Миллионы беглеца

Федор Быханов
Для всех, кто его знал много лет, Олег Чулымов  казался вполне преуспевающим человеком. Разъезжал он по городу в дорогой иномарке. Отдыхал на курорте в Египте. Принимал друзей в своей достаточно роскошно обставленной благоустроенной квартире на центральной улице города.
И хотя у иных закрадывалась мысль о том, что живет приятель явно не по средствам, они отбрасывали сомнения, полагая, что этот общительный и щедрый заместитель начальника службы безопасности крупного торгового центра имеет иной доход, кроме основного места работы.
Того же мнения придерживался о подчиненном и руководитель предприятия Илья Листухин, полагая, что Олег надежно «встал на ноги» после того, как был взят на постоянную работу охранником по рекомендации отца, не имея за плечами никакого другого образования, кроме десятилетки. На первых порах даже автомобиль — подержанный недорогой «Фольксваген» — ему помогли купить в рассрочку и не торопили, пока почти год, по частям, он выплачивал стоимость машины.
Но затем дела у Чулымова пошли в гору.
Появился «Мерседес» престижного класса. Затем — «Тойота-Лэнд Крузер-Прадо». Однокомнатную «хрущевку» сменили трехкомнатные хоромы. Да такие, о каких только мог мечтать сам Листухин, вынужденный взять ипотечный кредит.
Некоторую ясность об источнике богатства, свалившегося на помощника, внес разговор, затеянный Олегам как раз перед тем, как у его руководителя собралась крупная сумма наличных денег на приобретение нового жилья.
— Имею возможность выгодно вложить рубли под высокие проценты! — предложил заместитель начальника охраны, поднявшись в кабинет к шефу. — Не пожалеете.
Прежде, одалживая деньги Чулымову, Листухин никогда не требовал ни процентов, ни расписок. И всегда получал обратно все до копейки.
Но на этот раз сам Олег без напоминания и по собственному почину настрочил расписку на получение тех 8оо тысяч рублей, что берет на несколько месяцев и обязуется возвратить с процентами.
К документу, впрочем, Илья Листухин отнесся несерьезно. Сунул расписку в карман, а потом где-то выронил, полагаясь не столько на бумагу, сколько на честное слово своего работника, за долгие годы совместной деятельности ставшего близким другом.
Дни сменялись неделями, настал срок возврата долга.
И вот тут, впервые за время знакомства, понадобилась отсрочка платежа, о которой попросил Чулымов.
Согласие он благосклонно получил, однако Листухин не мог не заметить перемены, которые произошли и в поведении, и в облике заместителя начальника службы безопасности. Он стал нервным, похудел, перестал за собой следить, а однажды отказался выходить на работу.
И вот среди знакомых и бывших коллег Чулымова разнеслась молва о том, что Олег будто бы занял много средств у нескольких десятков предпринимателей.
Поговаривали, что речь может идти о десятках миллионов рублей. А когда некоторые из кредиторов потребовали возврата долга, просто исчез из города.
Вот тогда Илья Листухин и обратился с заявлением в правоохранительные органы на своего бывшего работника, не пожелавшего исполнять договоренность по займу.
В ходе начатого расследования выяснилось, что последними видели в Бийске Олега его родственники. Вечером, когда по их месту жительства нагрянули несколько человек, желавшие немедленно получить свои деньги, Чулымову внезапно стало плохо. Да так, что понадобилась госпитализация в лечебное учреждение.
Только до утра он там не пролежал. Ночью вернулся домой, собрал на скорую руку вещи и уехал в неизвестном направлении.
Версия о том, где следует искать беглеца с невозвращенными чужими миллионами, появилась после того, как с заявлением на Чулымова в милицию обратился другой бывший приятель Олега, занявший ему более пяти с половиной миллионов рублей.
По его словам, в ответ на требование вернуть долг, Олег заявил, что пока не может этого сделать, так как все до копейки вложил вметалл,вагоныскоторым вот-вот поступят в Новосибирск.
И даже связал кредитора по мобильному телефону со своим новосибирским компаньоном. Но речьтого была не убедительной, а затем и вообще разговор прервался на полуслове.
Только эта ниточка оборвалась, когда новосибирец сам явился в Бийске и рассказал обо всем, предшествовавшем тому разговору.
Выходило, что бийчанин уговорил его подыграть в афере, которую затеял в родном городе, чтобы провести местных бизнесменов. Упросил подтвердить слова о том, что вот-вот металл будто бы поступит на станцию и можно будет его выгодно реализовать.
Но уже во время телефонного разговора желание и дальше подыгрывать Чулымову пропало. А прервав разговор, несостоявшийся обманщик вдруг, к своему ужасу, понял, что и сам занял около миллиона рублей Олегу, местонахождение которого ему неизвестно.
В это время в отношении Олега Чулымова было возбуждено уголовное дело по нескольким фактам хищения чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, совершенным как в крупном, так и в особо крупном размерах.
Подозреваемый был объявлен в федеральный розыск, продолжавшийся более полутора лет. И однажды поступило сообщение о его задержании.
Те, кто ждали появление в родном городе мошенника, который втирался в доверие к друзьям и под разными предлогами занимал у них баснословные суммы, думать не думали, что в конечном итоге тот их же и обвинит  в недоброжелательности. Но это будет потом. А в самом начале своей преступной "карьеры" Чулымов действовал широко и с выдумкой.
Достаточно высокооплачиваемая должность заместителя начальника охраны крупного коммерческого предприятия тем не менее не давала Олегу Чулымову  возможности жить так, как ему бы хотелось — отдыхать за границей, менять престижные иномарки как перчатки, обставлять квартиру дорогой мебелью.
Он попробовал заняться сторонним бизнесом, но желаемого благоденствия не достиг. Тогда, судя по всему, и пришла идея нажиться за счет многочисленных друзей, души не чаявших в общительном и веселом коллеге и товарище.
Первым в списке будущих жертв оказался бывший сослуживец Игорь Парфенов, сумевший сделать завидную карьеру и дорасти до поста руководителя Бийского филиала одной из фирм.
Прежде он достаточно часто занимал другу по нескольку десятков тысяч рублей, не требуя личной выгоды, когда получал деньги обратно.
А так как Чулымову хотелось гораздо большего, то он начал, как опытный рыбак, с надежной наживки. Однажды предложил Парфенову выгодную финансовую сделку. На пару дней занял у него полтора миллиона рублей и вернул с лихвой, убедив одновременно и в своей состоятельности как коммерсанта, и в надежности партнерских  отношений.
Следующим шагом стал заем уже девяти миллионов рублей, осуществленный в несколько приемов. Официально через кассу предприятия Чулымов получал деньги крупными суммами, наведываясь туда как по графику через одну-две недели.
Приходил за новыми толстыми пачками купюр даже тогда, когда истекал срок возврата прежней задолженности.
Такова была вера в друга у Парфенова, что тот не мог отказать Чулымову до того самого момента, когда по служебному телефону ему не позвонил человек, дружеские связи с которым не скрывал Олег. Да и сам Парфенов уважал этого телефонного собеседника, являющегося одним из самых значительных клиентов его компании.
Но теперь суть разговора сводилась к просьбе звонившего занять несколько миллионов рублей... Чулымову, который оказался, по его словам, в сложном финансовом положении.
Новые подозрения о несостоятельности заемщика переросли в убежденность в его злом умысле, когда тот перестал отвечать на телефонные звонки.
Но было уже поздно.
Никто не мог найти беглеца, скрывшегося с чужими миллионами.
В ходе начатого расследования вскрылся еще один случай обмана друга со стороны Чулымова. Но если Парфенов выдавал ему огромные суммы официальным путем, согласовавывая выдачу кредитов со своим непосредственным руководством, то менеджер торгового центра Павел Бутов сам занял миллион рублей для передачи Олегу, обещавшему через два месяца принести деньги обратно с прибавкой в десять процентов. За счет того, что мог, дескать, положить их выгодно в банк, где управлял делами добрый приятель.
Когда же вскрылась афера, ему пришлось в течение года, пока искали по всей стране обманщика, возвращать деньги тем, у кого занял. На что ушли и выручка от проданных машины с гаражом, и кредит в банке. Только там уже самому нужно было платить проценты, а не ждать их в качестве прибыли.
Были и еще обманутые Чулымовым граждане из числа его бывших друзей.
Они до последнего верили в то, что он вернет им долги. Да и в правоохранительные органы обратились, когда Олег оказался за решеткой, лишь те, кто брал с него расписку или давал деньги при свидетелях.
Только и в этом случае оказалось немало истцов, потерявших крупные суммы в результате злого умысла Чулымова. В вину ему инкриминировались два мошенничества в крупном размере и три в особо крупном размере, которые Чулымов совершил путем обмана и злоупотребления доверием.
Во время уголовного процесса подсудимый пытался обелить себя, утверждал, что умысла на хищение у него не было. По словам Олега, у кого-то он ничего в долг не брал, кому-то деньги вернул, но не взял о том документа, а кому просто не смог отдать полученный кредит, так как его самого обманул компаньон, с которым собирался осуществить оптовую куплю-продажу транспортных средств.
Утверждал даже, что бывшие друзья якобы специально договорились посадить его за решетку.
Ясность в это дело внесли и показания свидетелей, и найденные в ходе следствия вещественные доказательства. А также результаты судебных психофизиологических экспертиз. Говоря проще, данные «детектора лжи».
Чуткий прибор показал, что потерпевшие говорят правду, тогда как подозреваемый, скрывает информацию о том, как все было на самом деле.
Суд, путем сложения наказаний, приговорил Олега Чулымова к пяти годам четырем месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Тем же решением суда с осужденного взыскано в пользу потерпевших в общей сложности 17760 тысяч рублей.