в  гости.  Витька, в  свою  очередь,   тоже  отпросился  ночевать  у  Петьки.  А  на  самом  деле  ребята   заранее  выбрали  удобное  место   в  кустах  сирени  за  дорогой для  наблюдения  за  странным  домом  с  призраком.  Ночь  была  тёплая,  какие  обычны  в  Приморье в первой  половине  сентября.  Мальчики  привольно расположились  на  мягкой  травке, немножко  пошептались  и  притихли,  задремав  в  темноте на  свежем  воздухе.
Петька  проснулся от  ощущения  опасности. Он  протёр  глаза, сгоняя  сонливость,  взглянул  на  дом,  чёрным  силуэтом  выделявшийся  на  фоне  звёздного  неба,   и  обомлел. На  втором  этаже  в  проёме  окна  в  ночном  сумраке  виднелся  светлый  силуэт   человека,  лицо  которого  отсвечивало  безжизненной   белизной.  Петька  толкнул Витьку.  Тот  от  неожиданности  подскочил   и спросонья  возмущённо  завопил:
-  Чего  пихаешься?
-  Тихо  ты, -  прошипел  Петька. -  Смотри  туда.
Витька  взглянул  в  сторону  дома  и  замер  с  открытым  ртом. В  это  время  жуткий силуэт  медленно подошёл  к  окну  и  бросил  долгий взгляд  в  их  сторону.   Ужас  проник  в  самое  сердце  ребятишек, 
-  Он  услышал  нас, -  подумали  они  и, не  сговариваясь,   одновременно  пустились  во  всю  прыть наутёк  по еле  заметной  в  ночи   тропинке.  Только отбежав  от  «дома  ужасов»  на  приличное  расстояние, среди  жилых  строений  они  остановились  перевести  дух.
- Ты  чего  побежал? -   спросил  Петька  друга.
-  А  я  не  знаю, -  ответил Витька. -  Ты  побежал,  и  я  за  тобой.
-   Ты  первый дал  дёру, -  настаивал  Петька. 
-  Не,  Петька,  я  за  тобой  сначала  бежал,  только  потом  обогнал.
- Понятно,  ты  же  чемпион  школы  по  бегу. Ладно,  неважно,  кто  первый,  но  оба  мы  крепко  сдрейфили.
- А то  как же? -  недоумевал  Витька. -  А  если  бы  он за  нами  кинулся?
Ты  понимаешь,  я  ведь  тоже  испугался и  побежал  что  было  мочи. Надо  же, от  чемпиона  школы  не  отстал. Но  что-то  мне  не  нравится  в  этом  призраке.  Может  он  и  не  призрак  вовсе.
-  А  кто?
-  А  вот  это  нам  и  предстоит  узнать,  друг  Ватсон. Сегодня  днём  сходим  и  обследуем    развалину.
-  Согласен,  мистер  Холмс, -  согласился  Ватсон.
После  школы, наскоро  перекусив,    ребята  с  нетерпением отправились  к  «дому  с  призраками». Старенький двухэтажный   домишко      прошлого  века,  как  ни  в  чём  не  бывало, сиротливо  стоял  в  конце  улицы,  ожидая  сноса и   наводя  грусть  и  тоску пустыми глазницами  окон  и дверей.  Возле  дома  никого  не  было.
 Ребята,  помня  о  ночных  приключениях,  с  некоторой  опаской   вошли  в  дверной  проём  и  оказались  в  длинном  коридоре с  обшарпанными  стенами и  проваленным  полом. Всюду  валялся  бытовой  мусор, старые  газеты, обрывки  обоев,  поломанные  детские  игрушки и  куклы, консервные  банки  и  прочий  хлам,  обычный  для заброшенных  жилищ. Из  коридора  по  обе  стороны  располагались  небольшие  комнатки без  дверей,  тоже  заваленные  всяким  хламом.
- Что  тут  может  делать  нормальный  призрак? – осторожно, с  оглядкой  прошептал Витька.
- А  если  это  ненормальный  призрак? – с  иронией, тоже  шёпотом  спросил     Петька.
-  Ну,  если  ненормальный,  тогда  другое  дело, - согласился  друг.
Ребята  двинулись  по  коридору,  заглядывая  в  каждую  комнату  и изучая  всё,  что  в  ней  находится.  По  лестнице  без  перил поднялись  на  второй  этаж, продолжая  осматривать  всё  вокруг. Скоро  Витьке  надоело  гулять  среди  мусора.
-  Петька,  хватит  бродить  по  этой  помойке.  Ничего  мы  тут  не  найдём.  К  тому  же  призраки  следов  не  оставляют.
- Призраки  не  оставляют,  -  подтвердил  Петька. - А  люди  вполне  могут.  Надо  только  лишь  суметь  увидеть.
В  одной  из  комнат  Петька  подошёл  к  окну  и взял  с  подоконника небольшую стеклянную   бутылочку.
- Брось  её, -  брезгливо сморщился  Витька. -   Бомжи  её  распивали  и  бросили.  Зачем  она  тебе?
Петька  ничего  не  ответил,  осмотрел    бутылку  со  всех  сторон,  понюхал  зачем-то  горлышко  и  осторожно поставил   обратно. Затем  в  углу  комнаты поднял  с  пола  обрывок  газеты,  развернул  её,  покрутил  в  руках.
-  Что ты  всякий хлам  в  руки  берёшь? – попытался его  остановить   дружок.- Такой  макулатуры  здесь сто  килограммов  будет.
Но  Петька  не  обратил  на  слова  друга  никакого  внимания,  аккуратно  свернул  газетку  и  сунул  в  карман  брюк.   Затем  он  обратил  внимание  на  окурок  сигареты  с  красным  фильтром,  валявшийся  на  полу,  вынул   из  кармана  большую  лупу  и через  неё  внимательно  изучил  окурок.  Вынул  записную  книжку  и  аккуратно  переписал  в  неё  буквы,  оставшиеся  на  сигарете,  а  окурок  положил  в  полиэтиленовый  пакет  и  спрятал  в  карман.
- Петь,  пошли  лучше  в  кино, -  жалобно  протянул  Витька. -  Надоело  мне  по  этой  мусорке шататься. Ещё  какой  микроб  подхватим.
-  Пожалуй,  действительно  хватит,  -  сказал  решительно  Петька. – Пошли  отсюда.
-  А  что  с  призраками делать  будем?
- Искать   их будем, -  ответил  Петька  и  направился к  автобусной  остановке.
- Точно, -  обрадовался Витька. -   Пошли  в кино, в   «Буревестник»  сходим  на  новую  американскую  комедию. А  потом  как-нибудь  ещё  их  поищем,  призраков этих.
Но,  к  Витькиному  удивлению,  приехали  они  не  в  кинотеатр,  а  в  самую фешенебельную городскую  гостиницу.  Петька  решительно  прошёл  через  автоматические  двери  и вошёл  в  холл.  Витька  с  удивлением  послушно  последовал  за  другом.
В  холле  царил  полумрак,  играла  негромкая  музыка,  но  посетителей  не  было. Лишь  только за  столом  в  глубине  помещения сидела  женщина  и  что-то писала  в  тетради. Она  подняла  голову.
-  Мальчики,   вы  к  кому пришли?
Петька подошёл  к  столу,  на  котором  стояла  табличка  с  надписью «Администратор»  и  уверенно  заявил:
 -  Мы  хотели  бы  видеть  седого  мужчину,  туриста  из  Японии,  одетого  в  белый  костюм  и  курящего  сигареты  «Банзай».
Администратор  с  удивлением посмотрела  на  мальчиков.
-  А  зачем  вам  этот  господин?  Это  бизнесмен  из  Токио,  приехавший  к  нам  по  делам  своей   фирмы. Вы  что,  знакомы  с  ним?
- Нет,  но  хотим  встретиться, -  решительно  ответил  Петька.
- Право  же, -  задумчиво  протянула  администратор, -  не  знаю, что  мне  с  вами  делать.  Детей  мы  в  гостиницу  не  пропускаем  без  взрослых.  К  тому  же  этого  господина  сейчас  в  номере  нет.    Подождите  на  улице,  пока  он  вернётся. 
-  Скажите,  а  он  по-русски  говорит? -  спросил  Петька.
- Говорит  плохо,  но  понимает  почти  всё.
-  А  как  его  по  имени-отчеству?-  не  унимался  Петька.
Администратор  усмехнулась.
-  Не  знаю,  как  по  имени-отчеству,  но  зовут его   господин  Танака.  Не  вздумайте  у  него  попрошайничать,  не  то  я  позову  охрану.
-  Ещё  чего, -  возмутился  Петька. -  Мы  по  делу  к  господину  Танака.
Ребятам  ничего  не  оставалось,  как  покинуть  холл  и  выйти  на  улицу.  В  это  время  к  гостинице  подкатило  жёлтое такси,  из  которого  вышел  седой японец  в  белом  костюме.   Петька  подбежал  к  нему:
-  Господин  Танака,  мне  нужно   с  вами  поговорить?
Японец сдвинул  брови,  пытаясь  что-то  понять,  затем  на  очень  плохом  русском  спросил:
-  Ви  ка  мня?
- Да,  господин  Танака, именно  к  вам,  -  подтвердил  Петька. -  Надо  поговорить.
- Поховорит? О что?
-  О  бледных  призраках, - не  унимался  Петька.
- О что? -  удивился  японец. -   Не  понимай.  Пожалюйста, -  неожиданно  согласился  он.
Танака  любезно  пригласил  ребят  в  пустой холл гостиницы,  усадил  в  кресла,  вынул  из кармана  пачку  сигарет,  закурил  длинную  тонкую  сигарету  с  красным  фильтром  и  приготовился  слушать. В  ответ Петька  вынул  из  кармана окурок  точно  такой  сигареты и  обрывок  газеты и  показал  японцу. Увидев  окурок и  обрывок  газетки  с  иероглифами  Танака  изменился  в  лице, нахмурился,  бросил  на  ребят печальный  взгляд.
- Ви  кто?
Петька  протянул  пожилому  японцу  руку. Танака  с  почтением  её  пожал.
-  Я  Петька  Холмс,  а  это  мой  друг  Витька-Ватсон.
Брови  у  японца улетели  куда-то  за  уши.
-  Холмс?  Ватсон?  Конан-Дойл?  Почему?
Петька  приосанился и  важно  пояснил:
Я  с  другом  Витькой  изучаю  дедукцию,  чтобы  раскрывать  преступления.
Японец понимающе  покивал  головой.
-  Ви  очень  умный  малшик.  Дедукций – это  хорошо.
Петька продолжил  разговор.
- Скажите,  господин  Танака, зачем  вы  ночами  бродите  по  старому  заброшенному  дому?
Танака  снова согласно  покивал  головой,  грустно   взглянул  на  ребят  и приступил  к  рассказу.
  Из  его  длинного  повествования  на  очень  плохом  русском  языке  ребята  поняли  следующее:
- Оказывается, во  время  войны  с  СССР  в 1945 г  его отец  служил  в  Квантунской  армии  в  Манчжурии   пулемётчиком. Отец  с  собой  всегда  носил  фамильный самурайский  клинок,  который  пережил   несколько  поколений и  был  семейной  святыней.  В  ходе боёв  он  попал  в  плен  и  чудом  сохранил  семейную  реликвию,  нося  её  под  одеждой  и  пряча   от  охраны  в  тощем  лагерном  матрасе.  Но  вывезти  клинок  в  Японию  после  освобождения  было  невозможно.  Поэтому  он  решил  замуровать  семейную  реликвию    в одном  из   домов,  которые  пленные  строили  в  городе Находка.   Всю  оставшуюся  жизнь  отец  мечтал  приехать  в  Советский   Союз  и  отыскать  спрятанный   клинок, но  не  дождался  такой  возможности.  Перед  смертью  он  взял  с  сына  клятву найти  реликвию  и  вернуть  в  семью. Потому  Танака, приехав  в Находку  по  делам  своей  фирмы, приступил  к  поискам клинка с  помощью  портативного  металлоискателя.
Танака  на  этом  месте  сделал  длительную  паузу, со  скорбным  видом  развёл  руки.
- Я ничто  не  нашёл  за  много   ночь.  Я завтра  улетай  дом пустой  рука.  Но  мой  душа  нет  покой,  пока  я  не  выполнить наказ  отца.
Теперь  нам всё  понятно,  господин  Танака, -  заявил  Петька. – А  почему  вы  не  искали  свою  реликвию   днём?
Японец  застенчиво опустил  глаза.
-  Мне  был  стыдно ходить  развалина,  Петька.  Я уважаемый  человек  Япония. Меня  день все  видеть и  спрашивать.
Ребята посочувствовали    неудачному  искателю  семейных  реликвий и  отправились  домой. Но  до  своей  остановки  они  не  доехали,  а  дружно  сошли  перед  «домом  с  призраками».  Снова  они  бродили  по  замусоренным  коридорам  и  комнатам  без  дверей  и  окон.
-  Где-то  здесь замурован самурайский  клинок,  но как  узнать, где  он?  -  вздохнул  Витька. -  В  этом  случае  нам не  поможет  даже  твоя  дедукция.
Петька  с  этим  решительно  не  согласился.
-  Дедукция  помогает  всегда  и  везде, но  ею надо  научиться  пользоваться, - заметил  он. – Я  думаю,  что отец  должен  был  оставить  какой-то  знак  в  том  месте,  где спрятал  клинок, -  уверенно  заявил  Петька. -   А  нам  надо  лишь   заметить  его.
Ребята  обошли  весь  дом,  но  без  результата.  Ничто  не  бросалось  им в  глаза  на  гладких,  с  японской  тщательностью оштукатуренных  стенах.  Затем    спустились  в  небольшой  подвальчик,  в  котором  жители  ранее  хранили  домашние  вещи. Здесь  было  темно, сыро,  валялась  брошенная  старая  тара.   Мальчики  устало    присели  на  деревянный ящик  и  уставились  в  стену  перед  собой.   Из  стены  торчал    кусок  ржавой  арматуры.
 Петька вдруг  решительно    ухватился  за  железяку  и  потянул  на  себя.  Железка   неожиданно  легко    отделилась   от  стены вместе  с  куском  штукатурки,  под  которой   в  тени  подвала  что-то неожиданно  ярко блеснуло  металлическим  зеркалом. Ребята  сбили  старую  штукатурку  и  не  поверили  своим  глазам.  В  стене  светился  и  сиял гранями  не  тронутый  временем старинный  клинок.  На  его  лезвии  просматривались  витиеватые  японские  иероглифы,  а  рукоять  обвивала  разъярённая  змея  с  обнажённым  жалом.   
- Вот  он, знак отцовский, а  это -  клинок  самурайский, -  вскричал  Петька.  -  А  Танака  потому  его  не  нашёл,  что  он   скрывался  под куском  железа.  Видимо  его  отец  это  предвидел и  специально  так спрятал  реликвию.   Примета  хорошая,  и  никто клинок   не  нашёл  бы   даже  с  металлоискателем.  Только  забыл  сына  предупредить  о  примете.
 - Петька,  а  что  мы  с  клинком  делать  будем?  Смотри,  какой  он  дорогущий.  Эти  жёлтые полоски  в  рукоятке  золотые.   Его  продать  можно  аж  за  тыщу  баксов.
- Продать,  конечно,  можно,  но  ведь он  не  наш.
Витька   даже   подскочил  от  обиды.
-  Как  не  наш?  Мы  же  его  нашли.
- Витька,  это    фамильная  реликвия  семьи  Танака.  Ты  видел,  как  переживал  японец, что  не  нашёл  свою  святыню. В  его  глазах  стояли  слёзы. И  после  этого  ты  хочешь  продать  этот  клинок  кому  угодно  за  деньги?
-  Петь,  я  просто  так  сказал, -  залепетал  Витька,  пытаясь  оправдаться  за  свою  ошибку. -  Ты  у  нас  Шерлок  Холмс,  тебе  и  решать.
- А  что  тут  решать? -  сказал  Петька. -  Поехали  к  Танаке.
Администратор  гостиницы никак  не  хотела пропускать ребят  к  японцу.
-  Это  очень  занятой  человек,  Он  лёг  отдыхать и  просил  не  будить.  Утром  он  улетает  обратно  в  Японию.
-  Тем  более, - настаивал  Петька, -  обязательно  разбудите  его  и  скажите  ему  лишь  одно  слово – «клинок».
- Что  вы  мне  голову  морочите.   Какой-такой  клинок? Это  серьёзный  деловой  человек, и  он  не  станет  связываться  с  какими-то  мальчишками.
  Петька по-настоящему  разозлился. 
-  Если  вы   сейчас  не  вызовите  этого  человека,  он этого  вам  никогда  не  простит.
Администратор, молодая строгая  женщина, покачала  головой  и  подняла  телефонную  трубку.
-  Господин  Танака,  извините  за  беспокойство,  но  пришли  два  мальчика  и  просят назвать  вам  слово  «клинок».
Танака  скатился  с   пятого  этажа  по  лестнице,  не  дожидаясь  лифта.  Вид  клинка в  руках  ребят  едва  не  лишил  его  чувств.  Он  упал  перед  клинком  на  колени,  прижался   к  нему  губами и  надолго  затих.
- Как  вам  это  удалось? -  спросил  Танака  ребят  немного  погодя, а  по  его  щекам  бежали  слёзы  счастья.
 - Это  дедукция,  господин  Танака,  -  ответил  Петька.
Распрощавшись  со  счастливым  господином  Танака,   ребята,  к  радости  Витьки,   направились  в  кино.      
-  Петь,  а  как  ты  догадался,  что  призрак  вовсе  не  призрак,  а  японец? -  полюбопытствовал  Витька.
-  Дедукция  и  внимательность,  дорогой  Ватсон.  Бутылочка  на  окне  была  из-под  сакэ,  а  бомжи  сакэ  не  пьют.  На  сигарете  была  надпись «Банзай»,  а  это  японский  самурайский  клич,  типа  нашего «ура». И  газета  была  японская  недельной  давности  по  дате.  Откуда  всё это    появилось   в  доме, где  могут  тусоваться  одни  бомжи?
-  А  помнишь, Петь, тётка  говорила,  что  призрак  стонет  и  кланяется  по  углам.
-  Это  прибор  у  него  тихо  гудел  звуком,   похожим  на  стон,  а по  углам  он наклонялся для  прослушивания   стен.  А  тётке  казалось,  что  он  стонет  и  молится.
- Да,  Петь,  ты  уже  делаешь  явные  успехи  в  дедукции, -  с  уважением  протянул  друг. 
-  Это  же  элементарно,  дорогой  Ватсон, -  ответил  Петька и  радостно  улыбнулся.
Через  месяц  на  адрес  Петьки  из  Японии   пришла  посылка,  в  которой  находилось полное  собрание  сочинений  писателя  Артура Конан-Дойля,  изданное  в  Японии  на  русском  языке  в  золочёном  переплёте.   



Цирк приехал


По  дороге  из  школы Петька  увидел  на  заборе  большую  яркую  афишу,  на  которой  на  фоне  летящих  под  куполом  акробатов  и весёлых  клоунов   алела  надпись  «ЦИРК».   
– Витька,  цирк  приехал, –  позвонил  он  другу.
– Я  знаю.  Они за  рынком  уже шатёр – шапито  ставят. 
–  Завтра  сходим?
–  Обязательно, –  заверил  друг.
На  следующий  день   после  школы   ребята  уже   стояли  у  окошечка кассы  цирка.
–  Нам  два  билета  поближе,  –  попросил  Петька. 
Поближе  оказалось  в  третьем  ряду. Мальчики  купили  программки  и  прошли  в  зрительный  зал.  Представление  обещало  быть  интересным.
–  Смотри,  Витька,  здесь  и эквилибристы   на  велосипедах,  и  жонглёры  на  канатах, – удивлялся Петька.
–  Учёная  собачка,  считает  до  десяти  и  знает  логарифмы, –  вторил  ему  Витька. – Петь,  а  ты знаешь,  что  такое  логарифмы?
–  Это  что-то  из  высшей  математики.
–  Петь,  а как  так  получается,  что  мы  с  тобой  не  знаем  логарифмов,  а  собачка  знает?
–  Значит,  собачка  умнее  нас,  –  огорошил  друга  Петька.
В  этот  момент  зазвучали    фанфары,  оркестр  грянул  туш  и  представление  началось. Велосипедист  в  рыжем  парике и  штанах  ездил  сначала  на  трёхколёсном  велосипеде,  затем  у  него  отвалилось  одно  колесо,  и  он  стал  ездить  кругами  на  двух. Когда  же  отвалилось  второе, он  лихо  стал  крутиться  на  одном. Было  смешно  и  весело.
Потом  на  канат  вышел мужчина  во  фраке  и стал  жонглировать  шариками,  булавами и,  наконец –  тарелками.  Канат  раскачивался,  но  жонглёр ловко  справился  со  всеми предметами  и  ему  долго  хлопали.  Далее  всё  шло  по  программе.  Наконец  подошла  очередь  умной  собачки. Но  вместо  этого  рабочие  стали  растягивать сетку  для  воздушных гимнастов,  а  на  манеж  вышел  ведущий  и  с  грустным  видом  объявил  зрителям:
–  Уважаемые  зрители,  к  сожалению  номера  с  собачкой-математиком  не  будет.  Сегодня   утром  наш четвероногий  артист  неожиданно  пропал  и  до  сих  пор  не  объявился. Мы  очень  просим  вас,  если   встретите   в  городе  бездомного белого   стриженого  пуделя, то   привезите  его  к нам. Мы  обещаем  за  него  выплатить  вознаграждение  в  размере  20 000  рублей.  Собачка  отзывается  на  кличку  Арго.
–  Как  жалко, – протянул  Витька. –  Я  хотел  посмотреть,  как  этот хвостатый  математик  будет  щёлкать  логарифмы,  как я  орехи.   
–  Собачонку  жалко,  –  ответил  Петька. –  Носится  сейчас  по  незнакомому  городу,  голодный,  никому  не  нужный.
Петь,  а  вот  бы  нам  найти  его.  Двадцать  тысяч  получим.  По  десять тысяч  на  каждого.  Всего-всего  накупим.
–  А  почему  бы  и  нет.
После  представления  Петька  отыскал  хозяина  собачки,  циркового  дрессировщика Фролова.
–  Мы  хотим  помочь  вам  отыскать  вашу  собачку.  У  вас  есть фотография  Арго?
–  Есть,  конечно.
Фролов  показал  ребятам  афишку  со  своим питомцем  и  даже  подарил им  её.
–  А  вы  давно работаете  с  Арго?  –  полюбопытствовал  Петька.
– Третий  год. Но  это  очень  грустная  история.
–  А  почему? –  не  отставал  Петька.
–  Три года  тому  назад,  тоже  в  конце  сентября,  наш  цирк гастролировал  в  Находке.  Как-то  вечером  я  вышел  погулять после  представления и  увидел  страшную   автоаварию.  Легковая  машина  врезалась  в  грузовик. Скорая  увезла  пострадавших,  эвакуатор забрал  разбитую  «Тойотку»,  а  на  месте  аварии  остался  совсем  молоденький  пудель,  который  искал  своих  хозяев  и   жалобно  скулил.  Я  пожалел  собачонку  и  взял  с  собой.   На  следующий  день   позвонил  в  больницу  и  поинтересовался  здоровьем  пострадавших  в  ДТП.  Мне  сказали,  что  все  погибли.  Так  Арго  остался  со  мной. Когда  пёсик  подрос,  я  стал  его  дрессировать  и  из  него  получился  прекрасный  артист. 
–  А  вы  не  помните  фамилию  пострадавших? –  не  унимался Петька.
–  Нет,  конечно,  да  и  зачем  это  мне? 
Петька  пожал  плечами  и  распрощался.
На  следующий  день Витька  в  школу  не  пошёл,  так  как  участвовал  в  городских  школьных  соревнованиях   по  лёгкой  атлетике  и дома  появился  лишь  к  вечеру.   Там-то  его  и  нашёл Петька.
–  Ватсон,  пошли  со  мной.
–  Петь,  я  сегодня  так  устал.   Четыре  дистанции  бежал,  еле  до  дома  доковылял.   Давай  завтра  после школы займёмся  твоими  поисками.
– Нет,  Ватсон.  Ты   именно  сегодня  мне  нужен. 
Витька,  кряхтя  и  стеная,  кое-как  поплёлся  за  другом.  На  автобусе  друзья  проехали  несколько  остановок,  затем  поднялись в  сопку  и  подошли к  двухэтажному двухподъездному  старенькому  дому,  стоящему  на  границе  с  лесом.
– Петь,  зачем  мы  сюда пришли?  – взмолился  Витька, –  Что  нам  больше  делать  нечего?
Петька  молчал,  внимательно  осматриваясь  вокруг.  Вдруг  он дёрнулся,  словно  его  ужалила  оса.
–  Вот  он,  я  так  и  думал.
–  Кто  он?  Кого  ты  нашёл?
Но Петька,  не  обращая  внимания  на  слова  друга, медленно  двинулся  к  гаражам,  стоящим  напротив  дома,  приговаривая:
–  Арго,  Арго,  ко  мне.
Поражённый  Витька  увидел,  как  из-за  крайнего  металлического  гаража  выскочил  прелестный  белый  и  пушистый  пудель,  замахал  приветливо  хвостом  и  подбежал  к  другу.
–  Петька,  ты  нашёл  его.  Двадцать  тысяч  наши, –  ахнул  Витька.
–  Нашёл, –  радостно  отвечал  Петька,  лаская  льнущего  к  нему  пёсика.  –  А  что  нам  с  ним  дальше  делать?
–  Как  что? –  поразился  Витька. –  Отвезём  в  цирк  и  получим  вознаграждение.
–  Погоди  ты  с  этим  вознаграждением,  –  отмахнулся  друг.
Петька с  Арго  на  руках  подошёл  к  женщине,  вышедшей  из  дома  с  сумкой  в  руках.
–  Тётенька,  вы не  знаете, чья  это  собачка?
Женщина  взглянула  на  Петьку,  затем  на  Арго.
– Хорошая  собачка.   Сутки  здесь крутится,  ожидает  кого-то.  Такая  была  у  Крыловых,  пока  они  не  разбились в  аварии.
– Скажите,  а  они что,  все  погибли?
–  Нет,  мальчонка  выжил,  но  остался  калекой.  Ноги  отнялись  у  него.
–  А  где  сейчас  этот  мальчик?
–  В  детском  интернате,  в  колясочке  передвигается.   Один  он  остался,  сиротинушка,  да  без  ноженек,  –  вздохнула  женщина  и  пошла  по  своим  делам.
–  Витька,  ты  знаешь,  где  этот  интернат?
–  Где-то  в  районе  Рыбного  порта.
–  Поехали,  –  сказал  решительно  Петька.
Расспросами  ребята  отыскали  интернат  для  детей-инвалидов,  затерявшийся  среди  домов  в  зелени  деревьев.
–  Вы  к  кому,  ребятки? –  спросила  их  старушка-вахтёрша  на  входе.
–  Мы  к  мальчику  Крылову,  который  на  колясочке  передвигается.
–  Уже  поздно,  После  пяти  часов посещения  запрещаются, –  вздохнула  бабушка. –  Приходите  к  Алёше    завтра.
– Бабушка,  –  взмолился  Петька.  –  Нам  очень  надо  сегодня  Алёшу  повидать.  Пожалуйста,  как  нам  его  увидеть?
В  это  время в  коридоре интерната  показался  мальчик  лет  четырнадцати  на  коляске.  На  его  лице лежала  глубокая  печаль.  Не  глядя   по  сторонам, он  медленно  катил  колясочку,  толкая  её  колёса  руками. Увидев  его,  ребята  опешили,  не  зная,  как  обратиться. Но  Арго  вдруг  пронзительно  взвизгнул,  выскочил  из  рук  Петьки  и  бросился  к  мальчику, визжа  и скуля  одновременно.  Он прыгнул мальчику на  колени  и  принялся  радостно  облизывать  его  лицо  и  руки.  От  неожиданности  мальчик  отшатнулся, затем  его  лицо  озарилось  радостью  и  слёзы  полились  из   глаз.  Он  прижал  к  себе  собачонку,  гладил    по  спине  и  повторял: 
–  Рэмка,  Рэмка,  ты  нашёл  меня,  Рэмка.  Где  ты  был,  Рэмка?
Возле  мальчика  появилась  строгая женщина  в  костюме.
–  Алёша,  это  что  за  собака?  Почему  она  у  тебя  на  руках? У  нас  своих  щенков   девать  некуда.
Алёша  поднял  на  женщину  заплаканное  лицо.
–  Александра Ивановна,  это  мой  Рэмка.  Он  нашёл  меня.  Это  всё,  что  у  меня  осталось  от  семьи.  Оставьте  его  со  мной,  пожалуйста. Я  всё  буду  делать,  кормить  его  буду,  убирать  за  ним,  Это  мой  Рэмка,  Александра  Ивановна.
Мальчик  рыдал,  обнимая  собачонку  и  крепко прижимая    к  себе.  Петька  не  выдержал.
–  Александра  Ивановна,  это  очень  хорошая  собака,  она  из  цирка.  Считать  умеет  и  в  логарифмах  разбирается.   Оставьте  её  с  Алёшей.
Александра  Ивановна  бросила  удивлённый  взгляд  на  мальчишек.
–  А  вы  кто  такие?  Что  здесь  делаете?
–  Я  Петька-Холмс, а  это  Витька-Ватсон.  Мы  Рэмку  нашли  для  Алёши.  Вы  не  ругайтесь.  Если  у  вас  есть  своя   собачка,  то  мы  Рэмку  обменяем  на  неё.   
Витька  взглянул  на друга.
–  Что  мы  с  ней  делать  будем?  –  говорил  его  взгляд.
Женщина  не  выдержала  и  рассмеялась. 
– Вот  что,  сыщики. Если  это  собака  Алёшина,  то  пусть  остаётся.  Это  очень  полезно.  У  Алёши  в  ногах  появляется  чувствительность и  может  собачка   поможет  стать  ему  на  ноги.  А  уж  коли  вы вызвались  обменять  Рэмку  на  нашу  собачонку,  то,  Захаровна,  проводи  ребят  к Лайке.
Захаровна,  старушка-вахтёрша,   провела  ребят  за  дом,  где   в просторной  собачьей  будке  копошились  щенята. 
–  Выбирайте,  кто  вам  нравится.
Щеночков  было трое.  Они  возились  друг  с  другом,  не  обращая  внимания  на  подошедших. Их  мама Лайка  лежала  неподалёку,  приглядывая  за  повзрослевшим потомством.  Неожиданно один  из  щенков  выбрался  из  кучи,  подошёл  к  ребятам  и  громко  трижды  пролаял  детским  баском.
–  Вот  этого  мы  и  берём, –  решил  Петька. –  До  трёх  уже  умеет  считать,  а  дальше  научат.
Ребята  приехали  в  цирк  как  раз  перед  представлением.  Дрессировщика  Фролова  нашли  в  зверинце,  где  он  готовил  к  выступлению семерых  голубей. 
–  А,  сыщики, –  обрадовался  он. –  Нашли  моего  Арго?
–  Нашли,  но  его  зовут  Рэм,  и  он  вернулся  к  прежнему  хозяину.
–  Вот  как  получилось, –  опечалился  дрессировщик,  выслушав  историю поисков. –  А  нельзя  выкупить  Арго-Рэмку  у  мальчика?
–  Это  невозможно.  Друзей  не  продают  ни  за  какие  деньги, –  сурово  ответил Петька.
– Но  мы   Рэмке  нашли   замену.  Это  тоже  очень  умный  пёсик.  Уже  умеет  считать  до  трёх. 
В  подтверждение сказанного  щенок  поднял  мордочку  и  громко  пролаял  ровно  три  раза.
–  Какая  прелесть, –  восхитился  Фролов. –  Неужели  в  Находке  все  собаки  такие  умные.
–  Не  только  собаки,  –  заметил  Петька,  прощаясь.
– Петька,  как  ты  нашёл  Рэмку?     Уму  непостижимо, –  удивлялся  Витька.
–  Очень  всё  просто.  Я пошёл  в   городское  ГИБДД,  где  мне  помогли  найти  протоколы  того  ДТП,  откуда  я  узнал  фамилию  хозяев   Арго  и  их  домашний  адрес.  А  потом  предположил,  что  собака,  попав  в  родной  город,  попытается  отыскать  своих  прежних  хозяев.  И  не  ошибся.  Остальное  ты  знаешь. 
–  Ну,  Петька,  ты  теперь  совсем  как  Шерлок  Холмс.
–  Это  же  элементарно,  Ватсон,  – усмехнулся  Петька. – Но  больше  всего  я  рад  тому,  что  Алёша  Крылов  нашёл    кусочек  своей  прежней  семьи.  Через  недельку  мы  навестим  его.
–  Плакали наши  двадцать   тысяч, – с  грустью  сказал  Витька.
Когда  ребята  снова  приехали  в  интернат,  они  увидела  во  дворе   фантастическую  картину.  Возле  коляски,  держась  на  молоденькую  берёзку,    своими  собственными ногами стоял  счастливый  Алёшка,  а  вокруг  него  со  звонким  лаем  носился  Рэмка. 
–  Да, эта   картина  стоит  далеко  не двадцать  тысяч, –  заметил  Петька.
–  Жаль только,  что  Рэмка   навсегда    забудет  свои логарифмы, –  с  улыбкой  добавил   Витька.
–  Зато теперь  Лёшка  и  Рэмка   вместе  будут  ходить  на  прогулку.
И  мальчишки  задорно  подмигнули  друг  другу.
                Владимир  Янов, 2012 г.
                с.Нижнетамбовское,
                Хабаровский  край       8 914 736 46 09

-




¬¬






-

-