Сердце Европы - Брюссель

Анжелика Кнорр
    В прошлом месяце по приглашению давней подруги, моей землячки из Житикары, я побывала в Бельгии. Думаю, нашим читателям будет интересно хотя бы моими глазами взглянуть на эту маленькую, но интересную страну.
    К сожалению, я была там всего два полных дня, но и за это короткое время успела кое-что посмотреть. На следующий день по приезду моя подруга с мужем свозили меня в Брюссель – столицу Бельгии. Этот город часто называют сердцем  европейского континента. Это неудивительно, ведь именно здесь находится резиденция Европарламента, и совсем рукой подать до Германии, Франции и Нидерландов. Только подумайте – этот город в свое время посетили такие известные исторические личности, как Петр Первый, Наполеон Бонапарт, а также не менее знаменитые политэмигранты из самых разных стран – Гюго, Карл Маркс, Ленин, Герцен, Плеханов и Бакунин.
    Город мне очень понравился. Основан он в VI веке, это не город -миллионник, население его составляет чуть больше 179 тыс.человек. К слову сказать, в Бельгии, вообще, нет городов с миллионным населением. В то время как в Германии, например, помимо Берлина, стоящего на пятом месте по количеству населения после Стамбула, Москвы, Лондона и Санкт-Петербурга, есть еще три города-миллионника.
    Название столицы Бельгии происходит от древненидерландских слов bruoc (болото) и  sella (поселение), что в буквальном переводе звучит как «селение на болоте». Болота я никакого не увидела, передо мной предстал красивый, роскошный город, где причудливо переплелась архитектура нескольких веков – начиная от старинных, неповторимых по красоте своей зданий, и заканчивая современными многоэтажками с интересным и оригинальным архитектурным решением. К сожалению, побродить по городу не удалось, наша дневная экскурсия по двум достопримечательностям затянулась надолго. Уже смеркалось, возле Грант-пласа (другое название центральной площади Гроте-Маркт, с 1998 года внесенной в список памятников ЮНЕСКО, имеющих статус мирового культурного наследия) в радиусе нескольких километров было совершенно невозможно припарковаться. Так что, знаменитые скульптуры «Писающий мальчик», «Писающая девочка» и «Писающая собачка», нам не удалось посмотреть. Посмотрю в следующий свой приезд. А на этот раз мне вполне хватило впечатлений от посещения Атомиума и Мини-Европы.
    Итак, первым делом расскажу о тематическом парке под открытым небом под названием Мини-Европа. Его торжественное открытие состоялось в 1989 году, и на нем даже присутствовал бельгийский наследный принц Филипп. В этом парке представлены репродукции самых красивых монументов Европейского союза в масштабе 1 к 25. Здесь экспонируются около 80 городов и 350 зданий. Из стран бывшего СССР представлены экспозиции Латвии, Литвы и Эстонии, входящих в ЕС.   
    Площадь парка составляет 24 тыс.кв. метров. Надолго возле каждой экспозиции мы не останавливались, фото – видео, но потратили даже на беглый осмотр около трех часов. В Мини-Европе созданы многочисленные анимации: микроскопические поезда, кораблики, автомобили, мельницы. Все удивительно похоже на настоящее, ощущение от этого зрелища – неповторимое! Также проходят здесь и инсценировки некоторых исторических событий: падение Берлинской стены, извержение Везувия, пожар в Антверпене, бой быков в Севилье, средневековые войны. Наблюдать за этим очень интересно. Возле каждой экспозиции стоит табличка, на которой написано, что это за экспозиция, какую страну представляет, дата образования, население. Возле таблички – большая кнопка, нажимаешь на нее – и звучит гимн этой страны. Мы попали в этот парк как раз на Хэллоуин, и всюду также были представлены разнообразные праздничные экспозиции – огромные мохнатые пауки, скелеты, кладбища, паутина, тыквенные головы, и всякие другие «ужастики». Можно было сфотографироваться возле графа Дракулы или возле человека, убитого током и распластанного на земле. Сделано все настолько реалистично, что просто мороз по коже продирал. Это не удивительно, ведь уже первоначальное капиталовложение в этот проект составило 10 млн. евро (повторюсь, это был 1989 год).
        Мини-Европа – довольно популярное место для туристов, везде со всех сторон от меня слышалась разноязычная речь. Если говорить об официальных языках Бельгии, это нидерландский и французский, а также немецкий язык, используемый в восточной Бельгии немецкоязычным сообществом. Довольно широко распространен и английский язык. Подруга моя замужем за коренным бельгийцем, и собираясь в гости, я переживала, как же буду общаться с ее мужем, как мне с ним разговаривать. Я знала, что он знает только нидерландский, называемый еще голландским языком. С английским я дружу пока не очень, о русском языке, и заикаться не стоит. Попробовала говорить по-немецки, и каково же было мое удивление, что муж подруги меня прекрасно понимал, и я тоже его понимала. В нидерландском и немецком языке много похожих и даже идентичных слов, наверное, это потому, что оба этих языка относятся к группе германских языков. Так что, и в Голландии я, наверное, смогла бы общаться с людьми. Проверить не удалось, хотя в этой стране мы побывали проездом два раза – когда ехали туда и обратно. То, что я вскользь увидела, особого впечатления на меня не произвело. Серый пейзаж, много заводов, фабрик, промышленных зон и…много озер. У нас в Германии природа намного ярче и красивее.
    Следующим пунктом нашего назначения был Атомиум – бельгийская достопримечательность, считающаяся одной из самых известных в Европе наряду с Эйфелевой башней, например.  Создал ее архитектор Андре Ватеркейн. Атомиум считается символом не только Брюсселя, но и всей Бельгии. Открытие его было приурочено к Всемирной выставке 1958 года и олицетворяло собой символ атомного века и мирного использования атомной энергии. Эта достопримечательность находится рядом возле Мини-Европы, и входит вместе с парком в одно из трех развлечений (еще можно посмотреть фильм на трех языках в кинотеатре), билет стоит не очень дешево – без малого тридцать евро. Атомиум – это башня высотой 102 м, с которой открывается вид на Брюссель с высоты птичьего полета. Построена она в виде скрепленных между собой девяти атомов, увеличенных в 165 млрд. раз (диаметр каждого 18 м), они олицетворяют собой провинции Бельгии. Изначально шары были покрыты алюминиевым слоем, замененным позднее на стальной слой. Забраться можно внутрь шести шаров на лифте и по лестнице, в одном из шаров расположен ресторан. Атомиум меня особо не впечатлил, Флориантрум в Дортмунде выше. Но конструкция Атомиума, безусловно, заслуживает внимания.
    После этой нашей экскурсии мы около 2 часов колесили по городу, где из окна машины я снимала фото и видео вечернего Брюсселя. А вечер мы закончили в гостях в небольшом бельгийском городке, где, кроме мужа моей подруги,  были все русскоязычные – ее мама и сестра, а также две женщины родом из России и Украины, вышедшие замуж за коренных бельгийцев около 20 лет назад. Встреча получилась веселой и приятной. Среди носителей родного языка всегда чувствуешь себя как дома. Если бы не некая ностальгическая нотка, которой всегда трудно избежать, находясь в чужой стране…