Эх Спиридон Спиридон...

Любовь Югорская
Эх Спиридон, Спиридон!
     Чудны дела Твои Господи. Ты наполнил обетованную землю Светом Твоим, сияющим во всех уголках мироздания. Божей благодатию питаются все кто познал Тебя и принял волю Твою.
     Мы же грешные по немощи своей ищущие помощи с Небес простираем руки к избравшим путь служения Свету, святым угодникам Твоим. К тем, кому Ты Господи дал власть – силу побеждать бесов и спопешествовать нам в мирских делах.
     Слава Тебе Вседержитель и Создатель всего видимого и невидимого!
     Описывая увиденное и услышанное от людей повествование о чудестном святом Спиридоне, хочу внести и свою маленькую лепту в его прославление.
     В один из лютующих крепким морозом дней я стояла в новой церкви нашего небольшого сибирского городка. Идет служба – литургия. Чисто, светло, благодать в храме необыкновенная. Батюшка радуясь ясному, звонкому звучанию молитв ведет службу с воодушевлением и прилежанием. Храм иконы Божьей Матери «Нечаянная Радость» построенный на пожертвования горожан и нефтяников, ловко обосновался на берегу таежного озера.
     Далековато от города, но кто истинно жаждал духовного общения с Богом, Богородицей, добирались в церковь не смотря ни на  какие природные препятствия.
    Люди, человек тридцать стояли кучкой возле алтаря, некоторые из женщин тихонько подпевали певчим. Это в основном те, кто приехав с большой земли ранее ходили там в свои церкви и были знакомы со всем процессом священнодействия батюшки.
     С левой стороны от меня полусогнувшись стояла женщина и что-то шептала, шептала. Шмыгала носом и вытирала платком обильные слезы.
     Никто из прихожан не обращал на её внимания либо старались не показывать своего любопытства. Все понимали, что раз плачет, значит беда. Господи помилуй!
     После окончания службы, миропомазания, все потянулись к выходу.
     Ох и морозище. Север, есть Север. Деревья трещат, туман такой что в десяти метрах уже ничего не видно. Вышла и я на улицу. Кое за кем приехали на машинах, хотя обычно в такой мороз вся техника стоит и у детей актированные дни, для них такой мороз праздник. Бывает и по месяцу сидят дома. Закрыв лицо пуховым платком зашагала домой. Да и темнеет здесь быстро, так что надо торопиться.  Не знаю что меня остановило, но я как будто споткнувшись замерла, потом так же быстро повернула обратно. И вдруг, нос к носу столкнулась с плакавшей в храме женщиной.
- Ты чего это еле ползешь? Еще минут десять и замерзнешь. – накинулась я на незнакомку. Не думала, что дальше приключится, а она как закричит голосом смертельно раненой птицы.
- Да лучше замерзнуть, чем так жить.
     Ах вот в чем дело. Тут уже не до увещеваний.
- Ты вот что, укутывай все кроме глаз и давай ка пошустрей. Нам бы до дому добежать, а там все и расскажешь.
    Она попробовала упираться, но я что было сил стала тянуть её и подталкивать.
- Давай родная, давай миленькая. Не стой, а то замерзнешь. Не бери греха на душу. Бог милостив, все будет хорошо.
    Чувствую у неё появилась резвость в ногах и мы зашагали быстрее.
 - Вот и умница. Еще чуть-чуть и мы дома.
    Слава Богу за дома, тепло и уют, которые Он дарует нам по милости своей.
     А с  мороза, да в тепло ох и благодать. Быстренько поскидывали шубейки и на кухню.
- Тебе чай с травками или покупной?
     Женщина медленно отогреваясь, смущаясь тихонько пролепетала:
- Вы не заботьтесь, мне можно и просто кипяточка.
- Пододвигайся ближе к столу, вот варенье из брусники и моченая есть, вот черничное. Мы сами в тайге собираем. А чай у меня расчудесный. Тоже из наших мест, тут тебе и донники желтый и белый, тут тебе и цветы таволги, иван-чая, плакун-травы, калины, синюхи голубой, листики смородины, малины, черники, цветы шиповника, княженики, морошки, да всего и не перечислишь.
    Говорю, говорю, а сама украдкой посматриваю. Что же это за горе такое стряслось, что и жить ей стало невмоготу.
    Чаевничали молча. Полностью отогревшись гостья засуетилась.
- спасибо тебе, что подобрала и не дала  сгинуть на морозе. Я пойду помаленьку.  И так засиделась. Будь здорова ты и твои дети.
     Волнуясь и боясь потревожить гибнущую душу, набравшись смелости, аккуратненько спросила:
- Может чем помочь? Ты говори, не стесняйся. Все что в моих силах, все сделаю.
     Удивленно приподняв брови, глянула мне в глаза.
- Дай тысячу.
    Теперь я удивилась.
- И это, извини за назойливость, та сумма из-за которой ты чуть не замерзла?
    Гостья грустно кивнула головой.
- На тебе эту тысячу и живи пожалуйста.
    Дрожавшей  рукой новообращенная к жизни взяла у меня купюры.
- Спасибо. Я отдам. Ты не подумай что я только из-за денег.. хотя и из-за них тоже.
   Легонько приобняв за плечи отвела гостью в другую комнату.
 - Ого. Сколько у тебя икон. И ты всех знаешь?
- Которые здесь знаю. Присаживайся поудобнее на диван и расскажи ка что с тобой приключилось.
- Это долгая история. Да и зачем тебе?
- Ты рассказывай, а там уже видно будет зачем.
- Ты меня наверное не помнишь, а ведь мы Люба с тобой знакомы.
    Я внимательно всмотрелась в её лицо, но сколько ни старалась так и не вспоминала.
- Извини, но и вправду не помню.
- Это ты меня извини. Я ведь тогда сильно на тебя обиделась. А сегодня в церкви увидела, хотела подойти,  но стыдно стало.
   Теперь пришло время мне удивляться.
- чем же я тебя обидела если не секрет?
    Гостья заохала, глаза снова налились слезами.
- А ведь ты права оказалась. Зря я на тебя столько лет напраслину возводила. И если бы сегодня не подобрала меня я бы сегодня и сдохла с этим грузом.
    От нахлынувшего волнения женщину начала потряхивать. Пришлось напоить святой водой и долго успокаивать:
- Да ты хоть напомни, что это за событие приводило ко мне? Может у меня что в голове всплывет.
- Вспоминай. Лет пятнадцать назад я приходила к тебе с сыном и ты сказала, что он скрытый агрессор, моральный урод. Предлагала свою помощь, давала написанные от руки молитвы к Иисусу Христу и Божией Матери. Ты сказала, что если я не приму меры к спасению его души, то жизнь моя, Господи помилуй, превратится в ад. Мы ушли от тебя с такой ненавистью, какой я не испытывала даже к его учителям, хотя те тоже неоднократно предупреждали меня о лености и мерзкой изворотливости сына. Почему не слышала предупреждений ни твоих, ни учителей, ни своих родных родителей? Где были тогда мои глаза?
     Рассказчица снова разволновалась и шатаясь, как неваляшка из стороны в сторону продолжила свой говорить:
- Сейчас понимаю, что все предупреждения воспринимала в штыки только из-за своей слепой материнской любви. Один он у  нас с мужем на всех бабушек и дедушек один. Все пестовали его как могли ну и допестовались. В прошлом году умер муж. Мы прожили с ним душа в душу почти сорок лет. Он тоже просил перед смертью не поддаваться ни на какие уговоры сына и не делить с ним имущество. У сына все есть. Он живет в области. Мы ему купили однокомнатную квартиру, выучили, женили. На похороны отца сын приехал сам, быстро все организовал. Меня так ласково утешал, гладил по плечам, что я напрочь забыла о всех предупреждениях. И так длилось полгода. Он бывал у меня каждый месяц, хоть дорога и не близкая, около тысячи километров. Дошло до того, что я уже как одурманенная молча подписываю какие-то бумаги, везде где что-то спрашивают одобрительно киваю головой. А сама думаю, вот ведь какой сын то у меня оказался золотой. Любит мать, заботится. В последний его приезд вокруг меня началась какая-то суматоха. Явилась и сноха кукла малеванная. В один миг собрали мои вещи, посуду, погрузили в грузовик и отвезли в другой конец города к болоту, где старые вагнчики. Быстренько выгрузили возле балка и уехали. Я понять ничего не могу. Села на ящики и жду, наверное сын за мной сюда приедет. Благо тогда тепло было и ночи белые летом. Долго сидела, а потом меня как обухом по голове. Дак это ж меня сынок вывез из моей трехкомнатной квартиры и бросил. От понимания всего произошедшего что-то запекло в грудях и я повалилась на бок. Очнулась в больнице с капельницей в руке.  Все дни пока не разрешили вставать смотрела на двери палаты, а вдруг сын войдет. Но он так в больнице и не появился. Ему и из больницы звонили и знакомые передавали, что мать при смерти, но он так и не приехал. Передал чтобы больше не надоедали пусть мол теперь государство о ней беспокоится. Вещи мои занесли в вагончик сердобольные соседи. После больницы, по привычке как собака домой, так и я подошла к своему дому, а опомнившись пошла обратно. Сын продал квартиру со всей обстановкой. Я ведь хотела поехать к нему. Дозвонилась к невестке, та что-то невнятно пробубнела и дала трубку сыну. Тот орал на меня благим матом, что я в детстве ему мешала и сейчас лезу. Зачем тебе старой одной такая квартира, чего ты скулишь, а деньги мол нужны молодым, ты видите ли свое уже отжила.
    Устав от рассказанного и вновь пережитого, измученная мать замолчала. Я не нарушила поток её мыслей. Пусть передохнет.
- Вот такие дела. А неделю назад пришла комендант поселка и сказала, что нужно заплатить за свет и воду в балке, а то отрежут. Это в прошлые года все было бесплатно, нефтяники сами себя обеспечивали, а сейчас власть поменялась все стало хозяйское. Пенсия у меня 7 тысяч, а за балок надо отдать 6. Я и так еле свожу концы с концами. Если свет отключат вообще погибну. Ну и решила если так жить, то лучше уж умереть. Может там и вправду есть другая жизнь после смерти и я своего дорого Игорька встречу – мужа любимого.
     Теперь стало всё по своим местам.
- Ты извини, я не помню твоего имени. Давай  познакомиться по новой.
    Чуть огорчившись и осуждающе кивнув головой прорекла:
- Я понимаю. Нас таких много. Разве всех упомнишь? Ольга меня зовут. Может ты и вправду мне чем поможешь. Хотя не верю я уже ни во что. Одна одинешенька осталась на белом свете. И свет этот стал  не то что не мил, а немыслим для дальнейшей жизни.
     Лицо, подобранной на дороге страдалицы перекосила горестная гримаса и слезы снова потекли ручьем. Призывая все Силы Небесные, подошла к ней поближе и положила руки на плечи, да так осторожно как будто она сосуд из тончайшего хрусталя, чуть не так и разобьется, рассыплется на мелкие кусочки.
- Ольга. Давай-ка попробуем помочь твоей беде уйти из твоего сердца и дома?
- Спасибо тебе конечно, за твои старания, но зря лезешь в мою душу, не поможет мне уже ничего. Вот выйду на мороз и все снова станет мрачным и бессмысленным.
     Мне можно конечно было повздыхать сочувствующе и выпроводив гостью на улицу забыть о ней и успокоиться. Как говорится сделала, что могла и было бы как:
«…некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон, и попался разбойникам которые сняли с него одежду, изранили его, и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою, и, увидев его прошел мимо…» Ев. От Луки гл. 10 ст. 30.31.
- Ты уж совсем то не отчаивайся. Можно я тебя немного проведу, а завтра забегу в гости?
     Женщина удивленно подняла брови и посмотрела прямо в глаза.
- Зачем это тебе? Бога боишься? Польза какая тебе от возни со мной?
- Пользы конечно никакой от тебя, да вот только мира хочу своей душе. Если ты так и не воспрянешь духом мне тоже тоскливо будет, буду себя корить и хаять, что могла бы помочь. Так что жди завтра в гости. Сегодня вечером же помолись.
Оля не на шутку возмутилась.
- Раз Бог мужа забрал и сына отвел от матери значит не нужна я Ему. Не буду молиться и не уговаривай.
   Немного удержав собравшуюся в гневе уходить женщину, снова продолжила:
- Да ты хоть дослушай меня.
   Плюхнувшись обратно на диван Ольга буркнула:
- Давай. Говори.
- Умница. Ты гневишься на Бога за мужа и сына. Давай как вспомним кто виноват в твоих бедах. Мать жива твоя?
- Да. А причем здесь моя мать?
- Свекровь?
- Давно уже умерла. Туда ей и дорога.
- Ты дорогая платишь по счетам.
- Каким еще счетам?
- С молоду ты очень боялась своего отца.
- Да. Боялась. Он строг был и матери доставалось.
- Ты когда хотела сегодня погибнуть о старенькой матери хоть капельку подумала? Ей то как будет узнать о твоей кончине и как дальше век доживать? Она от тебя за всю жизнь слова ласкового не слышала, только одно гаркание.
- А ты откуда знаешь?
- Бог дает видеть, и даже то, в чем ты сама себе боишься признаться, вспомнить.
     В глазах гостьи появился странный интерес. Ей захотелось зажать меня в угол. Нечистый, доведший свою добычу до отчаяния, убивший в ней все благие помыслы о близких, наиболее о Боге, почти торжествовал свою победу. – Ах ты ж мразь преисподней! Сгинь! Пропади! Господи Иисусе Христе торжество Твоей силы прояви!
     Осенив себя и носительницу гибельного зла крестным знамением продолжила:
- Так вот. На молитве вспомни  всё чем либо прогневала или понапрасну укорила свою мать, свекровь. Искренне раскайся о содеянном, сначала перед Всевидящим Богом, а потом поедешь на родину и успей выпросить прощения у той, которая тебя носила под сердцем, мыла, кормила, не досыпала как и ты со своим сыном. Он ведь мирит со своей бабушкой, а у тебя гордыня вперемешку с упертостью зашкаливает дальше некуда. Кормишь диавола «от пуза».
     Нечистый, боясь полной гибели от имени Христа, рванул, как пес сорвавшийся с привязи. Слава Тебе Господи! Ольга в один миг обмякла, осунулась и зарыдала теперь уже очищающими душу слезами.
- Права, права. Мать то свою я ни во что не ставила. Могла и на людях ославить. Она родненькая так смотрела на меня, как будто я ножом её режу на куски. Поеду к ней. Обязательно поеду.
    Радостно так затараторила вырванная из лап тьмы жертва. Ольга вдруг снова поникла.
- Как же я поеду? За какие шиши я поеду? Может письмо написать?
- Письмо само собой нужно написать, но в письме нельзя рассказать о своем раскаянии, а там в деревне могут и на почте ради интереса открыть. А ведь они точно откроют, ты никогда  матери не писала. Ты раньше царицей приезжала с Севера, дразнила односельчан разбрасыванием денег, блеском золота на всех пальцах, в ушках, на шее. Ах как обрадуются завистники и те все родственники которые лебезили выжидательно заглядывая в глазки, вдруг им перепадет милостыня от твоих богатств.
     Чуть посопя гостья возразила:
- А кто им не давал уехать на севера и зарабатывать? Мы здесь мерзнем зимой девять месяцев и три месяца кормим мошкару, комаров, паутов, клещей. Им хорошо на большаке. Живут в нормальных условиях, воду пьют чистую, воздух насыщен кислородом в полной мере. А мы здесь чего видим. Пусть приедут и попробуют.
- Ты права. Да не в трудностях ведь дело. И на большой земле по разному живут. Вот только они этого не видят, а побрякушки твои золотые, да шикование твое вызывало зависть. Аханием и оханием, забиралось здоровье твое и счастье из семьи. И не едешь ты к маме из-за боязни злорадства твоих родственников и знакомых.
- Может оно и так как ты говоришь. Да какой теперь толк от того, что осознала я свои промахи в жизни. Изменить уже ничего не возможно.
- У Бога все возможно. О муже молись за упокой, обретешь радость от того, что помогаешь ему в другом мире своей любовью и памятью. О сыне тоже проси Бога, да откроет Он ему духовные очи. И еще помолись святому угоднику Божиему Спиридону.
- Ты столько наговорила, что я и не запомню. Какому Спиридону? Чем он мне может быть полезен?
- Ну ты загнула… Полезен. Это что мыло или соль. Полезен. Ну и словечко то подобрала. Есть такой святой. Я сама о нем мало что знаю и икону не разу не видела, но слышала от одной знакомой. Вот послушай. Ольга кивнула в ответ головой – слушаю мол.
- Мне было лет десять, мы со сверстниками летом работали по хозяйству, а зимой после школы собирались у кого-нибудь в избе. Каждый приносил из дому что мог: кто хлеба, кто семечек, такого изобилия как сейчас никто не видывал. Пели песни, читали, рассказывали кто что видел или слышал.
    Однажды между детьми завязался спор об именах какое имя красивее. Спорили долго. А с имени Спиря смеялись и дразнили. Что интересно мальчик носивший такое загадочное имя не злился не оправдывался, а только загадочно улыбался. Его молчание еще больше раззадорило спорщиков. Спиря был из очень состоятельной семьи их даже в тридцатые годы никто не трогал, всех раскулачивали а этих как будто никто не видел.
    В разговор вмешалась до этого тихо сидевшая за прялкой аккуратная, добротно одетая бабушка.
- Что это вы так разхрабрились, чай в чужом доме сидите и так хозяйского сына хаете. Не стыдно?
     В избе стало тихо. Бабушка продолжила.
- Это вас советы учат, что Бога нет. А Он есть. И Спиря это Спиридон. Такой святой есть. Если ему молиться, то в семье всегда будет изобилие земных благ, здоровье и мир.
     Так получилось, что с того времени мы больше не собирались, а вот имя святого осталось у меня в памяти по сей день.
     Ольга, уставшая от пережитого и от моих просьб согласилась на всё, лишь бы снова остаться наедине с собой и своей бедой.
- Ладно. Помолюсь. Напиши мне его имя на бумажке. И как мне к нему молиться?
- Очень просто. Расскажи святому о своих печалях, так будто он находится с тобой рядом. А потом попроси о том в чем больше всего нуждаешься.
- Как же он меня услышит?
- Услышит. Мысль имеет свойство летать, материализоваться. Если телепат слышит и может слово в слово передать всё то, о чем кто-то думает, то представь как нас слышат Небеса. И святой Спиридон услышит. Лишь бы ты была искренна и не предвзята. Раз в церковь пошла значит понадеялась на то, что тебя Бог услышит, я ведь видела как ты к Нему вопрошала.
    Вздыхая гостья поднялась.
- Церковь это уже крайняя мера и последняя. Более идти мне некуда. Не даром люди говорят: «Как беда, так и до Бога». Я жду тебя завтра в гости. Ты пообещала. Выведи меня за поворот, а там я сама доберусь. Возьми какую-нибудь палку. Люди собак поотвязывали, чтобы на привязи не позамерзали, те и гоняют по улицам, греются.
     Мы вышли на улицу. Ух ты, какой холод. Ресницы мгновенно покрылись инеем, пуховый платок вокруг лица заблестел искринками. Ни с чем не сравнимый скрип снега под ногами буду помнить всю жизнь.
- Ох и холодина. Надоел мне этот Север до чертиков, вся молодость в него ушла, а радости никакой. Был бы живой муж, может и я бы любовалась искринками да снежинками. – с нескрываемым сарказмом, намекая на мои восторги суровостью природы, почти провизжала спутница.
- Успокойся. Это все от душевной печали. В радости не видела красоты все побольше бы заработать, а в горе слезы и внутренняя озлобленность затмевают даже самое красивейшее Божественное чудо.
- Во, во. Ты вот говоришь надо молиться этому, как его там?
- Спиридону. – вставила я.
- Ну да. А ведь в церкви говорят, что умерших трогать нельзя? И где же правда? Я возле фотографии мужа и дома и на кладбище волком вою, сама бы к нему в гроб залезла, если  бы знала что это поможет быть вместе. Значит и муж мой родненький всё видит и слышит?
- И видит и слышит Оля.
- Что же он сыну то не укажет, что нельзя так с матерью поступать?
- Завтра об этом поговорим, не на морозе же продолжать беседовать. Если муж в ином месте не в очень хорошем месте, то не он тебе а ты ему должна помочь. Святые же тем и сильны, что они возлюбившие Бога, обрели от Него силу необоримую для диавола, любовь всемогущую к тем, кто призывает их на помощь.
    Дальше, до самой развилки шли молча. Попрощались только взмахом руки и почти бегом каждая поспешила в свою сторону. Весь вечер и следующий день думала об своей «находке» за церковью. В голове одни вопросы. Как ей помочь? Зимой у нас дни короткие и в три часа дня уже начинает темнеть, а в четыре уже темно.
     Думала не идти. Ну что я ей скажу? Как утешу, если о молитве она и слышать не хочет. Опять же если не пойду лишу себя покоя. Надо идти. Понадевав на себя что потеплее, пошла в гости. Что было потом постараюсь описать подробней. Слава Богу, что уразумил исполнить данное обещание. Теперь у меня на душе стало спокойно и радостно.
     Не успела обмести веником снег с валенок на пороге вагончика (теперь это называют ветхим жильем не пригодным для человеческого проживания) выбежала хозяйка. Радостно хлопая себя по подолу фартука заворковала.
- Уж и  не надеялась. Думала, что так пообещала лишь бы от меня отделаться. Да брось ты этот веник, заходи а то холода напустим.
    Ольга продолжая щебетать помогла мне снять верхнюю одежду.
- Если бы я вчера тебя не видела в таком состоянии ни за что не поверила бы сегодня что это ты. Светишься то чего?
- Ты присаживайся спасительница. Я тут немножечко кой-чего состряпала. Тебе чайку или может чего-нибудь покрепче?
- Ах. Вот что тебя засветило. Выпила маленько что-ли?
     Смутившись, что её «раскусили» стала оправдываться.
- Ну да. Немножко есть. Но ты не думай. Просто гость у меня был нежданный.
    Присев к столу, увидела душистую выпечку.
- Давай ка «найденыш» ты мой попьем чая, да я пойду обратно. Слава Богу что ты пришла всебя, улыбаешься и  у меня камень с души спал.
     Ольга пригощая как-то загадочно смотрела в мою сторону.
- Ты чего это косишься как заяц на капусту? Сказать что хочешь, али так посто бабке глазки строишь?
    И тут её буквально прорвало.
- А я ведь помолилась твоему Спиридону.
- Ах ты ж моя хорошая. Молодец.
    Оля замахала руками, чтобы я её не перебивала.
- слушаю, слушаю. Говори.
- Так вот. Домой дошла я «на автомате», как корова с пастбища идет только в свой двор, вот примерно и я так. Включила свет, скинула на пол дубленку, обувку и с ревом упала на кровать. Докричалась до того, что стала рвать зубами подушку, кусала свои руки, мне становилось всё хуже и хуже. Снова навалилось отчаяние, я даже нож в руках стала вертеть, представляла как порежусь, истеку кровью и умру.
     У меня от услышанного сердце замерло и дыхание перехватило. Но перебивать рассказчицу я не стала.
- Потом как-то нечаянно зацепила свою кофту брошенную рядом с верхней одеждой. Думаю если умру, то хоть порядок надо навести. Подняла кофту, а из кармана вылетела записка с именем того святого к которому ты сказала мне молиться. Ну я повертела, повертела бумажку. Раз прочитала его имя, второй, а потом как умалишенная давай к нему, к невидимому и неведомому говорить. Со слезами, соплями, кашляя, взывая – Если ты и вправду есть такой святой, если слышишь и видишь, если можешь хоть как-то облегчить мои страдания , муки несносимые, помоги. И я возверую, всем расскажу о тебе, о силе твоей.
     После всех этих воплей, на меня вдруг навалилась усталость, спокойствие. Я еле успела дойти до кровати, упала не расстилая постель, сама не раздевшись и уснула мертвецким сном.
    Боясь, что я могу её перебить, Ольга перевела дух и быстро продолжила:
- Хочешь верь, хочешь не верь утром проснулась от сильного стука в дверь. Не заглядывая в зеркало, шатаясь от пережитого доплелась к выходу, открыла. На пороге стоял бывший друг моего мужа Виктор. Ты его тоже знаешь. Передовик, на японской технике работает на месторождении. Переступив порог бухнулся мне в ноги, а у меня сон как рукой сняло. Жениться надумал? Да нет… он же женат, детки есть и живут душа в душу. Я отхожу от него, а он ползет за мной на коленях  и что-то бубнит непонятное.
- Ты чего Витя? Встань.
     Он еще пуще загудел:
- Прости ты меня урода. Прости. Виноват. Вот на возьми. Только не проклинай меня и детей, не бегай по колдунам. Быстро поднявшись на ноги Виктор подошел к столу и из-под полы посыпались пачки денег. От увиденного меня взяла оторопь. Рот не открывался, как судорогой челюсти свело и плечами двигаю. Высыпав деньги Виктор снова двинулся в мою сторону.
- Да. Виноват. Брал у твоего мужа деньги в займы, дом купил теще под Киевом. Вот нечистый и попутал. Вижу ты не говоришь ничего,  значит не знаешь о долге. Вчера поздно вернулся с работы, жена с детьми уже спали. Я тихонько разделся, вышел на кухню что-нибудь перекусить и обмер. За столом сидит твой Витька и мужик с бородой без одной руки, похож на попа. Твой молчит, а этот что с ним как зыркнет на меня и говорит:
- Спасай себя, семью и душу свою. Долг верни вдове.
    Если бы мне кто-то рассказал об таком я бы наверное оборжался бы. А сам от увиденного здорово струхнул. На Игоря смотрю, а он от меня лицо отворачивает. Сильно обиделся. Прости.  То что брал у него отдаю тебе сейчас втройне. Только не кляни. Ну я пошел. Прости.
     И пятясь, как кот нашкодивший шмыгнул на улицу. Может этот твой святой и вправду есть? Спасибо ему.
    Слава Богу и  Его святым. Мы притихли обе. Она уставшая и взволнованная от рассказа, а я приятно удивленная от услышанного.
- Радостную весть, радостно и услышать. Да украсит Господь твою старость миром.
     Я встала, собираясь уходить. Оля чуть замявшись стала предлагать деньги.
- возьми хоть немножко, ты ведь тоже не воздухом питаешься. Да и нянчилась вчера со мною.
    Отрицательно кивнув головой я немного нахмурилась:
- Спасибо за предложение. Твое пусть будет тебе. Воздухом конечно не питаюсь, но Господь не оставляет без своей милости, дает зарабатывать.
     Химерно вздохнув Оля не выдержала:
- Ну вот не верю я тебе и всё тут, что ты просто из добрых побуждений бескорыстно помогаешь людям, принимаешь с их проблемами.
- Не верить это твое право. А поройся ка ты в своей памяти, неужели там все так безоблачно, неужели там нет ни одного облачка которое травило бы тебе душу.
    Напыжившись, поставив руки в бока, приняла Ольга бойцовскую стойку. Она еще и в молодости была бой – баба. Припомнила её выбрики еще в первую встречу, могла бесцеремонно растолкать людей в очереди и при этом орать благим матом на всех, обвиняя во всех смертных грехах.
    Я буквально физически боюсь моральных агрессоров. Понимаю, что вампиры, а связывая с христианским законом – возлюби ближнего своего, теряю свои силы, таю как снежок в руке. Нечистых не боюсь, они видимы и боятся имени Христа. Когда же диавол сидит в человеке, не станешь же ты его крестить или громко молиться, особенно в общественных местах. Здесь же мы были наедине. Можно и повоевать.
- И чего же это ты перья Оля распустила, как бойцовский петух? Злишься что денег не беру или что живая осталась? За грязь в душе твоей я не в ответе, тем более не судья. У меня своих ран полно, как сердечных так и душевных. Вот послушай и может поймешь почему я тебя подобрала на морозе.
   Ольга поутихла, да и хмель видимо стал проходить, агрессия спала: Рассказывай – говорит.
- Было это еще в мои молодые годы. Поехала я со знакомыми соседками в Москву торговать картошкой. Жили в Мелитополе, там этого добра хватает и урожай снимали два раза в год. Первый урожай старались продать.
    Распродав свой товар за три дня поспешила в город, чтобы купить что-нибудь вкусное и полезное домой. Кроме того очень хотела найти книжный магазин на Кузнецком мосту. Стала расспрашивать людей, В справочных киосках и приблизительно узнав направление пошла на троллейбусную остановку.
    Иду со своими мыслями в голове. Вдруг слышу истошный крик женщины. Повернула голову и вижу как два мужика, один здоровенный, а другой мершавенький тащат под руки красивую, хорошо одетую женщину лет тридцати. Она вырывается, кричит, но никто не обращает внимания. Я сгоряча рванула выручать, но остановил страх за себя и своих детей. Ну добегу, начну спасать, она удерет, а меня Господи помилуй, прибьют, ну кому мои детки нужны будут. Они меня маленькие дома ждут. Позвать милицию потащат в свидетели, буду сидеть  давать показания, а выйду на улицу кто защитит? Одна, в чужом городе.
     Дошла до остановки, села в троллейбус и поехала совсем в другом направлении. Еле добралась к вечеру на рынок к своим подругам. Те набросились с вопросами где так долго была, заблудилась или просто по магазинам бегала. Почему без покупок? Так вот дорогая Ольга. Эти пять минут и эта картина на всю жизнь залезли в мою память. Ни стереть, ни вытащить нельзя. Тысячи раз вспоминала увиденное, каялась, молилась, но облегчения ноль.
    Оля фукнула, сдулась от напыщенной гордыни.
- Тю. Ну тянут пусть себе и тянут. И за это ты все грызешь себя?
- Не только грызу, мучаюсь от того, что может и смогла бы помочь ей без ущерба для своей семьи.
- А может её в гости тащили?
- Да нет. Когда в гости тащат так жутко не кричат и не бьются в цепких руках мужиков. Это одно. И если бы я вчера пробежала мимо тебя не остановившись, а сегодня узнала бы что ты умерла в снегу возле церкви, каково было бы у меня на душе.
- Ну ты  даешь. Так уже тебе хочется быть праведной? Кому что докажешь?
     Пробую еще раз достучаться до её сознания.
- Можно конечно прожить по принципу – «моя хата с краю ничего не знаю» , но себя то не обманешь. Был у меня еще один случай невмешательства.
     Полтора года мы с семьей прожили в одном очень богатом колхозе миллионере. Сейчас вот говорят о коррупции, воровстве в больших масштабах. Было это всё и при советской власти. Видимость партийной гласности «коммунистической справедливости» витала над простыми людьми. На самом же деле воровали все, только в разных масштабах, так сказать по мере своих возможностей. Однажды нас вызвали в правление и заставили писать под диктовку какой-то набор слов. Как оказалось кто-то из местной интеллигенции написал письмо в газету и приехал крреспондент разбираться. Его встретили по высшему разряду. А так как письмо было анонимное, решили по почерку узнать кто же это потревожил «их величество». После того как у всех «подозреваемых» были взяты образцы почерков собрали собрание.
    Рядом со мной шла молоденькая зоотехник. Бледная, осунувшаяся, перепуганная и как-то боком, боком стала ко мне почти вплотную.
- Это я написала. – тихонько призналась она.
- А мне то зачем говоришь?
- Не знаю что делать. Может признаться?
- Думай сама.
    На э том наш разговор и закончился. В клубе было полно народу. Явка всех обязательна. Руководители хорошо знали, что толпу надо держать в страхе, чтобы самим не прогореть. Напыщеннось, показная любовь к партии и правительству брызгала вместе с их слюной.
     Виноватой назвали совсем невинную. Подняли со стула и чихвостили на виду у всех сельчан. И плакала она и просилась, да кто бы её слушал. Рядом сидел муж ни живой ни мертвый. Родители, родственники все попали в черный список местных властей.
     Больше всех горлопанила главный зоотехник. Света, любовница главы колхоза с восмилетним образованием. У неё появилась прекрасная возможность «сожрать» с потрохами ту, которая вернулась в деревню с высшим образованием и таким же умным мужем.
    Теперь Оля представь мое состояние. Я ведь знаю кто написал. Но тоже сижу и молчу. Обвиненная понапрасну, уехала. Дай Боже, чтобы там, куда она перебралась со своей семьей все было прекрасно. Но ни она, ни её семья ни эта молодая зоотехник, ни я никогда не забудем эту мерзкую историю.
     Живи Оля, благодари Бога, святого Спиридона, будь в меру возможности счастлива. А я пойду.
    Хозяйка засуетилась и тоже засобиралась.
- Провожу тебя немного, хоть до фонарей.
     Шли молча. При расставании она нерешительно спросила:
- Можно тебе один вопрос задать?
- Спрашивай.
- Как ты думаешь, отдать мне эти деньги сыну или на книжку положить?
- Если отдашь сыну это конечно твое дело. Радости от этого и благодарности не будешь иметь, только новое отчаяние с еще большей обидой и болью от его равнодушия. Если продашь вагончик, уедешь к матери, то тебе еще и замуж светит за старого  знакомого. Ольга заохала.
- Как же я теперь в деревне покажусь?
- Нормально. Снова приедешь богатой королевой, только постаревшей, а это у всех бывает. «Корону» оставь на Севере и едь как любящая дочь досматривать свою мать. Купи себе хороший дом, забери родительницу, тебя снова полюбят все родственники. И муж твой там похоронен. Чего ты здесь в снегах и комарах видишь?
     Не успела я договорить, как провожатая крепко обхватила меня и прижавшись носом взвыла.
- Спасибо. Уеду. Спасибо. Напишу тебе, может еще свидимся. И Спиридону твоему спасибо, я всем буду за него рассказывать.
    На том и разошлись.
    Прошел не один десяток лет и меня Бог в старости сподобил перебраться на «большую землю». Буквально недели через две после переезда я снова услышала рассказ о чудесной помощи святого Спиридона. Рассказчица буквально в захлеб хвалила э того чудотворца. У неё есть  знакомая, которая ходила в монастырь и целый год просила помощи в получении квартиры. Но результата не было никакого. И вот, в последний раз стоя перед образом на молитве, не сводя глаз с его лика только и проговорила:
- Эх Спиридон, Спиридон, я тебя целый год просила, а ты мне так и не помог.
     С тяжелым сердцем разочарованная ушла домой.
    А на другой день  сообщили, что ей выделили квартиру в доме прямо напротив церкви в которой она так долго молилась святому Спиридону. 
    Как оказалось в дальнейшем люди чтут и помнят этого святого. Передавая из уст в уста о всех чудесных милостях творимых по молитвам к нему, православный мир пронес имя святого, славу более чем через полторы тысячи лет.
    Одна моя знакомая по Северу  пару лет назад переехала в Башкирию.  Но прежде чем исполнилось её желание, всем пришлось много поволноваться.
    Людмила – мать большого семейства, рвалась душой к родным местам где прошло её детство, но вместе с тем ей приходилось оставлять двух дочерей и внуков, а это сверхтяжело. В Москве тоже дочь с внуком, так хочется жить рядом с самыми родными и любимыми, но вот не складывалось и все тут.
    Люда поехала к старцу Иерониму, да хранит его Господь где бы он ни был в настоящее время. Старец назвал ей имя святого Спиридона, научил молиться и заверил, что он обязательно поможет продать квартиру и переехать.
    Мы еще все жили на Севере и Люда жаловалась, что квартира никак не продается, а дом для переезда уже нашли. Потом, через знакомых слышу, что у Людмилы все хорошо и квартиру продали и переехали.
    Мир тесен и земля круглая это догма. И снова довелось нам встретиться уже на моем новом месте жительства. Обнялись, заплакали. Слава Тебе Господи сподобивший еще раз увидеть эту прекраснейшую женщину. Взяла её ручки в свои, молюсь полушепотом и слушаю историю переселения.
- Вы же помните наверное, что у нас квартира все никак не продавалась?
    Не переставая молиться, просто утвердительно кивнула головой.
- Так вот. Я и у старца побывала и святому Спиридону молилась, не приходят покупатели, хоть кричи. Поехала снова к старцу и встретила знакомую девчушечку. Татарочка приняла христианство и подстриглась в монахини под именем Калерия, да прибудет на ней любовь Всевышнего. Я рассказала ей о своей беде.
    Она очень внимательно, терпеливо выслушала и посоветовала молиться к святому Спиридону. Я ей сказала, что уже молюсь, а толку никакого. Монахиня остановилась и внимательно посмотрев в мою сторону сокрушенно произнесла: «Значит все равно что-то делаете не так. Либо не искренне, либо без желания обресть просимое.» Как в воду глядела. Молодое телом, но умудренное силой Божией это совсем еще дитя, буквально ткнуло меня носом в мое молитвенное равнодушие. С виду, на людях я проявляла заботу о продаже квартиры, а в душе мне так было её жалко, что и не рассказать. Ведь там и стены стали родными и дочери выросли, сколько разных событий видела наша квартира.  После наставления Калерии я попросила прощения у святого, за то что морочу ему голову и на второй день на порог ступили покупатели, которые в добавок ко всему шли на все наши условия. Жали пока мы перевезли вещи почти три месяца.
   Мне за этого святого еще раньше одна знакомая рассказывала. По соседству с нашим домом продавалась ничем не примечательная квартирка, да еще и планировка «трамвайчиком». Цену она за квартиру заломила 2 млн. 300 тыс. , для той местности это огромная сумма. И тут же продала. Спрашиваю как ей удалось, ведь столько стоит пустующего жилья по более низшей стоимости и никто не покупает, а у тебя так быстро все сложилось к успеху. Она хитренько мне подмигнув рассмеялась:  «Помощник у меня есть неоценимый, запомни его имя – Спиридон, он и тебе поможет когда нуждаться будешь.»
    Я тогда этот рассказ пропустила мимо ушей, и старца ослушалась, а вот после встречи с Калерией утвердилась в вере и силе этого святого.
    Воодушевленные и радостные, что обрели и приняли в сердце свое такого великого и милосердного помощника, мы несколько минут сидели тихо с умилением глядя на его образ.
    Чуть крепче прижав натруженные ручки гостьи поспешила и я поделиться своей радостью.
- Мне ведь тоже помог святой Спиридон. Спасибо ему и слава в бесконечности. Да ещё в добавок видела его живым. Люда – умничка, за все годы нашего общения ни разу не подвергла сомнению мои рассказы о чудесных явлениях Светлых сил. Явная милость Небес только больше укрепляет нас в вере, удерживает от грехопадения и укрепляет противостояние во время искушений. Если есть явное, видимое проявление существования Сил Святых, значит и спасение есть.
    В предвкушении услышать что-то сверх радостно-таинсвенное Людмила превратилась в замершего слушателя. А я продолжила.
- Из человеческих уст узнала, что в Даниловском монастыре есть большая икона святого чудотворца Спиридона Тримифунтского и его башмачок.
    Сначала у нас в доме появился маленький образок этого святого, чуть больше почтового конверта, да вот он перед тобой. Потихоньку привыкли к нему, молились как могли. А потом появилось непреодолимое желание поклониться изображению святого в Даниловском монастыре. Стала опять таки об этом просить святого, приложиться к образу и заказать молебен. Все сложилось как нельзя лучше. Случилось так, что переезд, обустройство сильно поистощило финансовые запасы моих детей, а жить до  очередного заработка на что-то надо было и в ход пошла моя маленькая пенсия. Предложила съездить в монастырь к святому. В тот же день и поехали. Святой Спиридон помог везде. Ни тебе пробок, ни заторов, слава Тебе Господи, доехали как нельзя лучше. Сначала поднялись в верхнюю часть храма, поклонились и приложились к мощам святых Даниилы московского чудотворца Николая Мирликийского. Стали спрашивать об искомом нами святом. Нам указали на нижнюю часть храма, куда мы и поспешили направиться. Икон много и народа много, с группой паломников ходит экскурсовод. Женщина небольшого росточка и так воодушевленно обо всем рассказывает, что и мы стали её слушателями. С левой стороны от входа, на центральной колонне увидели уже родной нам лик. Слава Богу за такую встречу. Ничем не передаваемое волнение души овладело всем естеством.
   Отвергающие силу святых и их самих вообще, клевещущие на Мать Божию, никогда не смогут ощутить всей той благодати, когда смотришь на изображение святого, наипаче же когда с величайшим благоговением прикасаешься к иконе челом.
    Экскурсовод очень подробно и доходчиво рассказала о его чудесах и о башмачках, что когда их снимают с ножек, то чувствуют как святой Спиридон помогает освободиться от них. Первый раз подошла к иконе, поцеловала и быстро отошла, много было желающих прикоснуться, особенно после всего только что услышанного. Второй раз постояла радом дольше, поднесла внучку она святого уже узнает по домашней иконе. Говорить еще не умеет, но когда спрашиваешь: «Где Спиридон?» ведет за руку среди всех икон и показывает пальчиком на него.
    Слава Богу! Сердечко радостно стучит в груди, мир вокруг становится прекрасным. Моя спутница осталась в очереди, чтобы купить святой водички, свечек и акафист святому, а мы с внучкой вышли во двор монастыря.
     По территории быстрым шагом проходят строгие монахи, в центре монастырского двора возле арки сидят паломники, летают голуби. Опустив внучку на мостовую, вожу её за ручку, а у самой из головы не выходит вопрос: Ну вот побывала, слава Богу, обрела в душе покой, а видел ли нас святой и слышал ли наши молитвы? Сколько же у него таких просителей как мы? Может что-то не так сказала на молитве прости Господи. Терзаясь пустыми сомнениями почувствовала на себе чей-то взгляд и близкое присутствие живого существа.
    Чуть-чуть повернув голову в лево, увидела искрящегося неземным светом живого человека. От волнения дух перехватило. А он стоит и до того мирно престветло улыбается, что хотелось упасть перед ним на колени и целовать те дорогие всему христианскому миру башмачки. Хочется описать тот блеск – сияние, хотя бы приблизительно сравнив с чем-нибудь земным.
    Тело святого переливалось нежнейшими цветами: бирюзовым, салатовым кое-где светло-малиновым. Длинные полосы, почти ровные, вспыхивали, двигались как чистейшая вода в хрустальном стакане, который держат напротив солнца. Зная и понимая, что такие волшебные встречи могут быть не долгими я грешная стала волнуясь и спеша рассказывать святому о своих нуждах. Поблагодарила его за явление, за укрепление веры и пообещала прославить его по мере моих сил и возможностей. Святой Спиридон ходил с нами рядом по монастырскому двору и улыбаясь слушал мой взволнованный лепет. Что интересно, если мы доходили до арки и обращались обратно, он был с нами неотступно, а если переходили чуть за арку святой останавливался и дальше не шел. Я быстро это поняла и мы больше не переступали черту через которую ему идти почему-то было нельзя. 
     На крылечке храма показалась моя спутница. Купила водички от Серафима Саровского, я об этой водичке давно мечтала, свечей, которые приложила к башмачку святого возле иконы. Понимая, что сейчас мы расстанемся, стараясь запечатлеть в памяти каждое мгновение, не отрывая от святого взгляда я позвала спутницу.
- Смотри, смотри внимательно. Святой Спиридон рядом.
    Молоденькая женщина стала внимательно смотреть в невидимое человеческому взору пространство. Ох как же мне хотелось, чтобы святого увидели все кто слышал мой голос, кто был во дворе монастыря. Родненький Спиридон, пусть наша любовь к тебе восполнит твои силы потраченные опять же на нас.
    Святой шел-плыл по земле, быстрым шагом, постоянно оглядываясь в нашу сторону, а на крылечке храма чуть задержавшись прощаясь кивнул головой и молниеносно скрылся в здании церкви.
   Молодой. Лет тридцати пяти, необычайной красоты, только глаза такие как на иконе.
Вот такие вот дела Люда.
   От услышанного рассказа моя дорогая слушательница тихонько дрожала и слезы капельками стекали  по знающим уже эту влагу щекам.
     Милая моя, потрепанная жизнью, как долго висящий на флагштоке флаг палимый солнцем, рваный ветром и прочими природными явлениями, подруга снова обратилась ко мне с вопросом.
- Верю ведь, что святые помогают, а вот как они это делают не пойму? Пробовала тихонько спросить батюшку, но он на меня шикнул и сказал грешно лезть с праздными, ненужными размышлениями в тайное. Молись, обретая просимое благодари и всё.
- Ты знаешь этот вопрос наверное волнует не только тебя. Когда сектанты кидаются на нас с упреками, расспросами требуя доказательств, мы просто теряемся и отступая перед их аргументированным цитатами из священного писания, не знаем как отстоять свою правоту о силе и чудесах святых.
- Да-а-а…- Выдохнула сокрушенно Людмила.
- Они все по написанному твердят. Иконы, мощи и сами имена святых для них неприемлемы.
Слава Богу, что мы по другую стону баррикад. Спасибо Небесам, что заложили в наши умы чтить светлую память святых, обращаться к ним за помощью и обретать все просимое. Страшно даже представить себе как можно жить без матушки Матренушки, Серафима Саровского, чтимого во всех уголках планеты, а как же без святого чудотворца Николая, святого Спиридона, Иоанна Крондштадского, Киприана и Иустиньи, Амвросия и Анатолия Зерцалова Оптинских и без всех, кто ради нас так и остался в земном измерении наделенные силой Божей, силой Духа Святого. Пусть твое сердце не слушает пустые речи отщепенцев. Назови мне хоть одно имя из их веры, которое знает весь мир. Оно если подумать зачем мы этому святому Спиридону нужны? Он прожил праведную жизнь и мог бы себе спокойно наслаждаться радостями рая. Это  как же нужно любить нас погрязших в грехах, унывающих в скорбях, печальных, больных, чтобы полторы тысячи лет подряд приходить на помощь? Если умирает кто-нибудь из близких, всеми видами религий запрещено их вызывать, а некоторыми и поминать вообще. Святые же являясь во сне и на яву сами предлагают свою помощь. Мы ведь начинаем верить в основном только когда увидим чудо или услышим от кого-нибудь о нём. Так и разносится слава Божия между людьми.
    Дай Боже силы всем святым и простым молитвенникам дабы и мы грешные видя славу и силу Твою на них, сами бы укреплялись в вере и в конце жизненного пути обрели спасение.
- Почти поняла.- оживленно ответила Люда.
- Значит если я буду молиться, верить в Бога, вести благообразную жизнь, то смогу после смерти приходить к своим и помогать?
- Как тебе объяснить. Вот представь, что ты еще при жизни стала видеть силы тьмы?
    Женщина заволновалась, страх тут же отпечатался на её лице.
- Ой, ой. Господи помилуй. Не-не. Не надо. Чур меня. Чур.- крестясь и кланяясь в сторону икон скороговоркой защебетала гостья.
- Вот. То-то и оно. Святой же Спиридон не боится никаких происков. Он настолько любит Бога и нас, что сияет этой силой от которой нечисть горит. Если ты любишь свое дитя, и не дай Бог что-то с ним случится на твоих глазах, ты ведь не задумываясь прыгнешь за ним и в огонь и вводу?
- Права, за своих и жизнь отдам. А на чужих меня не хватит.
- Мы все такие. Потому то святых и мало. Нам бы хоть малую толику их любви к Божей Матери и Троице, тогда и к чужим незнакомым людям любовь и самопожертвование появится.
- Еще, если можно, дорасскажите помог ли вам святой Спиридон?
- Да. Слава ему во веки веков и его жене и его дочери Ирине и всем кого он любит. Вечная ему память и Царствие Небесное. В тот же день, по дороге с монастыря, заехали на работу к старшему сыну. Он ни о чем не спрашивая, достал деньги и положил мне в карман: «На мать, у меня сегодня удачный день, а пенсию свою не трать, я буду помогать.»
     Спасибо тебе святой праведный угодниче Божий чудотворец Спиридон! Моли Бога о нас и будь нам преблагим покровителем во все дни жизни нашей. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.