Остров Лювен - Каринхалл, туда и обратно

Бьёрн Сандмарк
По ту сторону пролива находится остров Флор (3). Из-за своего письменного стола я вижу проглядывающую крышу старого трактира, лучшего строения на острове. С тридцатых годов остров принадлежит семье Сильверскёльд. Первый владелец острова Нильс Сильверскёльд, благодаря своему браку с Марией фон Розен(4), был шурином Германа Геринга, второго по значимости человека гитлеровской Германии. Как-то Сильверскёльд сказал моей бабушке, что если Германия нападёт на Швецию, остров Флор будет первое, что начнут бомбить геринговские Luftwaffe(5). Бабушка ответила, что она не думает, что лётчики прилетят с запада с целью бомбить именно этот остров, на котором были всего один белый и один жёлтый дом.

Нильс Сильверскёльд был коммунистом и уже показал Герингу своё гражданское мужество. Как-то во время семейного праздника фон Розенов в замке Рокельстад все встали вслед за Герингом, провозгласившим тост за новую Германию. Сильверскёльд остался сидеть где сидел и отказался пить за этот тост. Тем не менее, Геринг помог Марии Сильверскёльд вызволить нескольких еврейских друзей в 1938 году. Когда Геринг узнал, что супруги Сильверскёльд развелись, он подумывал устроить крушение поезда, чтобы стереть неудобного шурина с лица земли.

Контакты Геринга со Швецией во многом наложили отпечаток на его жизнь. В своей книге «Геринг и Швеция – любовь-ненависть», дающей достаточно полную картину об отношениях Геринга с северным соседом, Бьёрн Фонтандер(6) показал, как это происходило.

Геринг был одним из многих разочаровавшихся молодых людей, вернувшихся с Первой мировой войны. Последний командир знаменитой эскадрильи Рихтгофена (7), он не мог никак приспособиться к обычной жизни. Чтобы прокормиться, он выступал с показательными полетами в Швеции и даже подрабатывал «авиатаксистом». Это занятие и привело его в семью фон Розенов. Во время одного визита в 1920 он встретился с замужней тогда Карин Катцов и они влюбились друг в друга с первого взгляда. Ради Геринга Карин оставила мужа и сына и уехала с ним в Германию. Раздвоение личности  проявлялось у Геринга уже тогда: любящий, романтичный, почти восторженный в своей любовной сказке в баварских горах, преданный, обаятельный, и одновременно – грубый циник без малейшего уважения к окружающим, к их человеческому достоинству. Это было необычайно неприятное сочетание сентиментальности и жестокости, что не было редкостью среди нацистских вождей.

Геринг быстро нашёл себя в нацизме и стал активно участвовать в нацистском движении. В ноябре 1923 года во время «пивного путча» он был тяжело ранен. Пара бежала в Австрию, где из-за тяжёлых ран Герингу пришлось прибегнуть к обширному лечению морфием, что стало причиной его дальнейшей наркотической зависимости.

Романтичная Карин писала в Швецию длинные письма о своей жизни, сравнивая её с любовью Тристана и Изольды, но что их счастье омрачено лишь прозаическим отсутствием денег и что Геринг всё еще объявлен в Германии в розыск. Домашние смилостивились и позволили им вернуться в Швецию, но на этот раз Герингу было не так легко найти работу. Счастье превращается в ад - вместо того, чтобы искать работу, он стал злоупотреблять морфием, что вызвало психическое расстройство. Он стал опасен и его пришлось поместить в психиатрическую клинику в Лангбро(8) в том числе и для для детоксикации. Изображение Фонтандером истории любви этой пары порой слишком сочувственно. Наверное, это бессознательная дань мифологизированной Карин – сказке про красавицу и чудовище. Однако нельзя сказать, что Фонтандер некритичен, её письма показывают совершенно другие, менее приятные политические стороны.

В 1928 году Геринг был выдвинут в Рейхсдаг депутатом от нацистской партии, и его политическая карьера взлетела. С самого начала он использовал свой депутатский мандат, чтобы обогатиться, поэтому брал взятки откуда мог, вероятно, от обоих промышленных концернов - Thyssen(9) и Lufthansa(10). Теперь уже бесспорно, что немецкие промышленники всякими способами экономически активно участвовали в формировании нацизма. Не в последнюю очередь грандиозные планы по созданию армии совпадали  и с интересами владельцем заводов, в таком случае появились бы заказы  в угольной и сталелитейной промышленности.

Получая зарплату от Thyssen, Геринг мог продолжать свой роскошный образ жизни с постоянными пикниками, торжественными обедами и развлечениями. Карин была блестящей хозяйкой, и Гитлер часто называл её «талисманом движения». Такой ритм жизни в конце концов стал слишком тяжёлым для Карин, страдающей болезнью сердца. В октябре 1931 года она умерла и была похоронена в семейном склепе на фамильном кладбище на острове Ловён. Могилу осквернили - это стало для Геринга удобным поводом  перевезти её прах в Каринхалл, в их загородный дом, построенный, по примеру Эрика фон Розена(11), в стиле «норвежского охотничьего домика». В форме, больше напоминавшей государственные похороны, останки Карин перевезли в личный мавзолей для перезахоронения. Каринхалл разрастался и в конце концов превратился в замок, в котором, помимо прочего, находились произведения искусства, награбленные Герингом во время войны. Одной из странных особенностей геринговской властной политики было вручение генералам списков нужных ему предметов искусства из завоеванных городов.

После выборов 1932 года, когда нацистская партия стала крупнейшей, Геринг был избран председателем Рейхстага - что явно впечатлило его шведскую родню, с которой Геринг всё ещё поддерживал тесные отношения. По отношению к Томасу Канцов, сыну Карин, он вёл себя как отец, что следует из оставшихся после его смерти дневников и писем. Томас также оставался верен Герингу вплоть до Нюрнбергского процесса, когда он написал письмо в защиту Геринга, которое, однако, никогда не цитируется.

Борьба за власть в нацистской партии ожесточалась, но Геринг выиграл. После захвата власти нацистами в 1933 году он стал рейхминистром и возглавлял компанию уничтожения высшего руководства СА в  «Ночь длинных ножей»(13), когда был убит Эрнст Рём(14). Геринг организовал гестапо, ему принадлежит инициатива строительства в Германии первых концлагерей. В 1938 году он поднялся на вершину своего могущества, будучи произведенным в звание генерал-фельдмаршала авиации и верховного главнокомандующего ВВС Германии.

Его вторая жена Эмма Зоннеманн была вынуждена жить в Каринхалл в тени Карин, но вела самостоятельную жизнь. Она была актрисой и имела много друзей-евреев, что вынуждало её обращаться к Герингу за помощью. Геринг был ярым антисемитом и поддерживал политику своей партии, но, тем не менее, иногда поступал против партийной линии. «Кто еврей, решаю я», - говаривал он.

Когда Люфтваффе была проиграна битва за Британию, он вдруг уединился в Каринхалл, предоставив генералам вести войну. Это было началом конца геринговского влияния. Когда же он не смог сдержать обещания выполнить поддержку с воздуха в битве под Сталинградом и в Северной Африке, то впал в немилость к Гитлеру. Он придумывал для себя всё более эксцентрические униформы и медали, развлекался охотой и награбленными произведениями искусства. Он снова начал употреблять наркотики, подкрашивал лицо, на совещаниях сидел с отсутствующим видом, перебирая в руке драгоценные камни.

Перед Нюрнбергским процессом он прошёл детоксикацию и на самом судебном процессе был остроумен и находчив, но его злодеяния были вне всяких сомнений. Приговор был безапелиционен - смерть через повешение. Ему удалось всё же избежать правосудия и проглотить ампулу с ядом, вероятно, имплантированную в большой шрам на его груди. Одиннадцать казнённых военных преступников были кремированы и их пепел развеяли над рекой Изар в Мюнхене, где всё это началось 23 назад.

Шведские друзья Геринга со временем стали относиться к нацистам всё более критически.  Согласно Фонтандеру, это был не оппортунизм, а констатация фактов. Нацизм не развился в Германии в общественный строй, как надеялся Эрик фон Розен, но даже и он резко осудил, например, заключение в тюрьму пастора Нимеллера(15). В Нюрнберге Геринг будет утверждать, что он спас Швецию в начале войны от оккупации. Нет никаких письменных источников, подтверждающих это, но шведские политики и дипломаты любят подчёркивать свои собственные заслуги по этому вопросу.

Другой до сих пор невыясненный вопрос - где перезахоронили прах Карин после окончания войны. По официальной версии в 1951 году его перевезли обратно в Швецию, чтобы окончательно предать земле на острове Лов. Сорок лет спустя недалеко от мавзолея Геринга был найдена часть оловянного гроба, который в 1931(16) году был изготовлен в Швеции. Прах до сих пор проходит анализ ДНК, а ответа нет. Есть что-то символическое в этом обстоятельстве. Если Карин знала, как будет развиваться нацизм и какие ужасные преступления против человечества будут совершаться с этим названием, она, вероятно, никогда не обретёт покоя.


1 Лов - остров в озере Меларен, третьего по величине озера в Швеции
2 Carinhall  (нем. ) — имение Германа Геринга, названное в честь его первой жены-шведки баронессы Карин фон Канцов
3 Флор - остров в заливе Скагеррак Северного моря
4 Мария фон Розен - сестра Карин
5 Luftwaffe (нем.) - воздушные силы вермахта
6 Бьёрн Фонтандер - шведский журналист и писатель, автор книги «Геринг и Швеция - любовь-ненависть»
7 «Эскадрилья Рихтхофен» - знаменитая эскадрилья, носившая имя ее первого командира барона Ма;нфред А;льбрехт фон Рихтго;фен.
8 "Пивной путч" - Попытка государственного переворота, предпринятая Гитлером и его сторонниками в Мюнхене в 1923 году
8 - вначале он подрабатывал участвуя в авиа шоу
9 психбольница Лоргбро в Стокгльме
10 ThyssenKrupp — один из крупнейших промышленных концернов Германии, крупнейший в мире  производитель высоколегированной стали, основан в 1860г.
11 одна из крупнейших авиакомпаний мира
12. граф Эрик фон Розен - шурин Геринга, шведский нацист
13 «Ночь длинных ножей» — расправа Гитлера над штурмовиками СА, произошедшая 30 июня 1934. Поводом для расправы послужила нелояльность штурмовиков во главе с Эрнстом Рёмом и подозрение в подготовке путча.
14.Эрнст Юлиус Рём — один из лидеров национал-социалистов и руководитель СА - штурмовых отрядов
15. пастор Нимеллер - пастор протестантской церкви, один из самых известных в Германии противников нацизма
16. Леонард Мосли - британский журналист, историк, биограф и романист
17. год смерти Карин, первой жены Геринга


Авторизованный перевод со шведского и пояснения Шахризы Богатырёвой


на фото: Геринг и нацистское руководство в Каринхалл. Фото из интеренета