Мысли о духовности в искусстве

Родионов Виталий Константинович
За пределами красоты нет ни религии, ни науки.

Д. Джебран.

Каждый человек, даже если он  ничего не знает о Боге или отрицает Его – в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что даёт смысл жизни, перед чем можно преклониться.

А. Мень.



Отцы церкви первых веков существования христианства говорили о театре как о школе страстей. Это узкое, идеологизированное понимание драматического искусства. В театре встречаются возвышенные, благородные, одухотворённые чувства и переживания героев – такие, какие дают нам право на сокровенную близость с Богом.

Тертуллиан называет театр зрелищем, где совершается идолопоклонство. Это крайность. Искусство, в том числе, театральное, есть эмоционально-образное познание божественной красоты.

Присутствует ли  Святой Дух в искусстве? Безусловно! При этом в разных ипостасях, как божественный свет, как божественное вдохновение, как божественная красота, как божественная истина, если, конечно, они воплощены в эмоциях, граничащих с высокой духовностью, обращённой к Господу Богу.

В религии созерцание Бога происходит через духовный опыт верующих, в искусстве – через воплощение прекрасного. Разве средствами искусства нельзя поведать миру о деяниях библейских праведников, о жертвенном подвиге Иисуса Христа и его учеников, о подвижничестве святых отцов церкви? Всегда ли душевные переживания, чувство любви героев художественных произведений ведут к страстям, к кровавой развязке и смерти? Их эмоции имеют и противоположную направленность к духовности, к созерцанию Творца и сотворённого Им мира.

Правы те, кто говорит, что нельзя имитировать божественными словами, красками, звуками искусства высокое духовное начало. Однако они неправы, когда категорически отвергают возможность искусства проникнуть в область глубоких духовных переживаний религиозных людей – либо простых верующих, либо известных исторических деятелей церкви. А также бесчисленных персонажей Библии.

В искусстве наряду с душевно-страстными переживаниями нередко встречаются духовно-возвышенные эмоции, наряду с земной красотой получает отображение небесная красота, например, в живописи и музыке эпохи Ренессанса. Кого не трогают картины Леонардо да Винчи, проникнутые весенней, нежной, хрупкой одухотворённостью? Кто не восхищается божественным ликом рафаэлевских Мадонн? Каждый из нас сосредоточенно внимает строгой гармонии музыки Палестрины, уносящей наше воображение под своды храма и за их пределы – к небесной лазури. Солнечными потоками света льётся музыка Монтеверди и Вивальди, живших позднее Палестрины.

Возможен ли в искусстве священный трепет перед Всевышним? Почему бы и нет! Это чувство мы испытываем, когда читаем стихи Хомякова, Тютчева,  Вл. Соловьёва, когда переживаем вместе с героями романов Гюго, Тургенева, Достоевского, Толстого, Лескова. Мы  испытываем религиозный трепет, созерцая  бессмертное полотно «Явление Христа народу» Александра Иванова, с молитвенной сосредоточенностью взираем на картины Крамского, Ге, Васнецова. Какие глубины чувств вызывают в нас божественная музыка Баха, Моцарта, Шуберта, духовные произведения Чайковского, Танеева, Рахманинова, Онеггера, Мессиана, Свиридова? Ясно, что когда в искусстве душевное поднимается до божественной духовности, им не следует пренебрегать.

Надо учесть ещё один аспект присутствия духовности в искусстве. Речь идёт об отдельных эпизодах   в художественных  произведениях. В них концентрируется духовность, превращаясь в символ, в икону. Таких мест предостаточно в симфониях Брамса, Брукнера, Малера, они встречаются также в операх Вагнера («Шествие пилигримов» из «Тангейзера»), Мусоргского (арии Пимена и Дасифея из «Бориса Годунова» и «Хованщины»). Немало таких фрагментов можем найти в камерной музыке Гайдна, Моцарта, Мендельсона, Брамса, Чайковского и многих других композиторов. Эпизоды-символы несут в себе импульсы религиозной духовности, обращённые к Богу, к совершеннейшему идеалу человечества.

Бог – это вселенская энергия духа – духа любви, мудрости и красоты.

Искусство – это эстетическое познание мира и Бога.
Искусство отображает душевный и духовный мир человека.
Искусство – это эмоционально-интеллектуальное осмысление духовной жизни человека.
Искусство – это эстетическая духовность.
В красоте искусства открывается чудотворный божественный лик Богочеловека Иисуса Христа.
Искусство воссоздаёт божественную красоту, в чём его непреходящее значение и ценность.