Маркс в Лондоне

Бьёрн Сандмарк
В рассказе  Бальзака «Неведомый шедевр» гениальный художник  Френхофер в течение десяти лет работая над своей работой и постоянно совершенствуя её, даёт выход своему перфекционизму. Когда он, наконец, завершает работу и показывает картину своим друзьям, те ничего не понимают: они видят только бесформенное нагромождение цветов и линий. Художник бросает в огонь  свои картины и умирает в ту же ночь.

В своей книге «Карл Маркс. Биография» писатель и журналист Фрэнсис Вин утверждает, что художественное начало было основной причиной беспокойства Маркса всю его жизнь. Что он воспринимал своё авторство не столько как экономическое или политическое, но как творческое, и венцом этого творчества стал «Капитал». Способ Вина выделять это обстоятельство кажется несколько надуманным. После сотен миллионов смертей и безмерных страданий ради идей коммунизма имя Маркса навсегда будет связано с насилием и угнетением. Но разве справедливо, что Карл Маркс должен нести ответственность за то, что его идеи спустя десятилетия после его смерти были неправильно интерпретированы? Релятивизация* Маркса в выдающегося художника после этого становится актом компенсационного рвения и довольно сомнительным оправданием. Собственно, Вин не нуждается ни в том, ни в другом. Его книга являет собой хорошо составленную биографию Маркса, которая никого не оставит равнодушным.

«Мавр», как называли Маркса за его тяжёлые чёрные волосы и бороду, тёмные глаза и южный темперамент, предстаёт очень живо со всей своей импульсивностью, страстью, расточительностью, жаром и большой жизнерадостностью. Основной конфликт в его жизни состоял между идеей о грядущей пролетарской революции и образом жизни, который можно было бы назвать аристократической неплатежеспособностью - то есть когда вы придерживаетесь дорогих привычек, которые не можете себе позволить, но которые считаете жизненно важными. Маркс был родом из семьи «выше среднего класса» и довольно молодым женился на баронессе Женни фон Вестфален. Вин считает, что именно этот союз привёл семью к слишком дорогому образу жизни. Описание постоянной нехватки денег у Маркса занимает бОльшую часть книги, и кажется, словно Маркс чуть ли не вытащен из галереи диккенсовских персонажей, чьи страдания никогда не заканчиваются. Если это не зубная боль, карбункулы или детская кроватка, то тогда ломбарды, кредиторы или счета из бакалейных  магазинов.

После защиты докторской диссертации в 1841 г. Маркс какое-то время работал в Rheinische Zeitung**. Это была почти либеральная газета с критическим отношением к прусской королевской семье. Через несколько лет он переехал во Францию, и в 1844 году, живя в Париже, встретился с Фридрихом Энгельсом, с которым был несколько знаком раньше. Они интенсивно общались десять дней,  и поняли, что их взгляды полностью совпадают, и стали друзьями на всю жизнь. Энгельс, понявший уникальность Маркса, совершенно просто взялся обеспечивать его до самой смерти. Он пожертвовал собственной журналисткой карьерой и стал служить на фабрике своего отца в Манчестере после того, как Маркс переехал в Лондон - после беспорядков революции 1848 года***.

21 февраля того же года Маркс и Энгельс опубликовали Манифест коммунистической партии, предисловие которого содержало критику в адрес Папы, французского короля,  австрийского министра Меттерниха и французского премьер-министра Гизо. Здесь Маркс, несомненно, выражал мнение своих современников, и те, кого он указал врагами народа, в кратчайший срок пали один за другим. Гизо был смещён 23 февраля, король Луи Филипп отрекся от престола на следующий день, Меттерних был свергнут через три недели. Для Германии это была неудачная революция 1848 года, которая, однако, имела свои последствия: она проложила путь к объединению Германии и Бисмаркской прусской диктатуры в 1870 году.

Неудивительно, что Европа вибрировала в ожидание революции, которая должна была произойти. Но всё случилось не так, как ожидалось. Революция оборвалась, и вскоре Маркс стал изгоем на всём европейском континенте. Время в Лондоне было полностью посвящено работе и письмам с просьбой денег к Энгельсу, который также написал почти половину статей для Маркса в The New York Daily Tribune. Хотя Маркс работал день и ночь до 1867 года, пока не закончил первый том «Капитала», и это была единственный том, который он успел опубликовать при жизни. После смерти Маркса в 1883 году Энгельс издал остальные тома.

Можно снисходительно относиться к марксизму, но анализ Марксом капитализма до сих пор остаётся непревзойдённым. Трудно спорить с тем, что общество определяется той производительной формой, когда очевидны последствия перехода к так называемому информационному обществу - производство товаров потребления превращается в производство фиктивных бумаг на мировых фондовых биржах. Столь же трудно аргументировать против того, что суть капитализма есть конкуренция, узнаваемая характеристика, когда сейчас даже больницы и дома престарелых превращаются в акционерные общества. Но в эпоху глобализации действительно необходимо привести следующую цитату из «Капитала», не в последнюю очередь из-за широко распространённого детского труда, секс-торговли женщинами из восточной Европы и драматически увеличивающегося разрыва между богатыми и бедными:

«Накопление богатства на одном полюсе есть в то же время накопление нищеты, муки труда, рабства, невежества, огрубения и моральной деградации на противоположном полюсе».

Основной протест в книге против капитализма  -  это то, что капиталист имеет прибыль посредством работы пролетариата, и что этот строй сохраняется за счёт своей внутренней диалектики. Поскольку хозяева не делятся своей прибылью с работниками, то, согласно Марксу, можно утверждать, что зарплата рабочих уменьшается относительно объёма производства, даже если для нынешних пролетариев блага в виде DVD-плееров и путешествий во время отпуска увеличились в абсолютном выражении. К сожалению, количество "one-dollar-jobs"****, например, в государственном секторе, которые не могут жить на свою зарплату, неуклонно растёт.

Является ли «Капитал» произведением искусства или нет - но ВИну удается его намерение объяснить жизнь и мысли Маркса. Единственное, что иногда мешает чтению - обилие пустопорожних слов, как здесь: «Таким образом, ты немедленно должен отправиться в Лондон, - писал Маркс Энгельсу, который приходил в себя после своих революционного  напряжения*****, напиваясь и не пропуская ни одной юбки в Лозанне». Сам Маркс, однако, не гонялся за юбками до такой степени. (Единственная, почти маловероятная связь была с домработницей семьи Еленой Демут, результатом которой стал единственный из детей Маркса, который пережил его самого и остальных детей и не покончил жизнь самоубийством).

Вместо того, чтобы стать мелкобуржуазным кормильцем семьи, Маркс жил ради работы, плодами которой он упивался бы в далёком и неопределённом будущем, и подошёл к концу жизни, как и многие с подобными амбициями, со множеством болезней и физической изношенностью. Но написанная Маркса теория сущности капитализма остаётся непревзойдённой почти полтораста лет. То, что ему так и не удалось воплотить в практической жизни, это другой вопрос. Сколько людей осуществило то, что проповедовало?



* отказ от придания чему-либо абсолютного значения; делать что-то относительным, сводить от абсолютности к относительности
** Rheinische Zeitung - Рейнская газета
*** французская революция 1848 года
**** one-dollar-jobs - однодолларовое рабочее место
***** имеется в виду мартовская революция 1848 г., после которой Энгельс был вынужден покинуть Германию



Авторизованный перевод со шведского и пояснения Шахризы Богатырёвой


картинка из интернета